Особенности и компоненты исламской культуры — это чудо! Но как получилось, что мусульмане заменили его чем-то другим?!

Особенности и компоненты исламской культуры — это чудо! Но как получилось, что мусульмане заменили его чем-то другим?!

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Саир Саляма (Абу Малик) 

Если мы обратим внимание на компоненты исламской культуры и её особенности, которыми она отличается от прочих культур, то обнаружим, что отличается она утончённостью восприятия Вселенной, человека и жизни. Восприятие это выражается в рамках манхаджа с комплексной, прозрачной, всесторонней, целостной акыдой, объясняющей то, зачем и как были созданы жизнь и Вселенная, как и определяет правильные отношения человека с величайшими универсальными истинами [1] и отношения этих истин с человеком, поясняет человеку цель его существования, разъясняет человеку то, какую позицию он должен занимать, какую ответственность должен нести, какую роль в этом мире выполнять, связывая всё это с тем, что было до существования мира и что будет после него.

Ислам превратил этот комплексный манхадж акыды в «независимую конструкцию, соответствующую своей природе, обращающуюся ко всей человеческой сущности, ко всем её компонентам и потугам, а не только к «человеческой мысли» строго и холодно в форме ментальной логики» [2]. Ислам объединил иман с праведными поступками, и получилась живая акыда, а не какая-то сухая философия. Концепции Ислама стали живыми и способными брать людей за живое, толкать их к искренним действиям, приносить им спокойствие и уверенность, оказывать воздействие и влияние на жизнь человека, на его мышление и метод планирования действий, на выполнение человеком своей миссии, придавая ему абсолютную уверенность в том, что он достигнет столь же абсолютной истины и овладеет ею, обучив его действовать в соответствии с ней!

Ислам сочетает в себе важность восприятия мира на основе акыды, с одной стороны, и систему законов для повседневной жизни — с другой стороны, для чего Ислам научил человека ответственности, обязанностям, правилам поведения в обществе, полноценному образу жизни, берущему начало из представления о мире на основе Ислама и одновременно опирающемуся на это же представление, влияющее в итоге на отношение человека к самому себе, к семье, родственникам, обществу и государству, более того, ко всему человечеству, к окружающей среде, указывает человеку на то, как достичь справедливости, золотой середины и баланса между интересами личности и правами общества. Ислам отличается «чрезвычайной точностью построения законов, вплоть до того, что человек, изучающий вопросы исламской юриспруденции, взгляды ведущих знатоков юриспруденции и их теории, чувствует, как будто перед ним — весы, на которых взвешивают алмазы, где видна разница между ними вплоть до грамма» [3].

Исламское законодательство затрагивает и решает все проблемы человека коренным образом, относясь к человеку как к человеку, не так, чтобы для некоего Зейда или Ахмада было одно решение, а для Убейды или Абдуллаха — другое. Для всех людей Ислам предоставляет одно решение. Ислам дал законы для практического применения в жизни. Исламское законодательство отличается «богатством теорий законов в регулировании прав, обязанностей и интересов общества таким образом, чтобы они включали в себя все сферы жизни человека, начиная с внутрисемейных отношений, когда человек растёт, продолжая его отношениями с супругой/супругом и заканчивая написанием наследства своим детям и внукам. Законы Ислама касаются международных отношений Халифата с другими державами и народами, будь то в состоянии войны или в состоянии мира. Все законы Ислама наполнены справедливыми правилами, мудрейшими нормами и высшими принципами» [4].

Исламский Шариат отличается тем, что проповедует среди людей возвышенные ценности, лучшую нравственность [5], ориентиры в области права и целей Шариата, которые, в свою очередь, превращаются в ценности, которые должны будут реализоваться в жизни и господствовать в отношениях между людьми. В процессе работы законодательства и его применения происходит интеграция между законами и их целями. В результате создаётся эффективная, взаимосвязанная система, в которой каждая одна часть поддерживает другую. Индивидуум и общество ощущают сдерживающий фактор в виде богобоязненности, ценностей и морали при применении законов, что приводит их к счастью и стабильности. Всего этого не могут учесть те, кто сам придумывает законы, ибо такое тонкое законодательство их разум разработать просто не в состоянии.

