Прагматизм и эрдоганизм: освящение реализма, разбавление убеждений и оправдание коварных средств достижения целей

Прагматизм и эрдоганизм: освящение реализма, разбавление убеждений и оправдание коварных средств достижения целей

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Абу Хамид ас-Саади, Багдад 

Прагматизм — это решение проблем практическими путями, не опираясь на мировоззренческие принципы. Также прагматизм — это поведение или политика, в которых учитывается только непосредственный результат, а не следование взглядам. Ещё одно определение гласит, что это философское направление или течение, где значение или истинность концепций определяется в зависимости от их последствий. В прагматизме абсолютно нет места нравственным ценностям. В этой философии выносимые суждения оцениваются в зависимости от результата их применения, с одной стороны, и выгоды или интереса — с другой стороны. Говоря иначе, в прагматизме реальность является основой мышления в поиске решений насущных проблем, а с другой стороны, в прагматизме реальность влияет на вынесение суждений. «Прагматический подход» учитывает не источники идей и то, как они появляются, а их практические результаты, влияющие на поведение и жизнь человека. То есть прагматизм допускает принятие любой идеи, которая достигает цели, независимо от основы или источника этой идеи. Поэтому прагматизм является одним из деструктивных течений, распространившихся в мусульманских странах. Подобно другим деструктивным течениям, прагматизм стремится разрушить тело Уммы, рассеять её идею, растворить её идентичность и помешать ей достичь своих целей и задач. Прагматическое течение призывает к инструментализму, разбавлению понятий, освящению реализма и оправданию коварных средств достижения целей.

У прагматизма есть последователи и ученики, и даже защитники и пропагандисты, которые, возможно, и сами не понимают этого. Таково нынешнее положение государств в исламском мире. Эти государства не опираются на фундаментальную идейную базу, на основе которой происходила бы оценка всех остальных идей и различение добра от зла. Кто призывает к инструментализму и использует любые изворотливые средства для достижения выгоды, тот призывает к прагматизму, понимает он это или нет.

Однако есть ещё один феномен, превзошедший утилитарный прагматизм и даже парящий над ним, а его последователей и сторонников в наших арабских странах больше, чем даже в стране его происхождения — в Турции. И это эрдоганизм! Эрдоганизм превзошёл прагматизм и инструментализм, и у него есть сторонники в мусульманских странах. Исламские народы, особенно арабские, проживающие, в частности, на Аравийском полуострове, в государствах, получивших свои имена и границы благодаря англичанам, потеряли равновесное и продуктивное мышление, а вместо этого у них стали преобладать эмоции. Это народы сугубо эмоционального характера, и при упоминании подвигов их предков и султанов, они игнорируют объективность во всех вопросах, требующих глубокого рассмотрения и озаряющего мышления. Именно по этой причине эрдоганизм быстро обрёл популярность в их среде.

Среди религиозной элиты в этих странах есть те, кто прославляет «Его Величество Султана Эрдогана» и проповедует любовь к нему с минбаров мечетей в проповедях и рамаданских речах, думая о нём хорошо. И всё это происходит из-за нехватки сознательности у народов, которые не видят дальше своего носа. Эта симпатия присутствует в основном у суннитов, живущих в зонах конфликта, и вызвана она прежде всего давлением со стороны вассалов Ирана и распространением сектантских настроений, как это имеет место в Ираке и Ливане. Среди симпатизирующих также есть некоторые группировки, противостоящие режиму Асада, которые заручились поддержкой Турции и впустили в среду оппозиционных объединений эту заразу, после чего у них начались внутренние непонимания и конфликты. С другой стороны, можно сказать, что это своеобразный протест против того, что мир замалчивает сирийскую трагедию, и выражение всё более оправдываемой солидарности среди сирийцев, насильно вытесненных Асадом в Турцию. Возможно, всё происходит так, как планировала Америка, распределив роли, хотя возведение Эрдогана в ранг ожидаемого исторического лидера противоречит самой природе эрдоганизма как явления, привлекающего лишь немногих, относящихся к нему с истинным доверием.

