Управление стихийными бедствиями и кризисами с точки зрения капитализма и Ислама

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Кризис — это любая угроза, которая может причинить вред людям или общественной собственности, нарушить функционирование рабочего процесса или частично остановить жизнедеятельность. Определение стихийного бедствия мало чем отличается от определения кризиса.

В обоих случаях речь идёт о событиях природного или антропогенного происхождения, которые влияют на общество, нарушая или останавливая жизнедеятельность и вызывая материальные и человеческие потери.

Управление стихийными бедствиями и кризисами означает определение государством предварительных действий по снижению риска возникновения стихийных бедствий, предотвращению их усугубления и борьбе с последствиями. Планированием этих действий занимаются государственные агентства, взаимодействующие через специализированный высший комитет по управлению стихийными бедствиями.

Управление стихийными бедствиями и кризисами с точки зрения капиталистов

«Только кризис (реальный или воображаемый) вызывает настоящие перемены. Когда происходит кризис, действия, которые будут предприняты, зависят от имеющихся в наличии идей. В этом, как мне кажется, и состоит наша главная роль: разрабатывать альтернативы существующей политике, поддерживать в них жизнь и держать их наготове, пока политически невозможное не сделается политически неизбежным». Эти строки принадлежат американскому экономическому мыслителю Милтону Фридману, основателю «чикагской экономической школы». Своими словами он выразил реальность капиталистической системы в создании или использовании бедствий и продлении кризисов. Именно это сформировало утилитарный капиталистический менталитет при рассмотрении бедствий и кризисов и управлении ими. Кризисы — это синоним капитализма и важный элемент обеспечения жизни этой системы. Противники капитализма отмечали это в многочисленных книгах, таких как книга «Капитализм катастроф: убийство из катастрофы» австралийского немецкого журналиста Энтони Левенштейна и книга «Доктрина шока: расцвет капитализма катастроф» канадской писательницы Наоми Кляйн. Эти и другие книги показывают, как капиталисты управляют кризисами и стихийными бедствиями, продлевая и используя их для получения материальной прибыли. В них рассказывается о том, как правительства и транснациональные компании зарабатывают на войнах и человеческих несчастьях, а также о создании страха, паники и хаоса в управлении кризисом ради получения прибыли.

Вот некоторые современные примеры того, как капиталисты управляют бедствиями и кризисами с утилитарной точки зрения

В 2005 году на некоторые американские штаты обрушился ураган «Катрина». Американские политики обрадовались этому урагану. Ричард Бейкер, представитель республиканцев из пострадавшего штата Новый Орлеан, заявил: «Наконец-то нам удалось очистить районы муниципального жилья в Новом Орлеане. Мы не могли этого сделать, но это совершил Бог». Он был рад тому, что жильё теперь можно восстановить посредством компаний, бизнесменов и банков. Милтон Фридман призвал американское государство воспользоваться этой «трагической» возможностью, чтобы прекратить поддержку образования и оставить место для частного обучения и строительства коммерческих учебных заведений.

Пандемия коронавируса — яркий пример подлого капиталистического склада ума и того, что капиталистические страны управляют кризисом как пираты и мафия. Меры, которые предпринимались капиталистами, следующие: сокрытие, запоздалое предостережение, затем частичный и полный карантин.

