Кампания против Ислама во Франции достигла прогрессирующего этапа и предвещает усиление. И хотя эта кампания приняла вид атаки против хиджаба, однако, она намного глубже этого. Франция, которая считает себя поборницей светского образа жизни, усматривает, что этот образ жизни оказался под угрозой со стороны Ислама, который представляет опасность для ее ценностей и ее существования. Она усматривает, что если она решительно не возьмется за дело и не предпримет ощутимые практические шаги, то широкое распространение Ислама в ближайшие годы станет серьезно ее беспокоить, и сама Франция окажется под угрозой превратиться в государство, в котором будут управлять мусульмане.
Во французском обществе, как и в других капиталистических обществах, приученных к роскошной жизни, уровень смертности среди населения превышает уровень рождаемости, и в процентном отношении старые люди преобладают над молодыми. С этой точки зрения французское общество подвержено исчезновению. По этой причине такие государства прибегают к компенсации, открывая доступ для эмиграции в страну и предоставляя гражданство молодым людям из числа студентов и рабочих различных национальностей. А поскольку североафриканские страны образуют южные границы европейского континента, в том числе и Франции, и разделяются от него всего лишь небольшим пространством Средиземного моря, и поскольку сама Франция имеет колонизаторскую историю в этих странах, народы которых до сих пор пользуются французским языком, естественно, что большинство эмигрантов являются представителями народов этих стран, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам.
План Франции, сохраняя при этом свою устойчивость и идеологическую целостность, заключался в том, чтобы поглотить в себя этих эмигрантов (или новых граждан) и ассимилировать их в новое общество. Иными словами Франция проводила деятельность по формированию менталитета этих людей, чтобы он стал однородным с существующими в обществе ценностями, взглядами, критериями и образом жизни. При этом, стараясь проводить процесс ассимиляции, она в отношении этих людей опиралась на политику терпения, ибо понимала, что быстрыми темпами реализовать этот процесс она не сможет. Для первого поколения эмигрантов и новых граждан, с целью удержать их у себя, она выделяла средства и гарантировала им различные социальные пособия, надеясь на то, что их потомки третьего и последующего поколений изменятся, когда их связь с исторической родиной уже оборвется и от их религии у них останется лишь одно название, и таким образом они ассимилируются в воспитавшемся обществе. Посредством этого плана Франция хотела выровнять имеющийся у нее демографический дисбаланс.
Однако процесс ассимиляции оказался безуспешным, и французы усмотрели, что стоят перед большой проблемой, которую можно разрешить лишь путем «хирургического вмешательства». Они оказались перед фактом существования более пяти или шести миллионов мусульман, составляющих 10% от общего числа населения страны, и тем фактом, что во Франции Ислам стал второй религией по численности своих приверженцев, а большинство мусульман страны не интегрировались во французское общество, не ассимилировались в нем, а наоборот стали проявляться как активная сила. Стали ясно вырисовываться исламские признаки, навязывая себя французскому обществу. Эта проблема для французов усложняется, когда они видят, что численность французских мусульман возрастает, тогда как их численность, наоборот, сокращается. Согласно статистическим данным каждые десять лет численность французских мусульман будет удваиваться. Французские политики и мыслители размышляют исходя именно из этого положения.
В своей книге «Является ли Франция шовинистской страной: сложности арабской и мусульманской эмиграции в Европу» писатель Шариф Шубаши упоминает о том, что французы стали ощущать эту проблему и в частности пишет: «Французы ощутили плотное арабо-исламское присутствие во Франции в 1982 году во время рабочих забастовок, которые прокатились по всей стране, охватив крупные промышленные предприятия, которые считаются опорами французской экономики. Рабочие арабы-мусульмане, большинство которых являются выходцами из Северной Африки, активно выступили на этих забастовках. Профсоюзы рабочих Франции побуждали арабов возглавлять забастовочные комитеты.
Во французском общественном мнении они предстали людьми, которые пришли, словно для того чтобы разрушить экономику страны. Известно, что такое положение рассматривается французскими политиками, мыслителями и экономистами опасным и тревожащим предвестником, и возвещает о тенденции, грозящей существованию Франции, ее политике и экономике». Шариф Шубаши пишет: «Наиболее распространенной мотивацией этой заряженной против иностранцев атмосферы является непрерывный рост нефранцузского присутствия, который грозит изменением основных отличительных особенностей общества, культурных и мировоззренческих основ, на которых Франция зиждется на протяжении нескольких столетий».
