بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хаббаб ибн аль-Аррат, да будет Аллах доволен им, пожаловался Пророку ﷺ, на что тот ответил:
كَانَ الرَّجُلُ فِيمَنْ قَبْلَكُمْ يُحْفَرُ لَهُ فِي الأَرْضِ فَيُجْعَلُ فِيهِ، فَيُجَاءُ بِالمِنْشَارِ فَيُوضَعُ عَلَى رَأْسِهِ فَيُشَقُّ بِاثْنَتَيْنِ وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَيُمْشَطُ بِأَمْشَاطِ الحَدِيدِ مَا دُونَ لَحْمِهِ مِنْ عَظْمٍ أَوْ عَصَبٍ وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ. وَاللَّهِ لَيَتِمَّنَّ هَذَا الْأَمْرَ، حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إِلَى حَضْرَمَوْتَ، لَا يَخَافُ إِلَّا اللَّهَ أَوِ الذِّئْبَ عَلَى غَنَمِهِ، وَلَكِنَّكُمْ تَسْتَعْجِلُونَ
«Тех, кто был до вас, закапывали живьём в землю, а их головы отрезали пилой, и железом отделяли их мясо от их костей, а вы торопите. Придут такие дни, когда верующие будут ходить от одной части Аравии (от Саны) до другой её части (до Хадрамаута), не боясь за свою жизнь и имущество. Поистине, вы слишком торопитесь!».
Англиканский священник Исаак Тейлор, каноник Йорка, в 1887 году сказал: «Ислам даёт надежду рабу, братское отношение — человечеству и признание основополагающих прав — природе и человечеству».
Британский историк и философ Арнольд Тойнби в 1948 году сказал: «Наш современный мир крайне нуждается в продвижении исламских добродетелей».
Американский публицист Патрик Бьюкенен в 2005 году сказал: «И мы являемся свидетелями тому, как десятки миллионов мусульман возвращаются к своим истокам, а точнее — к более чистому Исламу».
Американский писатель, профессор юридической школы Гарвардского университета Ной Фельдман в 2008 году сказал: «Все набирающие популярность стили и общественные тенденции в географии мусульманских стран, от Марокко до Индонезии, указывают на то, что исламское законодательство должно быть источником закона в большинстве этих стран».
Термин «исламское возрождение»
Никогда в истории не было столько полемики и дискуссий вокруг Ислама, как это имеет место сегодня, в наше время. В то время как мир с большим рвением обращается к Исламу с тем, чтобы извлечь из него решения для экономических кризисов, которые обрушились на человечество, мы находим, что Ислам оказался главным подсудимым и больше всех гонимым со стороны карательной машины под названием «терроризм» во всех уголках земного шара. Нынче больше всего обсуждается тема «степень ответственности Ислама» за «террористические акты». Разные заголовки, названия и слоганы вбрасываются с информационных трибун по всему миру.
День за днём увеличиваются споры вокруг способности Ислама в строительстве эффективной экономической системы и справедливой политической системы. И сопровождаются эти споры размышлением над Исламом в качестве комплексной системы жизнеустройства и отличительного образа жизни, способного идеально и гармонично упорядочить реальность всего человечества. Десятки мусульманских и немусульманских учёных, академиков и мыслителей в раздумье проводят исследования над феноменами возрождения Ислама и его прихода к власти в различных уголках земного шара.
В данном случае под термином «возрождение Ислама» подразумевается не только установление государства Халифат по методу пророчества, не автоматическое претворение шариатских законов, не джихад, не возобновление исламских завоеваний, не внедрение исламской судебной системы в суды мусульманских стран, несмотря на то, что всё это является неотъемлемой частью Ислама. Напротив, под термином «возрождение Ислама» имеется в виду возобновление исламской жизни в полном смысле этого слова, когда богобоязненность занимает вершину руководства вместо выгоды, а чувство покровительства берёт верх над жаждой гегемонии, когда возвеличиваются вечные ценности, наполняющие мирскую жизнь и переходящие в вечную, когда происходит переход из мраков материалистических систем к свету и справедливости Ислама, поскольку Ислам делает материю средством для осуществления задач, ради которых была создана человеческая жизнь, а не самой целью, которая толкает и управляет человеком.
