Дискредитация Сунны — это дискредитация религии. Сунна: между великими и презренными

Дискредитация Сунны — это дискредитация религии. Сунна: между великими и презренными

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Халид аль-Ашкар

Пророческой Сунне всегда уделялось больше внимания, так как она является одной из четырёх основополагающих источников Шариата: Коран, Сунна, иджма ус-сахаба, кыяс. Ранние мусульманские учёные-табиины старались собрать Сунну, будь то в виде слов, дел или молчаливого одобрения Пророка ﷺ. Иснадам (цепочки передач), матнам (тексты) и наукам о хадисе они уделяли такое внимание, которое, наверное, не уделяли ни одной другой науке.

Практически в каждой стране, которую открыли и которой правили мусульмане, были учебные заведения, специализирующиеся на хадисе. Мусульманские учёные получили знания о хадисах от своих шейхов либо путём обучения у них, либо путём присутствия на их лекциях, либо путём дипломирования (иджазы) с их стороны. Эти же шейхи взяли знания от своих предшественников из числа табиинов и сахабов. Наука о хадисе передавалась из поколения в поколение до тех пор, пока не началась эпоха письменной фиксации (тадвин). Согласно некоторым источникам, первый указ о необходимости письменно фиксировать хадисы издал пятый праведный халиф Умар ибн Абдульазиз. В начале второго века по хиджре халиф велел имаму аз-Зухри начать письменную фиксацию хадисов, чтобы сохранить знания для следующих поколений. Но некоторые учёные считают, что первым, кто потребовал фиксировать хадисы, был отец этого халифа Абдульазиз, когда он был правителем Египта, а это было в середине восьмого десятилетия хиджры, т.е. примерно 75 год хиджры. Сообщается, что Абдульазиз велел Касиру ибн аль-Хадрами, который встретил в Хомсе семьдесят сподвижников, участвовавших в битве при Бадре, письменно зафиксировать то, что он услышал от сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, за исключением хадисов Абу Хурайры, который на то время был при нём. В ту эпоху и началась официальная фиксация значительной части Сунны Посланника Аллаха ﷺ. А то, что сделал Умар ибн Абдульазиз, заботясь о хадисах и прося учёных в разных странах фиксировать их и изучать, является не чем иным, как продолжением указа отца. В пользу этого мнения говорит и то, что предшественники ещё до Умара ибн Абдульазиза стремились запомнить Сунну и действовать в соответствии с ней. Но какое бы из мнений ни считалось правильным, пророческая Сунна начала письменно фиксироваться в виде цепочки передач (иснад) и текстов (матн) в первые годы Ислама, то есть с самого начала Откровения. В этой статье мы постараемся прояснить некоторые моменты, которые играют основную роль в понимании темы. Затем мы обсудим то, как Сунна подверглась измышлениям и дискредитации, и почему великие учёные, такие как Бухари и Муслим, подвергаются клевете и поношению со стороны тех, кто никогда не занимался наукой хадис и цепочками передач. И да поможет нам Аллах.

Некоторые из тех, кто не знает, как осуществлялись сбор и фиксация хадисов, говорят, что пророческая Сунна стала письменно фиксироваться во втором и третьем веке хиджры, то есть во времена Бухари, Муслима и других учёных науки хадис. Они утверждают, что длительный период между эпохой Пророка ﷺ и стадией фиксации ставит под сомнение доверие сбору хадисов. Они говорят, что невозможно доверять цепочке, в которой шесть или семь передатчиков. Это породило у них сомнения относительно достоверности хадисов и, возможно, стало для некоторых отправной точкой для клеветы на Бухари и Муслима и их учеников из науки Сунна. Но этот аргумент абсолютно недействителен, как мы поясним ниже:

Во-первых, письменная фиксация хадисов, даже если это ещё не было наукой и искусством, началась со времён сподвижников, да будет доволен ими Аллах. У Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса был свиток под названием «Ас-Садика», в который он внёс множество хадисов, услышанных от Пророка ﷺ. Что-то подобное было у сподвижников Абу Хурайры и Джабира, а также табиина Вахба ибн Мунаббиха, который был учеником Ибн Аббаса. В достоверном сообщении указывается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал:

