Кайс ибн Саад ибн Убада аль-Хазраджи

Кайс ибн Саад ибн Убада аль-Хазраджи

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Он был слугой Пророка ﷺ, его телохранителем и знаменосцем, выдающимся сподвижником, главой племени Хазрадж и сыном их главы.

То есть он сам был сподвижником, и к тому же — сыном сподвижника Саада ибн Убады ибн Дуляйма ибн Харисы ас-Саади аль-Хазраджи аль-Ансари. Он происходил из знатного рода, унаследовав благородство от отца к сыну. Его мать — Факиха бинт Убайд ибн Дуляйм аль-Хазраджийа. Его кунья (прозвище) — Абу ль-Фадль, а также Абу Абдуллах и Абу Абдульмалик.

Амр ибн Динар сказал: «Кайс ибн Саад был крупным и внушительным мужчиной, с маленькой головой и без бороды. Когда он садился на осла, его ноги касались земли. Однажды он пришёл в Мекку, и кто-то сказал: «Кто купит мясо барана?». У него на лице не было бороды и усов, и ансары говорили: «Хотелось бы нам купить Кайсу бороду, потратив на это все наши деньги». Но при этом он был красив».

Когда Саад ибн Убада принял Ислам, он взял своего сына Кайса за руку, подвёл к Пророку ﷺ и сказал: «Это твой слуга, о Посланник Аллаха!». Пророк ﷺ увидел в Кайсе все черты превосходства и добродетели, приблизил его к себе и оказал ему милость. И Кайс всегда сохранял это положение.

Кайс служил Пророку ﷺ десять лет. Бухари передал от Анаса ибн Малика (р.а.): «Кайс ибн Саад ибн Убада занимал при Пророке ﷺ положение командира гвардии при правителе». То есть он был близок к нему в делах.

Когда произошло завоевание Мекки в 8 году хиджры, Саад попросил Пророка ﷺ освободить Кайса от этой должности, опасаясь, что он может совершить что-то предосудительное. И Пророк ﷺ отстранил его.

Кайс присутствовал с Пророком ﷺ во всех сражениях. Ибн Шихаб сказал: «Знаменосцем ансаров вместе с Посланником Аллаха ﷺ был Кайс ибн Саад ибн Убада». Он был одним из мудрейших людей.

Так в день завоевания Мекки Пророк ﷺ дал ему знамя, отобрав его у его отца Саада, когда тот сказал: «Сегодня день битвы, сегодня дозволено запретное, сегодня Аллах унизит курайшитов!». Пророк ﷺ приказал передать знамя в руки Кайса, сказав: «Сегодня день милости, сегодня Аллах возвеличит курайшитов!». Пророк ﷺ узнал, что знамя осталось у него, ведь Саад отказался передать знамя, пока не получит на то знак от Пророка ﷺ. И Пророк ﷺ послал ему свою чалму.

Асим ибн Амр ибн Катада передал, что Посланник Аллаха ﷺ назначил Кайса ибн Саада ибн Убаду (р.а.) сборщиком закята. Кайс был уважаемым лидером, богатым человеком, щедрым и великодушным. Он был одним из лучших сподвижников, одним из мудрейших и благороднейших арабов. Он обладал мудрым суждением и был искусен в военных хитростях, а также отважен и храбр. Он был из рода лидеров арабов.

Абу Умар аль-Вакиди сказал: «Кайс ибн Саад ибн Убада был одним из самых уважаемых и щедрых сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, обладал мудростью и военной хитростью, а также отвагой, доблестью, щедростью и великодушием. Он был знатным человеком своего племени, как и его отец и дед. Кайс ибн Саад вместе с отцом Саадом и братом Саидом ибн Саадом ибн Убадой сопровождали Пророка ﷺ».

Не было в чертах Кайса ибн Саада ибн Убады того, что превзошло бы его ум, кроме его щедрости. А щедрость была не случайным качеством Кайса, ведь он происходил из знатного рода, известного щедростью и великодушием.