Несмотря на то, что большая часть Священного Корана была ниспослана в первые тринадцать лет из двадцати трёх лет пророчества нашего господина Мухаммада ﷺ, тем не менее, все люди знают, что вопросы законодательства, джихада и исламских судов не служат самыми яркими темами исламского просвещения того периода призыва. Напротив, основной акцент делался на идейную и мировоззренческую основополагающие стороны Ислама, а также на идеологическую борьбу и политическое противостояние под руководством Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников (р.а.) без всякого обращения к силовым действиям.
Другие десять лет пророческой жизни прошли в построении Посланником Аллаха ﷺ государства, формировании общества и определений системных стандартов этого общества в соответствии с исламским законодательством, пока душа заключительного Посланника Аллаха Мухаммада не покинула этот бренный мир. Исходя из этого, можно сказать, что Пророк Мухаммад ﷺ свои первые тринадцать лет пророческой жизни закладывал ту интеллектуальную основу, на которой (с помощью божественного откровения — Корана) в последующем были основаны государство и общество.
Без этой интеллектуальной основы невозможно было бы сложить полное представление о политической, экономической и социальной системах Ислама. Без этой основы вряд ли устояли бы эти общественные системы после смерти Посланника Аллаха ﷺ, скорее всего, просуществовав бы только при его жизни. Однако на самом деле общественные системы Ислама претворялись более тысячи трёхсот лет, завоёвывая восторг у своих последователей и восхваления как со стороны друзей, так и противников. Ирландский писатель Джордж Бернард Шоу, получивший Нобелевскую премию в 1925 году, относительно управления Пророка Мухаммада ﷺ сказал следующее: «Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостаёт».
Когда мы говорим об Исламе, мы должны рассматривать основы и структуру Ислама. Это даёт Исламу идеологический образ и придаёт значимость обсуждению исламской идеологии. Такой подход является актуальным при обсуждении капиталистической и коммунистической идеологий, которые сталкиваются с реальным вызовом со стороны исламской идеологии. Ведь когда глобальная система переживает бедствие, ставшее результатом идеологии, которая господствуют над экономико-финансовой системой, люди обращаются к поиску альтернативной идеологии, как это произошло в Советском союзе и странах Восточной Европы после падения коммунистической идеологии. Ведь тогда как местная, так и международная общественность принялись искать альтернативную идеологию, способную заменить коммунизм. И на тот момент капиталистическая идеология была готова занять умы людей, ищущих альтернативы, и заполнить тот вакуум, который образовался вследствие краха коммунизма. И поэтому смена коммунизма капиталистической идеологией стала естественным процессом.
Говоря о сегодняшнем дне, мы являемся свидетелями того, как капитализм сталкивается с бедствием, которая угрожает крахом капиталистической идеологии в мире. И поэтому естественным является тот факт, что люди обратились к поиску альтернативных идеологий. Дилемма, стоящая перед миром сегодня, состоит в том, что две другие потенциальные идеологии не могут незамедлительно заменить нынешнюю систему. Коммунистическая идеология рухнула более двадцати восьми лет назад, и мир не видит серьёзных попыток вернуть её к жизни. Исламская идеология отсутствовала уже более девяноста лет с момента падения Халифата в Стамбуле в 1924 году. Однако человечество видит и ощущает усиленные и серьёзные попытки восстановить её и возобновить её претворение в жизнь.
Если бы у Ислама сегодня было в мире государство, которое применяло бы его в полной мере, то исламская идеология стала бы естественной заменой, которая заполнила бы вакуум, образовавший после краха капитализма. Более того, исламская идеология смогла бы конкурировать с капиталистической идеологией в момент краха коммунистической идеологии в конце двадцатого века. Однако различие заключается в том, что идеологическое составляющее Ислама, которое олицетворяется в Исламском Государстве, фактически было устранено в мире в начале двадцатого века. Таким образом, для того, чтобы Ислам стал практической альтернативой, способной занять место в обществе с точки зрения претворения законов, т.е. заменить нынешние идеологии, необходимо вознести его на уровень идеологии и идеи, способных изменить жизнь людей и управлять делами общества и государства.