مَا مِنْ أَصْحَابِ النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم أَحَدٌ أَكْثَرَ حَدِيثًا عَنْهُ مِنِّى ، إِلاَّ مَا كَانَ مِنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو فَإِنَّهُ كَانَ يَكْتُبُ وَلاَ أَكْتُبُ

«Ни один из сподвижников Пророка не запомнил от него столько хадисов, сколько запомнил я, если не считать Абудуллаха ибн Амра, ибо, поистине, он записывал (их), а я не записывал» («Сахих» Бухари).

Также в достоверном сообщении указывается, что Абдуллах ибн Амр сказал:

كُنْتُ أَكْتُبُ كُلَّ شَيْءٍ أَسْمَعُهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم أُرِيدُ حِفْظَهُ، فَنَهَتْنِي قُرَيْشٌ وَقَالُوا: أَتَكْتُبُ كُلَّ شَيْءٍ تَسْمَعُهُ، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم بَشَرٌ يَتَكَلَّمُ فِي الْغَضَبِ وَالرِّضَا؟! فَأَمْسَكْتُ عَنِ الْكِتَابِ، فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم، فَأَوْمَأَ بِأُصْبُعِهِ إِلَى فِيهِ، فَقَالَ: اكْتُبْ، فَوَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ مَا يَخْرُجُ مِنْهُ إِلاَّ حَقٌّ

«Я записывал всё, что слышал от Посланника Аллаха ﷺ, желая выучить это наизусть, а курайшиты запретили мне делать это, сказав: «Ты записываешь всё, что слышишь от Посланника Аллаха ? Но ведь он — человек, который говорит и в гневе, и в довольстве». После этого я перестал записывать. Я рассказал обо всём Посланнику Аллаха , и он указал рукой на свой рот и сказал: «Пиши, ибо, клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, не выходит из него ничего, кроме истины» («Муснад» Ахмад).

Также достоверно сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

قَيِّدُوا الْعِلْمَ بِالْكِتَابِ

«Закрепляйте знание, записывая его» («Джами баян аль-ильм», Ибн Абдульбарр).

Поэтому будет ошибкой думать, что во времена Посланника Аллаха ﷺ сподвижники и табиины не записывали хадисы.

Что касается достоверного сообщения о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَنْ كَتَبَ عَنِّي غَيْرَ الْقُرْآنِ فَلْيَمْحُهُ

«И пусть тот, кто записал что-либо, кроме (аятов) Корана, сотрёт это» («Сахих», Муслим), — то этот хадис не может быть доводом запрета на запись хадисов. Учёные говорят, что этот запрет был в начале Ислама и в начале эпохи Откровения, а причиной было опасение, что с записями Корана может смешаться что-либо постороннее и что занятость хадисами может помешать заучиванию Корана. Достоверно известно, что Посланник Аллаха ﷺ разрешил вести запись для Абу Шаха во время прощального хаджа, то есть незадолго до того, как он ﷺ покинул этот мир. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اكْتُبُوا لأَبِي شَاهٍ

«Запишите (эту проповедь) для Абу Шаха» (Муслим).

