بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Нельзя отрицать тот факт, что уже давно настало время для Уммы, которую Аллах сделал свидетельствующей обо всём человечестве и лучшей общиной, обязав её нести исламский призыв миру, помочь великому Исламу снова занять место лидерства и возродить человечество прежде, чем западная цивилизация окончательно похоронит его в глубокой могиле, после которой людей ожидает адское пламя.
Поэтому пробуждение мысли и поднятие судьбоносных вопросов — это суть идейной и политической борьбы с целью превознести Слово Аллаха на земле, разбив неверие, уничтожив головы тагута, сокрушив заблуждения, атеизм, нигилизм и, наконец, покончив с пагубной цивилизацией Запада.
Возрождение истинного Ислама становится самым важным долгом мусульман, особенно, когда идея обрела столько сил, что стала характерной чертой нашей реальности. Как будто эти времена предназначены именно для нас, ведь мы живём во времена тирании и воплощения плана Сайкс–Пико, мы живём во времена таких соглашений, как компромисс Экс-ле-Бен и Эвианское соглашение, которые дали начало появлению таких государств, как Марокко и Алжир, что означало отделение населения этих стран от остальных мусульман. Настало время исламской миссии, ведь мусульман охватил культурный, нравственный и идейный упадок. Поэтому можно наблюдать, как культура опускается на уровень искусства, кулинарии, музыкальных фестивалей, танцев, веселья и спорта. В то же время обсуждение судьбоносных проблем Уммы считается диссонансным или вовсе запрещённым.
Идея является секретом жизни народов. Без идеи не были бы сформированы первые народы. Основные сдвиги в истории человечества произошли благодаря идеям. Идея — это то, что создаёт народы и цивилизации. Христианство — это идея, из которой образовалась христианская Европа. Иудаизм — это идея, из которой образовался еврейский народ. Буддизм, индуизм и даосизм — это идеи, которые сформировали народы Азии, Индийского субконтинента и Китая. Капитализм — это идея, сформировавшая то, что мы сегодня называем «западный мир». Коммунизм — это идея, объединившая народы Советского Союза и Восточной Европы. Ислам — это идея, благодаря которой сформировалась Исламская Умма и исламская цивилизация. Идея — это тайна жизни наций и цивилизаций, основа возрождения, основа построения государств и обществ, и без неё невозможно достичь всего этого. Поэтому мы рассмотрим одну из самых серьёзных и влиятельных сторон идеи в истории и жизни наций и народов — цивилизации и характер конфликтов между ними.
Термины: «культура» и «конфликт»
В идейной сфере необходимо определить значение терминов, чтобы сформировалось правильное понимание и появилось осознание реальности, выраженной термином. Следует отметить, что популярные сегодня термины преднамеренно размываются, что затрудняет их понимание. Если мы добавим к этому то, что идейные темы, касающиеся человеческих проблем, находятся под влиянием точки зрения основателя, тогда очевидно, что всякие рассмотрения имеют предвзятый характер, потому что они относятся к просвещению. Следовательно, главным условием определения правильности или неправильности является строгое следование значениям с точки зрения их идейных корней и проверка их соответствия реальности. И это первый шаг в определении значений и терминов.
Термины, которые заботят нас, — это «культура» и «конфликт». Что касается термина «культура» (в некоторых случаях «цивилизация»), то, если мы ограничимся тем, что возникает у нас в представлении при упоминании этого слова, как «прогресс человеческого общества», тогда мы не достигнем правды, потому что этому не хватит точности. Мыслительная работа подобна скальпелю в руках хирурга, и ошибка может быть фатальной.
Языкового значения недостаточно. «Культура» (хадара) является производным от слова «хадар», которым называли жителей городов в противоположность бедуинам. Об этом пишет Ибн Манзур в книге «Лисану-ль-араб». Поэтому необходимо подойти к вопросу с точки зрения терминологии.