Эрдоганизм имеет популистский характер, и за этой тенденцией следуют люди поверхностного мышления из числа арабских и турецких народов, которых обманули, играя на устремлениях к Исламу. Популистские лидеры наименее принципиальны в своих убеждениях. Популизм можно определить как идеологию, политическую философию или тип политического дискурса, который использует демагогию и играет на чувствах масс, чтобы нейтрализовать противоборствующие ему силы. Эрдоганисты полагаются на популизм, чтобы заручиться поддержкой арабского общества в реализуемой или провозглашаемой ими политике, а также для поддержания популярности среди какого-то процента народа, который придаёт им легитимность. Если к незавидной окружающей обстановке добавить эрдогановскую Турцию, тогда можно ожидать рост увлечения политикой эрдоганизма.

Феномен эрдоганизма вырос настолько, что эрдоганисты перестали придавать значение методам и инструментам в достижении своих целей. Поэтому эрдоганизм, скорее, можно рассматривать как форму политического прагматизма, связанного с американскими центрами силы. Турция садится на любой поезд, не глядя на машиниста и личный состав, а затем, когда обнаруживает, что единственный способ спастись — это бегство, прыгает и бежит, пока поезд не дошёл до конечной станции.

Наблюдая за арабскими и исламскими народами, можно ощутить, что у Эрдогана есть сильные стороны, которых нет у других рувайбидатов в исламском мире, например:

  • Турция владеет огромной передовой военной силой, которая играет важную роль в НАТО. Но эта сила была и остаётся под контролем Америки. Объём американской помощи и инвестиций в турецкую армию хорошо известен.
  • Турция извлекает экономическую выгоду из треугольника «Америка–Европа–«Израиль».
  • Турция занимает политическую позицию, отбеливающую лицо Эрдогана, например, появляясь в качестве защитника прав стран региона перед лицом колониального господства, как это произошло с судном «Мави Мармара». События на судне подарили удобный случай для Эрдогана, и последующие разбирательства закончились выплатой определённой суммы денег и обещанием сыграть свою роль в секторе Газа и оказать влияние на «ХАМАС».
  • Турция влияет на культурное измерение, особенно художественное. Турецкие сериалы сейчас широко представлены на арабских телеканалах. Можно сказать, что они заменили собой реальную драму на арене сирийской революции с самого начала кризиса. Турецкие сериалы превзошли по просмотрам другие фильмы, снятые в Египте или странах Персидского залива, а также скудные арабские драмы. Турецкие сериалы сосредоточены на пробуждении исламских чувств из-за отсутствия исламской славы среди мусульман путём представления истории Исламского Османского государства. В этих сериалах упоминается слава самых выдающихся халифов в попытке создать скрытую связь между ролью, которую играло Османское государство, и нынешней ролью Эрдогана. Особенно уделяется внимание вмешательству в некоторые страны региона, такие как Сирия, Ливия и Ирак, и ведётся работа над тем, чтобы подчеркнуть попечительскую роль эрдогановского государства, как будто оно защищает исламские интересы, как это делало Османское исламское государство во времена своего господства на международной арене.

Таковы главные цели эрдоганизма. Америке нужен заместитель в региональных конфликтах, Анкара же всегда готова брать на себя такую ответственность. По этой причине все средства и инструменты становятся законными и допустимыми, невзирая на принципы и идеологии, а также невзирая на положения религии, такие как халял и харам. Турецкий мусульманский народ находится в состоянии противоречия в свете нынешней неясной политики эрдоганизма, претендующей как на Ислам, так и на секуляризм. На улицах Турции ходит поговорка «Пей вино при омовении», которая выражает состояние неясности и двусмысленности в жизни мусульманского народа. С одной стороны, в народе ещё сохранился старый ататюрковский секуляризм, который открыто отвергает все формы религиозности. С другой стороны, в народе есть Ислам, сохранившийся в виде индивидуальных обрядов, и он видит, что Запад утопает в пороке из-за отсутствия религии. С самого зарождения эрдоганизм использовал различные приёмы для укрепления своих позиций. Вершиной воплощения эрдоганизма является открытое объявление своих грехов. Эрдоган без стыда и робости на глазах у всех мусульман извлекает выгоду из отношений с Соединёнными Штатами и сионистским образованием.