Хадисы Посланника Аллаха ﷺ записывались, и нельзя сказать, что этот процесс начался только после его ﷺ смерти. Но вместе с этим мы не отрицаем, что эпоха письменной фиксации, в терминологическом значении, началась во времена табиинов, таких как Касир ибн аль-Хадрами и аз-Зухри. Наука письменной фиксации хадисов не появилась из ничего, так как знание в области науки хадис уже существовало. Так же происходит и в любой другой науке — официальная регистрация не начинается с нуля. Скорее, письменной фиксации должны предшествовать базовые знания этой науки. То же самое касается таких наук, как усуль и нахв. Шафии не был первым человеком, который начал письменную фиксацию знаний усуля, к примеру, в книге «Рисаля». И люди ещё до него знали амм, хасс, мутлак, мукаййад, далялят уль-амр, кияс, хабар уль-ахад и т.д. Так же и нахв не является трудом Абу аль-Асвада, аль-Халиля или Сибавейха в том смысле, что они не придумали эту науку из ничего. Арабы ещё до них знали фаиль, наиб фаиль, мафъуль, наат, манъут и т.д. Каждому знанию, которое было письменно зафиксировано и стало наукой и искусством, предшествуют базовые принципы, основы и правила, на которых и строится эта фиксация и эта наука. То, что касается любой шариатской науки, или науки, порождённой Исламом, касается и науки хадис. У науки хадис были свои столпы, установленные ещё во времена сподвижников, и даже во времена Откровения, они записывались и хранились до тех пор, пока официально не началась письменная фиксация (тадвин) и пока это не стало полноценной наукой. Затем, после эпохи письменной фиксации, полноценность обрели такие науки, как джарх, таъдиль, терминология хадиса, дефекты передачи и передатчика и другие. Наука хадис, как и другие шариатские науки или науки, порождённые Шариатом, которые проходили стадию подтверждения и письменной фиксации, как сбор хадисов, подтверждение достоверности (сахих) или слабости (даиф), и даже как джарх и таъдиль, — все эти знания были у сподвижников и табиинов. Но эти науки продолжали развиваться до тех пор, пока не стали совершенными. И только наука о размышлениях над текстами хадисов (матн) никогда не остановится, но этой наукой может заняться только тот, кто соответствует её условиям. Размышления над текстами хадисов — это понимание хадисов и выведение из них шариатских решений, то есть речь идёт о направлении дираят в науке хадис, которое никогда не будет закрыто.

Во-вторых, сподвижники стремились следовать примеру Пророка ﷺ в каждом действии и бездействии во время нахождения дома и в путешествии. Они следовали примеру Посланника Аллаха ﷺ даже в дозволенных (мубах) делах. Абдуллах ибн Умар следовал примеру Пророка ﷺ даже в справлении нужды, а когда его спросили об этом, он ответил аятом:

لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21).

Абу Бакр ас-Сыддык настолько любил Посланника Аллаха ﷺ, что даже сказал:

فَشَرِبَ حَتَّى رَضِيْتُ

«И он выпил столько, пока я не остался довольным» (Бухари).

Умар (р.а.), говоря о причине того, почему сподвижники открывали плечи и быстро двигались, обходя Каабу после открытия Мекки, упомянул, что это было для того, чтобы многобожники увидели силу и мощь мусульман. И, несмотря на то, что мотив (иллят) уже исчез, Умар (р.а.) сказал:

لاَ نَدَعُ شَيْئاً كُنَّا نَفْعَلُهُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«И вместе с тем, мы не оставляем ничего из того, что мы делали во времена Посланника Аллаха » (Абу Дауд).

Зная о таком стремлении сподвижников следовать примеру Пророка ﷺ и о такой любви к нему ﷺ, разве можно предположить, что они оставят его слова без внимания и станут забывать?! Нет, сподвижники очень внимательно относились к хадисам и тщательно проверяли всё, что передавали от Пророка ﷺ. Они передавали путём письменной фиксации, как это делал Абдуллах ибн Амр. Передавали путём личной демонстрации, как делали некоторые сподвижники, например, обучая людей намазу. Передавали путём единогласного решения (иджма) по вопросу, который они узнали от Пророка ﷺ и передали нам своими действиями, не упоминая это устно. Например, они единогласно решили отложить похороны Пророка ﷺ, пока не выбрали халифа, которым стал Абу Бакр. При этом они прекрасно знали, что нужно спешить похоронить умершего и заняться подготовкой тела к погребению, не отвлекаясь другими делами. И, несмотря на то, что погибшим в данном случае был сам Посланник Аллаха ﷺ, все сподвижники занялись выбором халифа. Известно, что сподвижники никогда не будут единогласно совершать предосудительное действие или единогласно оставлять выполнение ваджиба. Отсюда мы и понимаем, что занятость выбором халифа, даже при том, что нужно было похоронить погибшего Пророка ﷺ, — это был известный заранее шариатский закон, который сподвижники передали нам не словом, а единогласным решением.