Процесс возрождения Ислама, в действительности, уже начался, и мир находится в преддверье эксперимента фактического претворения исламской идеологии в жизнь. Патрик Джозеф «Пат» Бьюкенен, бывший кандидат в президенты США в 2000 году, в своей статье «Идея, час возрождения которой пробил» пишет, что время для того, чтобы Ислам появился в практическом виде, пришло. Он говорит: «Не существует в мире такой армии, которая смогла бы остановить это возрождение Ислама».
Термин «исламское возрождение» указывает на появление исламской идеологической мысли и восстановление политической структурности этой идеи, а также экономической и социальной систем управления делами людей.
Распространение Ислама
Ислам начался в Достопочтимой Мекке и получил процветание в Лучезарной Медине. С самого своего появления Ислам обладал всем необходимым для того, чтобы быть мировым призывом. И когда Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот бренный мир, войска Исламского Государства стояли на границах двух империй — Византийской и Сасанидской. Менее чем за 100 лет после основания Исламского Государства границы исламского правления распростёрлись от Испании до Суматры, мусульманские корабли взяли под контроль Средиземное море и Индийский океан. Исламское Государство не встретило такого сильного противостояния со стороны Византийской (Римской) и Персидской империй, которые на тот момент переживали хаос, коррупцию и упадок морального духа.
Ислам представил этим странам религию с разумной доктриной и систему правосудия и справедливости. Поэтому люди массово обратились к вероучению единобожия и стали активно распространять её. Ислам отменил большую часть финансового бремени и налогов, наложенных на людей, живущих на землях, где он распространился. Он также удалил границы между странами и перестал различать народы на основе этнической, национальной или расовой принадлежности. Напротив, Ислам относился к людям и взаимодействовал со всеми на одной основе:
إِنَّ أَكۡرَمَكُمۡ عِندَ ٱللَّهِ أَتۡقَىٰكُمۡۚ
«и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13).
Исламская мысль создала уникальную модель обществ, как об это высказался специалист по истории Средневековья профессор Канзасского университета Линн Г. Нельсон: «Мусульмане жили в мире с приверженцами других конфессий. Социальная и экономическая системы в Исламе больше и лучше всех прочих систем, претворяемых в то время, отвечали потребностям людей с точки зрения их человеческой природы. Ислам применил к римлянам и персам свод общих законов и ценностей». Когда Ислам распространился и расширились границы его государства, ему удалось создать новую цивилизацию, которая перевела теоретическую модель в конкретную реальность. Эта цивилизация превратила арабских воинов из бедуинов в общество цивилизованных людей, которые заботятся о делах народа, чтобы угодить Аллаху. Исламская цивилизация дала новое представление о правителе на земле, а именно — продемонстрировала факт того, что правители не могут быть выше закона и воли народа в целом. Когда посланец царя Персии прибыл в Медину и направился ко встрече с халифом Умаром (р.а.), то нашёл его спящим в тени дерева и был поражён этим. И восхищаясь качествами правителей новой культуры, увиденное он лаконично изложил следующими словами: «Народ избрал тебя правителем, и ты справедливо управляешь им. Ты обеспечил безопасность и теперь спокойной отдыхаешь, о Умар!».
Быстрое распространение Ислама и стремительное расширение границ его государства документально зафиксировано в книге «Глобальная культура: мировой опыт», автор которой вкратце описывает факт того, как арабам из Аравийского полуострова — сподвижникам Пророка Мухаммеда ﷺ — удалось успешно создать первую мировую культуру в седьмом веке нашей эры. Эти сподвижники за короткое время завоевали большие территории, а жителей этих стран из числа приверженцев языческих религий, египтян и персов обратили в новую культуру. В распространении этой мировой культуры принимали участие мусульмане, шейхи и муджахиды. Эта культура достигла земель Европы, Азии и Африки. Это распространение служило связующим звеном между центрами цивилизаций, которые слились в одну подлинную глобальную культуру.
