Развитие и цивилизационное возрождение 1 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Развитие (араб. «нахда») — это появление у человека идейного фундамента, на котором будут базироваться его суждения и наклонности, который далее определяет его образ жизни.

Судить о человеке как о развитом или неразвитом следует по его поведению, которое является прямым результатом взаимодействия его представлений и наклонностей в момент утоления своей инстинктивной или органической жажды. Было проведено много исследований, направленных на объяснение феномена «развитие» и пути, ведущего к нему. Это обусловлено тем, что существует некий консенсус по поводу отсталости, преобладающей в Исламской Умме, что заставляет мусульман проводить сравнения одно за другим.

В конце концов, все анализы приводят к внутреннему поражению, которое вызывает слабость и истощение, а Запад пользуется этим и навязывает своё идейное господство над сдавшимися умами. С другой стороны, известно, что цивилизации сталкиваются и теснят друг друга, а признаком поражения одной из них является покорность, как писал Ибн Хальдун: «Каждый побеждённый вынужден подчиниться победителю».

Капиталистическая цивилизация утвердила для себя определённую концепцию жизни, желая, чтобы ею был окрашен весь мир. Сэмюэл Филлипс Хантингтон писал: «Незападные люди должны отказаться от всех своих ценностей и принять западные концепции во всех своих делах, связанных с управлением, экономикой, образованием и во всех своих институтах, потому что они являются единственными концепциями, ведущими к цивилизованности».

Капитализм утверждает, что Создатель Вселенной не вмешивается в управление делами людей. Из этой основной идеи возникли неправильные законодательства, пренебрегающие человеком, считая его простой цифрой в общей статистике, и заинтересованные лишь в увеличении и разнообразии богатств. Разрыв между богатыми и бедными увеличился, разграбление ресурсов стало дозволенным под разными предлогами.

Все эти беды, в которых живёт мир — естественный результат применения капитализма со всеми его идеями и институтами. Поэтому внимание было приковано к Исламу как единственному способному исправить ухудшающуюся тенденцию и вернуть человечеству счастье, особенно учитывая правовое богатство и историческое наследие Ислама, которое естественно побуждает его к лидерству в мире. Ислам и его уникальные законы исторически доказали свою способность поднять человека и общество, тем более что эти законы вытекают из правильной универсальной идеи, благодаря которой Вселенная, человек и жизнь освещаются светом Творца, мир исправляется и реализуется концепция истинного подчинения Создателю. Исламская Умма не похожа на другие общины.

На ней лежит ответственность за себя и другие народы. Эта Умма имеет высшее культурное послание. Основываясь на вышеизложенном, в данной статье мы представим идейный подход, а также обсудим концепцию развития и его связь с цивилизационным возрождением, а также мысли, связанные с этим. Кроме того, мы внесём свой вклад в дебаты вокруг вопроса: «Почему другие поднялись, а мусульмане отстали?».

Тема развития до сих пор обсуждается сведущими людьми с целью создания эффективного проекта для цивилизационного возрождения. В свете крупных преобразований, которые Исламская Умма переживает в политическом, экономическом и социальном плане, дискуссия о развитии стала более актуальной. Предложения по этому вопросу различаются в зависимости от идейного направления.

Есть те, кто подходит к вопросу с технологической стороны, кто-то — с нравственной, а кто-то — с экономической. Таким образом, нет счёта предлагаемым формулам, отличающимся в зависимости от разнообразия точек зрения, с которых рассматривается проблема. Из-за огромного значения развития и его влияния на процветание, ранние и поздние историки стремились найти причины развития и упадка от древней истории до наших дней. Они начали с разделения этапов развития на четыре:

1. Древние цивилизации, сформировавшиеся в разных регионах и оставившие следы, многие из которых до сих пор исследуются, например, египетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, персидская, греческая и другие цивилизации. Последней из них была римская цивилизация, которая контролировала бассейн Средиземного моря, сделав его исключительно римским достоянием. Но жизненный цикл этой цивилизации подошёл к концу в V веке нашей эры.