В-третьих, Пророк ﷺ похвалил того, кто передаст хадис или научит другого человека чему-нибудь из религии. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثاً فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ

«Да порадует Аллах человека, который, услышав от нас хадис, запомнит его и передаст другому. Возможно, тот, кому он передаст это знание, поймёт и усвоит его лучше него самого. Бывает, что носитель знания не понимает его должным образом» («Сунан», Тирмизи).

Сохранить хадис можно, запомнив или записав текст, и в любом случае передавший хадис получит свою награду. Когда говорится: «Аллах порадует», — имеется в виду, что за это дело человек получит большую награду. Если соединить этот хадис с тем, что изречения Пророка ﷺ записывались в его ﷺ эпоху, тогда напрашивается вывод о том, что запись хадисов началась задолго до эпохи официальной письменной фиксации, то есть до эпохи тадвина. Что касается Бухари, Муслима и других авторов книг «Сунан» и «Муснад», то они просто перепроверяли те хадисы, которые уже были записаны, устанавливая справедливость, точность и правдивость передатчиков.

В-четвёртых, обучение хадисам началось на ранней стадии пророчества, сам Посланник Аллаха ﷺ оставался для своих сподвижников образовательным центром и шариатской школой. Пророк ﷺ, а после него — и сподвижники, отправлял людей в новые завоёванные страны, которые обучали население Исламу, особенно после того, как Ислам обрёл славу и вошёл в новые территории. В столице Исламского Государства Медине сподвижники сидели с Посланником Аллаха ﷺ, слушали и запоминали хадисы, наблюдали, как он осуществляет суд, как распределяет трофеи, как проводит мобилизацию. Часть сподвижников уходила на джихад, а другая часть оставалась, чтобы слушать хадисы и обучаться. Затем вернувшиеся из джихада могли обучиться у своих оставшихся в Медине братьев всему тому, что они пропустили, так как те слушали Пророка ﷺ, запоминали и записывали. Так сподвижники менялись ролями: кто-то уходил на джихад, а кто-то оставался с Пророком ﷺ рядом, чтобы запомнить или записать хадисы, а затем передать их. Аллах говорит в этом отношении:

وَمَا كَانَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةٗۚ فَلَوۡلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرۡقَةٖ مِّنۡهُمۡ طَآئِفَةٞ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي ٱلدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوۡمَهُمۡ إِذَا رَجَعُوٓاْ إِلَيۡهِمۡ لَعَلَّهُمۡ يَحۡذَرُونَ١٢٢

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (9:122).

Школу Медины окончило целое поколение, которое обучалось у сподвижников, в том числе — Саид ибн аль-Мусайиб, Ибн Шихаб аз-Зухри и другие. В Мекке Пророк ﷺ назначил своим наместником Муаза, чтобы тот обучил людей хараму и халялу. И Муаз приступил к своим обязанностям, обучая людей Корану и хадисам. Поэтому в Мекке тоже были известные табиины, которые взяли знание у сподвижников, например, Муджахид, Икрима и другие. Куфа и Басра не уступали в этом отношении Мекке и Медине. Там останавливались Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и десятки сподвижников, давших присягу Пророку ﷺ под деревом в Худайбии и участвовавшие в битве при Бадре. Именно там жили такие табиины, как Саид ибн Джубайр, Ибрахим ан-Нахаи, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Катада и другие. Встречи сподвижников и табиинов были больше похожи на специализированные школы или передовые университеты в обучении Корану и хадисам, выпуске студентов, выдаче им сертификатов о завершении обучения (иджаза) и о разрешении на преподавание того, чему они научились. Следовательно, любые претензии в том, что якобы Бухари, Муслим или авторы сунанов собрали или записали хадисы с нуля спустя два или три столетия после жизни Пророка ﷺ, не выстоят перед вышеприведёнными фактами. Обучение Корану и хадисам не прерывалось со времён Пророка ﷺ, то есть с самого начала ниспослания Откровения, и всё время знания фиксировались, заучивались и записывались. Места преподавания и изучения хадисов в то время напоминали пчелиные улья из-за множества участников этого процесса.