Исламское законодательство отличается тем, что ставит перед законами цели, которые следует достичь, и предписывает им соответствующие правила [6], причины и мотивы [7], то есть устанавливает стандарты для законов и законодательства. Это создаёт структуру, в пределах которой движутся все законы в различных сферах жизни [8]. Исходным принципом является интеграция законов, при которой один закон поддерживает другой. Например, система наказаний основана на эффективности экономической системы, социальной взаимопомощи и обязанностей социального государства. Таким образом, законы, будь то религиозные или светские, были установлены с тем, чтобы служить ценностям, которые должны доминировать в жизни людей, таким как понятия и убеждения, на которых строится государство [9] [10].

Изначально государства должны были базироваться на правильных убеждениях, прежде чем оценивать правомерность своих законодательств и принятых законов. Поэтому становление государства на философских убеждениях, которые фактически ошибочны, таких как секуляризм [11], как демократия [12], практически невозможно, а их ошибочность ставит законодателей в этих государствах перед проблемой исполнения этих законов, которая заключается в невозможности реализации ценностей, о стремлении достичь которых заявляет государство. Таким образом, закон, который не служит ценностям и не способствует их защите в обществе, становится бесполезным и неэффективным.

Если сами ценности ошибочны или невозможны к реализации (как, например, построение выборов на основе мнения большинства), то и законы ошибочны, так как они строятся на ошибочных основах. Поэтому необходимо иметь стандарты, которые можно проверить, и ценности, к которым общество обращается для регулирования социального поведения, сохранения законных прав каждого индивида и разрешения столкновений между целями при их конфликте (например, когда законодательство призвано достичь одну цель за счёт другой, как в случае конфликта между конфиденциальностью и безопасностью, когда государство на Западе осуществляет слежку за гражданами, нарушая их частную жизнь и свободу ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности).

Или некоторые законы могут достигать определённых ценностей и противоречить другим законам. Например, достижение свободы выражения мнения и защита прав личности через справедливый судебный процесс могут сталкиваться с законом о тайных доказательствах в США, который лишает подсудимого знания о своём преступлении и права на защиту себя, ссылаясь на угрозу национальной безопасности. Таким образом, законы противоречат целям и друг другу, и это противоречие является глубоким [13] от начала до конца [14].

Ислам придал большое значение тому, чтобы порядок и умственный облик выражались в облике социальных обычаев общества. Отступление от ценностей, этики, стандартов, понятий и убеждений, установленных обществом, стало преступлением, с которым общество справляется на различных уровнях. В обязанности общества входят советы, направление и обучение, призыв к добру и запрет зла, а также воздаяние. Роль индивида, политических партий и государства в этом ясна: от соблюдения рамок справедливости до мер по наказанию, включая меры против исполнителя зла. Существует целый ряд правил, которые поддерживают сохранение ценностей, стандартов и убеждений, вытекающих из веры, и которые представляют собой регулирующий каркас закона и его положений. Эти правила создают особый образ жизни и систему, при которой человек может быть счастливым, и систему обычаев, противопоставляемых их несоблюдению, которые рассматриваются как неприемлемые и такие, с которыми необходимо бороться!

Судья доктор Вафик Зейн аль-Абидин говорит: «Исламское законодательство защищает моральные и человеческие ценности более эффективно, чем мирские законы: в исламском законодательстве нет отдельной области для законодательства, отделённой от области этики, и это одна из характеристик исламского законодательства. Так, наказания в исламском праве направлены против всего, что задевает благородные моральные ценности, без оглядки на удовлетворение стороной, на которую совершено преступление, или возможный ущерб, причинённый этим преступлением. Ведь цель защиты морали превышает цель защиты пострадавшего, поскольку первая связана с общественными интересами и общественным порядком, и согласие между преступником и пострадавшим не делает злодея добродетельным и не даёт ему права на то, что Аллах запретил. Поэтому исламское право наказывает за употребление алкоголя, вероотступничество, непристойное поведение, прелюбодеяние, непристойные поступки и извращение, независимо от согласия сторон преступления, и власти лишены права помиловать за эти преступления, потому что снисходительность в этом вопросе приводит к разложению морали, к нарушению исполнения шариатских законов и к разрушению общества, а также к нарушению его безопасности и порядка» [15].

