Набожность (аль-вараъу) (2)

Набожность сподвижников (да будет доволен ими Аллах):

• Сувайд ибн Гафля сказал: «Я встретил Убай ибн Аби Кяъб (да будет доволен им Аллах) и он сказал мне: «Я нашел кошелек в котором было сто динаров и пошел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и он сказал мне: «Осведомляй об этом год». И я не нашел никого. Затем пошел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и он сказал: «Осведомляй об этом год». Но я опять никого не нашел. Затем я пришел к нему в третий раз, и он сказал: «Сохрани кошелек и посчитай, сколько в нем, вдруг придет хозяин. А если нет, то пользуйся». Я пользовался до тех пор, пока не встретил хозяина в Мекке. И он сказал: «Я не знаю, три года прошло или один»» (хадис согласован).

Ибн Хаджар в аль-Фатх сказал: «Некоторые совместили между хадисом Убайя и следующим хадисом Зейда ибн Халид в следующей главе, где не было разногласия за один год. И он сказал: «Хадис Убай ибн Къаба относится к проявлению набожности (аль-вараъ) и воздержанности в использовании находки. А хадис Зейда относится к теме необходимостей: то, в чем есть нужда бедуина, и нет нужды Убайя».

• Передает Каъб ибн Малик: «…Вдруг ко мне пришел посланник Посланника Аллаха (с.а.с.) и сказал мне: «Поистине Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывает тебе не приближаться к жене». И я спросил: «Мне развестись с ней или что мне делать?». Он сказал: «Нет, но не приближайся». Он отправил моим друзьям подобное. И я сказал своей жене: «Отправляйся к своей семье и побудь у них, пока Аллах не даст решения нам». Но пришла жена Хиляля ибн Умайя к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала ему: «О, Посланник Аллаха, поистине Хиляль ибн Умайя старик, который пропадет, ибо он не имеет слугу. Разве ты хочешь, чтобы я не прислуживала ему?» Он сказал: «Нет, однако пусть не приближается». И она сказала: «Клянусь Аллахом, он не делает ничего, но плачет с тех пор до этих дней». И мне сказала моя семья: «Попросил бы ты разрешения у Посланника Аллаха (с.а.с.), чтобы он позволил твоей жене прислуживать тебе, ведь он разрешил жене Хиляль ибн Умайя. И я сказал: «Я не буду просить разрешения у Посланника Аллаха (с.а.с.) ведь я не знаю, что скажет он мне, если попрошу его об этом, ведь я же молодой парень…» (хадис согласован).

Ан-Нававий сказал: «Набожность (аль-вараъ) и осторожность проявляется в том, что он опасается впасть в запретное, потому что он не спросил разрешения для того, чтобы жена прислуживала ему. Он мотивировал это тем, что он молодой и боится близости с ней и это то, что запрещено ему».

Эти два хадиса указывают на набожность в отказе от некоторых дозволенных вещей из-за боязни впасть в запретное.

• Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает: «У Абу Бакра ас-Сыддыка (да будет доволен им Аллах) был юноша, который давал ему дань, и Абу Бакр ел из нее. Однажды он принес что-то и Абу Бакр стал есть это. И юноша сказал ему: «Ты знаешь, что это такое?». И Абу Бакр спросил: «Что это такое?». Он сказал: «Я гадал одному человеку в джахилии и обманул его. Встретив меня, он дал мне за это то, что ты ешь сейчас». И Абу Бакр умышленно вызвал рвоту, чтобы очистить себя от того, что он съел» (аль-Бухари).

• Передается от Нафиъ, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) раздал всем первым мухаджирам по четыре тысячи, а своему сыну дал три тысячи пятьсот. Его спросили: «Он из числа мухаджиров почему ты уменьшил?». Он ответил: «Его заставил переселиться отец, и он не подобен тому, кто переселился сам» (аль-Бухари).

В этих двух хадисах было проявление набожности в сомнительном, т.е. воздержание от него.

• Глава: «О необходимости уйти, если увидел порицаемое в призыве»: Ибн Масъуд увидел изображение в доме и ушел. Ибн Умар позвал Абу Айюба и он увидел в доме на стене занавес и сказал ибн Умар: «В этом нас одолели женщины». И сказал: «Я бы боялся за кого-нибудь другого, но не боялся за тебя. Клянусь Аллахом, я не буду есть с вами пищу». И он ушел» (аль-Бухари).

