Йеменская газета «аль-Васат», от 10 октября 2005 года, опубликовала статью под названием «Отличие позиции Хизб-ут-Тахрир по отношению к демократии и многопартийности от позиций других исламских движений». Эта статья – часть изучения, в котором разъясняются понятия и мысли существующих в Йемене партий и разъясняется их позиция относительно демократии и многопартийности.
Журнал «аль-Ваъй» решил опубликовать эту статью на своих страницах, чтобы его читатели узнали о ней. В ней говорится:
Многие думают, что призывающая к исламскому Халифату исламская партия «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислями» является наиболее радикальным исламским движением в отношении современных проблем и терминов, как демократия, многопартийность, конституция и так далее.
Однако из следующего отрывка понимается, что Хизб-ут-Тахрир больше других понимает, осознает и изучает многие вопросы, о которых другие заявили, что уже прекратили изучать их и выносить по ним решения. Например, взгляд Хизб-ут-Тахрир на демократию, выборы и многопартийность состоит в следующем:
Хизб-ут-Тахрир различает между демократией и выборами. Выборы – это способ, который используется для назначения человека или выполнения какого-то дела, и он пригоден для всех народов. Выборы существовали до Ислама и существуют после него. Они были у персов и римлян, они есть в демократии, в шура (совете), в социализме, на Западе и в мусульманских странах. Выборы – это общий способ, т.е. он не характерен какому-то одному народу.
Грубой ошибкой будет говорить, что демократия и выборы являются частью целого, и что выборы – результат демократии. Также Хизб-ут-Тахрир различает между демократией и шурой (советом), и даже между демократией и Исламом. Демократия – это система, которая установлена людьми. В ней господство принадлежит людям, и люди являются источником властей и власть принадлежит им. Доктрина демократии – это доктрина неверия (отделение религии от жизни), критерием поступков в демократии служит материальная выгода и интерес, а не дозволенное и запрещенное. Она основана на утопической идее «народовластия», которая нереальна и абсолютно невыполнима. Демократия – это власть влиятельных людей и капиталистов. Она программирует склад ума избирателя согласно интересу этих влиятельных людей и капиталистов. Она противоречит законам Ислама, понятиям совета и является большим обманом.
Она провозгласила четыре свободы, результатом которых явилось зло и порочность на земле (свобода убеждения и законодательства, свобода слова, к которой относится политическая многопартийность, свобода собственности и свобода личности). Таких свобод нет в Исламе. Демократия также говорит о большинстве, и оно тоже не учитывается в Исламе, кроме одного положения: при выполнении конкретных действий. Следовательно, демократия противоречит Исламу и шура (совету). В Исламе управление принадлежит лишь одному Аллаху, господство – шариату, а власть – умме. В основе лежит то, что осуществляется власть Аллаха, нет свободы убеждения, так как Пророк ﷺ сказал: «Кто поменял свою религию, убейте его». Нет в Исламе свободы слова. Мнением в Исламе бывает запретное, дозволенное или обязательное и все. Таким образом, в Исламе не могут узакониваться партии на основе расизма, неверия, ненормальности, порочности, социализме, национализме или патриотизме.
Также в Исламе нет свободы собственности, так как Ислам определил способы обладания, объяснил пути приобретения богатства, показал запретное из этих путей и установил за это наказания. Нет в Исламе свободы личности, той свободы, которая опустила людей до уровня животных и заставила их жить в несчастье и в таких болезнях, как СПИД, разрушая семьи и общество в целом.
В Исламе нет основания, для того чтобы говорить о большинстве. Во многих доказательствах большинство просто порицается. Голосовать большинством во всем недопустимо и это запрещено за исключением выполнения конкретных действий. Недопустимо голосовать большинством по закону Аллаха и Его шариату. Закон Аллаха и Его шариат берется по силе шариатских доказательств и мнениям специалистов. В них правильная сторона определяется специалистами, а не большинством. В шариатских и других определениях нужно обращаться к языковедам и мыслителям, а не к большинству. Что касается мнения, указывающего на выполнение конкретных действий, то здесь принимается мнение большинства, как это было в битве Ухуд, где Посланник Аллаха ﷺ принял сторону большинства. Поэтому совет в Исламе – это абсолютное принятие мнения согласно определенным законам.
Например, партия «Хизб аль-Ислах» не различает между демократией и шурой (советом). Наоборот, она говорит, что демократия – это шура.
Что касается остальных салафитских групп (сурурийюун и джамийат), то они считают демократию системой неверия, но молчат и не говорят об этом открыто, чтобы не пострадали их общества, школы, издательские дома, и чтобы не прекратить поступление к ним помощи!
Сторонники джихада также имеют одну позицию. Их позиция состоит в том, что демократия запрещена и недопустима, как и недопустимы выборы, запрещено по шариату участие в этих режимах и каждый, кто сотрудничает с правителями или поддерживает их, тот из их числа и, следовательно, дозволяется вести джихад против демократов и их сторонников. В отличие от них Хизб-ут-Тахрир считает, что основой в понимании демократии и шура является идеологическая борьба, и что борьба против доказательства с доказательством, против мысли с мыслью и мнения с мнением является основой опровержения западных мыслей и построения исламских мыслей, и что в призыве к Исламу нельзя использовать силовые действия.
