Будущий Халифат и вызовы (12) Борьба со старой порочной действительностью и деятельность для ее изменения

Деньги и валютная система:

Перед тем как начать разъяснение способа решения проблемы этих находящихся в обращении валют напомним о некоторых делах, касающихся данного вопроса.

1. Шариатской денежной системой являются исключительно золото и серебро и для государства недопустимо принимать какую-то иную денежную систему. Это означает, что любые денежные знаки (монеты, бумажные банкноты) и законные ценные бумаги, которые функционируют внутри государства Халифат, должны иметь основу в золоте и серебре, которая эквивалентна стоимости этих денежных знаков или ценных бумаг. Их носитель должен иметь возможность беспрепятственно, в любое время и в любом месте Халифата, обменять их на золото и серебро в эквивалентной стоимости.

2. Существующие сегодня на рынке валюты делятся на три части. Первая: Местные валюты, которые изданы в мусульманских странах. Эти валюты, возможно, будут иметь частичную основу в золоте и серебре, или в твердой иностранной валюте, в движимом и недвижимом имуществе и в других вещах, которые имеют самостоятельную ценность. Вторая: Иностранные валюты, которые выпущены за пределами мусульманских стран, как доллар, евро, марка, франк и другие. Третья: Монеты из золота и серебра, драгоценные камни и металлы, которые имеют самостоятельную ценность, как например алмазы и так далее.

Именно эти виды валют будут существовать во время возникновения, с дозволения Аллаха, государства Халифата в ближайшем будущем. Что же касается правильного решения вопроса валют, то оно представляется в замене этих валют на золото и серебро. Потому что именно золото и серебро – есть правильная шариатская система денег, и другой системы не существует. Однако это решение наряду с практическими шариатскими законами нуждается в знании способов, которые не допустят анархию среди народных масс, и в то же время будут гарантировать людям их права и сохранность их имущества, а также гарантировать государству способность непрерывного продвижения вперед в его разрешении экономических задач.

Вначале этот процесс не ограничен только вопросом замены денег на золото и серебро. Есть вещи, которые, как мы говорили, необходимо принимать в расчет.

На самом деле этот вопрос является одним из тонких вопросов, которые касаются борьбы со старой действительностью. Некоторые наши братья написали немного в этой связи и здесь мы добавим к этому некоторое, что считаем правильным относительно способа решения. В любом случае вопрос остается открытым для обсуждения, поскольку он, как мы сказали, связан со способами и механизмами за исключением вопроса шариатских законов, касающихся этой темы.

Я считаю, что процесс замены старых валют, изданных в мусульманских странах, должен происходить согласно следующему плану:

1. Вначале государство должно произвести учет всех имеющихся денежных сумм в местных валютах и занести это в специальные реестры, чтобы предотвратить новые факты подделки денег или провоз фальшивых денег через границы. После операции учета и регистрации, владельцы частной собственности должны получить от государства ценные бумаги, стоимость которых эквивалентна стоимости их имущества, и хранить эти бумаги до процесса непосредственной их замены на официальную валюту государства, т.е. золото и серебро.

Этот процесс будет нуждаться в специальных рабочих группах, которые государство должно набирать из профессиональных специалистов в этой области.

2. Эти группы должны будут произвести подсчет стоимости этих валют в золоте и серебре согласно цене на золото и серебро на мировом рынке и согласно стоимости этих выпущенных валют до появления государства Халифата. Полученные цифры будут внесены в специальные реестры.

3. Государство должно будет произвести учет имеющегося в государстве золота и серебра и внести это в официальные реестры. Также оно должно будет произвести учет ценностей государства в товарах, которые можно обменять на местные или мировые валюты, на золотые и серебряные монеты или драгоценности, т.е. то, что можно продавать и покупать.

4. Прежде чем заботиться о процессе обмена старых валют на золото и серебро или недвижимость, государство в первую очередь должно заботиться о первостепенных потребностях людей в товарах и услугах. Оно также должно заботиться о нужде государства в деньгах для противостояния блокаде и вражде со стороны неверных. Эти два вопроса являются наиболее первостепенными для государства и людей, нежели процесс замены старых денег, поскольку занятость процессом обмена и распределением имеющихся богатств или драгоценных камней и монет среди людей, оставляя при этом в стороне грозящие государству опасности – это немудрый процесс. Так нельзя действовать. Потребность людей в предметах первой необходимости и потребность государства в противостоянии внешним угрозам – важнее, чем компенсирование людям стоимости их сбережений в ценных бумагах со стороны государства.