Об этом говорила бывший главный исполнительный директор компании «Hewlett-Packard» (HP) и кандидат на пост президента США Карли Фиорина в своём выступлении на конференции «Технологии, бизнес и наш образ жизни». «Одним из мотивов расцвета исламской цивилизации, которая доминировала в мире более восьмисот лет, — отметила она, — является стремление к научному развитию и изобретению». По её словам, «исламская воинственность дала людям беспрецедентную безопасность и спокойствие, что позволило им жить в благополучии и процветании». В знак признания роли исламской культуры в сегодняшнем мировом достижении в области технологии она сказала: «Сегодня не было бы технологии, если бы не мусульманские арабские учёные в таких точных науках, как математика, арифметика и алгебра». Стоит отметить, что эти заявления Карли Фиорина сделала спустя две недели после терактов 11 сентября 2001 года, которые стали причиной ложного обвинения Ислама в том, что он является террористической религией и поощряет нетерпимость.
В сфере экономики исламская культура привела к экономическому процветанию на уровне общества и покончила с бедностью на уровне индивидуумов. Ира Лапидус в своей книге «Истории исламских обществ» (Ira Lapidus, History of Islamic Societies) прокомментировала исламское экономическое процветание следующими словами: «Культура, существовавшая в Северной Африке и Испании, стала благоприятной причиной «исключительного экономического бума». Такие историки, как Ибн Касир и ат-Табари, рассказали, что в первые 60 лет с момента своего появления Ислам смог положить конец нищете на всех уровнях. В свете благосостояния и материальной стабильности в обществе, ставших естественным следствием претворения Ислама, исчезла из общества категория людей, которые по Шариату имели право на закят. Таким образом, исламская экономическая система практически ликвидировала нищету.
Между историками, политиками, писателями и критиками существует единогласное относительно того, что Ислам распространился и расширился захватническим образом. Они описали различные аспекты исламской культуры, которые указывают на это беспрецедентное событие. Некоторые из них объяснили причину этого в своих книгах. Например, Ной Фельдман в своей книге «Крах и возрождение Исламского Государства» объяснил возрождение Ислама и продвижение Первого Исламского Государства применением свода шариатских законов и механизмом требования отчёта у государственных деятелей со стороны авторитетных учёных в обществе. Французский историк Альфонс де Ламартин объяснил это событие сильным побуждающим мотивом, вызванным экстраординарным характером Пророка Мухаммада ﷺ.
Верно, личность и нравы Пророка Мухаммеда ﷺ оказали существенное влияние на возрождение и распространение Ислама. Однако, причина влияние Ислама на протяжении многих веков восходила к тому, что мусульмане смотрели на Пророка Мухаммеда ﷺ как на обычного человека, ставшего посланником Аллаха, который получал божественное откровение от Господа миров. Когда мусульмане начали писать благородную биографию Пророка Мухаммада ﷺ и собирать хадисы, они осознавали, что собирают ещё один источник божественного откровения в дополнение к Священному Корану. Не случайно мусульмане ещё в самом начале разработали совершенно новый способ сбора высказываний, действий и молчаливых одобрений Посланника Аллаха ﷺ. Мусульманские учёные изобрели так называемую «науку профилирования личности» (Ильм-р-Риджаль, ад-Джарх ва ат-Таадиль), собрав все возможные подробности обо всём, что имело прямое или косвенное отношение к Посланнику Аллаха ﷺ. Такие выдающие учёные, как Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тримизи и Абу Давуд, взялись за это дело и пересмотрели тысячи вымышленных высказываний, приписанных к Пророку Мухаммаду ﷺ.
Что касается мусульман, то жизнь и достижения Посланника Аллаха ﷺ являются неотъемлемой частью Ислама. Священный Коран утвердил эту истину в нескольких местах. Так, Всевышний Аллах крепко связал любовь к Себе со следованием Пророку Мухаммаду ﷺ. В суре «Семейство Имрана» Всевышний Аллах говорит:
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте мне» (3:31),
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).
Когда Посланник Аллаха ﷺ стремился к развитию Ислама и распространению его миссии, он прочерчивал стратегию, тактику, ощутимые и практические планы исполнения. И никогда он ﷺ не опирался на сокровенные силы при разработке и исполнении этих планов. В момент, когда Пророк Мухаммад ﷺ пояснял, что победа исходит только от Всевышнего Аллаха, он требовал от людей готовиться и применять все возможные потенциалы. Другими словами, он ﷺ пояснил, что успех или провал задания зависит от соблюдения, самоотверженности и самопожертвовании тех, кто исполняет это задачу.