«Культура» возникла как термин во второй половине XVIII века. Первым, кто использовал этот термин в идейном плане, был Виктор Рикети де Мирабо, который в своей книге «Друг человечества» в 1756 году написал: «Религия, несомненно, является первым и наиболее полезным сдерживателем человечества: это первый источник цивилизации». Затем терминологическое понимание начало приобретать более широкое направление среди западных мыслителей, которые в определении этого термина поделились на две группы:
Первая группа представлена немецкой идейной школой, считающей, что культура — это мыслительные проявления, вытекающие из просвещения, как обычаи, традиции, верования, ценности и системы. Эта группа полагает, что культура тесно связана со взглядом на жизнь. Сторонники этого мнения, такие как Вальтер Ратенау, Томас Манн, Герман фон Кайзерлинг, считали, что наука и промышленность не является частью культуры. Согласно их мнению, культура представлена в литературе, искусстве, религии и этике. Поэтому они говорили: «Культура является выражением глубокого духа общества», «Культура означает то, кем мы есть, а не то, что мы используем».
Вторая группа представлена английской идейной школой, не разделяющей между культурой (хадара) и прогрессом (мадания). Культура у этой группы рассматривалась как мыслительная и материальная продукция общества. Согласно мнению этой группы, культура включает в себя литературу, искусство, науку и жизнедеятельность. Сторонник этого мнения Альберт Швейцер писал: «Культура — это прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и всевозможных сообществ».
Однако общий знаменатель среди западных мыслителей заключается в том, что культура — это просвещение, которое является достоянием определённого народа. Просвещение — это знания, подвергнутые влиянию взгляда на жизнь.
Культура включает в себя ценности, нормы, способы мышления и образ жизни, которые распространены в обществе.
Поэтому культура в её всеобъемлющем смысле — это всё, что отличает нацию от нации с точки зрения обычаев, традиций, образа жизни, религии, ценностей, этики, литературы и искусства. Следовательно, культура — это совокупность понятий о жизни, которые характеризуют жизнь нации и формируют её образ поведения, ценности, убеждения, верования, обычаи и системы. По своей природе культура является частным достоянием нации. Именно поэтому мы говорим: греческая цивилизация, египетская цивилизация, древняя цивилизация Вавилона, персидская цивилизация, исламская цивилизация и западная цивилизация.
Культура — это определённый образ жизни и понятия, которые порождают нормы, убеждения и законы. В соответствии с этим формируются традиции и обычаи, а также главенствует определённая система жизни и законодательство. Поэтому у каждой нации имеется своя культура. Различие культур приводит к соперничеству и конфликтам.
Отношения между культурами основаны на соперничестве и конфликте, которые усиливаются, если культуры имеют глобальный характер, а полем конфликта становится весь мир. Глобальность культуры определяется характером её концепций о жизни и соответствием природе каждого человека. Глобальная культура не может быть результатом конкретных обстоятельств определённого исторического периода.
Глобальное лидерство и построение мирового порядка в соответствии со своими идеями являются целью любой культуры, которая имеет универсальный характер или утверждает, что имеет. Конфликт же — это сущность отношений между культурами. Различия в убеждениях и нормах, а также восприятии жизни является предметом конфликта. Говорить о сосуществовании наивно, потому что сосуществование происходит только в рамках одной идейной системы, то есть в рамках одной культуры. Сосуществование подразумевает совместную жизнь в рамках одной культуры. Но для этого есть только один путь — уничтожение конкурирующей культуры.
Дэвид Роткопф, политик из первой администрации Билла Клинтона, в статье, опубликованной в журнале «Foreign Policy» в 1997 году, говорит: «Падение других культур является частью усиления нашей цивилизации. Есть элементы культур, которые препятствуют и разрушают наше превосходство, и они должны быть уничтожены, включая религию, язык, политические и идеологические убеждения других цивилизаций. Но есть элементы культур, которые должны поддерживаться нами, такие как кулинарное искусство, ритуалы и музыка».
Американский востоковед Бернард Льюис говорил: «Когда две цивилизации сталкиваются, одна берёт главенство над другой. Идеалисты и мыслители могут свободно и легко говорить о сочетании лучших элементов двух цивилизаций, но обычным результатом этой конвергенции является сосуществование худших элементов двух цивилизаций».