2. Средневековье, отмеченное появлением в списке развитых наций исламской цивилизации, солнце которой взошло на Востоке и распространило свои лучи на большую часть земного шара, простираясь от Китая на востоке до Атлантического океана на западе, проникая в Европу и достигая границ Франции после вторжения в Испанию или Андалусию. В то же время Запад жил в кромешной тьме много веков, в течение которых Европа знала лишь голод, чуму, бедность и тиранию. Такое положение продолжалось до начала XV века, когда баланс сил начал смещаться в пользу Европы и её капиталистической цивилизации, возникшей в результате кровавой борьбы между Церковью и мыслителями.

3. На заре XVII века — в 1688 году — в Британии произошла «Славная революция», которая привела к радикальным политическим изменениям, ставшим причиной политической трансформации и установления демократической капиталистической системы. Благодаря новой системе были определены пути к стимулированию экономики для вступления в мир индустриализации и производства через промышленную революцию, которая началась в Британии, а затем — в большей части Европы и Америки. На то время с исламской цивилизацией всё обстояло иначе, поскольку она переживала тяжёлые времена в результате скопления политических и финансовых кризисов и давления со стороны европейских стран.

Дело дошло до того, что Исламское Государство, представленное Османами, часто сравнивалось с больным человеком. Эта эпоха была отмечена появлением в Европе идейного течения, стремящегося заложить в основу многие социальные концепции, которые считались новыми для европейского общества, такие как концепция государства, отношений между правителем и управляемыми, ценностей, прав, собственности, распределения богатства, налогов и другие концепции.

4. ХХ век стал свидетелем крупных геополитических изменений, наиболее заметным из которых стало падение Османского государства в 1924 году и серьёзный упадок исламской цивилизации, существовавшей многие столетия, за которые она смогла представить человечеству особый образ жизни. Исламская цивилизация произвела на многих впечатление тем, что сохранялась в течение длительного периода времени по сравнению с другими цивилизациями. Но так было суждено, что стрелка весов склонилась к западной цивилизации и её политическим и экономическим проектам, которые уже десятилетиями доминируют в мире после Второй мировой войны.

А также было суждено появление социалистической идеи и государства, недолго просуществовавшего в свете политической конкуренции со стороны капиталистической идеологии. Капитализм продолжает руководить миром, несмотря на множество трещин в идейном фундаменте, породившем беспрецедентную для человечества реальность, в которой человек и его ценности опустились на самый низкий уровень.

Объяснения роста и упадка цивилизаций были разными. Некоторые посчитали это неизбежным, потому что у всего есть начало и конец. Освальд Шпенглер (1880–1936), немецкий философ, считающийся одним из главных сторонников этого утверждения, считал, что «у каждой цивилизации своя индивидуальная судьба, и она проходит через периоды возникновения, процветания и смерти, а западная цивилизация, зародившаяся в XIX веке, то есть с появлением капитализма, вступила в стадию краха, тогда как её процветание пришлось на эпоху феодализма»1. Британский историк и философ Арнольд Тойнби (1889–1975) в своих трудах сосредотачивался на внутренних и внешних проблемах, которые, по его словам, эффективно способствуют управлению факторами производства, что приводит к жизнедеятельности в обществе.

Он также считает, что такое общество возглавляется сознательной элитой, стремящейся использовать жизненную энергию людей на благо общества. Он пишет: «История мира проходит через большие циклы взлётов и падений. И это общая черта различных цивилизаций, которые проходят одни и те же стадии: рождение, рост, падение, распад и разрушение»2. Тойнби также считал, что причина падения цивилизаций объясняется неспособностью элиты противостоять текущим вызовам и предоставить альтернативу.