В действительности, возвышенные и правильные мысли, понятия, законы и правила, которые защищают права, недостаточны для возрождения и распространения послания Ислама. И подобно тому, как необходима правильность идеи, так же необходимо наличие группы людей, которая верит этим идеям и вытекающим из них системам, а также работает над практическим применением их в жизнь. Священный Коран прочертил чёткую грань между личностью Посланника Аллаха ﷺ и божественным откровением. И акцент всегда ставился на важности божественного откровения и необходимости полного следования ему. Священный Коран предостерёг самого Посланника Аллаха ﷺ от возможного уклонения от указаний божественного откровения. В суре «Трапеза» Всевышний Аллах говорит:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ فَإِن تَوَلَّوْا فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49).
Исламская доктрина не оставила никакого сомнения в том, что Пророк Мухаммад ﷺ является человеком, получающим откровение от Всевышнего Аллаха.
قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَقِيمُوا إِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُ وَوَيْلٌ لِّلْمُشْرِكِينَ
«Скажи: «Я — такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог — Бог Единственный. Идите к Нему прямым путём и просите у Него прощения. И горе многобожникам» (41:6).
Исламская доктрина с предельной ясностью обозначила то, что мусульмане поклоняются Всевышнему Аллаху посредством следования Посланнику Аллаха ﷺ. И пока исламская доктрина жива в умах и сердцах верующих, влияние Пророка Мухаммада ﷺ будет живой и движущей силой. Аналогично этому Священный Коран дал людям свод шариатских законов, который упорядочивает поведение человека. И этот свод законов вытекает из той же исламской доктрины. Священный Коран не только приказывает людям одобряемое и запрещает предосудительное, напротив, он предписывает связывать действие с источником закона, который несёт в себе приказ совершить или воздержаться от действия. Например, при запрещении вина шариатский закон был внесён в ряд других возвышенных ценностей:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).
Мы видим, как аят начинается со слов «О те, кто уверовали» для того, чтобы напомнить людям об их вере и связи запрещённых дел с деяниями Сатаны. И когда мусульмане поняли данный посыл этого аята, они сразу избавились от всех своих запасов вина так, что улицы Лучезарной Медины превратились в винные реки.
Основной момент заключается в том, что Ислам старался дать понять людям, что верховенство всегда принадлежит Создателю, а не законам и нормам, которые ниспослал Аллах. И послушание Всевышнему Аллаху исполняется путём соблюдения шариатских законов. И это, в свою очередь, является свидетельством искренности веры и убеждённости в исламской доктрине. И это отчётливо прослеживается в следующих словах Всевышнего Аллаха:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Это связано с тем, что распространение Ислама и расширение Исламского Государства с последующим господством его культуры были естественным результатом искоренённой приверженности идеологической мысли исламского вероучения у всей Исламской Уммы. Об этом упомянул Ной Фельдман в своих исследованиях и анализе, подчеркнув, что такое явление, как неуклонное соблюдение Шариата и его претворение, вытекает из самого вероучения, т.е. доктрины. Роль учёных заключалась в укреплении связей между самими шариатскими текстами и их первоначальным источником. Когда люди спрашивали о шариатском мнении в каком-либо вопросе, учёные давали не абстрактное шариатское решение, напротив, они старались предоставить шариатское решение с приведением шариатских доказательств из Священного Корана и Благочестивой Сунны.
Таким образом, общественность оставалась связанной с божественным откровением, которое гласит о том, что верховенство принадлежит шариатскому постановлению, а также поясняет им реальную причину соблюдения этого предписания. Данный метод выведения и подачи шариатского закона был закреплён в письменных трудах видных учёных, а также заложен в основу главных правовых школ среди мусульман, которые возглавляли такие известные учёные, как Абу Ханифа, Имам Джафар, Ахмад ибн Ханбаль и Малик ибн Анас. Были написаны сотни книг в каждой идейной и правовой школе. Каждая из этих книг представляет совокупность постановлений Шариата с их подробными доказательствами из Корана и Сунны, а также детальным описанием метода, который использовался для вывода закона из этих текстов.
