بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
В своё время на Умму обрушились такие трудности и страдания, что если бы они обрушились на горы, то обратили бы их в пыль. Сегодня Умма так же переживает трудности и страдания.
Трудности и страдания начались ещё во времена Посланника ﷺ и сопровождали его ﷺ на протяжении всех этапов призыва. После этого они в ещё более яркой форме продолжились во времена правления Абу Бакра. Поэтому сегодня как никогда мусульмане должны осознавать: борьба между истиной и ложью не прекратится вплоть до Судного дня. Произошедшее во времена Абу Бакра указывает на то, что задачей Халифата была и остаётся забота о делах Ислама и мусульман. Игнорировать это невозможно и идти по другому пути недопустимо.
Нет ничего удивительного в том, что первые поколения упоминали о Халифате, поскольку он является защитой Ислама, он укрепляет позиции религии Аллаха и мусульман, он унижает неверующих, которые сражаются с мусульманами, он претворяет законы Ислама и несёт Ислам остальному миру. После смерти Посланника Аллаха ﷺ должность халифа стала занимать важную роль в установлении справедливости между людьми, в заботе об их интересах, защите святынь Ислама и единства мусульман. Об этом говорится в двух хадисах от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ، وَإِنَّهُ لاَ نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ فَتَكْثُرُ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمُ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ
«Бану Исраил управляли пророки. Каждый раз, когда погибал пророк, за ним приходил другой. После меня не будет пророка, но будут халифы, и их будет много». У Пророка спросили: «Как прикажешь нам поступать?», — на что он ﷺ сказал: «Соблюдайте присягу первого и только первого. Отдавайте им их права, а Аллах спросит у них за их правление» (Бухари, Муслим).
إِنَّمَا الإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ
«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются» (Бухари, Муслим).
После смерти Посланника ﷺ вопрос избрания халифа стал на первое место среди всего остального. Причина этого заключалась в том, что без халифа не будет Ислама в жизни общества, а значит, недопустимо пренебрегать его избранием, иначе грех ляжет на всех мусульман! Грех, который влечёт за собой отсутствие Ислама в жизни мусульман. Совершение обрядов поклонения, таких как намаз, пост, выплата закята, совершение хаджа, не избавят от греха тех, кто решил остаться в стороне от деятельности по установлению Халифата и избранию халифа.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем подобную картину. Если же мы взглянем на период, когда скончался Посланник Аллаха ﷺ, то после его смерти ﷺ сподвижники на пост первого халифа избрали Абу Бакра. Однако избрание халифа не означало конец проблемам и невзгодам, ведь был момент, когда Ислам мог просто исчезнуть с лица земли, но Аллах сохранил Ислам посредством стойкости и мудрости Абу Бакра. Приводится от Абу Хурайры:
وَاللَّهِ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ لَوْلَا أنَّ أَبَا بَكْرٍ اسْتُخْلِفَ مَا عُبِدَ اللَّهُ
«Клянусь Аллахом, кроме Которого нет никого достойного поклонения! Если бы Абу Бакр не был избран на пост халифа, тогда перестали бы поклоняться Аллаху» (передатчик продолжил: «Абу Хурайра стал повторять сказанное») (аль-Байхакый).
После своего избрания Абу Бакр занял позицию, которая показала, насколько важен пост халифа, когда речь идёт о сохранении государства, Уммы и в вопросе следования вместе с Уммой пути установления главенства религии Аллаха. Произошедшее показало плоды исламского воспитания, которым занимался Посланник Аллаха ﷺ на протяжении всей своей миссии. Ведь мы увидели, как мужи, понёсшие бремя Ислама, встали на его защиту. Первым среди них был Абу Бакр, который вместе с Посланником ﷺ укрывался в пещере.
Не успел Абу Бакр занять пост халифа, как фитна охватила Исламское Государство. Ряд племён отказался выплачивать закят. А ведь закят — один из столпов Ислама. Были и те, кто разорвал свой договор с Исламом и мусульманами. Другие отказались подчиняться новому руководству. Одним словом, пятничный намаз стал проводиться лишь в Мекке и Медине. Положение в молодом Исламском Государстве достигло состояния, которого никто не ожидал, и это произошло слишком быстро. Причиной этого стало то, что люди, войдя в Ислам, не успели окрепнуть и сформироваться должным образом.