Он пишет: «Когда в истории любого общества творческое меньшинство превращается в узурпирующее меньшинство, пытающееся силой удержать место, которого оно больше не заслуживает, такие деструктивные мутации в природе правящего элемента побуждают пролетариат (большинство) отделиться от него, а затем отказаться от автоматизма и свободы притягиваться к нему и подражать ему. ‹...› Таким образом, падение цивилизации создаёт борющийся слой внутри одного общества, которое на этапе цивилизованного роста не было разделённым»3.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), переживший Французскую революцию, на идейное становление которого сильное влияние оказали философские школы, такие как французский рационализм Декарта, английская экспериментальная философия Юма и немецкая философия, считал, что «противоречие — это сущность всех явлений и вещей, и эта борьба является источником развития». Согласно его мнению, развитие и упадок — это два неотрывных друг от друга явления в суммарной конструкции, в которой события и позиции сталкиваются и приводят к движению и возникновению новых ситуаций.

Гегель оказал большое влияние на философское движение на Западе, тем более что его теория диалектики нашла много последователей, в том числе — американского писателя японского происхождения Фрэнсиса Фукуяму, прославившегося благодаря книге «Конец истории и последний человек», в которой он пытается продвигать западную модель (и американскую — в частности). Он считает, что история закончилась с достижением высшей степени либерализма, что даёт уверенность в его материальном и научном богатстве и заставляет остальные страны неустанно стремиться воспроизвести американский опыт.

Капиталистическая цивилизация утвердила для себя определённую концепцию жизни, желая, чтобы ею был окрашен весь мир. И мы уже приводили слова Хантингтона: «Незападные люди должны отказаться от всех своих ценностей и принять западные концепции во всех своих делах, связанных с управлением, экономикой, образованием и во всех своих институтах, потому что они являются единственными концепциями, ведущими к цивилизованности»4. Это некоторые из моделей, которым уделялось особое внимание, и эти интерпретации популярны среди историков и мыслителей. Чтобы обсудить вышеупомянутые мнения, необходимо для начала определить значение «развития» и его причины.

Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества (состояния) к другому, от старого — к новому.

Если рассматривать слово «развитие» в контексте общественных процессов, то оно означает переход общества из одного состояния в другое5. Именно это значение слова распространено среди мыслителей. И нам тоже следует рассматривать слово в таком значении. Самые важные вопросы в постановке темы развития таковы: что является причиной развития в обществе? Какая разница между развитым и отсталым народом? На основе чего можно определить правильное и неправильное развитие? Ответ на эти вопросы требует детального анализа термина и основной цели его изучения.

Важность темы развития неоспорима среди всего человечества. Это естественное состояние, которое указывает на активность людей. Они постоянно стремятся улучшить условия жизни, достичь политической и социальной стабильности и принять ценности, которые способствуют развитию общества. И поскольку разговор идёт о развитии общества, необходимо начать с изучения самого общества, чтобы понять, какого развития мы хотим.

Общество — это группа людей с постоянными взаимосвязями. Группа людей без постоянных взаимосвязей не образует общества. Наличие этих взаимосвязей является определяющим фактором, согласно которому оценивается общество — развитое оно или отсталое. Постоянные взаимосвязи — это зеркало, отражающее реальность общества. «Взаимосвязи — это то, что организует жизнь людей. Они определяют обычаи и традиции. По ним оценивается общество и его интересы»6.

Вышесказанное касалось постоянных взаимосвязей людей в обществе. Что касается индивида, то он отличается своим поведением. Человеческое поведение — единственное, что способно раскрыть его сущность с точки зрения прогресса или отсталости. Судить о человеке можно только по его поведению, действиям и форме удовлетворения потребностей. «Мы можем описывать человека как развитого или неразвитого в зависимости от его поведения»7. Следовательно, знание основной побудительной силы и мотива, толкающего человека к действию, необходимо для того, чтобы найти источник и нормы, определяющие форму его поведения. Известно, что человек руководствуется своими мыслями, то есть действует согласно идее, формирующей его поведение. Поведение — это метод удовлетворения своих потребностей.