Как и полагалось богатым и уважаемым арабам того времени, в семье Кайса был слуга, который стоял на возвышении и днём приглашал гостей к трапезе, а ночью зажигал огонь, чтобы указать путь путнику. Люди в то время говорили: «Кто любит жир и мясо, пусть идёт к дому Дуляйма ибн Харисы». Когда умер Дуляйм, слуга Убады возглашал то же самое, а когда скончался Убада, слуга Саада призывал так же.

Нафи, вольноотпущенник Ибн Умара, сказал: «Я видел, как Кайс ибн Саад ибн Убада был одним из самых щедрых людей».

Джабир (р.а.) передал: «Мы выступили в походе, которым командовал Кайс ибн Саад ибн Убада. Он зарезал для нас девять верблюдов. Когда мы вернулись к Посланнику Аллаха ﷺ, мы рассказали ему об этом поступке Кайса ибн Саада. И Пророк ﷺ сказал: «Воистину, щедрость — качество, присущее людям этого дома».

Кайс был в войске аль-Усра, он резал скот и кормил людей до того, что влез в долги. Абу Убайда ибн аль-Джаррах запретил ему это делать.

Передают, что один человек одолжил у него тридцать тысяч, а когда вернул, Кайс отказался это принять, сказав: «Мы не берём обратно то, что однажды дали».

В молитвах Кайс ибн Саад (р.а.) говорил: «О Аллах, даруй мне хвалу и славу, ибо нет хвалы без деяний, и нет славы без богатства. О Аллах, малого мне недостаточно, и я не могу довольствоваться им».

Из известных историй о Кайсе ибн Сааде ибн Убаде было то, что вокруг него было много людей, которые были должны ему. Когда он заболел, никто не навещал его. Ему сказали, что они стесняются своих долгов перед ним. Тогда он велел глашатаю объявить: «Кто должен Кайсу ибн Сааду, тот свободен от долга». И люди пришли к нему толпами, сломав лестницу, по которой поднимались.

Суфьян ас-Саури передал от Амра от Абу Салиха: «Саад ибн Убада поделил своё имущество между сыновьями и уехал в Шам, где умер. После его смерти родился сын. Абу Бакр и Умар пришли к Кайсу ибн Сааду и сказали: «Твой отец поделил имущество, не зная об этом сыне, который был ещё в утробе. Пусть каждый из вас выделит ему долю». Но Кайс сказал: «Я не изменю решения Саада. Пусть моя доля достанется ему».

Кайс был примером для подражания в благочестии и превосходстве, из-за чего Пророк ﷺ приближал его к себе. Это подтверждает хадис, переданный Тирмизи от Кайса ибн Саада: «Мой отец отдал меня Пророку ﷺ, чтобы я служил ему. Однажды Пророк ﷺ прошёл мимо меня после молитвы, ударил меня ногой и сказал: «Не указать ли тебе на одни из врат Рая?». Я ответил: «Конечно». Он сказал: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха».

Когда Кайс до Ислама обращался с людьми хитроумно, они не выносили мук от его остроумия. И в Медине, и в окрестностях не было никого, кто не опасался бы его коварства, делая при этом «тысячу расчётов». Но когда он принял Ислам, он научился обращаться с людьми искренне, а не коварно. И он отбросил свою хитрость в сторону, перестав строить свои губительные интриги. И всякий раз, сталкиваясь с трудностью, он испытывал тоску по своей хитрости и говорил крылатую фразу: «Если бы не Ислам, я бы замыслил такую хитрость, которую арабы не выдержали бы».

Он говорил: «Если бы я не слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Коварные и хитрые будут в Огне», — я был бы самым коварным в этой общине».

От Кайса ибн Саада ибн Убады (р.а.) передано несколько хадисов. Их рассказали многие сподвижники и последователи. Он причислен к мединским мухаддисам.

Кайс жил в Медине до самой своей смерти, произошедшей в конце правления Муавии на 60 году хиджры.