5. Государство должно будет осуществить процесс замены части сбережений людей, который позволит им вести свои ежедневные дела и удовлетворять свои первостепенные потребности. Остальная часть стоимости ценных бумаг будет храниться в государственных реестрах, пока в государстве не наступит стабильность, после чего оно сможет завершить процесс замены этих валют.

6. Государство должно назначить экспертов в области экономики, которые будут вести тщательное изучение в каждом периоде времени. Они должны будут знать о том, какой объем старых валют государство может обменять. Например, в первый месяц государство может обменять 10% стоимости этих денег. В следующий месяц еще 10% и так далее. Это будет происходить – как мы сказали – согласно изучению первостепенных потребностей людей и потребности государства в постоянном противостоянии перед лицом опасностей.

7. Что касается иностранных валют, например доллара, японской йены, франка и других, то они будут восприниматься как обязательные внутренние деньги с предыдущего времени за исключением того, что касается процесса регистрации для обмена в будущем в процессе обмена товаров и услуг, когда будут установлены ограничения на операции обмена товаров и услуг, принимая в расчет потребность людей в предметах первой необходимости и потребность государства в постоянном существовании. Например, если у человека есть миллион долларов, то такому человеку – в начальном тяжелом периоде – не будет предоставлена полная свобода неограниченного приобретения товаров и услуг, которых он хочет, в то время как другие люди не будут находить предметы первой необходимости. А что касается товарообменов с заграницей, если владельцы этих валют будут в состоянии осуществлять их, то здесь ограничений не будет, если только они не будут идти вразрез с первостепенными потребностями людей и потребностью государства.

8. Государство должно будет вести процесс точного учета золота и серебра. Оно должно знать фактическое количество золота и серебра, и какое количество можно приобрести в короткий срок времени. Это будет служить преддверием процесса чеканки монет и выпуском шариатских денег. На этом этапе государство должно будет мобилизовать все свои силы, чтобы приобрести золото и серебро. Оно должно будет побуждать людей к тому, чтобы они в меру возможного делали пожертвования, как и должно будет побуждать их к тому, чтобы они давали государству в кредит свои золотые и серебряные драгоценности и сбережения или иностранные валюты, чтобы государство смогло собрать наибольший объем денежной основы в золоте и серебре.

Получаемый государством на этом этапе заем в форме золота, серебра, иностранной валюты или недвижимости должен регистрироваться и быть погашенным, когда у государства появятся на это силы и способности.

На самом деле вопрос касательно того, что государство занимает у индивидов, может быть в начальном этапе крайней необходимостью и особенно если государство столкнется с экономической блокадой и войдет в борьбу с неверными.

9. Государство должно будет предпринимать все попытки для приобретения золота и серебра, будь то путем добычи, контрабанды из заграницы, получения их в заем и так далее. Это будет как бы преддверием к процессу внедрения, по мере возможного, шариатской системы денег.

10. Процесс чеканки шариатских денег должен отвечать шариатскому методу, т.е. законам шариата, которые определяют вес золотого динара и серебреного дирхема. Государство будет чеканить эти монеты и одновременно выпускать бумажные банкноты, имеющие золотую и серебряную основу согласно характеристикам, о которых мы ранее упоминали, в плане их быстротой замены и невозможности подделки.

Это законы и способы, которые мы сочли обязательными в процессе изменения порочной действительности в вопросе денег. И этот вопрос, как мы говорили, открыт для обсуждения и иджтихада, поскольку является новым вопросом.

4. Руководящие личности и лица, занимающие важные посты:

Оставшаяся от прошлого режима действительность заражена мыслями и лицами, которые носят эти мысли. Она заражена порочными деятелями, которые занимают административные и руководящие посты в государстве, армии или правительственных учреждениях.

После прихода к власти необходимо провести «чистку», основанную на изменении и контролировании, на возврате всех дел к их шариатской основе во всех государственных делах. Необходимы меры для чистки и замены людей, которые занимают важные посты в государстве и не могут быть надежными в идеологическом и практическом плане.

На процесс чистки и изменения необходимо смотреть с четырех сторон.

Первая: дела правления и связанные с ними административные, финансовые и другие посты.

Вторая: такие важные места, как посты командования в армии, судопроизводство и другие места, имеющие большую значимость и влияние в жизни людей и в безопасности страны.

Третья: высшие финансовые дела, как бюджет государства, распределение финансов, их сбор, хранение и контролирование их движения во всех сферах.

Четвертая: важные административные дела, как ответственность учреждений связанных с правлением, финансами и другими важными делами, а также и не столь важные дела, как в целом все остальные посты.