Важнейшей чертой исламского законодательства было возникновение системы на основе убеждения «естественным образом, не искусственным» [16]. Оно имело глубокие корни, гармонично сочетаясь с верой, на которой оно основано, будучи свободным от противоречий, разногласий, недостатков, ошибок и случайности. Его политические системы интегрировались в свою определённую форму, со своими характерными чертами, обеспечивающими достижение справедливости, безопасности, установление прав, разрешение конфликтов, заботу о здоровье и образовании, распространение вероисповедания и сохранение принципов, на которых основано государство. Это осуществляется в рамках его экономической и социальной философии со всеми её основами и составляющими, направленными на построение общества в соответствии с системой, обеспечивающей удовлетворение основных потребностей. «В которой сбалансированы права женщины и мужчины, права личности и права общества, права индивида и права общины, права сообществ так, что личность не подавляется ради общества и интересами общества не жертвуют в пользу индивида, партии или группы», основываясь на взаимодействии между индивидуумами: мужчиной и женщиной, каждый из которых имеет своё определённое предназначение, дополняя друг друга. Жизнь людей строится на взаимодействии, а не на конфликте. Она основана на том, чтобы мусульманин любил своего брата как самого себя, ибо они подобны одному телу, дополняя друг друга — богатый вместе с бедным. Их жизнь строится на взаимодействии, взаимной поддержке, защите и ответственности, а не на зависти, ненависти и презренной классовой борьбе, которая проявляется в современных капиталистических обществах, а также на взаимодействии в разнообразных задачах, мероприятиях и человеческих талантах, которые дополняют друг друга. Поскольку невозможно, чтобы индивидуум удовлетворил все свои потребности сам, в исламском обществе они удовлетворяются взаимодействием и взаимопомощью, достигая интересов в этой жизни и в Загробной жизни» [17], а также путём распределения богатства и использования удобств и услуг.

Это взаимодействие служит гарантией эффективности этих систем, причём их решения соответствуют человеческой природе и элементам человеческого бытия. Они взаимодействуют с его составляющими, его энергией, удовлетворяя его реальные основные потребности, проистекающие из биологической энергии человека — представленной его инстинктами и органическими потребностями — балансирующим, ненавязчивым и изысканным образом. Это касается человека, стоящего выше животного в удовлетворении этих инстинктов и потребностей способом, не конфликтующим с его духовными стремлениями и гармонирующим — в то же время — с его материальной и социальной человеческой реальностью, не базирующейся на узких силах и мгновенных интересах, как это бывает в других законодательствах и системах, преобладающих в мире сегодня!

Эти религиозные законы учитывают человечность человека, его разум и психику, осознают, что он живёт в материальном мире, полном проблем и трудностей. Особенность этих законов состоит в способности проникать вглубь различных проблем, воздействовать на них и рассматривать их с обширной перспективы, основанной на понимании человеческой натуры, истине мотивов, стремлений и желаний, а также на знании человеческой жизни, разнообразии её потребностей и колебаний. Затем были разработаны законы, обеспечивающие создание праведного общества и благонадёжного человека, реализацию интересов человека в правильной мере, достижение добра и уничтожение зла! Они раскрывают справедливость и уничтожают несправедливость!

