Вместе со Священным Кораном: «Поистине этот Коран ведет к тому, что прямее»

إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ 

«Поистине этот Коран ведет к тому, что прямее»

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ 

«Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху...»

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ ، وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ ، وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ ، وَإِمَّا يَنزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ 

«Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и совершает благое, и говорит: «Я, поистине, мусульманин!» Не равны доброе и злое. Отвечай же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он близкий друг. Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли. А если нисходит на тебя какое-нибудь наваждение от сатаны, то проси защиты у Аллаха, ведь Он – Всеслышащий, Всезнающий» (41:33-36)

В тафсире Ибн Касира содержатся следующие комментарии: Всевышний Аллах говорит: «Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху», т.е. призывает рабов Аллаха к Нему, «и совершает благое, и говорит: «Я, поистине, мусульманин!», т.е. он сам руководствуется тем, что говорит, и в нем есть польза для себя и для других. Он не из тех, кто приказывают добро, но сами его не совершают, и не из тех, кто запрещают зло, но сами его совершают. Он подчиняется велениям добра, сторонится зла и призывает людей к Всевышнему Аллаху. Это касается каждого, кто призывает к добру. Он сам идет правильным путем, и Посланник Аллаха ﷺ самый достойный из людей для этого.

От Хасана аль-Басри передается, что он прочел аят «Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и совершает благое, и говорит: «Я, поистине, мусульманин!» и сказал: «Это любимец Аллаха, друг Аллаха и Его избранник. Этот человек для Аллаха самый любимый из всех людей на земле. Он ответил Аллаху в Его призыве и призывает людей к этому, он совершает добро и говорит: «Я, поистине, мусульманин». Он – наместник Аллаха». Аллах говорит: «Не равны доброе и злое», т.е. между ними великая разница, «Отвечай же тем, что лучше», т.е. ответь добром тому, кто причинил тебе зло, «и вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он близкий друг», т.е. если ты сделаешь добро тому, кто причинил тебе зло, то добро это приведет к искреннему отношению к тебе и чувству любви, и в итоге он словно становится твоим близким другом, т.е. близким человеком, испытывающим к тебе сочувствие и делающим тебе добро.

Всевышний Аллах сказал: «Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели», т.е. эту заповедь может принимать и руководствоваться ею только лишь тот, кто проявляет в этом терпение, поскольку она нелегка. Далее Аллах говорит: «не даровано это никому, кроме обладателя великой доли», т.е. обладателя большой доли счастья в жизни земной и грядущей. От Ибн Аббаса относительно комментария этого аята сообщается следующее. Аллах приказал верующим проявлять терпение при гневе и прощать того, кто причиняет зло. Если они делают это, то Аллах сохраняет их от шайтана, и их враг, подчинившись им, становится словно близким другом. Аллах говорит: «А если нисходит на тебя какое-нибудь наваждение от сатаны, то проси защиты у Аллаха», т.е. шайтан в людском облике может обмануться, если делать добро ему, но если злые мысли внушает шайтан из джинов, то в этом случае нет иного выхода, кроме как просить защиты у его Создателя. Если будешь просить защиты у Аллаха, Он избавит тебя от него…

В тафсире «Фи Зиляль аль-Куран» Сейид Кутуба (да смилуется над ним Аллах) говорится: «Эти аяты завершаются описанием образа призывающего к Аллаху. В этом случае слово «призыв» является наилучшим словом, которое произносится на земле, и оно возвышается на небо в числе добрых слов, но наряду с благими деяниями, которые подтверждают это слово и наряду с полной покорностью Аллаху. Таким образом, призыв ведется искренне ради Аллаха, и дело носителя призыва состоит лишь в доведении этого призыва до людей.

И если после этого люди не принимают слова носителя призыва, то он не виновен в этом. Он делает добро и находится на высокой степени, тогда как другие делают зло, находясь на низкой степени. «Не равны доброе и злое». Он не имеет права отвечать злом, ведь результат добра не может сравняться со злом. Когда человек стоит выше своего желания ответить злом на зло, то это приводит упрямые сердца к спокойствию и доверию, и в итоге они переходят от вражды к дружелюбию. «Отвечай же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он близкий друг». Это правило очень часто подтверждается в жизненных обстоятельствах. Мы видим, как гнев переходит в спокойствие благодаря доброму слову. И наоборот, если отвечать на злой поступок человека таким же поступком, то в человеке усиливается ярость и гордость его толкает его к греху.

Однако это великодушие нуждается в большом сердце, которое, будучи способным совершить зло и ответить злом, может смиловаться и простить. Эта способность необходима, для того чтобы великодушие смогло дать свой результат, чтобы тем, кому причинено зло, совершение добра не представлялось слабостью. Если же он будет ощущать это как слабость, то добрый поступок ни за что не достигнет своего результата.

Следует также понимать, что великодушие ограничено случаями причинения зла индивидуального характера, и не распространяется на те случаи, когда имеют место факты посягательства на акыду и совращения от нее мусульман. В последних случаях происходит защита и сопротивление во всех своих формах.

Эта степень, т.е. степень, когда на зло отвечают добром, является великой степенью, на которой не может находиться каждый человек. Для нахождения в этой степени человек нуждается в терпении и в даре, который дается Аллахом Своим рабам, которые стремятся и заслуживают этого. «Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли». Это настолько высокая степень, что даже Посланнику Аллаха ﷺ, который никогда не гневался за себя, а если гневался, то исключительно ради Аллаха, и каждому носителю призыва лично сказано: «А если нисходит на тебя какое-нибудь наваждение от сатаны, то проси защиты у Аллаха, ведь Он – Всеслышащий, Всезнающий». Гнев, который может иметь место, может внушить человеку нетерпение перед причинением зла. И в таком случае просить защиты у Аллаха от проклятого шайтана становится единственной защитой, которая отбивает его стремление воспользоваться гневом человека и проникнуть через этот изъян