В этих обстоятельствах возникла французская националистическая партия «Национальный фронт», которая призывает выдворять из Франции иностранцев и придерживается шовинисткой идеологии, делая прямые политические обращения, которые доходят до вульгарности и наглости, а также имеет враждебные цели по отношению к арабам-мусульманам, проживающим во Франции. В 1988 году депутат от «Национального фронта» Паскаль Ариджи во время своего визита в оккупированную Палестину призвал прекратить эмиграцию во Францию. Французский депутат предупредил о том, что количество носящих хиджаб женщин в Марселе постоянно возрастает, и что учения имамов во Франции опасны и Ислам, несомненно, представляет угрозу для Франции и для всего мира.
Так французские средства массовой информации стали показывать, что слово «Ислам» является синонимом слова «терроризм», и что совершаемые в мире террористические атаки имеют исламский характер. Например, на страницах французских газет можно прочесть: «черная фундаменталистская холера – это заразная болезнь из рода фашистской чумы», или они обвиняют фундаментализм в том, что он следует националистической логике. Распространились различные националистические выражения как, например «Если тебе не нравится эта страна, возвращайся туда, откуда пришел»… В результате всего этого французский шовинизм стал сильно выражать и показывать себя.
Есть и другой фактор, который побудил общественное мнение Франции к рассмотрению арабов-мусульман как мировоззренческую угрозу для французского общества, а также безопасности и стабильности французов. Этим фактором явилось исламское возрождение, в результате которого французские мусульмане стали крепко держаться своего исламского мировоззрения.
О сущности французской позиции по отношению к этой проблеме газета «Локотидьян де Пари» от 25/09/91 года опубликовала беседу с руководителем эмиграционной службы Франции Жан Клодом Пару (в прошлом католический священник, оставивший служение культу, чтобы жениться, а также был советником Миттерана). Угрожая изгнанием мусульман из Франции в качестве руководителя эмиграционной службы, он в частности сказал: «Нам нужно прекратить скрывать проблему от самих себя… Успешное поглощение других состоит в отказе от практики Ислама, который является политической религией далекой от светского образа жизни». 26 сентября 1991 года французскому радио он сказал: «Для того чтобы интегрировать мусульман-эмигрантов во французское общество, не нужно бояться, что они отправляют свои религиозные обряды в рамках законов республики, однако они должны отойти от исламского шариата». Также он сказал: «Исламская религия во многих своих сторонах похожа на марксизм, который недавно рухнул», – и добавил: «Ислам не развился, и в нем существует много разложившихся сторон».
Для решения этой проблемы, которая стала казаться для французских ответственных лиц трудноразрешимой, бывший президент Франции Жискар Дэстен Валери потребовал предоставлять гражданство на основе происхождения, а не на основе места проживания.
Можно сказать, что до 1989 года французское общественное мнение не изменялось. Информационное агентство Рейтер сообщало, что обнародованные 29 октября 1989 года результаты общественного опроса во Франции гласили о том, что 72% опрошенной молодежи не возражает относительно ношения хиджаба. В том же году французский государственный совет, являющийся Верховным административным судом Франции вынес решение, в котором говорится: «Ношение исламского хиджаба в школах не противоречит светскому образу жизни, как и представляет собой реализацию свободы слова и считается одним из проявлений выражения религиозных убеждений».
Тем не менее, с 1982 года школы по личным инициативам принимали негласные решения о недопущении на занятия носящих хиджаб мусульманок. Ответственные лица Франции поддерживали такие решения, но при этом не существовало четкого закона, позволяющего школам и государству, в целом, поступать таким образом. Впоследствии недопущения к занятиям носящих хиджаб мусульманок стали учащаться, как и стали усиливаться заявления ответственных французских лиц, все больше и больше выявляя их намерения. В итоге это дошло до предельной грани, и изменились даже решения французского совета, поскольку он стал поддерживать постановления о недопущении на занятия мусульманок, носящих хиджаб.