В-пятых, Бухари, Муслим и другие учёные Ислама не были защищены от ошибок или упущений. Они, как и другие люди, были склонны допускать ошибки. Поэтому некоторые знатоки Шариата могли критиковать часть того, что содержится в их сборниках. Известный учёный Ислама Дарукъутни, да помилует его Аллаха, подверг рассмотрению некоторых передатчиков у Бухари и Муслима и сказал, что они не соответствуют условиям самих авторов сборников. Но на критику со стороны Дарукъутни ответил Ибн Хаджар в таких трудах, как «Таглик ат-талик аля сахих аль-Бухари», «Фатх» и «Шарх». Также в критику вдался и аль-Багдади. Однако следует учесть, что единственным мотивом этих людей была защита пророческой Сунны, сохранение чистоты и очищение от примесей. Все упомянутые учёные Ислама получат свою награду или две награды, если были правы в своих выводах, как говорится в хадисе. Критика в отношении одного или десяти хадисов из сборников Бухари и Муслима была мотивирована лишь желанием услужить религии, а не разрушить её под предлогом того, что «Сунна была собрана лишь спустя два или три столетия после жизни Пророка ﷺ».

Между великими учёными Ислама возникали дискуссии и прения, но каждый из них был равен друг другу, и все они стремились к Лику Аллаха, защищая Сунну Пророка ﷺ. Никто из них не ставил целью подорвать Сунну, разрушить следование Сунне или аннулировать сборники Бухари, Муслима и других. Поэтому Умма продолжает чтить Бухари и Муслима как тех, кто оказал религии Аллаха огромную услугу. Если можно сказать, что Аллах выбрал Абу Бакра для того, чтобы он собрал Коран, тогда можно сказать, что Аллах выбрал Бухари, Муслима и других авторов сунанов, муснадов, мустадраков, мусаннафатов для того, чтобы они собрали Сунну. В то же время мы не возводим их в ранг святых, и они сами не делали этого в отношении себя или своих трудов. Но если их критики не владеют инструментами науки хадис, они не могут подвергать критике авторов сборников хадисов или подрывать что-то из их знаний. Они не имеют на это права. И это касается не только науки хадис, но и всех других наук. Как в медицине, инженерии или нахве (грамматике арабского языка), как и в науке о хадисах слово имеет только тот, кто владеет инструментами этой науки, обучается в этой сфере, и другие учёные этой науки свидетельствуют о его знании и способности погружаться в глубины. В противном случае он станет посмешищем в тех кругах, которые заняты этой наукой. Мы уже видели, как люди, приглашённые на спутниковые каналы, вдаются в обсуждение Бухари и Муслима, а сами даже не в состоянии правильно прочитать хадисы, которые критикуют.

Это пять пунктов, которые я хотел донести уважаемому читателю, прежде чем мы перейдём к следующей части статьи о систематической кампании против пророческой Сунны, считающейся вторым источником законодательства для мусульман после Корана. Более того, Сунна является разъяснением того, что пришло в Книге Аллаха.

Бухари получил наибольшую долю критики, так как хадисы в его «Сахихе» считаются наиболее достоверными, и эта книга у мусульман по важности занимает второе место после Корана, даже если Аллах защитил от ошибок только Свою Книгу. Когда эти «критики» не смогли добиться внесения изменений в Коран, то взялись за пророческую Сунну и стали сеять сомнения относительно того, как она дошла до нас. Для этого они выбрали два пути: дискредитация передатчиков и дискредитация сообщений. Из передатчиков больше всего они подвергли дискредитации Абу Хурайру (р.а.) и попутно зацепили сборник хадисов Бухари, заявляя, что некоторые сообщения в этой книге противоречат Корану. Основываясь на этом, они назвали себя коранитами, подразумевая, что они являются защитниками Книги Аллаха. Наряду с этим, тот, кто прослеживает за их заявлениями и действиями, увидит, что они ни разу не вышли и не сделали ни единого заявления в защиту Корана, когда всякие европейские глупцы посягали на честь Уммы, сжигая экземпляры Корана во Франции, Голландии, Швеции и других странах. Эти так называемые «защитники Корана» ни разу не вышли на демонстрацию в защиту Книги Аллаха. И такая практика указывает на то, что они лишь прикрываются Кораном, опасаясь гнева Исламской Уммы, но они мечтают о том дне, когда Коран и Сунна будут стёрты с лица земли.