Мыслитель Махмуд аль-Халиди пишет: «Поведение — это действия человека, направленные на удовлетворение своих инстинктов и органических потребностей. Поведение соответствует наклонностям человека, которые приводят к определённому виду удовлетворения». Далее он пишет: «Поведение человека соответствует его понятиям». Другими словами, при удовлетворении своих инстинктов и потребностей человек задаётся двумя вопросами: первый связан с объектом и его сутью; второй связан с поведением человека — совершить действие или воздержаться.

Если мы возьмём в пример состояние голода, то первый вопрос, который приходит в голову любому человеку, независимо от его убеждений: если съесть эту вещь, утолит ли она голод? Ответ здесь может исходить из принципа большинства мнения людей. Но ответ на второй вопрос связан с допустимостью утоления голода этой вещью. Этот ответ выходит за рамки самой вещи и за рамки человека. Он требует возвращения к основе или основам, которые человек сделал мерилом или нормой своих действий.

Другими словами, он должен вернуться к своему мировоззрению, чтобы узнать: совершить это действие или воздержаться. Итак, если человек узнал, что в этой пище есть что-то, что противоречит его нормам, а точнее — жизненной точке зрения, например, если он узнал, что пища нечиста (наджас), или в ней есть свинина, или что её владелец не даёт на это разрешения, то в таком случае он отказывается принимать её, несмотря на свою склонность к ней, и пытается подавить в себе это желание.

Такой подход относится ко всему, что человек может встретить при утолении любого голода, будь то голод организма, утоляемый едой и питьём, или инстинктивный голод, утоляемый поклонением, продолжением рода и самосохранением. Таким образом, мы приходим к важному выводу, что все поступки человека связаны с мерилами и правилами, в которые он верит и которые определяются его взглядом на жизнь, то есть акыдой.

Также мы пришли к выводу, что в каждом своём действии человек руководствуется концепцией жизни с точки зрения совершения действия или воздержания, независимо от того, является ли это действие первостепенным или второстепенным, великим или презренным, ценным или незначительным. Акыда человека является основной его идей и представлений о жизни. Из акыды вытекают все системы жизни. Она формирует его мировоззрение. На основе акыды человек принимает правила и мерила, чтобы отличать плохое от хорошего, а ценное — от незначительного.

Соответственно, судить о человеке по его делам означает выносить решение о том, во что он верит, а именно — идеи, мерила и точка зрения на жизнь. Оценка этих идей требует наличия рациональных основ и постулатов, на которые следует ссылаться при вынесении решения. Источником идей является мыслительная база, которую человек взял за основу для ведения своих дел в этой жизни. Вот почему для изменения поведения человека нужно радикально заменить эти базовые концепции правильными идеями.

Сказанное касается индивида. Что же касается общества, то в нём постоянные взаимосвязи сводятся к идеям, чувствам и системам, а это — три фактора, существование и согласованность которых приводят к созданию общества. Исламское общество — это люди, которые ведут определённый образ жизни, включающий идеи, чувства и системы. Духовный аспект в этом обществе полностью связан с исламской акыдой. Для каждой проблемы индивида и общества Ислам имеет уникальное решение, которое приводит к умиротворению.

Например, устранение бедности заключается в применении ряда постановлений Шариата, посредством которых устанавливается порядок в денежных делах общества. Справедливое распределение богатства через механизм закята, вакфов, предотвращения накопления, как и через привязку валюты к двум видам драгоценного металла — это положения, применяя которые, мы получим общество, свободное от бедности и бедных. Постоянные взаимосвязи, появление которых из единого источника обеспечивает правитель или политическая система, работают для создания гармонии между людьми и системами. Абдуллах аль-Аруи (Абдалла Ляруи), описывая естественное государство, говорит: «Это — государство, в котором люди и система едины».