4 мая 2003 года премьер-министр Франции Жан Пьер Рафаран сказал: «Возможно, правительство будет стремиться предоставить учителям законное основание для недопущения к занятиям учениц, которые нарушают светские традиции государства, и это после того как вопрос о хиджабе поднял во Франции жаркие споры». В интервью радио «Европа - 1» он сказал: «Правительство поручило университетскому профессору Даниелю Реве подумать о подготовке имамов во Франции», – и сказал: «Франция проявляет особый интерес к вопросу подготовки имамов». Министр внутренних дел Франции Николя Саркози принял во внимание, что положение имамов и их обучение относится к важнейшим делам, которыми будет упорно заниматься французский совет по исламской религии, и побудил имамов к изучению французского языка. План Саркози заключается в том, чтобы прекратить командирование имамов из арабских и других мусульманских стран, чтобы полагаться на имамов, которые будут выпускаться из самой диаспоры...
На этом фоне 17 декабря 2003 года появилась рекомендация президента Франции Жака Ширака, в которой он поддержал запрет на ношении мусульманками хиджаба в школах и госучреждениях Франции. В частности он сказал: «Нельзя позволять носить какую-либо религиозную одежду в госучреждениях Франции». Он также призвал парламент страны к скорейшему принятию закона, касающегося запрета на ношение религиозной отличительной атрибутики в школах и местах работы, до наступления следующего года. В этой связи он сказал: «Школы должны уважать принцип равенства между всеми без какой-либо религиозной дискриминации». Также он сказал: «Необходимо освящать и уважать светский образ жизни, на котором зиждется республика, чтобы оберегать французские ценности», – и отметил, что «Франция уважает Ислам как религию, которая занимает высокую степень среди всех религий, но при этом нельзя ошибочно использовать свободу вероисповедания, чтобы она не стала источником дискриминации и нарушения свобод других людей».
С этой целью Ширак призвал парламент страны санкционировать закон, запрещающий ношение в общественных школах явной религиозной атрибутики, и также призвал к тому, чтобы этот закон был готов для практического исполнения уже в начале следующего учебного года. Во всех его призывах говорилось о светском образ жизни, о котором Ширак сказал, что он является принципом, «не приемлющим переговоры» и «изменений формулировки». Ширак принял соображение, что Ислам, который он описал как «новую религию во Франции», должен приспосабливаться к республике, которая протягивает ему руку помощи, но при этом особенности Ислама ни к чему не обязывают ее учреждения. Ширак также выразил свое стремление к совместному присутствию женщин с мужчинами и защите прав женщин, поскольку, как он сказал, «степень развития общества зависит от положения в нем женщины», и также призвал подготовить «светский устав», который будет обязательным для всех служащих, поступающих в общественные учреждения…
Все эти слова французского президента представляются самыми открытыми из того, что было сказано до сих пор по этой теме. Следует отметить, что такие заявления Ширака не являются новыми. Еще ранее, будучи мэром Парижа, он участвовал в кампании против исламского присутствия во Франции. В 1991 году говоря о мусульманах-эмигрантах во Франции, он назвал их «радикальными фундаменталистами, из кварталов которых исходит отвратительный запах».
Из всего сказанного становится понятным, что поднятый во Франции вопрос о хиджабе является проявлением вопроса исламского присутствия в этой стране, в которой мусульмане не соглашаются отказываться от законов своей религии, и этот вопрос дает почувствовать Франции, что она фактически находится под угрозой. В этой связи напрашивается вопрос: почему именно хиджаб?
Дело в том, что хиджаб является преградой, которая удерживает мусульманку и, следовательно, мусульманскую семью от ассимиляции во французском обществе. Ношение хиджаба, означает соблюдение Ислама и его учений, а также непринятие светского образа жизни, основывающейся на отделении религии от жизни, поскольку хиджаб служит символом целомудрия и чистоты и отдаленности от безнравственной и распущенной жизни, которая господствует в светском французском обществе... Данная позиция Франции похожа на позицию племени Лота, в котором мужчины совокуплялись с мужчинами, когда им не понравилось поведение пророка Лота (мир ему) и тех, кто уверовал с ним, они сказали, как об этом говорит Священный Коран:
أَخْرِجُوهُم مِّن قَرْيَتِكُمْ إِنَّهُمْ أُنَاسٌ يَتَطَهَّرُونَ
«Изгоните их из вашего селения; ведь они – люди, стремящиеся к чистоте» (7:82)
Ахмад аль-Махмуд