Жизнь и смерть – это тайна, над которой бьются умы людей. Мыслители и ученые, как те, которые верят в жизнь после смерти, так и те, которые не верят в нее, пытаются познать суть этой тайны. Свидетельством этих попыток служат огромные средства и множество приложенных усилий, затраченных на раскрытие тайны жизни. Любящие жизнь люди хотят и пытаются продлить ее или даже сделать ее вечной, и те, кто не желают смерти и пытаются хоть ненамного задержат ее или даже вообще отвести от себя. Но не те, и не другие, не знают о том, что тайной жизни является именно душа, а она находится за пределами их знаний и пониманий.
Всевышний Аллах говорит:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً
«Они спрашивают тебя о душе. Скажи: «Душа от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного» (17:85)
Поскольку познание тайны жизни и осознание ее сущности не доступно для человеческого разума, то желание увидеть хотя бы каким образом возвращается жизнь мертвым, является мечтой каждого человека, и даже мечтой пророков, которые обладали наибольшей верой во Всевышнего Аллаха и сильнее всех были убеждены в Его могуществе.
Вот, например, пророк Ибрахим (мир ему) спрашивает своего Господа Всевышнего показать ему то, как Он оживляет мертвых. Всевышний Аллах сказал:
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ أَرِنِي كَيْفَ تُحْيِـي الْمَوْتَى
«И вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых» (2:260)
Такое же желание прозвучало из уст Узайра, когда он проходил через разрушенное селение (Иерусалим), в котором отсутствовали признаки жизни, и оно было безлюдным. Всевышний Аллах сказал:
أَوْ كَالَّذِي مَرَّ عَلَى قَرْيَةٍ وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَى عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّىَ يُحْيِـي هَـَذِهِ اللّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا
«Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?» (2:259)
Ибрахим (мир ему) и Узайр не отрицали то, что Аллах – Он Оживляющий и Умертвляющий. У них было обычное человеческое желание увидеть то, как возвращается жизнь мертвым. Доказательством веры Ибрахима (мир ему) в могущество Всевышнего Аллаха был его ответ на вопрос Аллаха, когда Он сказал:
قَالَ أَوَلَمْ تُؤْمِن قَالَ بَلَى وَلَـكِن لِّيَطْمَئِنَّ قَلْبِي
«Он сказал: «А разве ты не уверовал?» Тот сказал: «Да! Но чтобы сердце мое успокоилось» (2:260)
Спокойствие сердца, о котором говорит Ибрахим (мир ему), заключалось в видении процесса оживления своими глазами, чтобы наряду с истинным знанием об оживлении Аллахом мертвых, он смог достоверным оком увидать сам процесс оживления мертвых. Также и Узайр верил в то, что Аллах способен оживлять мертвых, как указывает на это аят:
قَالَ أَنَّىَ يُحْيِـي هَـَذِهِ اللّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا
«Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?» (2:259)
Он утверждает, что Аллах способен оживить селение, т.е. его жителей, после их смерти, но при этом хочет познать сам процесс оживления. Поэтому Всевышний Аллах ответил на вопрос каждого из них, как поясняют об этом оба аята. В ответ Ибрахиму (мир ему) Всевышний Аллах сказал:
قَالَ فَخُذْ أَرْبَعَةً مِّنَ الطَّيْرِ فَصُرْهُنَّ إِلَيْكَ ثُمَّ اجْعَلْ عَلَى كُلِّ جَبَلٍ مِّنْهُنَّ جُزْءًا ثُمَّ ادْعُهُنَّ يَأْتِينَكَ سَعْيًا وَاعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Сказал Он: «Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их, а потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах Велик и Мудр! » (2:260)
Ибрахим (мир ему) подчинился приказу своего Господа. Он зарезал четырех птиц (говорят, что они были разных видов), смешал их мясо, кости, кровь и перья, а потом положил на каждую гору по части из того, что смешал. Затем он позвал их себе, и вдруг части каждой птицы стали взлетать с гор, чтобы вернуться к нему такими же, как и прежде четырьмя живыми птицами.
