بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
وَلَا تَأۡكُلُوٓاْ أَمۡوَٰلَكُم بَيۡنَكُم بِٱلۡبَٰطِلِ وَتُدۡلُواْ بِهَآ إِلَى ٱلۡحُكَّامِ لِتَأۡكُلُواْ فَرِيقٗا مِّنۡ أَمۡوَٰلِ ٱلنَّاسِ بِٱلۡإِثۡمِ وَأَنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ١٨٨
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не давайте его судьям, чтобы пожирать им часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188)
В книге «Облегчение в основах тафсира», автором которой является Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир (да хранит его Аллах), относительно толкования этого аята говорится:
Этот аят приводится наряду с аятами о посте, но его тема касается не поклонения, а взаимоотношений, и разъясняет два важных аспекта:
1. Все аяты и законы Всевышнего Аллаха взаимосвязаны друг с другом и нет разницы между хукмами как таковыми, так же, как и между ваджибами. Тот, Кто разъяснил хукмы о поклонении (а именно Всевышний Аллах), является Тем же, Кто разъяснил хукмы о взаимоотношениях, наказании, политике, джихаде, нравственности, питании, одежде и т. д. С точки зрения выполнения данных предписаний все они имеют равную значимость. Фард в поклонении равносилен фарду во взаимоотношениях, подобно фарду в наказаниях, присяге халифу, джихаду и иным хукмам. Нельзя допускать различения между ними по важности. Ислам представляет собой единое целое, и призыв к нему — един, чтобы претворять его в государственной и общественной жизни.
2. Постящийся человек должен оставаться крайне заинтересованным в вопросе чистоты своего питания и имущества, в отстранении от запрещённых Шариатом способов приобретения этого самого имущества, таких как взяточничество, мошенничество, лицемерие, попирание прав путём насильственного подчинения людей правителям в непослушании Творцу и приукрашивание дурного ради достижения запрещённого Аллахом.
Всё это — для того, чтобы постящийся приобрёл богобоязненность, которую Аллах сделал мудростью поста. В предыдущем аяте, касающемся поста, Аллах говорит:
كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ ءَايَٰتِهِۦ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمۡ يَتَّقُونَ
«Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся» (2:187). После чего приходит запрет на поедание запретного имущества как результат богобоязненности, который должен препятствовать приобретению запрещённого Шариатом имущества.
Это не означает, что повеление отстранения от харама ограничивается лишь постящимися. Напротив, это повеление касается каждого раба Аллаха. Однако для постящихся это повеление более сурово и награда за подчинение более велика. Это — признак их искренности в посте и богобоязненности.
وَلَا تَأۡكُلُوٓاْ أَمۡوَٰلَكُم بَيۡنَكُم بِٱلۡبَٰطِلِ
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества», — означает «не пожирайте имущества другого несправедливо», как:
وَلَا تَلۡمِزُوٓاْ أَنفُسَكُمۡ
«Не обижайте самих себя» (49:11), — в том смысле, что «не обижайте друг друга». В данном случае нет сходства с таким предложением, как, например: «Оседлайте своих животных», — где каждый из людей должен оседлать исключительно своё животное. Иначе смысл аята был бы следующим: «Пусть каждый из вас не пожирает исключительно своего имущества». Очевидно, что не это подразумевается из-за присутствия слова بَيْنَكُمْ — «между собой».
وَتُدۡلُواْ بِهَآ إِلَى ٱلۡحُكَّامِ
«и не давайте судьям». Слово الإدلاء — «идля» — в прямом смысле означает спускать верёвку (ведро) в колодец. В переносном смысле — отдавать что-либо с целью достижения чего-то. В данном аяте смысл следующий: «Не отдавайте чего-либо коррумпированным правителям в качестве взятки».
لِتَأۡكُلُواْ فَرِيقٗا مِّنۡ أَمۡوَٰلِ ٱلنَّاسِ بِٱلۡإِثۡمِ وَأَنتُمۡ تَعۡلَمُونَ
«чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех», то есть, чтобы завладеть чужим имуществом путём взяточничества с вашей стороны при том, что вы понимали свою неправоту.
Если кто-то, зная об этом, присудит кому-то не по праву какое-либо имущество, то это будет для него куском огня, как говорится в хадисе:
إِنَّمَا أَنَا بشَرٌ، وَإِنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إِلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ أَلْحنَ بحُجَّتِهِ مِنْ بَعْض، فأَقْضِي لَهُ بِنحْو ما أَسْمَعُ فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ بحَقِّ أَخِيهِ فَإِنَّمَا أَقْطَعُ لَهُ قِطْعَةً مِنَ النَّارِ
«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой. И тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу. Однако (пусть знает) тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу (адского) пламени!» (Бухари: 2483, Муслим: 1259).
Аят и хадис указывают на то, что судья не имеет права присуждать чего-либо истцу, зная о том, что это ему не принадлежит.