Ибн Хаджар в аль-Фатх сказал: «В другом риваяте от аль-Лейса от Бакира ибн Абдуллаха ибн аль-Ашадж от Салима приводится следующее значение: «Приблизившись сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) стали входить один за другим пока не приблизился Абу Айюб. Абдуллах по поводу него сказал: «Я поклялся в том, что ты вернешься». И он сказал: «Я тоже с этого дня намереваюсь не заходить». И он ушел… Ибн Батталь сказал: «…Смысл весь в том, что если есть запретное и он может устранить его, то это хорошо. А если не может, то должен уйти. А если это не желательно, то проявить набожность». И подтверждает это история с ибн Умаром, где было разногласие сподвижников во вхождении в дом, стены которого были закрыты. Если бы это было запретным, то не сидели бы те, кто сидели, и этого не делал бы ибн Умар. А действие Абу Айюба относится к нежелательности, совмещая два действия. А также есть вероятность, что Абу Айюб считал это запретным, а те, кто не отрицали, считали это дозволенным…

• Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает в длинном хадисе о клевете: «Посланник Аллаха (с.а.с.) спрашивал Зайнеб бинт Джахш о моих делах. И говорил: «О, Зейнеб, что узнала, что видела?». И она говорила: «О, Посланник Аллаха, я защищаю свой слух и свое зрение. И клянусь Аллахом я знаю о ней только благое». Она превосходила меня, и Аллах защитил ее набожностью…» (хадис согласован). Ясно из этого хадиса, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), посчитала набожность Зайнаб причиной, по которой Аллах защитил ее. И ее набожность была в отдаленности от запретного, т.е. в погрязании в клевете.

• От Абу Мусы передается, что двое мужчин обратились к Посланнику Аллаха (с.а.с.) поссорившись из-за земли. Один из них был из Хадрамаута. Когда один из них поклялся, другой возмутился сказав: «Он хочет забрать мою землю». И Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если он заберет ее несправедливо своей клятвой, то он будет из числа тех, на кого не посмотрит Аллах в Судный День и не очистит его, и ему будет уготовано мучительное наказание». И тот проявил набожность и вернул ее (землю)» (передал Ахмад с хорошей цепочкой от аль-Мунзирий и аль-Хайсамий».

Набожность здесь была в отказе от запретного.

• Умму Бакр бинт аль-Масур передает, что аль-Масур скопил у себя много пищи и увидев осенние облака ему не понравилось то, что он сделал. И он сказал: «Я не хочу желать того, что приносит пользу мусульманам. Кто придет ко мне, я дам ему точно также, как и взял все это». И это дошло до Умара и он сказал: «Кто приведет ко мне аль-Масура?». И он пришел к Умару и сказал: «О, повелитель правоверных, я скопил у себя много пищи и увидев тучи я не захотел этого и подумал, что не заработаю ничего». Умар сказал: «Да воздаст Аллах тебе благом» (Ахмад).

Аль-Масур проявил набожность, воздерживаясь от дозволенного заработка, ибо ему не понравилось то, что он сделал, когда он увидел облака. И это не потому, что он монополизировал т.к. в решении относительно монополии есть разногласие.

• Ахмад ибн Ханбал сказал: «Да помилует Аллах Салима. Его верблюд толкнул верблюда другого мужчины. И он сказал Салиму: «Я вижу, что ты плохой человек». Он сказал: «Ты сам не далек от этого» (Ахмад).

И эта набожность в том, что является дозволенным, потому что он мог ответить на ругань тем же. Если бы он промолчал, то проявил бы набожность. Однако говоря: «Ты сам не далек от этого» он увеличился набожностью.

Набожность в фетвах:

• Передал ас-Суютый в ад-Дарруль Мансур: «Вывел ибн Аби Хатим от Аби Надра, что он сказал: «Я прочитал этот аят в суре «Пчелы»:

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116), и до сегодняшних дней стал бояться давать фетвы».

• Ад-Дарумий в ас-Сунан с хорошей мурсаль цепочкой привел: «Нам сообщил Ибрахим ибн Муса, сообщил ибн аль-Мубарак от Саида ибн Айюб от Убейдулла ибн Аби Джаъфар, что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Самый смелый из вас давать фетввы, самый смелый перед огнем»».