Ислам сделал эти законы мерилом, построенным на вере, делая их своеобразными узами, которые обязывают человека соблюдать их в опасении перед Аллахом, с любовью к Аллаху и надеждой на Его благосклонность. Это освобождает человека от необходимости использования силы власти для его сдерживания и заставляет его подчиняться власти Аллаха как втайне, так и в открытую. Таким образом, мусульманин, совершивший преступление, не считает, что избежание наказания от халифа является успехом, ибо он знает, что Аллах следит за ним и накажет в мире вечном, если тот не отбудет наказания в этом мире.

Сформировался набор ценностей, сформулированных исламской культурой, которые легли в основу убеждений, по которым люди будут жить, и укрепились в самом ядре отношений, на которых строится общество. Привязка сохранения Уммы и общества к системе этих ценностей и их охране, защита от врагов или того, что может её портить (то есть заповедь приказывать одобряемое и запрещать порицаемое во всех его формах), сделались стержнем подъёма Уммы, её процветания, добродетели и гармонии внутри неё.

Связь между падением и распадом этих ценностей в обществе, а также ослаблением стойкости этой непоколебимой крепости, обусловленной отдалением от законодательства Ислама, сделала её жертвой стрел врагов, когда Умма отвернулась от неё. Это поставило Умму под власть колониального господства. Тем не менее, сила исламской веры, а также здоровье и точность исламского законодательства оказались настолько влиятельными, что Умма и её культура выстояли перед землетрясениями, бурями, крестовыми походами, монгольскими завоеваниями и попытками их истребления раз за разом, на протяжении долгих веков и различных периодов, колеблясь между трудностями и благополучием, хорошим и плохим применением системы законов, данной Аллахом. Умма не сможет подняться и занять высокое положение повторно, если не будет стараться орошать свою культуру и её компоненты так, чтобы она оставалась зелёной и процветающей. Тогда её понятия станут ещё более чёткими, улучшится понимание этих ценностей и их роли в возрождении, и они будут очищены от примесей, которые прилипли к ним в периоды упадка. Каждая идея в ней будет связана с вдохновением, и она будет очищена от представлений и ценностей других культур. Чем лучше Исламская Умма это сделает, тем она будет более способна подняться и двигаться по пути идейного развития!

 Источник

1. Аллах, Рубубия, Улюхия, Власть, Царство, Хакимия, Связь созданий, упорядоченность и систематизация.

2. «Особенности и принципы исламского мировоззрения». Шахид Саид Кутб, слово о методе.

3. Доктор Мустафа аз-Зарка, «Особенности исламского законодательства». Была опубликована в №14 журнала «Аль-Ваъй» за 21.05.1966 г.

4. Доктор Мустафа аз-Зарка, «Особенности исламского законодательства».

5. Например, торговец выбрал торговлю и отказался от риба, согласно системе и структуре (позволенное и запрещённое), соблюдая то, что разрешено в Откровении и что запрещено. Он воздерживается от продажи алкоголя, даже если это приносит материальную выгоду, потому что он придерживается рамок разрешённого и запрещённого, а не рамок материи и наживы. Ему следует проявлять искренность и ему запрещено обманывать — в соответствии с системой и структурой (нравственностью), — и ему запрещено монополизировать, что проявляется в эксплуатации нужды людей для извлечения прибыли (согласно экономической системе, заботящейся о решении проблем общества и обеспечивающей распределение богатства и удовлетворение потребностей людей); также ему приказано беречь благочестие в любой ситуации и при любом действии. Эта общая рамка обязательна для каждого действия, чтобы обеспечить достижение многих целей, связанных с бдительностью по отношению к соблюдению исламской системы в целом. Ему так же приказано совершенствовать свою работу, и считается, что его стремление к достижению законной прибыли является видом поклонения, за которое ему будет дана награда. Если в его занятиях присутствует запретное, это считается грехом, и ему следует питаться только законным. Эта рамка объединяет веру с поклонением, она является структурой, регулирующей его представление о природе материального результата его труда. Он связан с верой и не ограничивается просто стремлением к извлечению прибыли любым доступным способом. Ему приказано использовать средства, и это мотивирует его выбирать лучшие действия, реализующие цели человека и общества. Ислам не упускает из виду интересы этого торговца, его выгоду и потребности общества, и ему приказано заботиться о бедных не только из соображений милосердия, но и из соображений общественной ответственности, которую ему поручил Ислам, а также из соображений общей опеки между верующими. Эти многочисленные структуры достигают серьёзных и важных социальных целей. Он также обязан приносить продукты на рынок, быть справедливым, и ему приказано учиться религиозному учению в торговле, чтобы знать, что является законным и что незаконным в сделках. Итак, вы видите сочетание между действиями, моралью и ценностями, которые представляют собой цель, которую нужно достичь через эти действия, и которые должны преобладать в этих действиях! Между действием и между вознаграждением и наказанием, между страхом наказания в этой жизни и в Будущей жизни, между догматическими концепциями, и всё это обеспечивает согласованность различных систем для достижения социальных и духовных целей!