Соперничество и конфликт по своей сути являются следствием несовместимости идей, потому что культура является идейной системой, соответствующей концепциям жизни, которые характеризуют нацию. Эта идейная борьба является лучшим проявлением человеческого разума, потому что в этот период происходит поиск фактов, начиная от интерпретации существования, цели и предназначения до жизненных систем, которые являются практическим решением неотложных проблем в жизни людей и воплощаются в системы управления, экономики, социальной жизни, образования, правосудия и международных отношений.
Следовательно, настоящими предателями в такие времена считаются те, кто стремится погасить конфликт между цивилизациями, потому что это означает паралич движения мысли и разума в изучении идейных корней культуры. Это самое движение мысли и разума приводит к уничтожению лжи и выявлению того, кто более достоин руководить человечеством, а затем к принятию его идеи и стремлению её распространить. Но предатели мусульманского мира стремятся устроить жизнь мусульман в соответствии со стилем и манерой западной цивилизации.
Истину сказал Всевышний Аллах:
وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّهُدِّمَتۡ صَوَٰمِعُ وَبِيَعٞ وَصَلَوَٰتٞ وَمَسَٰجِدُ يُذۡكَرُ فِيهَا ٱسۡمُ ٱللَّهِ كَثِيرٗاۗ وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
«Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40).
Тема цивилизаций, их природа и борьба не являются пустой философией, рассматриваемой лишь в академических исследованиях и спорах мыслителей. На самом деле речь идёт о концепциях, связанных с нашей жизнью как человечества, начиная от интерпретации существования, цели и предназначения. Эти убеждения являются высшей степенью мысли, идейной основой, формирующей понимание добра и зла, красоты и безобразия, которое, в свою очередь, играет важнейшую роль в ценностях, этике и системах. Сейчас мы говорим о нашей жизни как человечества, то есть о культуре, которая интересуется нашей жизнью и вмешивается в мельчайшие детали нашего поведения, даже если мы не заботимся о ней.
Сегодня нас интересуют две конфликтующие культуры, одна из которых универсальна по своей глобальной миссии, а именно — исламская цивилизация. Аллах говорит в Коране:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا كَآفَّةٗ لِّلنَّاسِ بَشِيرٗا وَنَذِيرٗا وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ ٢٨
«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28),
تَبَارَكَ ٱلَّذِي نَزَّلَ ٱلۡفُرۡقَانَ عَلَىٰ عَبۡدِهِۦ لِيَكُونَ لِلۡعَٰلَمِينَ نَذِيرًا ١
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерёг миры» (25:1),
إِنۡ هُوَ إِلَّا ذِكۡرٞ لِّلۡعَٰلَمِينَ ٨٧ وَلَتَعۡلَمُنَّ نَبَأَهُۥ بَعۡدَ حِينِۢ ٨٨
«Это — не что иное, как Напоминание для миров. А вы непременно узнаете весть о нём через определённое время» (38:87,88).
Вторая культура стремится глобализировать свои концепции жизни, и это — западная цивилизация, созданная по принципу капитализма. Мы говорим «стремится», потому что она желает частное сделать общим, или локальное глобальным. Западная культура стала результатом сложившихся обстоятельств определённого исторического периода. Она появилась в условиях проблем европейского человека, в частности — в отношениях с Церковью, духовенством, царями и королями. Именно это обстоятельство породило первые идейные корни капитализма, выраженные в словах «отделение Церкви от власти» или в более распространённом западном определении «отделение религиозных институтов (Церкви) от политических институтов (государства)».
Впоследствии концепция превратилась в отделение религии от государства и жизни общества. Например, Всеобщая декларация прав человека, преамбула, состоящая из 30 статей, была принята Генеральной Ассамблеей ООН только в декабре 1948 года. До этого года даже ведущие государства не рассматривали подобного рода документ как общее международное право. Эти концепции стали глобализироваться лишь после того, как стали инструментом внешней политики Запада для распространения своего влияния и господства.
Две вышеописанные культуры, Ислам и капитализм, являются предметом конфликта. Однако необходимо знать реальность этих культур, чтобы понять их природу и характер сегодняшнего соперничества между ними.
