В 24 номере журнала «Контроль Терроризма» (Terrorism Monitor) от 14/12/2006 была опубликована статья Джеймса Брэндона о Хизб-ут-Тахрир под вышеприведенным названием. Редакция «аль-Ваъй» публикует некоторые, переведенные, ее части.
На первый взгляд Хизб-ут-Тахрир выглядит ненасильственным исламским движением, сосредотачивающим свою деятельность на возобновлении всемирного Халифата. Хотя своим началом оно восходит к 1953 году, в период иорданского правления в Иерусалиме, тем не менее, имеет широкое распространение в странах Европы и Средней Азии. Сегодня его рейтинг стал значительно возрастать в арабском мире. Хизб-ут-Тахрир законспирировано работает над свержением своих правительств мирным путем и установлением Всемирного Халифата, претворяющего Ислам в обязательном порядке во всех странах с большой численностью мусульман.
После реализации этого, Хизб-ут-Тахрир надеется, посредством Халифата, преобразовать весь мир согласно исламскому образу жизни путем призыва. Но, предусматривает в случае безрезультатности первого, применение силы против всех неисламских государств. Партия декларирует о мирном взятии власти путем убеждения членов исполнительной власти в необходимости свержения правительства. Она не легализована во всем арабском мире, за исключением Ливана, Йемена и ОАЭ (арабских эмиратов), которые относятся к ней снисходительно. Она не верит в использование выборов и насилия в целях взятия власти. Не существует никакого подтверждения относительно применения физических мер (сил) членами Хизб-ут-Тахрир во всем арабском мире. Тем не менее, имеются множество доказательств, свидетельствующих о повышении рейтинга Хизб-ут-Тахрир в арабском мире.
Признаки роста рейтинга
Осенью 2006 года Хизб-ут-Тахрир провел небывалые пояснительные акции, в результате которых последовали аресты, по всему арабскому миру. Подобные мероприятия указывают на ускоренное становление партии политическим фактором в политической жизни региона. В последние два года Хизб-ут-Тахрир медленно вышел на палестинскую арену. В августе несколько тысяч членов Хизб-ут-Тахрир устроили огромное шествие в городе Халил в память о трагическомо разрушении Халифата.
27 октября несколько сот членов провели в мечети «аль-Акъса» митинг с призывом к возобновлению Халифата. 3 октября в Марокко прошли аресты и судебные процессы по делу членов Хизб-ут-Тахрир. В сентябре 14 членов Хизб-ут-Тахрир были приговорены к тюремным заключениям после задержания в Мекнесе, Касабланке и Тетуане. Большинство приговоренных членов были из числа интеллигентов, инженеров, получивших высшее образование в Европейских странах. В Занзибаре члены Хизб-ут-Тахрир устроили массовую народную акцию, когда за ночь около 3000 членов обклеили плакатами весь город Архабиль с преобладающей численностью мусульманского населения.
На плакатах говорилось то, что Халифат остановит загрязнение исламского воспитания западными туристами на острове. Никто задержан не был. По всей видимости, самую благоприятную почву для своей работы Хизб-ут-Тахрир нашел в Иордании, где, согласно заявлениям старших членов партии в Иордании, он смог заручиться поддержкой высокопоставленных личностей в вооруженных силах и правительстве. К тому же, значительно возрастает ее рейтинг среди интеллигенции в Омане. Там были задержаны около 40 членов, вдобавок к большому количеству отбывающих свой срок в тюрьмах.
В Ливане, очевидно, Хизб-ут-Тахрир значительно активизировал свою деятельность после легализации партии в мае прошлого года. Согласно данным, значительно возрос рейтинг Хизб-ут-Тахрир среди палестинских беженцев в палестинских поселениях, в городе Сайда и в суннитских районах вокруг Триполи. Тем не менее, ливанский министр внутренних дел Ахмад Фатфат предостерег от того, что предпримет жесткие меры в отношении каждого члена Хизб-ут-тахрир, прибегающего к силовым действиям или представляющего угрозу безопасности государства («аль-Баляд» 17 октября). В Сирии тяжело оценить народную поддержку Хизб-ут-Тахрир.