Критики Сунны появились из одной ниши, и учитель у них один, а их цель — это не только Бухари, они желают разрушить Ислам полностью и покончить с ним. Они понимают, что если им удастся породить сомнения вокруг самого значимого для мусульман сборника хадисов, как «Сахих аль-Бухари», и самого значимого передатчика хадисов, как Абу Хурайра (р.а.), тогда останется дело за малым. Поэтому они все силы бросили на дискредитацию Абу Хурайры (р.а.) как сподвижника, который больше всего передал хадисов от Посланника Аллаха ﷺ. А также бросили силы на дискредитацию Бухари, как автора самого значимого для мусульман сборника хадисов, стоящего по степени на втором месте после Корана. Но их критика — это лишь очередное звено в цепи нападок на Ислам со стороны их хозяев. А их главной целью является удаление идеи практического применения Ислама. Сунна, с её объяснениями, разъяснениями и подробностями в словах и делах, показывает, как реализовать в жизни то, что пришло в Коране, и сделать Ислам вопросом законодательства и живой религией. Другими словами, Коран не может быть реализован в отрыве от Сунны. Если происходит дискредитация Сунны и рождаются сомнения относительного того, как она до нас дошла, тогда Коран лишается того, что разъясняет общие смыслы аятов и показывает путь их применения. Форма совершения намаза, хаджа, поста и других обрядов была бы для нас неизвестна, если бы не разъяснения, имеющиеся в Сунне. И это звучало из уст самих отрицателей Сунны. Один из них сказал: «Предыдущие запреты, постулаты и константы станут предметом исследования, проверки и обсуждения, что даст возможность узнать и обнародовать всё неприемлемое, а также тех, кто отстаивал это неприемлемое. Появится возможность учиться на их ошибках и различать: где Ислам, а где мусульмане, различать между тем, что есть в Коране, и тем, что применяли мусульмане. Появиться возможность отстаивать истину, даже если придётся пожертвовать теми людьми, которых мы привыкли считать праведными, будь то среди сподвижников, табиинов или факихов». Они даже не скрывают то, к чему стремятся их хозяева, и сами работают над реализацией этого.

Критики Сунны не случайно выбрали эту цель. Они просто не нашли другого пути нанести вред Исламу. И больше настораживает то, что все они вылезли из своих нор в один момент, открыв массу сайтов и страниц. Их лекции стали транслироваться по спутниковым каналам утром и вечером, и это показывает, что за ними стоят органы, центры и государства.

Несколько лет назад американская корпорация «RAND» опубликовала доклад, в котором есть раздел «Войны хадисов», и там пишется: «Большая часть нынешних усилий по реформированию Ислама сосредоточена на спорах о конкретных правилах и практиках ортодоксального Ислама, которые критикуются немусульманами и которые не соответствуют нынешнему веку». Затем авторы доклада переходят к порождению сомнений вокруг самых авторитетных сборников хадисов, как «Сахих аль-Бухари», и приходят к выводу: «Усилия по укреплению демократического Ислама требуют работы по трём параллельным направлениям в отношении хадисов и их влияния на закон. Общественность в целом должна быть лучше информирована и образована в отношении процесса толкования своей религии, чтобы не оказаться во власти недобросовестных или необразованных самозваных религиозных властей ‹...› Чтобы достичь этого, следует предоставить свод «контрхадисов» тем, кто хочет более толерантных, равноправных, демократических обществ ‹...›. Более интересная работа мусульманских юристов имела место, когда они применяли свободный подход, не ограничивая себя только одной из юридических школ». Они хотят воспитать таких людей, которые не придерживаются ни принципов фетвы, ни юридических школ, ни правил усуля. Они хотят, чтобы их воспитанники совершали иджтихад так, как им вздумается. Возможно, эта атака со стороны исламских центров, когда-то исправлявших действия и поступки людей, таких как аль-Азхар и Совет старших учёных в Саудовской Аравии, показывает то, чем заняты правящие режимы и кто служит им из числа учёных, делая людей свободными в своих пониманиях и иджтихадах. В завершение авторы доклада пишут: «Не ограничивая себя только одной из юридических школ, а смешивая исламские законы и толкования из различных стран и источников с международными нормами гражданского права и по-новому взирая на ортодоксальные исламские концепции». И вскоре эти рекомендации нашли отклик у некоторых людей, притаившихся среди мусульман. Центр Ибн Хальдуна в Египте провёл политическую и религиозную конференцию с призывом к реформе исламской религии, пригласив представителей посольств Америки и еврейского образования, а также Агентства США по международному развитию (USAID).