И на вопрос Узайра Всевышний Аллах ответил, умертвив его и его осла на сто лет, а потом воскресил его и воочию показал ему процесс возвращения жизни его ослу, как об этом говорится в аяте:
فَأَمَاتَهُ اللّهُ مِئَةَ عَامٍ ثُمَّ بَعَثَهُ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ قَالَ بَل لَّبِثْتَ مِئَةَ عَامٍ فَانظُرْ إِلَى طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ وَانظُرْ إِلَى حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِّلنَّاسِ وَانظُرْ إِلَى العِظَامِ كَيْفَ نُنشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла - для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, - посмотри на кости, как мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!» (2:259)
Однако эти расспросы о жизни, чтобы узнать ее тайну и то, как она возвращается умершим, не бывает постоянным. Но есть такие, кто расспрашивают об этом, полностью отрицая возвращение жизни мертвым. Священный Коран приводит эти вопросы и опровергает их.
Всевышний Аллах говорит:
وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ
«И приводит он нам притчи, и забыл о том, что сам он создан. Он говорит: «Кто оживит кости, которые истлели?» (36:78)
Так поступил аль-Ас ибн Ваиль, который взял в руки кость, измельчил ее и сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Разве оживит Аллах это после того, что я вижу?» Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Да, Аллах умертвит тебя, а потом оживит, и затем введет тебя в ад». Аллах занес в Книгу его слова и опроверг их, сказав:
قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ
«Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении» (36:79),
т.е. разве Всевышний Аллах, который создал вещи из ничего и создал в них жизнь, неспособен вернуть им жизнь после их смерти? Этот смысл ясно показывается в словах Всевышнего Аллаха:
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى. أَلَمْ يَكُ نُطْفَةً مِّن مَّنِيٍّ يُمْنَى. ثُمَّ كَانَ عَلَقَةً فَخَلَقَ فَسَوَّى. فَجَعَلَ مِنْهُ الزَّوْجَيْنِ الذَّكَرَ وَالْأُنثَى. أَلَيْسَ ذَلِكَ بِقَادِرٍ عَلَى أَن يُحْيِيَ الْمَوْتَى
«Разве думает человек, что он оставлен без призора? Разве не был он каплей из семени источаемого? Потом стал сгустком, и сотворил Он его и устроил. И сделал из него пару: мужчину и женщину. Разве Он не может оживить мертвых?» (75:36 – 40)
Имеется множество священных аятов Корана, которые осведомляют об отрицании кафирами воскрешения и опровергают их. Всевышний Аллах сказал:
وَكَانُوا يَقُولُونَ أَئِذَا مِتْنَا وَكُنَّا تُرَابًا وَعِظَامًا أَئِنَّا لَمَبْعُوثُونَ. أَوَ آبَاؤُنَا الْأَوَّلُونَ
«и, бывало, говорили: «Разве, когда мы умрем и станем прахом и костями, – разве мы действительно будем воскрешены, или отцы наши первые?» (56:47 – 48)
وَيَقُولُ الْإِنسَانُ أَئِذَا مَا مِتُّ لَسَوْفَ أُخْرَجُ حَيًّا. أَوَلَا يَذْكُرُ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ وَلَمْ يَكُ شَيْئًا. فَوَرَبِّكَ لَنَحْشُرَنَّهُمْ وَالشَّيَاطِينَ ثُمَّ لَنُحْضِرَنَّهُمْ حَوْلَ جَهَنَّمَ جِثِيًّا
«И говорит человек: «Разве, когда я умру, я буду выведен живым?» Разве не вспомнит человек, что Мы сотворили его раньше, а был он ничем? И Господом твоим клянусь, Мы соберем их и дьяволов, потом Мы соберем их в аду на коленях» (19:66 – 68)
وَقَالُوا أَئِذَا ضَلَلْنَا فِي الْأَرْضِ أَئِنَّا لَفِي خَلْقٍ جَدِيدٍ بَلْ هُم بِلِقَاء رَبِّهِمْ كَافِرُونَ. قُلْ يَتَوَفَّاكُم مَّلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ
«Они сказали: «Разве, когда мы заблудимся в земле, - разве мы возникнем в новом создании?» Да, они не верят во встречу со своим Господом! Скажи: «Забирает ваши души ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены» (32:10 – 11)
Некоторые кафиры, будучи верующими в существование Аллаха, стали без знания и доказательств утверждать, что Аллах не будет воскрешать умерших заново. Сообщая о них, Всевышний Аллах говорит:
وَأَقْسَمُواْ بِاللّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لاَ يَبْعَثُ اللّهُ مَن يَمُوتُ بَلَى وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا وَلـكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَعْلَمُونَ
«И поклялись они Аллахом, величайшей клятвой: «Не воскресит Аллах того, кто умер». Да, по обещанию от Него истинному, но большая часть людей не ведает» (16:38)