С конца девяностых годов там прошел ряд арестов среди членов хизба. Сирийское правительство относиться с членами Хизб-ут-Тахрир аналогично тому, как обращается с членами «Ихван-уль-муслимин». Она проводит судебный процесс по их делу в зале Верховного суда и приговаривает их к длительным срокам заключения. В наиболее диктаторских арабских странах тяжело определить скрытых сторонников Хизб-ут-Тахрир. В 2006 году прошлись массовые аресты среди членов Хизб-ут-Тахрир в Египте, Судане и Тунисе.
Столкновение направленностей
Возрастающий рост рейтинга Хизб-ут-Тахрир частично зависит от усовершенствования организационных дел и достаточного владения информацией, а также от совокупности местных и глобальных факторов во многих арабских странах, которые объединяются в борьбе против Хизба, вследствие его роста. Подъем партии в Палестине отражает негодование по отношению к политике «Ихван-уль-мусулимин» и «Хамас». «Хамас» притормозил на какое-то время определенную израильскую политику, но, потерпел провал, как и правительство, в обновлении палестинского общества, в реформировании экономики, в прекращении продолжающегося упадка в сфере образования, инфраструктуры, опеки и здравоохранения. В Иордании негодования возникают в результате чуждого королевства над страной. Хизб-ут-Тахрир позволяет палестинцам и коренным иорданцам принять участие в совместном решении своих общих проблем. Его ненасильственный метод получил еще большое распространение после терактов, совершенных аль-Каидой, жертвами которых в большинстве стали мусульмане.
В других странах, как Сирия, Ливан и Тунис, Хизб-ут-Тахрир выдвигает себя в качестве религиозной альтернативы для нынешних режимов, а также в качестве метода преодоления этнических и конфессиональных разногласий. Вдобавок к этому, Хизб-ут-Тахрир представляет собой оптимальную замену для многих арабских мусульман, которые, несмотря на свои салафитские, джихадовские или ихвановские (Ихван-уль-муслимин) склонности, обеспокоены гибелью невинных мусульман во время подрывных операций против европейцев.
Идея восстановления Халифата заручилась поддержкой Усамы Бен Ладена, который заявил свои представления о Новом Халифате. Действия «аль-Каиды» практически продемонстрировали то, как мусульмане могут объединиться на защиту уммы. Прохалифатские настроения вновь подтвердили себя в последних происшествиях исламского мятежа, распространяющегося в Ираке, Афганистане, Сомали и в других странах. Эти настроения, в случае успеха, смогут объединиться для учреждения Халифата в форме союза. Пока «аль-Каида» не выдвигает реального предложения, кроме своей разрушительной политики, для постоянного сопротивления.
Между тем, Хизб-ут-Тахрир предлагает Халифат в виде практического решения (подлежащего исполнению) для проблем Исламского мира. «Аль-Каида» почти в целом сосредотачивает свое внимание на вооруженной войне против врагов Ислама. В то время как Хизб-ут-Тахрир распространил планы по организации экономики, общества и государственного устройства Халифата, который они хотят установить. Наряду с этим, Хизб-ут-Тахрир снижает важность суннитских и шиитских разногласий, декларируя о своем согласии членства шиита в партии. Вероятно, что такая позиция наиболее притягательная в случае усугубления этнической междоусобицы в Ираке. Это вновь подтверждает точку зрения хизба, гласящую о том, что западные силы используют сопернические настроения между суннитами и шиитами, чтобы разделить Исламский мир.