• Привел ад-Дарумий в ас-Сунан от ибн Джурайджа, что он сказал: «Однажды я сидел в Мекке с ибн Умаром и ибн Аббасом. И ибн Умар в спрашиваемых вопросах говорил: «Нет у меня знаний в этом» больше, чем он давал фетвы».

• Ад-Дарумий в ас-Сунан приводит от Ата ибн ас-Саиб, что он сказал: «Я слышал, как Абдуррахман ибн Аби Ляйля говорил: «Я застал в мечети сто двадцать человек из ансаров и никто из них не рассказывал хадисы без того, чтобы не желал бы, чтобы его брат закончил хадис. И его не спрашивали о фетвах без того, чтобы он не желал бы, чтобы фетву закончил его брат» (это также вывел ибн аль-Мубарак).

• Ибн аль-Мубарак вывел от Айюба ас-Сахтаяний, что он сказал: «Больше всех осмеливается давать фетвы тот, кто меньше всех знаниями о разногласии ученных. И самый знающий фетвы - самый знающий о разногласии ученных».

• Абу Хайсама в книге аль-Ильм приводит от Абдуллаха: «Клянусь Аллахом, поистине тот, кто дает фетвы людям во всем том, что они спрашивают – сумасшедший».

• Абу Хайсама в книге аль-Ильм приводит от аль-Хасана, что он сказал: «Если человек сидел с людьми, и он заикался, хотя сам и не является заикой то поистине он факих мусульманин».

• Ибн Абдуль Барр в аль-Истизкар: «Малика спросили…И ему сказали: «Дай фетву». И он сказал: «Нельзя давать фетву тому, кто не знает, в чем было разногласие людей».

• Ибн Абдиль Барр передал от Малика (да будет доволен им Аллах), что когда ему задавали вопрос, то он как будто становился между Раем и Адом.

• Ибн Абдиль Барр передал, что Умару ибн Абдуль Азизу задали вопрос, и он ответил: «Я не осмеливаюсь давать фетвы».

• Ибн Абдиль Барр передал, что имам Ахмад сказал: «Кто подверг себя фетвам, тот подверг себя великому делу».

• Ибн Абдиль Барр передал, что если ибн Сирина спрашивали о дозволенной вещи или запретной, то менялся цвет его лица и он становился совсем другим.

• Набожность ибн Ханбала: Приводит Абдуллах дела ибн аль-Мубарака, где он сказал: «Был тонкий вопрос в том, что если человек стрельнет в птицу и она упадет на чужой земле. Кому принадлежит дичь? Ибн аль-Мубарак сказал: «Не знаю». И я спросил Абдуллаха: «А ты что скажешь по этому поводу?» Он ответил: «Это тонкий вопрос и не знаю что сказать». И он отказался отвечать.

• Ибн Абдиль Барр передал по цепочке Абдуррахмана ибн Махдий, что он сказал: «Мы были у Малика ибн Анаса, и к нему пришел человек и сказал: «О, Абдуллах! Я пришел к тебе из места, отдаленного на шесть месяцев пути. Жители моей страны возложили на меня обязательство задать тебе один вопрос». И он сказал: «Спрашивай». Человек спросил его и он сказал: «Не знаю». Человек был поражен, ведь он, как будто, пришел к тому, кто знает все. Затем он сказал: «А что сказать мне жителям моей страны, когда вернусь?». И он сказал: «Скажи им: «Малик сказал, что не знает»»».

Проявление набожности в фетвах бывает тогда, когда есть тот, кто может это делать. А если нет другого, то ему не следует скрывать знания, тем более в эти времена, когда очень мало знатоков фикха.

Фетвы о набожности:

И это противоположно фетвам в законах. Иногда факих, посредством ижтихада, приходил к определенному закону, однако давал фетву в набожности и приказывал обратное. Примером этому:

• Из книги Аль-Умм: Аш-Шафий сказал: «Если женщина родит ребенка путем зина (прелюбодеяния), равно, признается тот, кто совершил с ней прелюбодеяние или нет, если она накормит грудью ребенка, то он считается ее ребенком и вовсе не является ребенком того, кто совершил с ней прелюбодеяние. И я не желаю, стремясь к набожности, чтобы кто-либо женился на его дочерях. А также не желаю это для рожденного путем прелюбодеяния. И если он женит на своих дочерях кого-нибудь, то я не расторгну этот брак, потому что он не является его сыном, согласно решению Посланника Аллаха (с.а.с.)».