Сообщая об отрицании некоторыми неверными Дня воскресения из мертвых, после того как их остерегали от этого посланники Аллаха, Всевышний Аллах сказал:
أَيَعِدُكُمْ أَنَّكُمْ إِذَا مِتُّمْ وَكُنتُمْ تُرَابًا وَعِظَامًا أَنَّكُم مُّخْرَجُونَ. هَيْهَاتَ هَيْهَاتَ لِمَا تُوعَدُونَ. إِنْ هِيَ إِلاَّ حَيَاتُنَا الدُّنْيَا نَمُوتُ وَنَحْيَا وَمَا نَحْنُ بِمَبْعُوثِينَ
«Разве он обещает вам, что вы, когда умрете и будете прахом и костьми, что вы будете выведены? Далеко, далеко то, что вам обещано! Есть только наша ближайшая жизнь; мы умираем и живем, и не будем мы воскрешены» (23:35 – 37)
Жизнь и смерть в руках Всевышнего Аллаха
Люди не скрывают свое удивление проявлениями жизни, которые наблюдают вокруг себя. Сердце будущей матери наполняется бурной радостью, когда впервые ощущает движение ребенка в своей утробе. Супруги приходят в восторг, когда в первый раз видят своего новорожденного. Созерцание зрелища как цыпленок вылупляется из яйца, как произрастает из зерна росток, как распускается цветок, как из веток сухого ствола дерева пробиваются почки. Людям привычно видеть появление новой жизни, однако, немногие из них хотя бы немного задумывались над этим, осмысливая могущество Создателя, сотворившего жизнь в этих созданиях.
Никто не утверждал, что способен воскресить жизнь после смерти в этих созданиях, кроме невежды, играющего словами, как тот, который спорил с Ибрахимом (мир ему) и утверждал о том, что способен давать жизнь и умертвлять. Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رِبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِـي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِـي وَأُمِيتُ
«Разве ты не видел того, кто спорил с Ибрахимом о Господе его за то, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: «Господь мой – тот, который оживляет и умерщвляет». Сказал он: «Я оживляю и умерщвляю» (2:258)
В Священном Коране имеются десятки аятов, которые в категоричной форме гласят о том, что именно Всевышний Аллах – Он тот, кто оживляет и умертвляет, и вера в это требуется верой во Всевышнего Аллаха.
Некоторые из этих аятов утверждают это идейное понятие, как следующие слова Всевышнего:
إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي وَنُمِيتُ وَإِلَيْنَا الْمَصِيرُ
«Поистине, Мы живим и умерщвляем, и к Нам – возвращение» (50:43)
إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى
«Ведь Мы оживляем мертвых» (36:12)
وَاللّهُ يُحْيِي وَيُمِيتُ
«Поистине, Аллах оживляет и умерщвляет» (3:156)
إِنَّ اللّهَ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ يُحْيِي وَيُمِيتُ
«Поистине, Аллаху принадлежит власть над небесами и землей! Он живит и умерщвляет» (9:116)
فَاللَّهُ هُوَ الْوَلِيُّ وَهُوَ يُحْيِي المَوْتَى وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Ведь Аллах есть покровитель; Он оживляет мертвых, и Он мощен над каждой вещью» (42:9)
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ
«Аллаха - тот, который сотворил вас, потом оделил вас, потом умертвит вас, потом оживит вас» (30:40)
اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا
«Аллах приемлет души в момент их смерти» (39:42)
وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلاَّ بِإِذْنِ الله كِتَابًا مُّؤَجَّلاً
«Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком» (3:145)
В ходе коранического рассказа о пророке Аллаха Дауде (мир ему) Всевышний Аллах говорит:
فَلَمَّا قَضَيْنَا عَلَيْهِ الْمَوْتَ
«Когда же Мы обрекли его на смерть» (34:14)
Всевышний Аллах также говорит:
فَيُمْسِكُ الَّتِي قَضَى عَلَيْهَا الْمَوْتَ وَيُرْسِلُ الْأُخْرَى إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Он удерживает у Себя те души, которым предназначено умереть, а отправляет те, которым не предназначено умереть, до определенного срока. Поистине, в этом – знамения для людей, которые размышляют» (39:42)
قَدَّرْنَا بَيْنَكُمُ الْمَوْتَ
«Мы распределили вам смерть» (56:60)
Имеется множество других аятов, обращающих внимание человека на окружающий его мир с тем, чтобы он созерцал и размышлял, в результате чего его вера во Всевышнего Аллаха, который оживляет и умерщвляет, становится глубокой.