Западная капиталистическая цивилизация имеет свои убеждения и идейные корни, из которых возникла концепция «отделение религии от жизни» и отрицание того, что религия должна оказывать влияние на общественную жизнь. Это привело к идее отделения религии от государства как естественному процессу для тех, кто отделяет религию от жизни и отрицает её существование в жизни. На этом основана западная жизнь и построена западная система жизни. Впервые идейное разъяснение концепции «отделение религии от жизни» в западном политическом, социальном и философском дискурсе было дано Джорджем Холиоком, который ввёл в широкое употребление термин «секуляризм». Согласно его словам, секуляризм — это «способ суждения, не касающийся вопросов веры в решении насущных проблем, опирающийся на опыт этой жизни».
Отделение религии от жизни — это всеобъемлющее базовое видение, из которого вытекают системы знаний и ценностей, что является учением западной мысли и основой этой культуры. В определении концепции «секуляризм» Оксфордский словарь гласит, что это «доктрина о том, что мораль должна отвечать наилучшим интересам человечества в этой жизни, исключая все другие соображения, вытекающие из веры в Бога или загробную жизнь». В «Социологическом словаре» секуляризм определяется, как «всеобъемлющая система, которая охватывает ясную метафизику и всестороннее видение вселенной». И эта секуляризация выражается в жизни общества в следующих аспектах:
1. Спад религии (религиозные убеждения, ритуалы, символы и учреждения теряют свой авторитет и влияние).
2. Отделение религии от жизни общества.
3. Концентрация на существующей материальной жизни вместо стремления к духовному будущему.
4. Возложение религиозных функций на нерелигиозные организации.
5. Исчезновение священной идеи (интерпретация человека и природы с материальной точки зрения).
6. Замена общества, связанного с духовностью, светским материальным обществом (рассмотрение любых явлений с чисто материальной точки зрения).
Следовательно, философия отделения религии от жизни является чисто материалистическим учением.
Норма, на которой базируются западные видения, ценности и восприятия, является чисто материальной выгодой. Жизнь рассматривается с утилитарной материалистической точки зрения, лишённой какой-либо духовной ценности, связывающей человека с Богом, моралью или гуманностью. Исходя из материалистического восприятия, любые ценности вне контекста материи бессмысленны. Высший закон проистекает из законов материи, то есть законов физики материальных тел и химии физических элементов, которыми они объясняют поведение человека и общества. Материальным результатом человеческой жизни становятся уравнения, цифры и данные, а материальная выгода, как прибыль и удовольствие (удовлетворения вожделений и потребностей) — это путь физического выживания и дорога счастья.
Соответственно, материальное объяснение счастья состоит в том, чтобы предоставить человеку как можно больше физических удовольствий и проложить путь к этому, увеличивая производство и, как следствие, потребление. Таким образом, в конечном итоге западная культура оказалась чисто утилитарной, материалистической, лишённой всех духовных, моральных или гуманных ценностей.
Исламская культура противоположна западной капиталистической культуре, как в основе, так и во всех иных взглядах, таких как взгляд на человеческое счастье. Идейное семя и корни исламской культуры являются духовными, связанными с Богом.
Исламская цивилизация основана на вере (иман), то есть решительном и основанном на доказательствах утверждении того, что Вселенная, человек и жизнь являются творениями Создателя, Который управляет делами творений посредством лучших систем. Всевышний Аллах говорит:
بَدِيعُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَإِذَا قَضَىٰٓ أَمۡرٗا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُۥ كُن فَيَكُونُ ١١٧
«Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», — как это сбывается» (2:117),
إِنَّا كُلَّ شَيۡءٍ خَلَقۡنَٰهُ بِقَدَرٖ ٤٩
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49),
أَمۡ خُلِقُواْ مِنۡ غَيۡرِ شَيۡءٍ أَمۡ هُمُ ٱلۡخَٰلِقُونَ ٣٥ أَمۡ خَلَقُواْ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضَۚ بَل لَّا يُوقِنُونَ ٣٦
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (52:35,36).