Таким будет правильное описание общества. Если видна гармония между общими нормами и системой, то есть идеи и чувства совпадают с системой, то можно сказать, что это общество единообразно, а между правителем и управляемыми имеется полное единение. Это то, что произошло в Европе в эпоху Возрождения, когда она обвенчала систему с мыслями и чувствами людей. В Британии, которая стала свидетелем первых признаков развития, ситуация резко пошла вверх после «Славной революции», которая привела к политической системе, заложившей прочную основу для промышленной революции8.

То же самое касается Америки и Европы. Соответственно, гармония между правителем и управляемыми с точки зрения идей, чувств и систем заставляет это общество начать поиск и развитие источников богатства и выработать стратегии, которые приведут общество к переходу на следующий этап посредством создания институтов управления, способных сформировать экономический, социальный и образовательный секторы.

Что касается общества с нестабильными взаимосвязями, рассредоточенными идеями, различными чувствами, ненавидящего систему и работающего над её разрушением, то его называют хаотичным или беспорядочным, потому что оно не будет делать шаг вперёд из-за конфликта между правителем и управляемыми. Такое положение дел отдаляет друг от друга членов общества, так что над каждым из них доминирует эгоизм и безразличие.

Следовательно, развитый человек — это тот, чьё поведение вытекает из одной всеобъемлющей идеи, а развитое общество — это та среда, в которой отношения людей базируются на одной идейной основе. И наоборот, неразвитый человек — это тот, который хаотичен и беспорядочен в источнике. И то же самое касается общества. Поэтому, чтобы сделать их развитыми, нужно заменить хаотичность одним источником или единой идейной базой. Идейная база — это исходная или идеологическая идея, дающая ответы на вопросы о Вселенной, человеке и жизни. Этими ответами могут быть следующие варианты:

1. У этой Вселенной есть Создатель, который устанавливает системы, порядок.

2. Есть Создатель, но Он не установил системы для жизни человека.

3. Создателя нет.

Из каждого ответа возникла идеология: Ислам, согласно которому Создатель управляет Вселенной; капитализм, включая секуляризм, который отделил религию от жизни; социализм, включая коммунизм, который считает религию опиумом для людей.

Кто изучает эти идеологии, видит, что все они достигли развития, хотя бы относительного, как это было с капитализмом и социализмом; относительного главным образом потому, что у них отсутствуют условия правильности идейной базы, которые заключаются в том, что эта база должна находиться в гармонии с природой человека и убеждать его разум. Эти два условия важны для оценки правильного развития, хотя нет сомнения в том, что каждая из этих двух идеологий достигла определённого прогресса. Что касается Ислама, то из всех религий и идеологий только он имеет правильные ответы на вопросы о Вселенной, соответствующие природе человека и признающие его слабость.

Ислам не препятствует мысли, а, наоборот, желает, чтобы каждый человек посредством озаряющего и плодотворного мышления постиг истину. Человек и общество, принявшие исламскую идею, становятся способными понять и осознать цель и смысл своего существования. Поэтому Ислам как идея смог в короткие сроки изменить облик Аравийского полуострова и всего мира. Он распространился в каждом уголке земли. Ислам создал культуру и цивилизацию, которую прежде не видело человечество. Он обладает идейными, правовыми и научными богатствами, которые в любые времена делают его лидером всех цивилизаций.

 Лютфи Абу Мухаммад, Алжир

1. Философская энциклопедия, статья о Шпенглере.
2. Философская энциклопедия, статья о Тойнби.
3. Имадуддин Халиль, «Исламская интерпретация истории».
4. Хантингтон, «Столкновение цивилизаций».
5. Хафиз Салих, «Развитие».
6. Хафиз Салих, «Развитие».
7. Сабатин Наджах Юсуф, «Концепции исламского развития».
8. «Почему страны терпят неудачу».