• Аль-Умм: Аш-Шафий сказал: «Если человек поклянется не есть мясо, то он нарушит клятву съев мясо верблюда, коровы, овцы, зверей и птиц. Потому что все это считается мясом. И он не нарушит свою клятву съев мясо рыбы, потому что это называется рыбой, даже если и входит в одну из разновидностей мяса. Однако он нарушает клятву, если полагаться на набожность».

• Аль-Умм: Аш-Шафий сказал: «Если человек будет сомневаться в том, что женщина накормила его грудью пять раз, то, проявляя набожность, он должен воздержаться от ее видения обнаженной, и он не является махрамом для нее из-за наличия сомнения».

• Аль-Мугъний: Ибн Къудама сказал: «Если кто-то купил что-либо запретное, а затем выиграл от этого, то выигрыш принадлежит хозяину денег, и на это указал Ахмад, Абу Къаляба и Нафиъ. А также от Ахмада передается, что они должны дать милостыню из этого выигрыша. И это мнение аш-Шаъбийя, ан-Нахаъий, аль-Хакам и Химада. Аль-Къадый сказал то, что и Ахмад: «Они дают милостыню, проявляя набожность». Выигрыш хозяину денег и это мнение аль-Авзаий.

• Аль-Мугъний: Если он станет есть только суп, то он не нарушит клятвы. Это приводит Абу аль-Хаттаб и приводится от Ахмада, что он сказал: «Мне не нравится есть суп, проявляя набожность».

• Аль-Магърибий передал от Малика: «Если кто-то купит две одежды и будет бояться за то, что они сворованы, то это не является запретным, даже если и есть сомнение. Но если он продаст их и отдаст деньги как милостыню, то будет прав. И все это является проявлением набожности, а достоинство не является обязательным». Аль-Мухалла: Ибн Хазм сказал о находке: «Передается от ар-Рабиъ ибн Хайсам, что он не желал брать находку. Передается от Шурайха, что он прошел мимо дирхама и не взял его. Абу Ханифа и Малик сказали: «Обе вещи являются дозволенными, но лучше взять». Аш-Шафий в одном риваяте сказал лучше взять, а в другом лучше оставить, проявляя набожность.

И самый лучший пример фетв в набожности в наши дни, не подвергаясь разъяснению законов и сторонясь разногласий, ибо примеры которые приведем мы, чаще всего в них есть разногласие:

- Не поручаться за того, кто берет взаймы у банка, проявляя набожность.

- Стремясь к набожности не быть уполномоченным в переводе денег на личный счет в банке, который принадлежит мусульманам, как акционерное общество.

- Воздержание от игр в карты и т.д. стремясь к набожности.

- Воздержание от входа в дом или места, где идут банкеты. Стремясь быть набожным ему лучше вернуться, если он был приглашен туда.

- Стремясь к набожности воздерживаться от сидения рядом с женщиной на одном сиденье в автобусах из-за вероятности давки.

- Стремясь к набожности воздерживаться от обучения вождению женщин.

- Стремясь к набожности воздерживаться от отправления дочерей в университеты.

- Стремясь к набожности воздерживаться от смешанных обучений в университетах.

- Стремясь к набожности воздерживаться от установления иностранных каналов, которые транслируют порочность.

- Стремясь к набожности воздерживаться от жизни в Америке.

- Стремясь к набожности работать для создания группы, у которой один имам.

- Стремясь к набожности воздерживаться от работы женского парикмахера. - Стремясь к набожности воздерживаться от обслуживания неверных в ресторанах, гостиницах и кафе.

- Стремясь к набожности воздерживаться от получения платы за азан.

- Стремясь к набожности воздерживаться от вхождения в министерства и парламенты.

- Стремясь к набожности воздерживаться от уподобления.

- Стремясь к набожности воздерживаться от сочинения пьес и их чтения.

- Стремясь к набожности воздерживаться от принадлежности к националистическим, патриотическим, масонским и светским партиям.

- Стремясь к набожности воздерживаться от дружбы с неверными.

- Стремясь к набожности воздерживаться от входа в театры и кинотеатры.

- Стремясь к набожности воздерживаться от привязанности к доллару, евро, франку и реалу.

- Стремясь к набожности воздерживаться от входа к тиранам и правителям и оправдывать их мерзости.

