Идейные и физические действия в жизни Посланника ﷺ

Не является удивительным и каким-то новым способом, когда, пытаясь сбивать с пути Аллаха, издеваются над носителями исламского призыва, которые работают для возрождения исламского образа жизни по методу Посланника ﷺ, применяя идейные действия, которые строятся на том, чтобы раскрыть перед человеком явные доказательства и убедить его. Не удивительно и то, когда на них злятся под тем предлогом, что они не проводят физических действий: не применяют силу и не совершают ощутимых действий, которых требуют от них, но они не соответствуют их методу деятельности. Это делается, для того чтобы отклонить их от выбранного ими пути или умалить важность их призыва, который строится на решительных и бесспорных доказательствах. Их враги прибегают к этому, после того как находят себя бессильными опровергнуть и дискредитировать их призыв, в силу его ясности и силы.

Этот способ был применен врагами Посланника Аллаха ﷺ, когда они оказались бессильными противостоять Корану и не хотели признавать его божественное происхождение. Однажды они собрались у задней части Каабы и стали разговаривать с Посланником Аллаха ﷺ. Они стали спорить с ним и просить от него вещи, которые несовместимы с его методом и призывом, чтобы он заслужил их извинения. Он ответил им, что является человеком и не в его силах сделать то, чего они просят от него. Он сказал им, что не вправе выбирать что-то помимо воли своего Господа, и что посланники до него не приносили своим народам все то, чего их народы желали.

Он сказал им, что и его путь – это путь тех посланников, которые ограничивались аятами Аллаха, свидетельствующими об истинности их пророчества, и когда они показывали им явное доказательство, их народам не подобало предлагать иное. После этого Посланник Аллаха ﷺ оставил их и вместе с ним встал Абдуллах Ибн Абу Умайя, сын его тети Атики, дочери Абд аль-Мутталиба. Он сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Мухаммад, твой народ предложил тебе то, что предложил, и ты не согласился с ними. Они спросили для себя вещи, чтобы узнать ими, как ты говоришь, твою степень перед Аллахом, и тем самым поверить тебе и последовать за тобой, но ты не сделал этого.

Потом они спросили тебя взять для себя то, чем они узнают твое превосходство над ними и твою степень перед Аллахом, но ты не сделал этого. После они попросили тебя оставить для них некоторое из того, чем ты устрашаешь их наказанием, но ты не сделал этого. Клянусь Аллахом, я никогда не уверую в тебя, пока ты не принесешь лестницу и не подымишься по ней на небо, а потом принесешь оттуда с собой документ с четырьмя ангелами, которые засвидетельствуют о том, что ты тот, за кого выдаешь себя. И даже если ты сделаешь это, клянусь Аллахом, я не думаю, что уверую в тебя» (Тафсир аль-Куртуби, гл. 10, стр. 328).

Сегодня имеет место злобная кампания, которая ведется против тех, кто работает для установления исламского Халифата, следуя в этом Посланнику Аллаха ﷺ. Иногда эта кампания пытается обвинять их в том, что они совершают силовые действия, а иногда пытается издеваться над ними и порицать их за не совершение силовых действий, которые не из их метода деятельности. В этой связи необходимо разъяснить следующее:

1. Посланник Аллаха ﷺ является лучшим примером для нас. Необходимо следовать за ним во всех его поступках, которые не свойственны лишь ему. Он лучший пример, которому подражают во всех его ситуациях. Необходимо следовать по его методу, его Сунне и его пути, потому что у него была истина и достоверное знание. К этому относится и его метод деятельности для установления Исламского государства. Всевышний Аллах сказал:

 قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ 

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (12:108)

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا 

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21)

Из жизни Посланника ﷺ ясно понимается, что он – кроме того, что был Посланником – прошел через два периода. В первом периоде он был амиром политической группы, которая работала, для того чтобы осуществить изменения и установить Исламское государство, то есть он представлял партию. В этом периоде действия его группы ограничивались идейными действиями. Они просвещали людей мыслями Ислама, убеждали их в истинности этих мыслей, приводили доказательства на то, что принесенная Посланником ﷺ идеология является единственной идеологией, которая пригодна вести человечество к счастью и величию в этом мире и блаженству в мире Последующем, и что иное является ложью, которое ведет людей к несчастью в этом и мире и жизни Последующей. Они разъяснили им лицемерие и обман политиков.

