Исламская мысль: образованным и знающим. Развитие достигается не через науку и познание, а через живую мысль

Исламская мысль: образованным и знающим. Развитие достигается не через науку и познание, а через живую мысль

Хайсам Бакр

Развитие человека происходит благодаря мысли, которая формирует мировоззрение и определяет цель жизни. Но включает ли эта мысль издание книг, журналов и публикаций? Заключается ли политическая деятельность в достижении развития для Уммы в исследованиях, публикациях и издании книг?

Именно мысль определяет вид деятельности, чертит метод и влияет на отношения среди людей, систему и государство.

Мыслительный подъём

Развитие — это мыслительный подъём в жизни человека. Это не экономический, духовный или даже моральный прогресс, а скорее, прогресс мысли, и ничего больше.

Разница между восходящим человеком и отсталым заключается в поиске ответа на вопрос: в чём смысл моего существования? Если человек имеет чёткую цель, к которой он стремится, посвящает ей свою жизнь и борется за её достижение, то он — развитый человек, который знает, чего он хочет, и работает ради этого. Он в корне отличается от того, кто считает своё появление в этом мире принуждённым и свершившимся без его участия фактом, следовательно, не знающего, зачем он живёт и для какой цели его привели в этот мир. Такой человек не знает, чего он хочет, и не знает, чему посвятить свою жизнь. Таким человеком управляют органические потребности и инстинкты, поэтому он хочет только того, что ему диктуют его потребности и инстинкты. Так инстинкты стали центром его жизни и идеалом для его цели. Его главная цель в жизни — обеспечить себе «достойную» жизнь в будущем и гарантировать удовлетворение своих потребностей.

Человек

Инстинкты имеются как у людей, так и у животных, равно как и органические потребности, а вот разумом обладает только человек. Более того, можно сказать, что разум является главным в человеке, поскольку отличает его от всех других существ. Именно в наличии разума заключается преимущество человека над всеми другими творениями. По причине обладания разумом человеку подчинены все создания на земле.

Развитый человек — это тот, который заслуживает называться человеком. То есть это тот, который сделал разум основой и целью своей жизни. Если же центром и высшей целью в жизни стали потребности и инстинкты, как у других существ, то это называется упадком. И если высшая цель человека подобна цели других творений, тогда это крайний упадок. Следовательно, развитие достигается мыслительным подъёмом. Когда достигается мыслительный подъём, тогда человек берёт путь к экономическому росту. Но он может и не стремиться к экономическому росту, если видит, что в его жизни есть более высокая цель, чем сбор денег и достижение процветания.

Причина нашей отсталости

Если мы хотим узнать причину нашей отсталости, ответ очевиден: наши инстинкты и потребности стали осью нашей жизни, а высшей степенью нашей заботы и важнейшей целью каждого из нас — обеспечить своё будущее и заработать больше денег, двигаясь на основе индивидуализма, даже если наша Умма находится в упадке, даже если враги контролируют её, унижают и эксплуатируют. Любой из нас не заботится о своей Умме, не придаёт ей значения и даже не думает о её проблемах, не говоря уже о том, чтобы бороться за неё и посвятить этой борьбе свою жизнь. Каждый из нас готов согласиться с унижением и проглотить оскорбления на пути к обеспечению будущего своих детей. При этом каждый понимает, что его индивидуальная сила зависит от силы Уммы. Но он не думает и не размышляет о величии и развитии. Если же мы хотим достичь развития и подъёма, тогда мысль является главным условием.

Основа жизни

Всё же, с появлением какой мысли достигается развитие? Служить основой жизни, ставить перед ней цель и прокладывать путь к этой цели может та мысль, которая связана с мировоззрением. Например, мысль или размышление, связанное с получением еды — это тоже мысль, однако она инстинктивная, слабая. Мысль же об организации получения еды стоит выше. То же самое относится к мысли об организации дел семьи или народа. Эти мысли выше. Мысль, связанная с организацией дел человека, ещё выше. Только такая мысль может привести к развитию. Желающие достичь развития должны распространять эту мысль и сделать её основой других мыслей. Наука и познание должны быть основаны на этой мысли и должны следовать за ней. Только так можно вызвать развитие в обществе.

Живые мысли

При размышлении о важности распространения мысли первое, что приходит на ум, — это издательство книг, газет и журналов, как будто это и является путём распространения мысли и, как следствие, путём к развитию. Некоторые могут подумать, что обилие материалов является свидетельством благополучия и развития. Но в реальности всё не так. Книги, газеты и брошюры — это не что иное, как инструменты и средства, и они не вызывают коллективного развития, а скорее, создают мысль у тех, кто их читает, и ничего больше. Если дело ограничивается издательством книг и журналов, то появится некоторое удовлетворение, и учёные, может быть, появятся, но развития всё равно не будет.