Падение Исламского Государства
Государство Халифат было разрушено 3 марта 1924 года по решению, принятому Национальным собранием в Стамбуле под руководством Мустафы Кемаля. После 1300 лет процветания, расширения и лидерства был утрачен метод, используемый Исламом для применения его социальной, экономической и политической систем в реальной жизни общества. На самом деле ликвидация Исламского Государства не была началом его падения, напротив, это стало следствием длительного процесса падения, который начался в раннем периоде исламской истории. В своей книге «Падение и подъем Исламского Государства» Ной Фельдман объясняет причину такого падения уменьшением и исчезновением роли учёных в требовании отчёта с правителей, а также их недостаточного осуждения халатного отношения этих правителей к претворению исламского законодательства.
Затем законы Исламского Государства были изложены в одном письменном издании «Аль-Маджалля» и предоставлены людям в качестве обычных норм и правил поведения без всякого упоминания доказательств, на основании которых они были выведены из Корана и Сунны. Это оборвало связь этих законов с божественным откровением и дало такое представление, что верховенство принадлежит праву, проигнорировав исходный принцип этих законов, а именно — что верховенство принадлежит только Всевышнему Аллаху. Такой обрыв оказал серьёзное влияние на понимание большинства мусульман и их связывание законов Шариата с божественным откровением. И поэтому, когда в Стамбуле 1924 году был упразднён Халифат, большинство мусульман не почувствовало, что произошло покушение и убийство идейной базы Ислама и основы их вероучения.
Именно это рассмотрел выдающий шейх Такыюддин Набхани, да смилуется над ним Аллах, основатель исламской партии «Хизб ут-Тахрир», приведя убедительные аргументы своему мнению в книге «Концепция Хизб ут-Тахрир». Он отметил, что главной причиной упадка Исламской Уммы стало «проникновение крайней слабости в понимание Ислама». Эта слабость проявила себя в неспособности людей осознать необходимость связывания законов, претворяемых в Исламском Государстве, с их идейной основой. Шейх Набхани пишет: «Причина идейного упадка возвращается к II веку хиджры, когда мусульмане начали переводить и изучать греческую, египетскую, индийскую и персидскую философии». Как и не проигнорировал шейх Набхани, политический лидер и основатель Хизб ут-Тахрир, роль западной культурной агрессии в центре исламских земель в девятнадцатом веке, когда началась промывка мусульманских умов и умышленное внедрение неясности и сомнений в отношении норм Ислама. Ни для кого не является секретом то, что эти западные кампании способствовали разжиганию национальных и патриотических распрей среди сынов Исламской Уммы.
Распространившиеся патриотические концепции сыграли тяжкую роль в процессе разрушения Халифата. Об этом пишет шейх Абдулькадим Заллюм, да смилуется над ним Аллах, в книге «Как был разрушен Халифат». В своих трудах шейх Абдулькадим поясняет влияние националистических распрей, которые обострились среди арабов, турок и народов Балкан, на падение Исламского Государства. Он пишет: «Исламская Умма опустилась до такой ступени упадка, что мусульмане ясно не понимали необходимости самопожертвования для защиты существования Исламского Государства». В конечном счёте, Исламское Государство было разрушено, а умы мусульман настолько отдалились от божественного источника откровения, что было принято считать мусульманское сообщество главным источником законов и общественных норм. Одновременно с этим исламская доктрина потеряла свою побуждающую силу в сознаниях и сердцах мусульман. И на тот момент ни учёные, ни правители не смогли сохранить то, что было установлено Посланником Аллаха ﷺ 1300 лет назад. Концепция единобожия была сведена до ритуалов поклонения. На арене появились множество божеств, таких как рынки, торговля, экономика, политика, война и мир, которые находились под властью личной выгоды, как это было в Мекке до рассвета Ислама.