- Стремясь к набожности воздерживаться от брака с нецеломудренной христианкой или иудейкой.

- Стремясь к набожности воздерживаться от того, чтобы слова противоречили действиям.

Набожность ученых:

Передал аль-Байхакъый от ар-Рабиъ ибн Сулейман, что он сказал: «Я слышал как аш-Шафий (да будет доволен им Аллах) сказал: «Украшение знаний – набожность и благоразумие»».

Из видов их набожности:

• Точность: Передал ибн Хаджар в «Тахзиб аль-Асма», что аш-Шафий сказал: «Кто ищет знания, то пусть уточняет, чтобы не потерять точность знаний». Ибн Таймия в «аль-Мусвадда» приводит от Абдуллаха ибн Ахмад и далее от его отца: «Кто утверждает единодушие в каком-то вопросе - тот лжец, быть может, среди людей было разногласие, но пусть говорит, мы незнаем, чтобы в этом вопросе было разногласие». А также передал аль-Марузий: «Как человек может говорить: «В этом все были единогласны». Если услышишь, что они так говорят, то можешь обвинять их. Но если бы он сказал, я не знаю, кто противоречил этому, то было бы лучше». И передается от Абу Талиба, что он сказал: «Это ложь. Что даст ему знать, что люди единогласны. Однако пусть говорит, я не знаю в этом расхождения. И это лучше его слов о том, что все единогласны». А также передал Абу аль-Харис: «Не следует никому утверждать о единогласии, может быть, среди людей было разногласие». Аль-Къадый сказал: «Из всего сказанного ясно, что отрицается единодушие в каком-то вопросе». И это не однозначно, однако он сказал это придерживаясь набожности из-за вероятности того, что в этом могло быть разногласие и оно не дошло до него… Передал ибн Саъд в «ат-Табакъат» от ибн Уън, что он сказал: «Сказал Мухаммад о какой-то вещи, о которой я спросил его. Я не говорил, что в этом нет ничего плохого, однако сказал, что я не знаю что-либо плохого в этом. И Мухаммад, от которого передает ибн Уън и есть ибн Сирин. Это выражение используемое многими ученными.

• Непринятие подарков от правителя: Ибн Къудама в «аль-Мугнии» сказал: «Ахмад (да смилуется над ним Аллах) не принимал подарков от правителя. И он осуждал своего сына и дядю из-за принятия подарков и был в этом строг. Из числа тех кто не принимали подарки были: Саид ибн аль-Мусайиб, аль-Къасим, Башар ибн Саид, Мухаммад ибн Васиъ, ас-Саврий, ибн аль-Мубарак. Они делали это не из-за того, что это харам, а из-за того, что стремились быть набожными. Ахмад сказал: «Подарки султана лучше для меня, чем милостыня». И сказал: «Нет такого мусульманина, доли которого не было бы в этих дирхемах, и как мне сказать, что это запретно».

• Воздержанность от фетв, когда доказательства противоречивы, и невозможно совместить между ними. Аш-Шатыбий сказал в «аль-Мувафакъат»: «Муджтахид должен быть набожным, когда доказательства противоречивы, а не когда противоречивы мнения». Ан-Нававий сказал в толковании «Сахих» Муслима: «Может быть, его доказательство не будет иметь явной вероятности, и тогда, проявляя набожность, лучше оставить его». И это будет относиться к словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь». А если муджтахиду не стало очевидным что-либо, то оно сомнительное. Говорить ли ему о дозволенности этого или запретности этого или же воздержатся от всего. В этом есть три мазхаба (мнения), как об этом сказал аль-Къадый Ияд и другие. Но очевидно, что это выведено из упомянутого разногласия о вещах до прихода шариата. И в этом четыре мазхаба едины, самый правильный из них который говорит, что не выносится решение о запретности, или дозволенности вещи, потому что обязательство (таклиф) подтверждается только шариатом. Аль-Касаний сказал в «аль-Бадаиъ»: «Воздержание от того, о чем нет доказательств или же есть, но они противоречивы и невозможно сделать тарджих, указывает на совершенство знаний и на полную набожность». Передается, что ибн Умара (да будет доволен им Аллах) спросили о какой-то вещи, и он сказал: «Не знаю».