На эти дела необходимо обращать огромное внимание, потому что они имеют влияние на ход событий в государстве. Дальнейшее пребывание агентов на своих местах может быть использовано неверными государствами или зависимыми от них режимами в исламском мире.

В делах правления и непосредственно связанных с ними административных и финансовых делах необходимо назначать только способных и преданных людей. То же самое касается высших дел армии и важных финансовых дел, куда должны выбираться надежные люди из бывших учреждений или другие способные лица в умме. На начальном этапе над ними необходим контроль, чтобы государство смогло полностью окрепнуть и уже наверняка подготовить надежных людей в этой сфере или приобрести уверенность и доверие в людях, оставленных на своих прежних местах.

Также и остальные дела государственного управления с соответствующими их органами, судопроизводство и другое, где должны назначаться способные и надежные люди, не имеющие каких-либо прецедентов, подозрений и связей с бывшим режимом или неверными государствами. При этом над всеми учреждениями должен быть установлен контроль, чтобы государство смогло стать сильным и способным стоять на ногах среди других стран мира.

Что касается лиц, которые не являются надежными или относительно них имеются подозрения в том, что они имеют связь с бывшим режимом или соседними с исламским государством странами или с неверными государствами, то такие лица должны быть устранены от своих постов, а те из них, в отношении кого доказаны нарушения, особенно в финансовой сфере, должны будут дать за это отчет, как мы упомянем об этом, когда будем говорить о пережитках прошлого как проблемах среди людей.

В действительности этот процесс выбора и чистки был проведен в свое время Посланником ﷺ, когда он принял власть в Озаренной Медине. Он выбирал способных людей из первых, кто принял Ислам и помогал призыву, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али и другие. Он выбирал способных людей для дел армии, как например выбрал Халид ибн Валида и Усама ибн Зайда. Он выбирал валиев, казначеев и других для государственных дел из числа способных и лучших людей. В одном хадисе говорится, что когда Абу Зарр попросил Пророка ﷺ назначить его валием Пророк ﷺ отказал ему в этом и сказал: «Ты человек слабый…». Хотя известно, что Абу Зарр был богобоязненным, безупречным, надежным и решительным в делах истины человеком. Однако он был слабовольным человеком. Он был вспыльчивым, что несовместимо с управлением и ее законами.

Что касается предыдущих лиц, как Ибн Салуль и другие, которые имели положение, то Пророк ﷺ исключил их и не придал им никакого значения.

В этой теме остался один вопрос, это – коррупция, связанная с этими людьми, которые образовали ее в государстве, и способы ее решения.

Для разъяснения этого положения также рассмотрим его с четырех сторон:

1. Деятельность и организации, которые противоречат законам шариата.

2. Упорядочение дел в соответствии с шариатской структурой формирования государственных организаций.

3. Осуждение коррумпированных операций, которые имели место во времена порочного режима.

4. Коррупция, оставленная в наследство старым режимом, особенно в судебных делах и финансовой сфере.

Дело не только в замене людей. Этим еще все благополучно не закончится. Необходимо рассматривать коррупцию в более широком масштабе, которую образовали эти люди со стоявшими за ними правителями и наемниками колониализма.

Что касается первого, а именно деятельность и организаций, которые противоречат законам шариата:

Существует много видов деятельности, которые связаны с капиталистическими понятиями и они не имеют шариатского происхождения. Они противоречат шариатским законам. Например, это деятельность спецслужб, которые шпионят за мусульманами. Эта деятельность будет окончательно аннулирована, будут закрыты все принадлежащие ей организации и пункты, поскольку она противоречит закону шариата. Всевышний Аллах сказал:

إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا

«Не следите друг за другом» (49:12)

Также существуют организации, функционирующие на процентах, как банки, биржи и другие официальные и неофициальные организации в государстве. Эти официальные организации, основанные на процентной деятельности должны ликвидироваться, как и должны быть ликвидированы подконтрольные им должностные кадры, потому что это противоречит законам Ислама. Так любая деятельность, которая противоречит законам нашей религии, должна быть ликвидирована вместе со своими организациями.

Что касается второго, а именно упорядочения дел в соответствии с шариатской структурой формирования государственных организаций исламского государства:

Это дело, с дозволения Аллаха, будет легко осуществимым, поскольку научные дарования и интеллектуальные способности в умме существуют. Они нуждаются лишь в правильной организации и реконструкции с точки зрения установления полноценной структуры в этом деле, начиная с халифа мусульман и заканчивая организациями, предоставляющими услуги во всех государственных делах. Во всем этом следует опираться на шариатские законы, которые касаются данного вопроса.