Торговец уже не только занимается торговлей, но в нём воплощаются целый набор ценностей, этики, стандартов, целей, догматических понятий и различных систем Ислама, в то время как он занимается торговлей! Именно это обеспечивает эффективность применения системы Ислама. А каковы законы, регулирующие деятельность торговца в секулярной западной культуре? Налоги! Почему запрещено отмывание денег? В первую очередь для того, чтобы государство знало, какое налогообложение ему подлежит! Честная конкуренция — всего лишь лозунг, не осуществлённый на практике. Защита потребителя выражается в том, что крупные компании уничтожают друг друга, шпионя за потребителем, чтобы продавать ему всё, что угодно, отслеживая его желания и потребности через соцсети, чтобы быстро продать ему то, что ему не нужно, убеждая его в обратном, пока это же самое не сделали другие компании! Запрещено продавать табак и алкоголь несовершеннолетним, но разрешено продавать это взрослым, несмотря на вред как детям, так и взрослым! Потому что главное — это зарабатывание и развитие денег! Есть ли что-то ещё? Посмотрите, если хотите, так называемые: «Trade Legislation Acts and Regulations» в любой капиталистической стране, и эти законы, конечно, не вытекают из секулярных принципов, а скорее, создаются законодательными органами в соответствии с интересами государства и его управлением, так что это пример, показывающий гарантии, которые обеспечивают эффективность применения исламского законодательства на практике, в сравнении с неудачами человеческого законодательства, которое использует палку закона для применения законов и не охватывает законы никакими мерами обеспечения их эффективности!

6. В отношении исламского закона мы имеем здесь в виду цели и причины: результат, который происходит из применения закона, то есть мудрость, вытекающая из его применения, а не причина его установления, то есть цель, к которой стремится Законодатель исламского закона. В Коране были аяты, которые показывают общие цели и мудрость, проистекающую из применения закона, такие как его сострадательный характер и обязанность людей справедливо обращаться друг с другом, и так далее. Учёные исламской юриспруденции извлекли цели закона, как это предусмотрено в книгах основ, и не исследуются здесь все правовые постановления, а только цели закона в целом, и воздействие этих целей на законы, регулирующие отношения в обществе.

7. Одной из юридических наук, параллельной науке о целях исламского закона, является философия права, которая заняла ведущее место в западных юридических исследованиях под названием «Philosophy of law», учитывая её темы, фокусирующиеся на изучении основ предоставления власти и её подчинения, целях и мудрости, лежащих в основе правовых систем, а также на раскрытии взаимосвязи между законом и обществом. Обычно эти исследования вращаются вокруг защиты «прав человека», достижения справедливости и общего блага, юридической стабильности и правовой безопасности, а также каждой цели, на которой основаны и средства, которые приводят к её достижению. Исследуется природа права, особенно его отношение к человеческим ценностям, практикам и обществам, а также морали — связи с некоторыми этическими элементами, согласно доктрине естественного права, или, наоборот, необходимость отделения его от них, как это предусмотрено позитивной доктриной этого раздела; закон в своём содержании не включает никаких элементов морали, и эта философия стремится утвердить законы так, чтобы они подходили для всех законов (не для какого-то конкретного закона) в любое время (не в какой-то конкретный период). См. также: «Цели позитивного права в свете целей исламского закона», автор д-р Алиан Бузиан, опубликовано в выпуске №150 журнала «Современный мусульманин», и см. также: «Принципы философии права», перевод д-ра Захира Хвильди, информационная сеть «Наба», из «Британской энциклопедии». См. также: «Философия права, понятие права и его действие», проф. Роберт Алекси, перевод д-ра Камиля Фарида Салека, издательства «Халаби» по правам человека, стр. 9.