Определение набожного человека у Умара (да будет доволен им Аллах):

Вывели аль-Байхакхый в «ас-Сунан аль-Кубра» и аль-Багавий с хорошей цепочкой от Харша ибн аль-Хурр, что он сказал: «Один мужчина дал показания при Умаре ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и Умар сказал ему: «Я не знаю тебя и нет вреда для тебя в том, что я тебя не знаю. Приведи того, кто тебя знает». Встал один человек из народа и сказал: «Я знаю его». И Умар спросил: «Каким ты его знаешь?». Тот ответил: «Справедливым и благородным». И Умар спросил: «Это твой ближний сосед, ночи и дни которого ты знаешь (т.е. как он проводит)?». Он ответил: «Нет». Он спросил: «И твои критерии динар и дирхам, на основе которых ты говоришь о набожности человека?». Тот сказал: «Нет». Он спросил: «Это твой товарищ в пути, благодаря чему можно говорить о его нравственности?». Тот ответил: «Нет». Тогда Умар сказал: «Ты не знаешь его». Затем сказал мужчине: «Приведи того, кто знает тебя»».

Холодная набожность:

Такое определение дал Умар ибн аль-Хаттаб. Это приводит ибн Абидин в «Хашия», где говорится: «Один человек нашел финик, подобрав его, он многократно спросил, чей он. Он хотел показать этим свою набожность и религиозность. И Умар сказал ему: «Ешь его о, человек с холодной набожностью. Поистине эта набожность, которую презирает Аллах», и ударил его плетью». Привел аль-Мавурдий в «аль-Хавий»: «Передается, что Умар услышал во время тавафа, что один человек найдя изюминку, стал спрашивать, чья она. И сказал Умар: «Есть такая набожность, которую ненавидит Аллах»». Исходя из этого, холодную набожность можно назвать ненавистной. Ахмад ибн Ханбал назвал это темной набожностью. Приводит аль-Хатыб аль-Багдадий в истории Багдада от аль-Анматыйя, что он сказал: «Я был у Ахмада ибн Ханбала и между его руками было чернило. И Абдуллах вспомнил хадис и попросил разрешения записать его чернилами.

На что Ахмад сказал: «Пиши ты, ибо это темная набожность»». Ан-Нававий назвал его в «аль-Маджмуъ» наущением и порицающейся привередливостью. И он сказал: «Если он воздержится от дозволенной пищи из-за того, что ее нес неверный или совершивший грех путем прелюбодеяния или же убийства, то это не будет набожностью, а будет наущением и порицающейся привередливостью». Если он поклянется не одевать что-либо из пряжи жены, и она продаст пряжу и отдаст ему ее цену, то дозволяется ему есть из этого. А если он воздержится от этого, то это не будет набожностью, а будет наущением. А также если какая-то вещь дозволена и это согласовано между всеми, однако доказательством этому является хабар ахад, и человек оставил ее из-за того, что некоторые люди не берут в доказательство хабар ахад ,то его оставление не будет набожностью, а будет наущением, потому что не принимается мнение того, кто сказал о непринятии хабар ахад в законы.

Ибн Хаджар в «аль-Фатх» назвал это набожностью наущенных. Он сказал в главе: «Тот, кто не считает это наущением»: «Это связано с разъяснением того, что не является дозволенным как, привередливость в набожности…». Целью автора здесь является разъяснить набожность наущенных, как такого, кто отказывается есть дичь из-за боязни, что она возможно принадлежала какому-то человеку и потом улетела от него. И такого, кто не покупает то, в чем нуждается, не зная, его деньги являются дозволенными или запретными, и где нет указания на второе. Или такого, кто воздерживается от какой-то вещи из-за текста и известно всем, что он является слабым, а доказательство его дозволенности является сильным и не требующим толкований.

Можно сказать что холодная набожность это привередливость, которая приводится в хадисе ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) у Муслима, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Погибли привередливые». Он сказал это трижды. И слова ан-Нававий по поводу этой набожности, что это является наущением и порицаемой привередливостью. Это его слова в «аль-Маджмуъ» и он дал определение привередливости в «Рияд ас-Салихин», сказав: «Привередливые – это те, кто углубляются и проявляют строгость не на своем месте». В толковании Муслима он сказал: «Привередливые это те, кто углубляются, проявляют чрезмерность и переходят границы в своих словах и действиях». Ибн Хаджар в «аль-Фатх» дал определение тому, что такое углубление сказав: «Углубляться - это значить проявлять строгость в каком-то деле пока не перейдешь границы…».