Турецко-«израильские» отношения стали важным и эффективным элементом усиления эрдоганизма. Тепло приняв и бросившись в объятия «израильского» президента, Эрдоган в сердце Турции объявляет о координации в области безопасности и экономических отношениях с «Израилем». Благодаря этому, Турция берёт на себя в регионе главную роль, отведённую ей Америкой. В эту роль, среди прочего, входит покровительство «израильско»-сирийских переговоров, начавшихся в 2008 году. И это доказывает то, что Турция взяла на себя главную региональную роль. И есть множество признаков того, что Турция выполняет американские желания ради достижения своих интересов, а также осуществляет американские планы по разделению арабского и исламского мира. Эрдогановская Турция не только помогла в продвижении американских планов, но и стала их жизненно важной частью, играя региональную роль, как это происходило в Ираке, Сирии, Ливии и при других кризисах. То же самое наблюдалось, когда Турция выступала против вступления Швеции в НАТО и когда выполняла другие миссии в рамках данной организации. Она выступала в качестве доверенного лица Америки в НАТО, особенно по вопросу российско-украинской войны.

Эрдоганизм не победил ни в одном мусульманском кризисе и не сделал ни единого выстрела в сторону евреев. Да помилует Аллах души девяти турок, убитых потомками обезьян и свиней на «Флотилии свободы» в 2010 году. Эрдоганизм пролил кровь мусульман Афганистана вместе со своими друзьями из НАТО. Турция дважды председательствовала в НАТО, причём один раз — в эпоху эрдоганизма. Она открыто объявила народу, что является частью возглавляемой Америкой коалиции крестоносцев по уничтожению мусульман в Ираке и Шаме под предлогом борьбы с терроризмом. Аллах говорит:

وَمَن يَقۡتُلۡ مُؤۡمِنٗا مُّتَعَمِّدٗا فَجَزَآؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَٰلِدٗا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيۡهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمٗا٩٣

«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (4:93).

Ниже мы приведём обзор эрдогановского прагматизма в мусульманских странах. 

Эрдоганизм в Египте с «Братьями-мусульманами»

Чтобы понять цели эрдоганизма в Египте и то, как Эрдоган использовал «Братьев-мусульман», важно остановиться и детально разобраться в его шагах и поведении в отношении этой страны. События в Египте выявили всю глубину интеллектуального политического оппортунизма эрдоганизма после января 2011 года, а также после того, как «Братья-мусульмане» и стоявшая за ними Америка оседлали народное восстание, чтобы напрямую контролировать его курс. Но такое развитие событий раскрыло скрытые связи эрдоганизма, то есть сначала «Партии Благоденствия», а затем «Партии Справедливости и Развития», с «Братьями-мусульманами».

Когда стало ясно, что «Братья-мусульмане» близки к тому, чтобы стать правителями Египта, Эрдоган раскрыл свою политическую и мыслительную составляющую в интервью египетскому телеканалу в сентябре 2011 года, то есть перед своим визитом в оплот «Братьев-мусульман» — в Египет. В частности, он тогда подчеркнул, что решение заключается в секуляризме, а не в Исламе. Раскрыв правду о своём призвании и своих идеях, он потряс египетские мусульманские улицы. Говоря о себе, он отметил, что «является мусульманином, но управляет светской страной, а Египет должен последовать его примеру».

По прибытии Эрдогана в Египет, его встретили со знамёнами султана аль-Фатиха. Но после повторения своих заявлений и призыва к тому, что секуляризм является единственным решением, улицы, последовавшие за «Братьями-мусульманами», сильно встревожились. Некоторые лидеры движения потребовали, чтобы Эрдоган не говорил о Египте, так как эта страна отличается от Турции. Другие стали просить его уйти и оставить в покое их революцию. Проблема в том, что арабские народы забывают об этих событиях. Умма всё ещё скорбит об упущенной исторической возможности, когда она могла перевернуть всё в Египте, свергнуть режим и провозгласить Исламское Государство в стране, которая считается одной из крупнейших мусульманских стран с высокой плотностью населения.

На самом деле Эрдоган не хотел защитить революцию в Египте, а лишь лоббировал там интересы Америки, препятствуя восхождению Ислама к управлению одной из крупнейших мусульманских стран и не допуская утраты Америкой своего влияния в этой стране. И действительно, была вероятность того, что Америка потеряет контроль над Египтом из-за исламских настроений, провозглашающих, что «решение — в Исламе». Поэтому, убедившись в том, что «Братья-мусульмане» выпали из политической арены и что «верховный вождь» был свергнут, Эрдоган поспешил принять движение у себя. В качестве специального знака, напоминающего о падении «Братьев-мусульман», Эрдоган демонстрировал символ тех событий и параллельно превращал Турцию в логово движения с главной и официальной штаб-квартирой, средствами массовой информации и политическим центром. Позже Эрдоган сыграл свою разрушительную роль и в сирийской революции. Лидер оппозиционной «Народно-республиканской партии» в Турции Кемаль Кылычдароглу в нескольких словах охарактеризовал положение Эрдогана во время визита наследного принца Эмиратов Мухаммада ибн Зайда, когда тот оказал финансовую помощь Турции. Когда лидера турецкой оппозиции спросили: «Что случилось с символом Рабиа и «Братьями-мусульманами»?», — он сказал: «Президентский дворец окутан ложью и мошенничеством. И в тот момент, когда на горизонте появляются деньги, Эрдоган продаёт дело. Истинных мусульман в президентском дворце не бывает». 