Старые организации, оставшиеся в наследство от прошлого капиталистического режима, будь то в сфере правления, администрации, армии, в военной или финансовой сферах, необходимо переорганизовать вместе с их деятельностью после аннулирования тех из них, которые противоречат законам истинной религии.

В действительности этот процесс организации может занять некоторое время. Поэтому чтобы процесс организации смог завершиться правильным образом следует опираться на надежные кадры, которые не противоречат Исламу. Возможно, будет трудно реализовать этот процесс организации сразу, так как вопрос здесь нуждается в программах, подготовках и достаточно опытных кадрах.

Что касается третьего, а именно осуждения коррупции, которая имела место во времена прошлого режима, то это относится к шариатским законам и, в некоторых делах, мнению халифа.

То, что из них относится к законам шариата, нужно немедленно и неукоснительно реализовывать, поскольку это обязательные законы, которые нельзя нарушать. Например, это касается насильственного господства государственных деятелей над имуществом людей, что недопустимо по шариату, потому что Пророк ﷺ сказал: «Не дозволено имущество мусульманина кроме как от его чистого сердца». Всевышний Аллах говорит:

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ

«Не присваивайте незаконно имущества друг друга» (2:188).

К этому также относятся незаслуженные жалования и высокие зарплаты определенных лиц. Все это подчиняется процессу отчета и исправления согласно законам Ислама.

Что касается дел, которые относятся к мнению Халифа, как рассмотрение ситуаций с бывшими государственными деятелями, их испорченности и преступлений, то эти дела относятся к мнению имама, который может простить или наказать. Он вправе наказать определенных людей и может простить их. Так Посланник ﷺ простил людей, которые чинили зло и доставили мучения мусульманам, и наказал других. Он наказал некоторых ответственных лиц из жителей Мекки и простил других. Эти дела относятся к мнению имама и интересам государства. Возможно будет в интересах государства оставить какого-то правителя, чтобы он раскрыл преступления, совершенные им против уммы и связи с большими государствами, а также раскрыл преступления других правителей, имеющих с ним связь.

Четвертое: коррупция, которую оставил в наследство старый порочный режим в судебных делах или финансовой сфере.

Этот пункт требует некоторого объяснения и детального изучения, поскольку прошлый режим был капиталистическим режимом, который в большинстве своих дел строился на коррупции. Если ты пожелаешь рассмотреть каждый произошедший в этом режиме факт нарушения, то тебе нужен будет такой объем времени и усилий, который соответствует объему произошедшей коррупции. Это с одной стороны. С другой стороны, и это является важным в данном вопросе, порочные дела старого режима имеют касательно себя шариатские законы. Так было и с первым исламским государством, которое прошло этап до появления государства и, придя в порочную действительность, нашло в ней различные проявления коррупции, после чего установило шариатские законы, которые убрали эту порочность.Для разъяснения этого вопроса рассмотрим его с нескольких сторон:

1. Частная собственность, относительно которой имела место порочность, и собственность уже израсходована.

2. Частная собственность, относительно которой имели место порочность и нарушение, и собственность продолжает существовать.

3. Общественная собственность, относительно которой имела место порочность, и собственность уже израсходована.

4. Общественная собственность, относительно которой произошла порочность и продолжает происходить.

5. Государственная собственность, относительно которой произошла порочность и продолжает происходить.

6. Судебные разбирательства, которые имели место, утратили свою значимость и устарели.

7. Судебные разбирательства, которые имели место и остались без решения до появления государства.

8. Последствия дел, по которым прошлый режим вынес решения и их результат продолжал существовать до появления государства, как тюрьмы, постоянные штрафы, дела, касающиеся гражданского брака и другое.

Что касается частной собственности, относительно которой имела место порочность, а сама собственность уже израсходована и не существует, то это считается прошлым и завершенным делом, к которому уже не возвращаются. Например, если какой-то чиновник из правительственных органов или сотрудник спецслужб или другой человек из государственных органов несправедливо забрал какую-то собственность людей, использовал ее, и от нее уже ничего не осталось, то такие дела не рассматриваются. Но возможно Халиф потребует отчета от того, кто совершил это преступление или это хищение и накажет его другим наказанием, например за то, что он причинил страдания людям или носителям исламского призыва и так далее.

Но если эта собственность продолжает существовать, то я считаю, что истинный ее владелец не утратил своего законного права на нее, поскольку, если право продолжает существовать, оно не зависит от того, какой государственный строй существует в стране. Например, если какой-то сотрудник спецслужб во времена прошлого режима забрал у какого-то человека его частный дом и этот человек не смог вернуть его, то исламское государство восстановит его право и вернет ему его дом. Аналогично этому обстоит дело со всеми правами, которые не исчерпаны и продолжают существовать. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ

«Не присваивайте незаконно имущества друг друга» (2:188).