Всевышний Аллах сказал:
وَاللَّهُ الَّذِي أَرْسَلَ الرِّيَاحَ فَتُثِيرُ سَحَابًا فَسُقْنَاهُ إِلَى بَلَدٍ مَّيِّتٍ فَأَحْيَيْنَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا كَذَلِكَ النُّشُورُ
«Аллах – Тот, Кто посылает ветры, и поднимают они облако; и погнали Мы его в мертвую область и оживили этим землю после смерти. Так и воскресение!» (35:9)
وَاللّهُ أَنزَلَ مِنَ الْسَّمَاء مَاء فَأَحْيَا بِهِ الأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّقَوْمٍ يَسْمَعُونَ
«Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом – знамение для людей, которые слушают» (16:65)
وَهُوَ الَّذِي يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْرًا بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ حَتَّى إِذَا أَقَلَّتْ سَحَابًا ثِقَالاً سُقْنَاهُ لِبَلَدٍ مَّيِّتٍ فَأَنزَلْنَا بِهِ الْمَاء فَأَخْرَجْنَا بِهِ مِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ كَذَلِكَ نُخْرِجُ الْموْتَى لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Он – Тот, который посылает ветры благовестником пред Своим милосердием. А когда они двинут тяжелое облако, Мы гоним его на мертвую страну, низводим из него воду и выводим ею всякие плоды. Так выведем Мы и мертвых, может быть, вы опомнитесь» (7:57)
اللَّهُ الَّذِي يُرْسِلُ الرِّيَاحَ فَتُثِيرُ سَحَابًا فَيَبْسُطُهُ فِي السَّمَاء كَيْفَ يَشَاء وَيَجْعَلُهُ كِسَفًا فَتَرَى الْوَدْقَ يَخْرُجُ مِنْ خِلَالِهِ فَإِذَا أَصَابَ بِهِ مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ إِذَا هُمْ يَسْتَبْشِرُونَ. وَإِن كَانُوا مِن قَبْلِ أَن يُنَزَّلَ عَلَيْهِم مِّن قَبْلِهِ لَمُبْلِسِينَ. فَانظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَتِ اللَّهِ كَيْفَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا إِنَّ ذَلِكَ لَمُحْيِي الْمَوْتَى وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Аллах - Тот, который посылает ветры, и они подымают облако. Он распростирает его по небу, как Ему угодно, и обращает его в куски. И ты видишь, как дождь выходит из промежутков. А когда Он пошлет его на тех из рабов Своих, которых желает, – вот они радуются, хотя прежде чем это было ниспослано им, они были в отчаянии. Посмотри же на следы милости Аллаха: как Он оживляет землю после ее смерти! Поистине, это – Оживитель мертвых, и Он над всякой вещью мощен! » (30:48 – 50)
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللّهُ مِنَ السَّمَاء مِن مَّاء فَأَحْيَا بِهِ الأرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخِّرِ بَيْنَ السَّمَاء وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, – знамения людям разумным!» (2:164)
В этих священных аятах мы замечаем, как Коран сравнивает оживление Аллахом мертвой земли, что является для каждого зрячего человека очевидным делом, повторяющимся из года в год, с оживлением умерших людей в Судный день, что является делом еще не случившимся, но которое обязательно произойдет. Это мы находим в словах Всевышнего Аллаха: «Так и воскресение!», «Так выведем Мы и мертвых», «Поистине, это – Оживитель мертвых». Священный Коран повествует примеры некоторых событий, выражающих могущество Всевышнего Аллаха в оживлении мертвых. Некоторые из этих событий были чудом, произошедшим от отдельных пророков, чтобы оно служило доказательством их пророчества и истинности их послания. В отношении Исы, сына Марйам (мир ему), Всевышний Аллах говорит:
وَرَسُولاً إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنِّي قَدْ جِئْتُكُم بِآيَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ أَنِّي أَخْلُقُ لَكُم مِّنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ فَأَنفُخُ فِيهِ فَيَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِ اللّهِ وَأُبْرِىءُ الأكْمَهَ والأَبْرَصَ وَأُحْيِي الْمَوْتَى بِإِذْنِ اللّهِ وَأُنَبِّئُكُم بِمَا تَأْكُلُونَ وَمَا تَدَّخِرُونَ فِي بُيُوتِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لَّكُمْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«и сделает посланником к сынам Исраила». – «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха. Я исцелю слепого прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха. Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах. Поистине, в этом – знамение для вас, если вы верующие!» (3:49)
И вселил Аллах жизнь в сухой посох, который вдруг стал змеей ползающей, и сделал Он это чудесным знамением, наделив им Своего посланника, Мусу (мир ему), как об этом говорится в словах Всевышнего Аллаха:
وَمَا تِلْكَ بِيَمِينِكَ يَا مُوسَى. قَالَ هِيَ عَصَايَ أَتَوَكَّأُ عَلَيْهَا وَأَهُشُّ بِهَا عَلَى غَنَمِي وَلِيَ فِيهَا مَآرِبُ أُخْرَى. قَالَ أَلْقِهَا يَا مُوسَى. فَأَلْقَاهَا فَإِذَا هِيَ حَيَّةٌ تَسْعَى
«Что это у тебя в правой руке, Муса?» Он сказал: «Это – посох мой; я опираюсь на него, сбиваю им для стад моих листья. Есть для меня в нем и другая польза». Он сказал: «Брось его, о Муса!» И бросил он его. И вот – это змея, которая ползет» (20:17 – 20)
Аллах показал Ибрахиму и Узайру Свое могущество, оживляя мертвых, и показал им сам процесс оживления, отвечая на их вопросы, с которыми они обратились к Нему.
К знамениям могущества Всевышнего Аллаха в оживлении мертвых, которые Коран приводит для людей совершенно ясными, как и блестяще показал их людям в те дни, когда они произошли, относится рассказ о человеке, убитом евреями, убийца которого не был известен. Всевышний Аллах приказал Мусе (мир ему), чтобы он велел своему народу зарезать корову. Народ его удивился этому приказу, и все подумали, что он смеется над ними. Все же после долгих препираний и промедлений они зарезали корову. После этого Аллах приказал им ударить умершего некоторой частью зарезанной коровы. Как только они сделали это, убиенный ими человек вернулся к жизни и сообщил им имя своего убийцы. Об этом Священный Коран говорит:
فَقُلْنَا اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا كَذَلِكَ يُحْيِي اللّهُ الْمَوْتَى وَيُرِيكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ
«И Мы сказали: «Ударьте его чем-нибудь от нее». Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Его знамения, может быть, вы уразумеете!» (2:73)
Также и в рассказе о том многотысячном народе (говорят, что это были евреи), на землю которых пришла чума и они, опасаясь смерти, покинули ее, ища спасения в другой земле, а Аллах умертвил их в пути. Затем возле этих мертвых проходил один из их пророков и воззвал к Аллаху с мольбой оживить их, и Аллах оживил их. Этот случай записан Кораном для людей как одно из знамений Всевышнего Аллаха и урок для каждого, кто обладает разумом: знайте, что нет никакого спасения от смерти. Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ فَقَالَ لَهُمُ اللّهُ مُوتُواْ ثُمَّ أَحْيَاهُمْ إِنَّ اللّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَشْكُرُونَ
«Разве ты не видел тех, которые вышли из своих жилищ, и было их тысячи, остерегаясь смерти? И сказал им Аллах: «Умрите!» А потом Он оживил их. Поистине, Аллах – обладатель милости к людям, но большая часть людей – неблагодарны!» (2:243).
Джавад аз-Зухайри
(Продолжение следует)