Сирийская революция и эрдоганизм

 Сирийская революция стала ареной, на которой был разоблачён мыслительным образом политический оппортунизм эрдоганизма. Эрдоган отыграл роль верного друга преступника Башара Асада и официального покровителя переговоров между Сирией и еврейским образованием, а затем отыграл роль крёстного отца благословенной сирийской революции, принимая у себя оппозицию и поддерживая оппозиционные группировки в политическом и военном плане. Он никогда не вникает в суть, мысли и характер этих сторон, а лишь видит в них средство достижения американских интересов, ограничивая российское и иранское присутствие в Сирии. Эрдоган сделал всё, чтобы не допустить разрушения американских планов и падения сирийского режима после того, как оппозиция оказалась в нескольких шагах от свержения тирана Шама. К тому же, режиму Асада не было альтернативы, и Эрдоган был вынужден использовать карту сирийских беженцев в Турции, оказывая давление на Европу.

Эрдоганизм в Турции

Эрдоганизму удалось в значительной степени укрепить контроль над страной после неудачной попытки переворота. Когда Эрдоган 2 сентября 2011 года смог провести закон о военном суде над теми, кто находится на военной службе, и когда смог взять под контроль военный институт, он посадил в тюрьму десятки человек по сфабрикованным обвинениям, чтобы полностью подчинить себе военных. Он так или иначе устранял всех политических и военных оппонентов, находящихся вне американского повиновения, или тех, которые представляют собой камень преткновения, или тех, кто следует указаниям Европы или Англии. Таким образом Эрдоган провёл структурную перестройку в глубинах правительства. Он даже изменил конституцию, чтобы получить больше полномочий и закрепить президентскую форму правления как альтернативу существующей парламентской системе. Это своего рода альтернатива ататюркизму в построении власти с исламским привкусом по американскому видению, смешивающему религию и секуляризм. Такая модель должна стать примером для других стран региона. Кроме того, не стоит упускать из виду существование американской военной базы «Инджирлик», ставшей отправной точкой для многих американских кампаний. Поэтому Турция была крупнейшим партнёром в американской войне против Ирака и Сирии. В дополнение к этому база использовалась американскими войсками в качестве регионального складского центра, где хранятся более пятидесяти американских тактических ядерных боеголовок.

Те, кто видит в эрдоганизме исламскую природу, стали жертвами внешнего вида и поспешности, приняв реальность и видимость за источник оценки. Насильно одевать Эрдогана в исламское одеяние — серьёзная ошибка, ведь он явно придерживается секуляризма. И мусульманин попадает в эту ловушку по причине того, что не владеет пониманием исламской системы правления и что у него нет видения формы этого правления. Поэтому он легко попадает в эту мыслительную ловушку. Кроме того, Исламская Умма настолько утратила исламское сознание, что в нынешних обстоятельствах его тяжело будет вернуть. Сообщается от Абу Умамы аль-Бахили, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ

«Основы Ислама будут разрушены одна за одной, и каждый раз, как разрушится одна из основ, люди возьмутся за следующую. И первой из них разрушится правление, а последней — молитва» (передал Ахмад, а Хаким подтвердил достоверность).

Запад преуспел в насаждении невежества в мусульманский мир так, что Умма утратила ясное понимание своей системы правления. И он преуспел в том, что посадил на шеи мусульман такие режимы, от которых не стоит ждать помощи. Религиозная сторона, которую пытается показать эрдоганизм, сводится к духовным ритуалам. Сами по себе они ограничиваются только отношениями между человеком и его Господом. Таково представление о религии на Западе. Там люди представляют религию только как индивидуальные обряды. Причиной индивидуализма на Западе является освящение личности в капиталистической системе. Нет ни одного доказательства того, что эрдоганизм стремится внедрить Ислам в политические, экономические или социальные дела. Лидер эрдоганизма не раз заявлял, что он — мусульманин, возглавляющий светское государство. Как мы упоминали ранее, он посетил Египет во времена революции и дал революционерам совет построить светское государство. Так почему наивные люди одевают Эрдогана в Ислам, хотя он не хочет носить это одеяние, призывая к светскости и думая, что в этом и заключается решение?!