Электронная сеть позволяет Хизб-ут-Тахрир как никогда быстро распространять свои мысли. Одновременно это подтверждает то, что создание Халифата в мировом сообществе не является фантазией (утопией). Члены Хизб-ут-Тахрир в Иордании указали на электронную сеть и успех Европейского Союза, как повреждение того, что Всемирный Халифат сможет преодолеть исторические халифаты и этнические соперничества. Хизб-ут-Тахрир смог профессионально исполнить руководительскую роль во многих последних проблемах, значимых для Исламского мира. К примеру, члены Хизб-ут-Тахрир смогли быстро организовать всемирные акции протеста и блокады против Дании в ответ на публикацию карикатуры Пророка ﷺ в газете «Гиландс Бостон».
Возрастающая актуальность
Западные аналитики смотрят на Хизб-ут-Тахрир возмущенным взглядом. Поскольку цели его призыва к восстановлению Халифата, а затем к исламскому преобразованию мира, с применением силы при необходимости, почти не отличаются от замыслов Бен Ладена, несмотря на кардинальное расхождения их методов. Члены Хизб-ут-Тахрир истинно верят в близость установления Халифата. Однако настоящая важность ее кроится в актуальной и возрастающей роли по оживлению фундаментализма и исламизации Ближнего Востока. Например, принципы Хизб-ут-Тахрир и общая возрастающая точка зрения гласят о том, что нынешняя борьба между западной демократией и исламистами не является разногласием вокруг земли, границ и жизненной политики, которых можно разрешить. Напротив, эта неизбежная борьба культур, просвещений и религий.
По его утверждению, попытки немусульман воспрепятствовать установлению Всемирной Исламской Империи расцениваются, как умышленная дискредитация мусульман. Хизб-ут-Тахрир оснащает мусульман просвещением жертвования, которое поощряет сегодняшний фундаментализм и дает необходимое религиозное оправдание индивидуальным действиям оборонительного и сдерживающего джихада. Хизб-ут-Тахрир говорит, что Коран приказывает то, чтобы все неисламские страны, просвещения и личности были подчинены Исламу. Принимающие эту теорию члены партии, естественно, начинают смотреть на весь мир под углом «мусульманин и немусульманин». Тем самым, они считают, что все неисламские государства подлежат разрушению. Сверх того, абсолютный отказ Хизб-ут-Тахрир от демократии, считая ее системой неверия (неисламской), является более радикальной позицией, чем позиции «Ихван-уль-муслимин» и других организаций. Также партия занимает крайне консервативные позиции по отношению к женщинам, косметике и свободе слова.
Стратегия Хизб-ут-Тахрир является долгосрочной и революционной, предусматривающей взятие власти через приобретение доверия людей. Однако наиболее настораживающим аспектом является представляемая угроза от воздействия «носителя» (переносного пояса) Хизб-ут-Тахрир. Согласно теории «носителя» большинство членов Хизб-ут-Тахрир покидали хизб с более агрессивным фундаментализмом, чем в момент присоединения к нему. Этим самым, они становятся потенциальными адептами терроризма. Даная теория все больше подтверждается в Европе и Средней Азии, когда большинство отступников Хизб-ут-Тахрир прибегали к более агрессивным способам против западных идеалов и неисламских правительств, после ухода из партии. Несмотря на невозможность документального принятия всей этой теории в арабских странах, тем не менее, согласно логике теория «носителя» допустима во всех уголках мира.
Вдобавок к этому, группы, отколовшиеся от Хизб-ут-Тахрир, зачастую склоняются к формированию салафито-джихадовских движений под командованием лиц, недовольных поэтапной программой Хизб-ут-Тахрир, не приемлющей изменения своей оппозиционности в политическую насильственность.
В заключении, несмотря на рост рейтинга Хизб-ут-Тахрир в Ближневосточном регионе, а также на его принятые цели относительно свержения нынешних арабских режимов правления, данная партия не представляет существенной угрозой стабильности в регионе. Напротив, в настоящее время увеличение актуальности партии выражается в ее обращениях своим членам и бывшим членам, а также к тем, кто прислушиваются к ее словам.