Китай с самого начала пытался держать кризис в секрете, чтобы избежать экономических потерь. В Британии политики не смогли придумать ничего кроме коллективного иммунитета, пренебрегая жизнями людей, особенно пожилых. Европейский Союз отказался помогать Италии, которая запросила 25 млрд. евро и использование ресурсов Европейского фонда для борьбы с болезнью. Американский подход под управлением Трампа в начале пандемии заключался в том, чтобы снять ограничения, наложенные на передвижение людей и работу, и открыть рынки, опасаясь рецессии и потерь на фондовом рынке, а также считая, что вред от локдауна будет больше, чем от самого коронавируса. Вместо разработки медицинского плана для защиты людей и обеспечения их безопасности государство оставило сектор здравоохранения в руках трансконтинентальных фармацевтических, страховых и технологических компаний для получения финансовой прибыли от пандемии. Вдобавок ко всему, были явные признаки пиратства в отношении медицинских инструментов, например, в отношении партии масок, направлявшейся в Германию, или попытка уговорить генерального директора «CureVac» переместить компанию из Германии в Соединённые Штаты в обмен на миллиард долларов, чтобы монополизировать вакцину. Трамп также пытался перетянуть немецких учёных, которые работали над созданием вакцины против вируса, и запретил американской компании «3М» экспортировать свою медицинскую продукцию в другие страны. По своей манере действий Америка выглядела страной третьего мира, проявляя крайнюю медицинскую халатность.

Что касается стихийных бедствий, вызванных изменением климата, большинство аналитиков и экспертов ООН считают, что основной причиной климатических изменений, постигших мир, включая пожары, наводнения, таяние льдов, волны тепла и глобальное потепление, является капитализм. С 2000 года в результате стихийных бедствий погиб один миллион двести тысяч человек. Ситуация с катаклизмами ухудшается, и опасность от них больше, чем угроза коронавируса, как описал глава Управления ООН по снижению риска бедствий Мами Мидзутори.

Вместо того, чтобы выполнять свои обязанности по борьбе с климатическими изменениями, мы видим, как государства лишь перекладывают ответственность на других, как это наблюдалось между Китаем и Америкой. Трамп вышел из Парижского климатического соглашения в 2017 году из-за того, что, как он выразился, «Америка теряет триллионы долларов из-за этого соглашения и что в него необходимо внести поправки». Его администрация предпочла материальную выгоду, пусть даже во вред окружающей среде, поскольку во всей своей политике она основывалась на принципе прибылей и убытков. Решение о выходе из соглашения в первую очередь было принято в пользу американских угольных и нефтяных компаний.

Точка зрения крупных держав в вопросе землетрясений и управления этим бедствием не выходит за рамки концепции целесообразности в интересах своей политики, несмотря на регулярные заявления о «правах человека».

Международные организации начали преувеличивать потери и распространять ложную информацию о количестве погибших в результате землетрясения на Гаити 2010 года, чтобы получить большую поддержку под видом гуманитарной помощи.

По мнению Арабской организации по правам человека и Организации Объединённых Наций, международное сообщество с треском провалилось в быстрой реакции на катастрофу в Турции и Сирии. В то же время интерес был сосредоточен на оказании помощи районам, контролируемым сирийским режимом. Плановая международная помощь северной Сирии была остановлена после закрытия контрольно-пропускного пункта Баб-эль-Хава, хотя уже во второй день землетрясения через него проезжали десятки машин скорой помощи для перевозки сирийских жертв, погибших на турецкой территории. Главной причиной остановки было «затруднение юридических процедур для перевозки помощи через границу». Сирийцы остались под обломками своих домов, разрушенных землетрясением. Такое отношение со стороны международных организаций сирийцы встретили только из-за того, что восстали против тиранического режима и призвали к переменам на основе Ислама.

Вышеприведённые примеры — это лишь верхушка айсберга капиталистического взгляда на катастрофы и кризисы. Даже если он не является источником этих катастроф, он работает над продлением кризиса и использует его в своих материальных и политических интересах. Запад управлял азиатским финансовым кризисом в 1997 году, открыв Международному валютному фонду возможность навязывать свои программы и вынуждать к продаже государственных компаний иностранным банкам. Капитализм порождает экономические кризисы, которые не стихают. А нападения 11 сентября Запад использовал для начала кампании «борьбы с терроризмом», чтобы противостоять Исламу и взять под свой контроль богатства мусульман.