Он доставил Своё послание и руководство к Своим творениям, отправив печать пророков Мухаммада ﷺ с Шариатом и верным руководством для людей.
وَإِن كُنتُمۡ فِي رَيۡبٖ مِّمَّا نَزَّلۡنَا عَلَىٰ عَبۡدِنَا فَأۡتُواْ بِسُورَةٖ مِّن مِّثۡلِهِۦ وَٱدۡعُواْ شُهَدَآءَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ ٢٣
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей помимо Аллаха, если вы говорите правду» (2:23).
Таким образом, доктрина (акъыда) Ислама является основой исламской культуры. Доктрина Ислама является идейной базой, формирующей правовые нормы и идейное руководство, которые определяют точку зрения на жизнь, образ жизни и угол зрения для оценки мыслей, реальностей и событий. Исламская культура основывается на исламской доктрине, являющейся идейным корнем и основополагающей идейной базой, из которой вытекают все понятия о жизни. Исламская культура выражается в связи человека со своим Создателем и неотделима от концепции веры. Связь с Аллахом — это душа исламской культуры. Следовательно, исламская цивилизация может существовать только при наличии этой связи.
Представления о жизни и нормы поведения в исламской культуре исходят из исламской доктрины. Это обязывает мусульманина регулировать свои действия согласно приказам и запретам Аллаха. Понимание связи с Аллахом при выполнении действия, т.е. учёт халяля и харама, — это философия жизни, образа жизни и норма поведения. Другими словами, халяль и харам — это норма поведения, а не преследование выгоды. Всевышний Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Мусульманин не должен терять связь с Аллахом при выполнении любых действий, поэтому в Исламе религия не отделена от жизни мусульманина. Отделение Ислама от жизни мусульманина вызывает гнев Аллаха и считается объявлением войны Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Целью понимания своей связи с Аллахом, т.е. соблюдения халяля и харама при выполнении действий, является достижение довольства Аллаха, а не преследование выгоды. Следовательно, счастьем в исламской культуре считается приближение к довольству Аллаха и награда в Последующей жизни. Это и есть высшая цель и предел мечтаний каждого мусульманина. Счастье в Исламе вытекает из крепкой веры, что даёт человеку постоянное душевное спокойствие. Всевышний Аллах говорит:
فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشۡقَىٰ
«Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (20:123),
أَلَا بِذِكۡرِ ٱللَّهِ تَطۡمَئِنُّ ٱلۡقُلُوبُ
«Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).
Таким образом, исламская культура построена на духовной основе, что полностью противоречит материалистической основе западной культуры. Поэтому конфликт неизбежен, что хорошо осознаётся самим Западом.
Неизбежность столкновения цивилизаций
Неизбежность конфликта продиктована жизненностью и динамизмом любой цивилизации глобального характера, а также её природой, выражающей собственные представления о человеческой жизни. Великий Ислам утверждает эти факты. Одна из высших целей Ислама — изменить культурный облик мира, выводя людей из неверия и поклонения созданным к верному руководству и поклонению Господу творений, спасая от несправедливости всяких религий и рукотворных идеологий и приводя к справедливости и милости Ислама. Столкновение и конфликт — это порядок, установленный Аллахом для своих творений, чтобы истина возвысилась, а ложь погибла. Всевышний Аллах говорит:
وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّفَسَدَتِ ٱلۡأَرۡضُ
«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство» (2:251),
وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّهُدِّمَتۡ صَوَٰمِعُ وَبِيَعٞ وَصَلَوَٰتٞ وَمَسَٰجِدُ يُذۡكَرُ فِيهَا ٱسۡمُ ٱللَّهِ كَثِيرٗاۗ وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
«Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40),
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного» (3:110),
فَلَا تُطِعِ ٱلۡكَٰفِرِينَ وَجَٰهِدۡهُم بِهِۦ جِهَادٗا كَبِيرٗا ٥٢
«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (25:52).