8. См. главу «Установление Халифата из общих целей Исламского закона» в нашей книге: «Халифат и Имамат в исламской мысли».

9. Примером этого является то, что экономическая система, социальная взаимопомощь и обязанности государства по опеке в Исламе достаточны для удовлетворения потребностей индивида. Если человек ворует после этого, он совершил преступление и заслуживает наказания. Когда голодный крадёт в период массового голода, ему не присуждают отсечение руки, потому что крайняя мера наказания отменяется в этой ситуации. Таким образом, системы взаимодействуют, и каждая из них принимает на себя определённые обязанности в обществе.

10. Одной из важнейших и высших исламских ценностей является ценность осуществления поклонения только Аллаху — и никому другому — в широком смысле этого понятия, и в особенном смысле в контексте законодательства. Законодательство считается правом только Его, основанным на Книге и Сунне, и подчинение законодательству других людей рассматривается как установление их владычества помимо Аллаха.

11. Мы предоставили обширные пояснения о понятии секуляризма в нашей книге «Чёрный ящик западной мысли: Ислам, демократия, секуляризм и либерализм в сравнении с фундаментальными принципами».

12. Среди ценностей, на которых базируется демократия и которые определяют её существование или отсутствие, первой является признание мнения большинства в обществе, предотвращение концентрации власти в руках меньшинства или злоупотребления ей, а также представительство власти мнением народа. Этих трёх ценностей невозможно достичь на практике, и вся западная система основана на смешении и переплетении власти, сосредотачивая её в руках правящих партий. Законы разрабатываются небольшим числом юристов и судей, и только небольшая часть из них возвращается к народу. Этот вопрос очень сложен, и мы выделили ему отдельную главу в нашей книге «Чёрный ящик западной мысли: Ислам, демократия, секуляризм и либерализм в сравнении с фундаментальными принципами». Тем не менее, демократия — это фантастическая и иллюзорная философия, невозможная для применения в реальной жизни!

13. Когда Консервативная партия Канады пыталась принять закон о секретных доказательствах, она столкнулась с сильным сопротивлением в парламенте из-за ужасного вида закона. Данная партия затем внедрила агента среди молодых мусульман, пытаясь убедить их совершить террористические акты, выдумав для них обвинения в терроризме и утверждая, что они хотели взорвать парламент и государственные здания. Это вызвало широкий резонанс в СМИ. Когда пришло время голосования, никто не посмел противостоять закону, и тот был принят. Однако в течение нескольких дней обвинения и дела против кого-либо из обвиняемых не подтвердились, но никто не вернулся к последовательности событий, и закон стал законом!

14. Когда государство шпионит за малой группой, которая, по его утверждению, угрожает безопасности, а затем продолжает распространять слежку на всё население с использованием электронного шпионажа, отслеживая каждое дыхание, шаги, мысли, желания и характер людей для использования этой информации в политических партиях, для маркетологов, владельцев капитала и правоохранительных органов, приватность уходит безвозвратно. Так второй закон разрушает первый без пощады!

15. «Достоинства исламской уголовной политики», д-р Мухаммад Уфейк Зейн аль-Абидин, журнал «Аль-Баян» №288.

16. См. «Особенности исламской концепции и её основные элементы», шахид Саид Кутб.

17. «Особенности и цели социальной системы в Исламе», д-р Абдульмухсин ас-Сувайг, веб-сайт «Аль-Алука».