Раскрывали их заговоры и убеждали тех, кто обладали силой и влиянием, укрепить религию Аллаха, а не ложь. Их единственным оружием была сила их неопровержимых доказательств, и, несмотря на то, что они были слабы, не имели материальной силы, они были могущественны силой своей веры, верили в помощь Аллаха и всецело полагались на Него. И, несмотря на то, что их подвергали мучениям, угнетали и совращали с их веры, что инстинктивно подсказывало им устранить от себя этот гнет и любыми средствами сражаться со своими врагами, тем не менее, они шли по своему пути, как приказал им Аллах. В другом периоде Посланник ﷺ был главой Исламского государства, то есть он был правителем, представлявшим государство. В этом периоде он совершал физические действия: сражался с врагами и наряду с идейными действиями управлял делами людей, хотя тогда они уже были в безопасности и не подвергались преследованиям, что инстинктивно подсказывало им отказаться от войны и заняться построением своего общества и государства.

Переломным моментом между двумя периодами стало получение Посланником ﷺ помощи для религии Аллаха путем второй присяги Акабы и установление государства в Медине. Ибн Исхак говорит: «Затем Мусъаб Ибн Умайр вернулся в Мекку, и на сезон паломничества в Мекку прибыли некоторые ансары из мусульман вместе с паломниками-язычниками из своего народа. В Мекке они договорились с Посланником Аллаха ﷺ встретиться на Акабе в середине месяца, где он пожелал от них помощи для себя, для укрепления Ислама и его приверженцев, а также унижения язычества с его приверженцами» (Книга «ас-Сира ан-набави» гл. 2, стр. 287, книга «Тарих ат-Табари» гл. 1, стр. 561).

От Мухаммада Ибн Исхака аль-Матлаби передается: «До присяги Акабы Посланнику Аллаха ﷺ не была дозволена война и пролитие крови. Ему приказывалось взывать с мольбой к Аллаху, проявлять терпение в тяготах и прощать многобожника. Курайшиты преследовали тех, кто последовали за ним, чтобы совращать их с веры и изгонять их из своих земель. Одни совращались с религии, другие подвергались физическим истязаниям, третьи убегали от многобожников в другие страны. Из них были те, кто ушли в Эфиопию, другие в Медину и в разные другие места. Когда курайшиты стали проявлять заносчивость перед Великим Аллахом, отвергли милость, которую Аллах пожелал для них, назвали лжецом Его Пророка ﷺ, подвергли истязаниям и изгнаниям тех, кто стал поклоняться Аллаху, заявлять о Его единственности, верить в Его Пророка и крепко держаться Его религии, Всевышний Аллах разрешил Своему Посланнику ﷺ сражаться и мстить тем, кто совершил несправедливость и гнет над ними» («Жизнеописание Пророка» гл. 2, стр. 313, «Тафсир аль-Куртуби» гл. 12, стр. 69).

Ибн Исхак говорит: «Присяга войны, когда Аллах дозволил Своему Посланнику ﷺ сражаться, имела свои условия помимо условия Посланника для мусульман в первой присяге. Первая присяга была «присягой женщин». До этого Всевышний Аллах не дозволял Своему Посланнику ﷺ воевать. Когда Он дозволил ему войну, Посланник Аллаха ﷺ взял от них присягу в последней Акабе на то, что они будут воевать со всеми людьми. За выполнение этого он обещал им рай со стороны Аллаха» («Жизнеописание Пророка», гл. 2, стр. 302). От Убады Ибн Самита, который был во время присяги одним из старейшин, передается: «Мы дали присягу Посланнику Аллаха ﷺ воевать» («Муснад Ахмада», гл. 5, стр. 316, «Фатх аль-Бари», гл. 1, стр. 67). Передается, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Когда Пророк ﷺ был изгнан из Мекки, Абу Бакр сказал: «Они изгнали их Пророка. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся. Они, несомненно, погибнут». И Всевышний Аллах ниспослал Свои слова:

أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَاتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُوا وَإِنَّ اللَّهَ عَلَى نَصْرِهِمْ لَقَدِيرٌ 

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

Далее Ибн Аббас сказал: «Это был первый аят, ниспосланный относительно войны». (Этот хадис является достоверным по условию двух шейхов (аль-Бухари и Муслим), аль-Хакима и ат-Термези). Также от Ибн Аббаса (р.а.) передается: «Абд ар-Рахман Ибн Ауф и его друзья пришли к Пророку ﷺ и сказали: «Пророк Аллаха, мы были сильными, будучи многобожниками, а теперь, уверовав, стали униженными», – на что он ответил им: «Мне приказано прощать, не сражайтесь с людьми». А когда Аллах привел его в Медину, то приказал ему сражаться, и они перестали говорить это. Тогда были ниспосланы слова Всевышнего Аллаха:

 أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّوا أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَءَاتُوا الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ 

«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей» (4:77)» (Хаким).