Конфликт неизбежен, и это то, что Запад знает и над чем работает. Французский историк Фернан Бродель упомянул тему цивилизаций и их борьбу в книге «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть 2», написав во главе под названием «Цивилизации»: «Средиземное море содержит три великие цивилизации, три культурные группы и три основные модели веры, мышления, жизни, морали и еды, воплощаясь в трёх личностях с бесконечными судьбами, которые на протяжении веков всегда выходили за пределы своих границ и границ стран, которые выполняют для них лишь роль одежды… Первая цивилизация — западная, а точнее — латинская или римская. Вторая цивилизация — исламская. Запад и Ислам объединяет глубокое противоречие, основанное на соперничестве, враждебности и заимствовании. Они — само воплощение вражды...».
В 1947 году британский историк Арнольд Тойнби прочитал лекцию под названием «Конфликт цивилизаций», которая была включена в книгу «Цивилизация на суде истории». Позднее на неё ссылался Сэмюэль Хантингтон, профессор Гарвардского университета и советник президента Картера, в своей знаменитой статье «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign Affairs». Также работа Тойнби легла в основу книги Хантингтона под названием «Столкновение цивилизаций», которая была опубликована в 1996 году.
Тойнби считал, что крупнейшим и наиболее важным событием двадцатого века, которое в ближайшие века больше всего будут изучать историки, является столкновение западной цивилизации с другими обществами в мире, и что самым большим препятствием объединения мира по образцу западной цивилизации является не искусство, промышленность, экономика или политика, а религия. Он полагал, что религия является главным убеждением и ориентиром в становлении цивилизаций. Его преемник, Сэмюэль Хантингтон, так же рассматривал различия между цивилизациями как фундаментальные расхождения в истории, языке, культуре и, что наиболее важно, в религии. По его мнению, религия занимает центральное место в современном мире и, возможно, является главной силой, двигающей людьми, и эти культурные различия не поддаются замене или компромиссу. Поэтому он считал, что столкновение цивилизаций неизбежно.
Сегодняшний конфликт продиктован и навязан Западу жизнеспособностью великого Ислама, семя которого не собирается погибать или исчезать. Из этой культуры уже вышла группа набожных и верных мусульман, которая оживила исламскую идею. Она продемонстрировала идеологическое строение и культурный облик Ислама, который предоставляет человечеству своё видение жизни. Она показала по порядку всё необходимое для возобновления исламского образа жизни и несения идейного руководства Ислама как культурной альтернативы человечества. Эта группа показала правильное, фундаментальное решение проблемы человечества. Она в своём чистом представлении Ислама как идеи и метода и в глубоком понимании реальности определила свою цель, путь к её достижению и характер своей миссии. Затем она вступила в идейную и политическую борьбу, считая, что только так может достичь своей цели. Она стала противостоять западной мысли, как капиталистической, так и коммунистической, показав их реальность, разрушив их основы и выявив несостоятельность их систем. Эта группа разоблачила политику Запада, его жестокость и колониальное лицо.
Как только у Исламской Уммы стали проявляться признаки возрождения на основе Ислама, Запад начал сходить с ума. Он не понимал, как может возрождаться цивилизация, которая лидировала, а затем была стёрта с лица земли. Запад видит мощь исламской мысли и знает, что эта религия обладает собственной политикой, экономикой, образованием, средствами массовой информации, правителями и военными, и она будет контролировать все детали жизни в исламских землях. Что углубило безумие и трагедию Запада, так это его мыслительный тупик. Предмет культурного конфликта — это мысль, а мыслительный кризис Запада лишает его главного оружия, необходимого для борьбы с иной культурой. Из-за мыслительного бессилия и кризиса перед лицом столкновения с цивилизацией Ислама, который решает основные проблемы человеческой жизни, Запад стал машиной для убийства, движимой инстинктом выживания.
Французский институт международных отношений одну из своих основных тем в своём ежегодном отчёте за 1987 год посвятил статье под названием «Ислам: новая сила в международных отношениях». Он проанализировал результаты исторического возвращения Ислама в исламский мир и его значение для международных отношений. В отчёте говорится, что крупные державы теоретически неспособны противостоять растущей и двигающейся на них волне, которая развивается, уничтожая их влияние. Доклад был назван: «Феномен исламского фундаментализма».
Мунаджи Мухаммад, Марокко