Передаёт Сайф ибн Умар от Хишама ибн Урвы, а он — от своего отца: «После того как присягнули Абу Бакру, он сразу созывает ансаров по вопросу, в котором они разошлись во мнениях. На собрании он сказал: «Миссия Усамы будет доведена до конца. Сегодня арабы отошли от Ислама, кто-то в целом, а кто-то в ряде вопросов, и это коснулось каждого племени. Лицемерие стало проявляться открыто, а иудеи и христиане подняли свои головы. Мусульмане же стали похожи на овец, оставшихся под дождём в зимнюю ночь, так на них повлияла не только утрата Пророка ﷺ, но и их малочисленность и многочисленность врагов».
На что люди сказали ему: «Они (т.е. войско) — большая часть мусульман. Ты же видишь, как арабы ополчились против тебя, поэтому нет необходимости отдалять от себя часть мусульман». На это Абу Бакр сказал следующее: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Бакра, даже если бы я знал, что меня растерзают дикие звери, я всё равно отправил бы Усаму, как велел это Посланник Аллаха ﷺ, и если бы не осталось во всех селениях никого, кроме меня, я и тогда послал бы Усаму!» (Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая»).
Когда Абу Бакр взял на себя ношу руководителя делами мусульман, он довёл до конца миссию Усамы, которому было поручено вести войско мусульман в Шам. Многие сподвижники отговаривали Абу Бакра от идеи отправить войско Усамы, аргументируя это разделением сил в неспокойное время. Среди тех, кто отговаривал Абу Бакра, был и Умар ибн аль-Хаттаб. Несмотря на это, Абу Бакр стоял на том, чтобы войско Усамы было укомплектовано для военного похода в Шам. Его понимание Ислама, тогда поразило многих. «Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом! Я не стану отменять постановление Посланника Аллаха ﷺ, даже если птицы и дикие звери вокруг Медины будут терзать наши тела. Более того, даже если собаки будут волочить за ноги матерей правоверных, я снаряжу войско Усамы». Абу Бакр снарядил войско, а стражникам приказал встать возле ворот Медины» («Аль-Бидая ва ан-Нихая»).
Аиша описывала Абу Бакра следующим образом: «Когда скончался Посланник Аллаха ﷺ, все арабы стали вероотступниками, и лицемерие подняло свою голову. Клянусь Аллахом, на моего отца обрушилось то, что если бы обрушилось на неприступные горы, то обратило бы их в пыль. В тот момент сподвижники Мухаммада ﷺ напоминали промокшее стадо коз в тёмную и дождливую ночь на территории, полной хищников. Клянусь Аллахом, в чём бы ни расходились арабы, мой отец находил лучшее решение проблеме и справлялся с ней» («Аль-Бидая ва ан-Нихая»).
Отправка войска Усамы было одним из величайших событий во имя интересов мусульман. Абу Бакр хорошо понимал этот момент, поскольку отправка войск в это трудное время наталкивало вероотступников на мысль, что у мусульман осталось ещё очень много сил. Приводится от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ отправил Усаму во главе семисот человек в Шам, и когда войско достигло долины Зу Хашаб, умер Посланник Аллаха ﷺ. После этого арабы, которые жили за пределами Медины, стали отказываться от религии. Сподвижники собрались у Абу Бакра и сказали ему: «О Абу Бакр! Верни тех, кто отправился к византийцам, ведь за пределами Медины арабы стали отходить от религии», — на что Абу Бакр сказал: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Него, даже если собаки будут волочить за ноги матерей правоверных, я не верну войско, которое отправил сам Посланник Аллаха ﷺ, я не сверну знамя, которое водрузил Посланник Аллаха ﷺ» («Аль-Бидая ва ан-Нихая»).
Так Абу Бакр отправил войско Усамы. Когда это войско проходило рядом с племенами, которые отошли от Ислама, то, увидев его, они говорили следующие слова: «Если бы у них не было сил, то они бы не отправили это войско. Поэтому лучше мы оставим их в покое, пока они не встретятся с византийцами».
Войско Усамы встретилось с византийцами, разгромило их и благополучно вернулось обратно.