Международный закон, как указано в уставе ООН, позволяет разным странам получить доступ к пострадавшим районам под предлогом «обязательного сотрудничества» и «усилий по оказанию помощи» через институты ООН и международные организации, такие как Красный Крест, а также через правительственные и неправительственные организации. ООН считает это дополнением к национальным усилиям самой пострадавшей страны, а не посягательством на её суверенитет. Затем эти «гуманитарные или благотворительные организации» занимаются заработком и шпионажем, как это произошло в Судане, Северной Корее и Сирии. Например, Красный Крест обвиняли в сокрытии преступлений евреев во время войны с Газой в 2014 году и преступлений хуситов в Йемене в 2020 году. К тому же, во имя благотворительной и гуманитарной помощи эти организации занимаются миссионерской деятельностью, например, работающие в беднейших странах организации «ACT Alliance» или организации «InterAction», которая объединяет 180 религиозных и светских организаций.

Управление стихийными бедствиями и кризисами с точки зрения Ислама

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَالْإِمَامُ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам — это пастырь, и он несёт ответственность за свою паству» (Бухари, Муслим). Забота о людях возложена на Имама — халифа мусульман; в частности, на него возложено управление стихийными бедствиями и кризисами, которое работает над предупреждением и уменьшением рисков стихийных бедствий, а также устранением их последствий. Государство обеспечивает это управление всеми средства, такими как научно-исследовательские центры, больницы, оборудование, медицинские инструменты и лекарства. Таким образом, государство максимально заботится о здоровье мусульман, а не превращает это в частный сектор предоставления услуг, чтобы получать прибыль, «используя выпавшую возможность». Сектор здравоохранения не может быть полностью частным. Такой подход может привести к коллапсу в случае крупного кризиса или стихийного бедствия. Государство должно обеспечить полное медицинское обслуживание в максимально возможном объёме всем гражданам страны.

Применение Ислама достаточно для сохранения здоровья и безопасности людей, а также для обеспечения всем необходимым при возникновении бедствий и распространении эпидемий. Исламское просвещение не вызывает страха или паники, как это делает капитализм со своими народами. Мусульманин верит, что стихийные бедствия и эпидемии исходят от Аллаха. Если бедствие или эпидемия нанесёт ему вред, он будет терпеливым и довольствующимся. Он будет понимать, что Аллах предписал на его долю такую трудность в этом мире и что исцеление и смерть находятся только в руках Аллаха. Мы видели и слышали состояние тех мусульман, которые пострадали от недавних землетрясений. Люди из-под завалов просили время для совершения намаза, женщины просили одежду, чтобы закрыть свой аурат. Мы видели чувство ответственности девочки, которая защищала свою сестру, опасаясь за её жизнь под завалами.

Ислам также пояснил действия, которые необходимо выполнять при эпидемии. Пророк ﷺ сказал:

إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلَا تَدْخُلُوهَا وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا مِنْهَا

«Когда вы услышите, что в какой-то местности свирепствует чума, то не входите туда, а если вы уже находитесь там, то не выходите оттуда» (Бухари). В другой версии говорится:

فَلَا تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ

«то не бегите оттуда». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ مِنْ أَحَدٍ يَقَعُ الطَّاعُونُ فَيَمْكُثُ فِى بَلَدِهِ صَابِرًا مُحْتَسِبًا، يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ يُصِيبُهُ إِلاَّ مَا كَتَبَ اللَّهُ لَهُ، إِلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ شَهِيدٍ

«Любой (мусульманин), который останется в своём городе, если там разразится чума, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, (так как) он знает, что не постигнет его ничто кроме того, что предопределил ему Аллах, получит такую же награду, как и павший шахид» (Бухари).

Исламское Государство принимает необходимые меры в соответствии с вышеупомянутыми шариатскими положениями. В случае распространения эпидемии в стране государство отслеживает заболевание с самого начала, работает над тем, чтобы ограничить его тем местом, где оно возникло, и предоставляет необходимые принадлежности для решения проблемы в пострадавшем районе, например, вводит там карантин, оказывая медицинскую помощь и предотвращая вход и выход из местности. В то же время здоровые люди в других районах продолжают работать, не останавливая производство в стране.