О тот, кто очарован эрдоганизмом! Несмотря на те незначительные экономические изменения, достигнутые Эрдоганом и его партией, Турция по-прежнему живёт на основе светскости во всех смыслах этого слова, полностью отделяя жизнь от Ислама. Чтобы увидеть это, глубокие знания не требуются. Закон по-прежнему построен на секуляризме. Источником законодательства до сих пор выступает народ, правят светские силы, а священникам, как и в капитализме, отведена роль в индивидуальных вопросах поклонения. Но и там они играют второстепенную роль, так как государство держит под контролем и религиозные дела через Управление по делам религии «Диянет», указывая людям, что они должны делать, а чего не должны в рамках «интересов государства». Даже суды действуют от имени народа, а не Шариата — точно так же, как это происходит в сердце западного мира — Америке и Европе. Брак по-прежнему заключается на основе светского закона, а не шариатского. Чтобы брак, заключённый вне суда в присутствии шейха и свидетелей, стал законным, необходимо утвердить его в светских судах. Наследство и дальше делится поровну между мужчинами и женщинами. Женщины по-прежнему имеют право давать развод (талак), право на опеку и усыновление. И каждый в светской Турции имеет право принять любую мысль и любую другую религию, а значит, дозволено неверие в любом его проявлении. Партия Эрдогана, то есть «Партия Справедливости и Развития», никогда не была исламской, и нельзя предполагать, что она является таковой. Скорее, это светская партия, основанная на идее, что основой турецкого государства является секуляризм, принесённый в страну Мустафой Кемалем. Всё это принято и задокументировано в партийных протоколах. Эрдоган беспокоится о защите престола, об управлении, выборах и о том, как достичь власти и удержаться у неё. И он не имеет никакого отношения к вопросам религии, а скорее, оставил их так называемым «священнослужителям» и суфийским дервишам. Эрдоган расширил полномочия духовенства и дервишей и провёл для них красные линии, которых следует придерживаться. А тех, кто не придерживается того, чего он хочет, и того, что запланировал, он заставляет замолчать.

Чтобы хорошо понять эрдоганизм, необходимо сознательное изучение, а не эмоциональное. Оценка этого режима должна основываться на прочном фундаменте в том смысле, что мы должны познать реальность такой, какая она есть, а не такой, какой её нам представляют или описывают. Правило, на котором должно основываться суждение, — это исламская акыда. Только так можно вынести правильное решение, которое не пошатнётся ни от каких ветров. В противном случае мы потеряем сознательность и будем загнаны в стойло, как стадо. Или же простодушные люди будут обречены на гибель, в то время как мы видим спасение. Люди могут видеть тучи и думать о востребованном дожде, в то время как эти тучи принесут бурю и разрушения. Религия требует, чтобы мы отвергали любые неисламские системы, отвергали любые стандарты, кроме стандартов халял и харам, будь то в оценке действий или личностей, и не поддерживали правителя, который правит не по законам Ислама. Если же наши мерки в правлении будут неисламскими, тогда мы заблудимся, и Аллах разгневается на нас. А если наши мерки будут исламскими, тогда Аллах поведёт нас прямым путём, будет доволен нами и поможет установить государство Ислама, которое защитит религию, применит её, распространит по всему миру и вернёт Умме украденные у неё богатства и славу.

Дорогие мусульмане! Следует придерживаться истины, которую невозможно потушить. Если мы применим Ислам полностью и построим свою жизнь на основе Ислама, тогда будем спасены, обеспечим процветание и вернём себе славу и величие. Но не только ради этого... Ведь мы обязаны сделать это, подчинившись велению Аллаха. Только так мы избавимся от вины перед Аллахом, живя в Праведном Халифате по методу пророчества. Аллах говорит:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا٦٥

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65),

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ٤٩

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49),

أَوَلَا يَرَوۡنَ أَنَّهُمۡ يُفۡتَنُونَ فِي كُلِّ عَامٖ مَّرَّةً أَوۡ مَرَّتَيۡنِ ثُمَّ لَا يَتُوبُونَ وَلَا هُمۡ يَذَّكَّرُونَ١٢٦

«Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание» (9:126).