Поначалу Абу Бакр столкнулся с возражением со стороны мусульман, что могло повлиять на возможность противостоять врагам, но сподвижники вовремя спохватились, поскольку они были поколением времён Посланника ﷺ, которое обладало крепким иманом, крепко придерживалось Ислама и было склонно к подчинению правителю. Было ощущение, что за их спинами стоит сам Посланник ﷺ. Передаётся от Хасана аль-Басри: «Когда Абу Бакр решил подготовить войско Усамы для военного похода, некоторые из ансаров сказали Умару: «Скажи ему, пусть он назначит во главе нас кого-то другого, но не Усаму». Когда Умар передал эти слова Абу Бакру, тот схватил его за бороду и сказал: «Да лишится тебя мать, о Ибн аль-Хаттаб! Я должен назначить другого вместо амира, которого назначил сам Посланник Аллаха ﷺ?!».
Затем Абу Бакр вскарабкался на склон, осмотрел войско Усамы и приказал ему выдвигаться в путь. Абу Бакр также пошёл провожать Усаму, при этом он был пешим, а Усама сидел на коне. В это же время Абдур-Рахман ибн Ауф вёл верблюдицу Абу Бакра рядом. Усама обратился к Абу Бакру со словами: «О халиф Посланника Аллаха ﷺ! Ты либо садись верхом, либо я спешусь», — на что Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом! Ты не спешишься, а я не сяду верхом». Абу Бакр попросил Усаму оставить Умара, который был записан в ряды его войска, на что Усама согласился. До окончания военного похода Умар не видел Усаму, при расставании он сказал ему лишь следующее: «Ас-саляму аляйка, о амир!» («Аль-Бидая ва ан-Нихая»).
Я бы хотел привести ещё ряд примеров из книги «Аль-Бидая ва ан-Нихая»: «Глава о противостоянии Абу Бакра с вероотступниками и теми, кто отказался выплачивать закят». «Ранее говорилось, что после смерти Посланника Аллаха ﷺ многие из арабов отошли от Ислама, проявилось лицемерие в самой Медине, вокруг лжепророка Мусайлимы аль-Каззаба сплотились племя Бану Ханифа и жители Ямамы, вокруг лжепророка Туляйхи аль-Асада — Бану Асад и Бану Тай и много других людей. Положение ухудшилось. Абу Бакр отправил войско Усамы, чем уменьшил количество своего войска, поэтому многие из бедуинов желали напасть на Медину. Учитывая это, помимо выставленных войск вокруг Медины Абу Бакр также поставил стражу для охраны тех мест, через которые можно попасть в город. Среди амиров стражи были Али ибн Абу Талиб, Зубайр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдуллах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдур-Рахман ибн Ауф, Абдуллах ибн Масуд.
Среди арабских делегаций, прибывающих в Медину, были те, кто признавал намаз, но отказывался от выплаты закята. Были и те, кто отказывался выплачивать закят именно Абу Бакру. Упоминалось, что в качестве доказательства они приводили следующий аят:
خُذۡ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡ صَدَقَةٗ تُطَهِّرُهُمۡ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيۡهِمۡۖ إِنَّ صَلَوٰتَكَ سَكَنٞ لَّهُمۡ
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них» (9:103).
Они говорили: «Мы будем выплачивать закят лишь тому, чьи мольбы будут успокоением для нас!». Другие говорили следующее:
أَطَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ إِذْ كَانَ بَيْنَنَا *** فَوَاعَجَبًا مَا بَالُ مُلْكِ أَبِي بَكْرٍ
«Мы подчинялись Посланнику Аллаха, когда он был среди нас
Так какое нам дело до власти Абу Бакра?!».
Сподвижники говорили Абу Бакру оставить их и то, что они не выплачивают закят, и направить усилия на то, чтобы добиться их расположения, дабы иман укрепился в их сердцах, и тогда они сами станут выплачивать закят. Абу Бакр отверг это. Приводится во многих книгах, кроме Ибн Маджи, от Абу Хурайры, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу Бакру следующее: «За что ты хочешь сражаться с этими людьми? Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلَهَ إِلا اللَّهُ فَمَنْ قَالَهَا فَقَدْ عَصَمَ مِنِّي مَالَهُ وَنَفْسَهُ إِلاَّ بِحَقِّهِ
«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. А кто произнесёт их, тот защитит от меня своё имущество и жизнь, (которые могут быть у него отняты) только по праву (Шариата)». На что Абу Бакр сказал следующее: «Клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы путы верблюда, которые отдавали Посланнику Аллаха ﷺ, я буду сражаться с ними из-за этого. Ведь выплата закята — это право имущества. Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет намаз от закята». Тогда Умар сказал: «И я посчитал, что не иначе как сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра для сражения, и я понял, что это — правильное решение».