Взгляд на вопрос многопартийности.
Многопартийность и многочисленность групп в исламском государстве Халифат Хизб-ут-Тахрир принял, исходя из слов Всевышнего Аллаха:
وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть будет среди вас группа, которые будут призывать к добру (Исламу), приказывать одобряемое и удерживает от порицаемого. Эти – достигшие успеха» (3:104)
Приказ «И пусть будет среди вас группа» означает образование группы или партии, которая ведет призыв к Исламу, приказывает добро и запрещает зло. У нее должен быть амир, и она должна иметь связь, которая объединяет индивидов партии или группы. Слово «группа» в этом аяте является именем в неопределенном состоянии и когда такое имя содержится в языке для требования, оно может быть многочисленным. Таким образом, многочисленность групп в Исламе дозволена в этом аяте. Также такой закон берется из категоричных и предположительных доказательств.
Недопустимо разногласие в отношении доказательств, имеющих категоричное указание и категоричное происхождение, но оно допустимо в отношении доказательств, имеющих предположительное указание или предположительное происхождение, и в отношении этих последних доказательств допустима многочисленность мнений, и, следовательно, допустима многопартийность. Мазхабы представляли собой мнения и многопартийность, что ведет к созиданию, мышлению и иджтихаду. В Исламе недопустим партийный или мазхабный фанатизм. Что касается доказательств тех, кто говорит о запрещенности партийности, как салафиты, а также некоторые исламские группы и общества, то приведенные ими доказательства о партиях относятся к акыде, а не к разногласию во второстепенных вопросах, где Ислам дозволил разногласие. Они запретили демократию и, следовательно, запретили выборы и партийность. Они не провели различий между демократией и партийностью.
Выборы являются представительством, а представительство дозволено как для женщины, так и для мужчины и, следовательно, выборы дозволены для женщины и мужчины. Однако салафиты, исходя из аятов, касающихся акыды, вынесли фетву о запрещенности партийности, которая разделяет умму на партии и группы, имеющих различные акыды, а не одну единую акыду. В суре «Рум» Аллах говорит:
وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ ، مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ
«не будьте из числа многобожников, из тех, которые разделили свою религию и стали партиями. Всякая группа радуется тому, что у нее» (30:31-32)
В этом аяте предостережение относительно того, чтобы мы не были подобны многобожникам в разделении религии на группы. Здесь группа имеет свою акыду. Но в Исламе дозволяется разногласие во второстепенных вопросах. Салафиты возводят степень рекомендуемых дел в степень обязательных дел и это вторая их ошибка, в которую они впали. Они назвали грешником и даже неверным каждого, кто является партийным или не совершил рекомендуемые дела (т.е. сунны). Такое понимание также появилось, исходя из других аятов, которые говорят о партии, как слова Аллаха:
أَلَا إِنَّ حِزْبَ الشَّيْطَانِ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«О да, поистине, партия сатаны, они - потерпевшие убыток!» (58:19)
أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«О да, поистине, партия Аллаха - они преуспевшие!» (58:22)
Хотя партия Аллаха – это все мусульмане, когда живут под руководством одного человека, т.е. халифа мусульман. Хизб-ут-Тахрир – это партия из партии Аллаха, но не партия Аллаха, поскольку партия Аллаха – это все мусульмане, находящиеся под властью одного правителя. Исламские группы тоже относятся к умме, но неправильно будет сказать, что они – умма. Также и партии. Они из партии Аллаха, но не партия Аллаха. При этом недопустимо, чтобы кто-то утверждал о дозволенности светских партий, дозволенности участия в правлении или о дозволенности признания противоречащих Исламу мнений.
В партии «Хизб аль-Ислах» и его рядах продолжает существовать идейный раскол. Даже те из членов аль-Ислах, которые примкнули к Мутамар, убеждены в том, что между Мутамар и аль-Ислах нет разницы за исключением больших приобретений в случае принадлежности к партии Мутамар, потому что в программе аль-Ислах нет ничего нового, и то же самое касается ее гибкой политики, и в аль-Ислах осталось лишь консервативное течение из организации «Ихван аль-муслимин». По причине этой идейной разобщенности и различного понимания внутри аль-Ислаха они не пришли к одному мнению относительно партийности: дозволена она или нет? Порицается ли партийный или наоборот одобряется? Как нужно принадлежать к партиям: по убеждению или по зависимости от личностей, или из соображения того, чтобы выступать против других, кто, по их мнению, объединились на лжи и почему бы им не объединиться на истине?
Что касается движений джихадной направленности, то они считают, что партийность тоже запрещена, и что правильным названием является группа (джамаат). Поэтому они не говорят партия, а говорят группа. Они считают недопустимым существование в Исламе светских, демократических, националистских и патриотических партий и говорят о недопустимости объединения на этих основах.
Таким образом, по этому вопросу существуют разные мнения.
Выдержка из изучения исследователя по вопросам исламских групп Абдуллаха Абд аль-Хамида, которую он подготовил для газеты «аль-Васат».