А также и слова Пророка ﷺ: «Не дозволено имущество мусульманина, кроме как от его чистого сердца». Эти приказы абсолютны и в своем указании не определяют времени и места.

Что касается общественной собственности, относительно которой имела место порочность и собственность уже израсходована, то она предается забвению и уже не рассматривается. Такое положение является следствием джахилии или отсутствия исламского правления. Посланник ﷺ не рассматривал жалобы финансово-имущественного характера, которые относились к доисламскому правлению за исключением тех, что имели свою фактическую реальность.

Общественная собственность принадлежит всем мусульманам, а не какому-то отдельному лицу. То, что было захвачено или отдано из этой собственности одному человеку будет возвращено на свое шариатское место в сени исламского правления. Например, если какой-то государственный деятель забрал для себя часть морского берега и обнес его забором, эта часть морского берега будет возвращена всем мусульманам и прежнее решение будет аннулировано. Также если, например какой-то человек присвоил себе нефтяную скважину, то такое самовластие будет аннулировано, а скважина вместе с доходами от нее будет возвращена всем мусульманам как их общественная собственность.

То же самое касается всякой общественной собственности, которая была захвачена или незаконно взята посредством власти. Она возвращается на свое место. Доказательством тому служат хадисы, в которых говорится об общественной собственности и ее доходах. Они не определили ни время, ни место, ни отдельных лиц. Пророк ﷺ сказал: «Люди являются соучастниками в трех вещах: воде, пастбищах и огне». Этот хадис охватывает все достояния общественной собственности.

Что касается судебных разбирательств, то они делятся на три части: одна часть касается дел, которые продолжают существовать, т.е. по их причине продолжается несправедливость, как например, если без всякой шариатской причины был расторгнут брак между супругами, хотя оба супруга желают жить друг с другом. Если женщина не вышла замуж за другого мужчину их брак будет восстановлен, несмотря на то, что по этому делу было вынесено решение. Примером может быть решение суда о несправедливом тюремном заключении человека на один год без наличия на то шариатского доказательства, где с человека насильственно с применением пыток было получено признание.

Такое решение будет отменено и будет восстановлена справедливость. Другим примером может быть решение суда о строительстве в каком-то месте винной лавки. Такое решение тоже будет окончательно отменено. Еще другим примером может быть решение суда об изъятии дома какого-то человека в государстве в частную собственность или в собственность государства без всякого на то права. Это решение будет отменено и будет восстановлено шариатское право владельца.

Существует другой вид судебных разбирательств и дел, которые уже бесследно ушли в прошлое. Эти дела уже считаются законченными. Примером таких дел могут быть факты воровства, по которым были вынесены и исполнены решения, или уголовные преступления, за которые у людей совершивших их уже истекли сроки судимости. Также это могут быть судебные разбирательства, связанные с финансовыми делами, где деньги уже израсходованы и от них ничего не осталось или уже нет в живых тех людей, у которых они были отняты. Эти дела не будут рассматриваться из соображения того, что они утратили свою актуальность.

Третьим видом являются судебные разбирательства, которые еще не завершены. Эти дела будут возвращены к своей шариатской основе, т.е. к решению исламского суда, будь то дела, которые касаются финансов и имущества, чести и достоинства, уголовных преступлений или другого. Если для них есть в шариате неотложное решение, то оно приводится в исполнение. Если же дело с преступлением закончилось и совершивших его уже нет в живых, то шариат прекращает его из-за отсутствия его последствий и лиц.

Что касается последствий дел, по которым были ранее вынесены решения, и они противоречат в своем решении исламскому шариату, как например гражданский брак или другие дела, то эти последствия будут подчинены шариатскому закону, если в них имеются шариатские нарушения, или будут полностью аннулированы, если их решение будет таковым, или будут исправлены, если для этого будет место.Это то, что касается вопроса борьбы со старой порочной действительностью из наследия прошлого режима. В действительности чистота Ислама и его справедливость достаточны, чтобы смыть всю грязь прошлого, как дождь с неба смывает грязь на земле. Когда правление Аллаха распространиться по всей земле все изменится коренным образом, все ощутят справедливость, безопасность и благополучие. Люди забудут скверну и порочность прошлого времени, от которых, с дозволения Аллаха, совершенно ничего не останется.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал мусульманам Свое чистое и справедливое правление, дабы устранить от них всю скверну прошлого, ее боль и ошибки.

Продолжение следует…

Абу аль-Муътасим – Кудс