Неверный Запад и те, кто последовал за ним и работает вместе с ним из числа правителей и религиозных деятелей, приходят в ярость от одной мысли о том, что Умма придерживается принципов Ислама и не хочет искажать свою религию, как это было сделано на Западе, то есть с христианской и иудейской религиями. Поэтому они хотят, чтобы Исламская Умма тоже изменила свою религию и стала такой же, как западный неверующий народ. Аллах говорит:

وَدُّواْ لَوۡ تَكۡفُرُونَ كَمَا كَفَرُواْ فَتَكُونُونَ سَوَآءٗ

«Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны» (4:89).

Пророческая Сунна ни при каких обстоятельствах не может быть отделена от Корана. Разрушение и подрыв Сунны — это разрушение религии и акыды. Мусульмане, учёные и простые люди никогда не разделяли Сунну и Коран, считая их двумя основными источниками Шариата. Более того, Коран всегда нуждается в Сунне, и нельзя их отделять. Как Коран, так и Сунна являются одним Откровением от Аллаха. Различие состоит лишь в том, что Коран был ниспослан от Аллаха как по смыслу, так и текстом, а Сунна была ниспослана в виде передаваемых смыслов, но устами Пророка ﷺ. Исламская история не знала ни одного, кто бы разделял Коран и Сунну, принимая одно и оставляя другое. Коран однозначно и недвусмысленно разъяснил это, не оставляя места для иджтихада и мнения:

قُلۡ إِنَّمَآ أُنذِرُكُم بِٱلۡوَحۡيِ

«Скажи: «Я предостерегаю вас посредством Откровения» (21:45),

قُلۡ مَا يَكُونُ لِيٓ أَنۡ أُبَدِّلَهُۥ مِن تِلۡقَآيِٕ نَفۡسِيٓۖ إِنۡ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰٓ إِلَيَّ

«Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в Откровении» (10:15).

Сунна сама по себе является самостоятельным источником законодательства, но она не отделена от Корана. Этот вопрос окончательно закрыт.

И последнее: все усилия Запада, Востока и их прихвостней окажутся тщетными. Они никогда не разрушат религию Уммы и её акыду. Аллах оберегает не только Коран, но и Сунну. Ислам может быть полноценным только с двумя источниками законодательства. Мы же верим в слова Аллаха:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗا

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Аллах желает, чтобы мы были мусульманами, а это невозможно без веры в Сунну как часть Откровения. Поэтому мы уверены в том, что никакой глупец не сможет нанести вред или посеять сомнения вокруг Сунны. В Исламе все четыре источника Шариата защищены так, что никто не сможет их подорвать, будь то учёный, правитель или государство. Поистине, помощь Аллаха близка. Умма вскоре вернётся сильной, как было раньше, и будет править Шариатом, Кораном и Сунной в государстве Халифат. И те, кто вылез из своих нор, чтобы навредить Корану и Сунне, скоро вернутся в свои норы обратно в землю, как вернулись туда Абу Ляхаб и Абу Джахль. Аллах говорит:

إِنَّهُمۡ يَرَوۡنَهُۥ بَعِيدٗا٦ وَنَرَىٰهُ قَرِيبٗا٧

«Они считают его далёким. Мы же видим, что оно близко» (70:6,7).