Прочитав слова Всевышнего Аллаха:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّواْ أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللّهِ أَوْ أَشَدَّ خَشْيَةً وَقَالُواْ رَبَّنَا لِمَ كَتَبْتَ عَلَيْنَا الْقِتَالَ لَوْلا أَخَّرْتَنَا إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ


«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: «Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!»» (4:77),

Кутада сказал: «Люди из числа сподвижников Посланника Аллаха ﷺ», – когда он еще был в Мекке до переселения в Медину, – «торопились сражаться и говорили ему: «Позволь нам взять в руки мотыги и сражаться с многобожниками в Мекке», а Пророк ﷺ запрещал им, говоря: «Мне не приказано делать это». Но когда произошло переселение, и было приказано сражение, люди не захотели этого. И Всевышний Аллах сказал:

 قُلْ مَتَاعُ الدُّنْيَا قَلِيلٌ وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ لِمَنِ اتَّقَى وَلَا تُظْلَمُونَ فَتِيلًا 

«Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке»» (4:77)»

(Тафсир ат-Табари, гл. 5, стр. 71). В этом тафсире говорится: «Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ ءَامَنُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ خَوَّانٍ كَفُورٍ 

«Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (22:38)

Передается, что этот аят был ниспослан в отношении мусульман, когда их стало много в Мекке и неверные стали угнетать их. Некоторые мусульмане ушли в Эфиопию, другие в Мекке хотели тайно по возможности убивать неверных, в результате чего был ниспослан этот аят до слов Аллаха «неблагодарных изменников». В нем Аллах обещал защиту и самым ясным образом запретил предательство и вероломство». (Тафсир аль-Куртуби, гл. 12, стр. 67).

2. Порицание поступков и их восхваление, а также оценка об их предпочтительности и следовании им, должно сопровождаться критерием шариата и шариатским доказательством, а не какими-то желаниями людей. Необходимо бояться Аллаха в Его приказах и запретах, и не нарушать их. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا ءَاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ 

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)

От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Оставьте меня, пока я не говорю вам что-то. Поистине вопросы тех, кто были до вас и их разногласия со своими пророками погубили их. Если я запретил вам что-то, сторонитесь этого, а если приказал вам что-то, то выполняйте это в меру своих сил» (Бухарий и Муслим).

Для того чтобы знать шариатский закон о словах, необходимо знать их действительность. Слова относятся к поступкам. Они не являются все равными друг другу. Каждое слово имеет свой шариатский закон. Есть слова, которые обязательны, рекомендуемы, запрещены, нежелательны, и есть слова дозволенные. Ошибочно будет порицать слова просто из-за того, что это слова, поскольку в этом будет уравнивание истины с ложью, прекрасного с мерзким. Всевышний Аллах говорит:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ ، وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ 

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»? Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41:33-34)

Есть слова, которые считаются грехом, как слова тех, кто называют ложью религию Аллаха, с которой Он послал Посланника ﷺ, своими словами отталкивают людей от религии Аллаха и от всего, что Он приказал, чернят законы Ислама и умаляют их значимость, а также издеваются над религией Аллаха и Его пророками, враждебно высказываются в адрес тех, кто призывают к Аллаху и порождают вокруг них подозрения, призывают дружить с врагами Аллаха, защищают их и скрывают их порочность. Всевышний Аллах сказал:

يُرِيدُونَ أَنْ يُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللَّهُ إِلَّا أَنْ يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ ، هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ 

«Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим. Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (9:32-33)

То же самое касается лжи, как призыв или поддержка светскости, социализма, демократии, патриотизма, национализма, свобод, единства религий и других противоречащих Исламу идей. Всевышний Аллах сказал:

فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الْأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ 

«Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30)

Это относится к порицаемым словам, которые нужно опровергать, разъяснять их низость и фальшивость, а также сторониться их каким бы ни был их источник, так как они ведут к огню ада. Всевышний Аллах сказал:

 يَسْتَخْفُونَ مِنَ النَّاسِ وَلَا يَسْتَخْفُونَ مِنَ اللَّهِ وَهُوَ مَعَهُمْ إِذْ يُبَيِّتُونَ مَا لَا يَرْضَى مِنَ الْقَوْلِ وَكَانَ اللَّهُ بِمَا يَعْمَلُونَ مُحِيطًا 

«Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают» (4:108)

От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине раб говорит слово, не осознавая того, что в нем, и за этого слово будет падать в огонь, глубина которого больше пространства между востоком и западом» (Бухарий и Муслим).