Для того, чтобы было развитие, эти мысли должны распространяться, обсуждаться, увязываться с реальностью и действиями в обществе. Поэтому существует потребность в живом общении между тем, кто предоставляет эти идеи, и тем, кто их поглощает. И тогда тот, кто читает, сможет соприкоснуться с реальностью идей. Затем мысли будут обсуждаться, после чего возникнет деятельность, направленная на создание общественного мнения в пользу этих мыслей, которые начнут господствовать во взаимоотношениях между людьми и в государственных структурах.

Мысль, индивидуальная или общественная (создающая общественное мнение), есть то, на чём базируется действие и из чего вытекает осмысленная направленность. Это и есть живая мысль, которая может служить основой развития. Мысль — это не просто созерцание и пустые предположения, не ведущие к действию или не указывающие путь к действию. Скорее, она должна быть живой, передающейся и влияющей, чтобы оказывать воздействие на отношения между людьми и на системы. Существует большая разница между мыслительным развитием и наличием образованных людей, авторов книг и исследователей.

Наряду с книгами необходимо живое общение, а наряду с учёными — кипение в обществе. Как результат, эти мысли трансформируются в законодательство и в государство, то есть они переходят в стадию практического применения.

После мыслительного процесса два пути объединяются: с одной стороны — государство и законы, прямо осуществляющие развитие в обществе, с другой стороны — идеи, которые распространяются с последующим живым общением, как индивидуально, так и публично одновременно. И таким образом появляется руководство у развитого общества, которое несёт своё послание другим народам, а стремление, которое поднималось и возвышалось, достигает своего пика.

Ошибочный путь

Любой, кто посмотрит на исламский мир или на то, что сегодня называют Ближним Востоком, заметит, что этот регион начал ощущать «развитие» со второй половины восемнадцатого века. С того времени Стамбул — столица Исламского Халифата — начал пытаться подражать идеям, которые, по его мнению, были причиной подъёма Европы. Это ощущение затем стало практической реальностью в начале девятнадцатого века, после вторжения Наполеона в Египет, когда Мухаммад Али занял свой трон и оторвал Египет от тела Исламского Государства, сотрудничая с Францией.

Когда власть Халифата была разрушена, исламское знамя сброшено, а неверные-колонизаторы взяли под свой контроль все страны исламского мира, началось всеобщее принятие, как считалось, идей, создающих развитие. Прошло уже более шестидесяти лет, но до сегодняшнего дня никакого развития не произошло, а появились лишь некоторые знания и науки.

Пришло время этим народам осознать после двухвековых попыток, что путь изучения науки и знаний не приведёт к возрождению. Настало время искать путь, который действительно является одним из путей развития, и отказаться от выбранного ранее пути, когда провал стал очевидным.

Свет, озаряющий мрак

Необходимо вернуться к правлению Ислама и сделать это мыслительной основой развития. В прошлом арабы поднялись на основе Ислама, приняв его акыду, неся его идеи и применяя их в государстве, за которое они воевали. Мусульмане несли Послание Ислама светом, освещающим тьму мира и спасающим человечество от разрушительного воздействия доисламского многобожия. Поэтому остальные народы приняли это послание, уверовали в него и стремились нести его дальше. Мусульмане пришли в упадок только после того, как ослабло их понимание Ислама. Затем они начали заимствовать системы, законы и идеи у других народов, что, по их мнению, было путём к развитию и связью с ним. Но это не так. Мусульмане всё ещё барахтаются, когда их враги продолжают контролировать их жизнь, не давая им подняться.

Не пора ли людям, особенно образованным, осознать, что такое развитие, и задуматься об идеях, на которых оно основано?! Не пора ли нащупать путь, где будут распространяться мысли, толкающие к развитию, после чего наступит время живой связи, чтобы Умма могла прочувствовать свою реальность и путь к развитию?!

Нет сомнений в том, что время для этого пришло, особенно после того, как мусульмане опробовали все варианты, начиная с 1955 года, в той бурной эмоциональной фазе, которая охватила арабские страны. Но стал очевидным для всех обманчивый мираж, который распространялся различными ложными методами. И только этого уже достаточно, чтобы проснуться и начать искать истинный путь.

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسۡتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمۡ لِمَا يُحۡيِيكُمۡۖ

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24).


Из журнала «Аль-Ваъй», №8
Январь 1988 г.