Ибн Асакир передал двумя путями от Шабаба ибн Саввара: «Нам рассказал Иса ибн Язид аль-Мадини: «Мне рассказал Салих ибн Кайсан: «Когда произошло вероотступничество арабов, Абу Бакр встал перед людьми (на минбар), воздал хвалу Аллаху и сказал: «Хвала Аллаху, Который указал правильный путь, и этого достаточно, даровал блага и сделал нас самодостаточными. Аллах послал Мухаммада ﷺ в момент отдалённости знаний, когда Ислам был чуждым, а Его вервь обветшала, Его завет перестал жить среди людей, а Его последователи сегодня блуждают в стороне. Аллах гневается на людей Писания, в связи с чем не даёт им добра поверх того добра, что у них, Он не отводит от них зла из-за зла, имеющегося у них. Люди Писания исказили свою Книгу, добавили в неё то, чего там не должно быть.
Арабы полагали, что они в безопасности от Аллаха, они перестали Ему поклоняться, просить у Него. Аллах усложнил арабам жизнь, ввёл их в заблуждение относительно религии. Он собрал арабов в одно целое руками Мухаммада ﷺ, сделал их справедливой Уммой, оказал им помощь руками тех, кто последовал за ними, даровал им победу над другими. Так продолжалось, пока Аллах не забрал Своего Пророка ﷺ и пока Шайтан не возобладал над общиной мусульман, поведя их за собой и бросив на погибель:
وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُۚ أَفَإِيْن مَّاتَ أَوۡ قُتِلَ ٱنقَلَبۡتُمۡ عَلَىٰٓ أَعۡقَٰبِكُمۡۚ وَمَن يَنقَلِبۡ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِ فَلَن يَضُرَّ ٱللَّهَ شَيۡٔٗاۗ وَسَيَجۡزِي ٱللَّهُ ٱلشَّٰكِرِينَ ١٤٤
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144). Те арабы, кто вокруг вас, не дают в качестве закята своих овец и верблюдов, не исповедуют свою религию, если же они вернутся к ней (религии), они станут более религиозными, чем сегодня. Вы останетесь такими же сильными в своей религии, т.к. Пророк ﷺ благословил вас. Он ﷺ вверил вас в руки Покровителя, который нашёл Мухаммада ﷺ блуждающим в поисках истины, и наставил его на прямой путь, нашёл его бедным и обогатил.
وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَا
«Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё» (3:103). Клянусь Аллахом! Я не перестану сражаться за дело Аллаха до тех пор, пока Он не доведёт его до конца и не исполнит Свой завет для нас. Кто будет убит из нас, тот будет шахидом и из числа обитателей Рая, а кто останется в живых, тот унаследует эту землю и то, что на ней. Решение Аллаха истина и слово Его неизменно:
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗا
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность» (24:55). После чего он спустился (с минбара)».
Хасан, Катада и другие касательно слов Всевышнего:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَن يَرۡتَدَّ مِنكُمۡ عَن دِينِهِۦ فَسَوۡفَ يَأۡتِي ٱللَّهُ بِقَوۡمٖ يُحِبُّهُمۡ وَيُحِبُّونَهُ
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его...» (5:54), — сказали следующее: «В аяте речь идёт об Абу Бакре, его соратниках, вероотступниках и тех, кто отказался выплачивать закят».