Существуют слова правды и истинного пути, как призыв к Аллаху, исполнению Его шариата, соблюдению Его законов, их разъяснение людям, раскрытие людям их доказательств, добрые наставления мусульманам, требование отчета с их правителей, разоблачение лжи и ее сторонников, изобличение их заговоров и обмана, опровержение их доводов и разъяснение их фальшивости. Эти слова относятся к наилучшим поступкам. Их нужно открыто говорить, а также поддерживать тех, кто говорят их. Запрещено порицать такие слова, умалять их значение или значение тех, кто говорят их, а также издеваться над ними, чтобы отклонить людей от этих слов. Всевышний Аллах сказал:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (33:70)

يَوْمَئِذٍ لَا تَنْفَعُ الشَّفَاعَةُ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَنُ وَرَضِيَ لَهُ قَوْلًا 

«В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен» (20:109)

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ 

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» (41:33)

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ ، نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنْفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ ، نُزُلًا مِنْ غَفُورٍ رَحِيمٍ 

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного»» (41:30-32)

Передается, что Абу Бакр (р.а.) сказал: «Потом были правдивы, т.е. никого не придавали Аллаху в сотоварищи». Аль-Асвад Ибн Хилял передает, что Абу Бакр спросил у своих друзей: «Что вы говорите об этих двух аятах:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا 

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки» (41:30)

وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ 

«не облекли свою веру в несправедливость» (6:82)

Они сказали: «Стали правдивыми, т.е. не совершали грехов и не облекли свою веру грехом». Абу Бакр сказал им: «Вы не правильно понимаете их». Они сказали: «Наш Господь – Аллах», и потом стали правдивыми, т.е. не искали другого божества и не облекли свою веру многобожием. Для них - безопасность, и они - на пути». Передается, что Умар (р.а.), произнося проповедь на минбаре, сказал:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا 

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки» (41:30)

«Стали правдивыми, т.е. подчинились Аллаху и потом не увиливали как лисы». («Тафсир аль-Куртуби», гл. 15, стр. 358). Всевышний Аллах сказал:

وَهُدُوا إِلَى الطَّيِّبِ مِنَ الْقَوْلِ وَهُدُوا إِلَى صِرَاطِ الْحَمِيدِ 

«Их научили благим словам и наставили на путь Достохвального» (22:24)

Передается, что к Пророку ﷺ пришел один человек и спросил: «Какой джихад наилучший?» Пророк ﷺ ответил: «Слово истины, сказанное перед правителем тираном». («Избранные хадисы», гл. 8, стр. 110). От Джабира (р.а.) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Лучший шахид – Хамза Ибн Абд аль-Мутталиб и человек, который встал перед правителем тираном, приказал ему добро и запретил зло, за что был убит им». (аль-Хаким). От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине бывает, что раб говорит слово с довольства Аллаха, не придавая ему важности, и Аллах подымает его, благодаря этому слову, на степени». («Сахих Бухари»).

3. Грех и зло давать аятам Аллаха иное значение и обвинять носителей исламского призыва, которые выполняют наилучшие дела, как их называют Коран и Сунна, работая для возрождения исламского образа жизни и поднятия (развития) уммы, следуя в этом по пути Посланника Аллаха ﷺ, в том, что они ненавистны, потому что говорят то, чего не делают. Комментарий к словам Аллаха:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ ، كَبُرَ مَقْتًا عِنْدَ اللَّهِ أَنْ تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (61:2-3),

как он приводится в тафсирах: «Вопрос в форме порицания того, чтобы человек говорил о себе добро, которого не делает. Если он сказал это о прошлом, то солгал, а если говорит о будущем, то это лживое обещание. В обоих случаях это грех. О словах Аллаха:

لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ 

«Почему вы говорите то, чего не делаете?» (61:2)

от Суфьяна Ибн Уяйны передается следующее: «То есть, почему вы говорите о том, о чем вы не знаете, сможете вы это сделать или нет?» («Тафсир аль-Куртуби», гл. 18, стр. 80).

Но это никак не относится к тем, кто выполняют идейные действия и не совершают силовых действий, следуя Посланнику Аллаха ﷺ.

После этого разъяснения мусульманин должен следовать методу Посланника ﷺ в его деятельности для установления Исламского государства, должен думать о каждом своем слове, и, прежде чем сказать его, должен основать его на шариате. Если это слово несет добро, пусть открыто произносит его и ничего не боится на пути Аллаха, а если несет зло, то откажется говорить его, и пусть никто не сможет заставить его сказать это слово.

Передается, что Алкама Ибн Вакас сказал: «Однажды, когда я сидел на рынке в Медине, возле меня прошел один почтенный человек, и я сказал ему: «Ты пользуешься среди людей уважением. Я видел, как ты заходишь к амирам и беседуешь с ними. Я слышал сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, Биляла Ибн аль-Харис аль-Музуни, который говорил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине один из вас говорит слово с довольства Аллаха, не ведая о том, что Аллах принял это слово и записал ему за это слово Свое довольство до дня встречи с Ним. И поистине один из вас говорит слово с гнева Аллаха, не ведая о том, что Аллах записывает ему этим словом Свой гнев до Судного дня». Потом Алкама сказал этому человеку: «Горе тебе, думай о том, что говоришь и о чем рассказываешь. От многих слов меня уберегли слова, услышанные от Биляла Ибн аль-Хариса» («Сахих Ибн Хаббан»).

Имад абд аль-Фаттах аль-Хасанат - Кудс