Упразднение государства было лишь провозглашением конца культурной эпохи, которая длилась более тринадцати веков. Прекращение существования Исламского Государства, уход исламской мысли и конец практического воплощения исламской культуры оказали трагическое влияние на мусульманские страны и на весь мир в целом. Следует сразу отметить, что причиной упадка Ислама и падения его государства, а также ухода его культуры с мировой арены не являются внутренние основополагающие мысли Ислама, как это обстояло с коммунистической и капиталистической идеологиями. Напротив, отклонение от идейной основы Ислама и её несоблюдение стали причинами отсталости и упадка. Ведь в своё время следование божественному откровению и соблюдение всех законов и норм, приведённых в этом откровении, стали причинами появления и распространения Ислама, а также расширения его государства и культуры. Именно в этом мы крайнее нуждаемся для того, чтобы возродить Ислам по-новому.
Нет сомнений в том, что возрождение Ислама сегодня снова является необходимостью, не говоря уже о том, что это является обязательным и предписанным делом. С момента упразднения Исламского Государства и исключения исламского законодательства из жизни мусульмане в исламских землях погрузились в суровые условия жизни, страдания и беды. С конца ХХ века и начала XXI века мусульманские народы во всём мире испытали на себе все страдания последствий разрушения Халифата. Эта эпоха отличилась оккупацией большей части исламских земель со стороны западного колониализма, которая способствовала разрушению Халифата. Повсеместно распространились политические репрессии, которые не прекратились и по сей день. Земли, оккупированные сионистами и другими врагами Ислама, ещё не освобождены.
Бедность неотвратимо растёт, а права человека грубо нарушаются режимами правления, поддерживаемыми западными сверхдержавами, которые официально осуждают эти нарушения, но на деле продолжают оказывают материальную и логистическую помощь этим нарушителям. Новый миропорядок усугубил и без того чреватые экономические, гуманитарные и социальные проблемы, как на местном, так и на международном уровнях. С политической стороны национализм и патриотизм не смогли изменить положение людей к лучшему. Политические лидеры, связанные с западными державами, оказались самыми коррумпированными в мире. Кроме того, глобальные идейные руководства, т.е. идеологии, не придерживались заявленных ими же самими лозунгов и не исполнили свои обещания. Коммунистическая идеология потерпела крах перед собственными приверженцами прежде, чем она потерпела неудачу перед миром, разрушив своё государство окончательно и навсегда.
Что касается капиталистической идеологии, то она так же потерпела крах и разочаровала большую часть населения во всём мире. Капитализм привёл к тому, что большинство людей оказались за чертой бедности, и угнетённых стало на свете больше, чем свободных. Этот зверский миропорядок стал основным двигателем коррупции, несправедливости и гнёта в мире, поддерживая угнетателей и подавляя угнетающие народы. Всю свою мощь, рычаги и трибуны, такие как ООН и Совет Безопасности, МВФ и Всемирный Банк, эта глобальная система использует для того, чтобы эксплуатировать народы мира. И поэтому сегодня все взоры снова обратились к исламской идеологии в надежде на получение оптимального решения, которое спасёт мир от грязи и несправедливости капитализма.
События на местном, региональном и глобальном уровне свидетельствуют о том, что Исламский Халифат является самым влиятельным и наиболее способным кандидатом для свершений нового будущего. Общественное мнение резко изменилось в сторону возрождения Ислама и установления его государства и культуры. На первом этапе «Арабской весны» с 2010 года наблюдалось, что исламская тенденция укоренилась в арабских народах, которые в своём большинстве являются мусульманами. Более того, продолжение Сирийской революции и неспособность Америки, России и Ирана разрешить ситуацию в свою пользу указывают на то, что Ислам утвердился в сердцах сирийцев, движет ими и побуждает повстанцев вести сражение против чудовищного режима Асада. В глазах многих международных экспертов возрождение Ислама и приход его во власть с дальнейшим занятием политического лидерства являются непреложной истиной. Остался только вопрос времени, и с каждым днём мир приближается к свершению этого, как об этом говорил Патрик Бьюкенен, бывший кандидат в президенты США. И как может быть иначе, ведь невозможно предотвратить идею, которая основательно утвердилась, чтобы достичь своей конечной цели.
وَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمۡرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).