Исламское Государство подверглось множеству стихийных бедствий, таких как голод и инфекционные эпидемии. На 18 году хиджры в эпоху Умара ибн аль-Хаттаба в Шаме произошла вспышка «Чумы Эммауса», в результате которой погибло более 20 тысяч человек. Аль-Фарук поручил задачу отслеживания чумы командующему Амру ибн аль-Асу, который дал указание жителям пострадавшего района отправляться в сторону гор, чтобы ограничить распространение эпидемии и отдалить людей от территорий с загрязнённым воздухом в низменных районах.

Исламское Государство уделяло внимание созданию карантинных центров для заражённых инфекционными заболеваниями, таких как здание «Аль-Карантина» в городе аль-Халиль, построенное во время правления османского султана Абдульмаджида I в 1848 году. Ему предшествовало ещё одно здание в Дамаске. Исламские правоведы (факихи) разъяснили шариатские постановления, связанные с распространением эпидемии. Например, Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал книгу о чуме «Базль аль-маун фи фадль ат-таун», в которой содержалось определение этого явления, описание его пользы для верующих и постановления, касающиеся жителей пострадавшей страны в части выезда и заезда.

В государстве Халифат, которое появится в ближайшее время с дозволения Аллаха, будут приняты специальные меры по управлению стихийными бедствиями, включая создание таких комитетов, как «Центр управления стихийными бедствиями», который займётся разработкой планов по регионам, а также создание в каждом вилаяте специальных комитетов по управлению стихийными бедствиями, которые будут координировать свои действия с пожарной службой, полицией и армией, а также координировать свои действия с непострадавшими вилаятами в рамках усилий по оказанию помощи. Подобные меры были предприняты мусульманами в «год пепла», то есть сильной засухи, постигшей Хиджаз. В тот год из Ирака, Египта и Шама пришла помощь, чтобы устранить ущерб, облегчить страдания и оказать помощь пострадавшим в соответствии с тем, что сказал Посланник Аллаха ﷺ:

الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضاً وشَبَّكَ أَصَابِعَهُ

«Поистине, в отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и, сказав это, он переплёл между собой пальцы своих рук» (Бухари, Муслим).

В области совместных усилий по оказанию помощи, государство Халифат ограничивается поддержкой своих вилаятов и усилиями самих мусульман, а также введением налога на богатых, если денег в казне недостаточно. Государство не разрешает въезд всяким международным организациям и иностранным спасательным командам под предлогом гуманитарной помощи. Халифат всегда помнит, что эти организации используют подобные события для проведения политической, разведывательной или информационной деятельности, или для оказания поддержки некоторым движениям для создания хаоса и беспорядков.

Еврейское образование широко использовало в своих политических целях и в СМИ землетрясение, произошедшее в Турции и Сирии. Оно отправило в Турцию спасательную группу в составе 450 человек, прихвативших с собой устройства для опреснения воды в качестве услуги для пострадавших. И они построили полевой госпиталь под собственной военной защитой. Всё это направлено на улучшение своего имиджа перед народами региона, особенно турецким народом, а также на укрепление отношений с Турцией и сбор информации о землетрясении. Кроме того, евреи готовились предоставлять гуманитарную помощь пострадавшим сирийским регионам в попытке проникновения и шпионажа, а также поддержки некоторых вооружённых групп, например, курдских на севере Сирии, которые получали прямую военную поддержку от Америки.

Вред международных организаций в оказании помощи превышает их пользу. И если они войдут в Исламское Государство, то только ради проникновения. Они лишь ищут пути над верующими, когда Аллах запретил мусульманам давать им такую возможность:

وَلَن يَجۡعَلَ ٱللَّهُ لِلۡكَٰفِرِينَ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ سَبِيلًا

«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).


Хамид Шахин, Палестина