Мухаммад ибн Исхак сказал: «После смерти Посланника Аллаха ﷺ арабы стали вероотступниками, кроме тех, кто совершал намаз в мечетях Мекки и Медины. Среди отошедших от Ислама были Бану Асад и Бану Гатафан, они последовали за лжепророком Туляйхой ибн Хувайлидом аль-Асадом. Также среди отошедших были Бану Кинда и их последователи, во главе которых был аль-Ашъас ибн Кайс аль-Кинди; Бану Мазхадж и их последователи, во главе которых был лжепророк аль-Асвад ибн Кааб аль-Анси; Бану Рабиа, а вместе с ними — аль-Маамур ибн ан-Нуаман ибн аль-Мунзир; Бану Ханифа сплотилось вокруг лжепророка Мусайлимы аль-Каззаба; Бану Суляйма под предводительством аль-Фуджаа ас-Сулями (настоящее его имя — Анас ибн Абду Ялиль); Бану Тамим под предводительством лжепророчицы Саджах».
Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Племена Бану Асад, Бану Гатафан и Бану Тай сплотились вокруг Туляйхи аль-Асада. Они отправили свою делегацию в Медину и повстречались со всеми значимыми людьми, кроме Аббаса, чтобы убедить их в том, что они продолжат совершать намаз, но отказываются выплачивать закят. Убедив их, они направились все вместе к Абу Бакру, и именно в тот момент Аллах направил Абу Бакра к истине, и он сказал им следующее: «Если вы откажетесь давать мне даже путы, я буду сражаться против вас». Их предложение было отвергнуто, и они ни с чем вернулись к своим племенам.
Вернувшись, они сообщили о малочисленности жителей Медины и стали подстрекать для нападения на неё. Что касается Абу Бакра, то он выставил стражу для охраны тех мест, через которые можно попасть в Медину, а жителям Медины приказал собраться в мечети, где сказал следующее: «Землю наполнило неверие, сегодня их делегация увидела вашу малочисленность, а значит, вы не знаете, нападут они ночью или днём. Ближайшие из них находятся на расстоянии одного барида (22 км с небольшим) от вас. Они рассчитывали, что мы пойдём на уступки, согласимся на их условия и помиримся с ними. Однако мы отказали им и расторгли договор с ними. Теперь готовьтесь и будьте начеку!». Не прошло и трёх дней, как половина войска врагов напала на Медину, другая же половина осталось в местности Зу Хуса, чтобы в случае чего прийти на помощь нападающим.
Стража, охранявшая Медину, заметила врага и отправила весть о нападении Абу Бакру. Абу Бакр же отправил им сообщение, в котором говорилось следующее: «Оставайтесь на своих местах!». Сам же Абу Бакр после того, как солнце миновало зенит, вышел к жителям Медины, которым было приказано ждать в мечети, и они вместе с ним отправилась на защиту Медины. Вскоре после завязавшейся между ними битвы враг бежал, и мусульмане на своих верблюдах смогли настичь его в Зу Хуса, но на навстречу им (мусульманам) вышла оставшаяся там часть войска вероотступников. В результате между мусульманами и вероотступниками завязалась битва, по окончании которой победа была на стороне мусульман.
В месяц Джумада аль-ахира Абу Бакр вместе с некоторыми жителями Медины и главами стражи направился к бедуинам, которые недавно напали на Медину. Когда Абу Бакр и его враги (Бану Абс, Бану Мурра, Бану Зубъян, часть Бану Кинана) встретились лицом к лицу, то у последних созрел коварный план. На стороне этих племён также был Туляйха со своим сыном Хибалем. План заключался в том, чтобы надуть бурдюки и бросить их с гор на верблюдов мусульман. Когда же верблюды соратников Абу Бакра увидели падающие бурдюки, то со всех сил бросились бежать обратно в Медину, при этом не подчиняясь никаким приказам своих наездников. Так они бежали вплоть до наступления ночи, пока не достигли Медины.
Когда произошло то, что произошло, племена посчитали, что мусульмане слабы, и поэтому послали другим своим родственным племенам об этом весть и объявили сбор. Племена отозвались на сбор. Что касается Абу Бакра, то он провёл ночь в подготовке людей к сражению, а ближе к утру выступил с войском. Правым флангом командовал ан-Нуаман ибн Мукаррин, левым — его брат Абдуллах ибн Мукаррин, во главе арьергарда был другой их брат — Сувайд ибн Мукаррин. Когда наступила заря, то они уже были недалеко от своих врагов. Враги не услышали мусульман, т.к. они подкрались бесшумно, только лишь звон мечей, вонзаемых в тела врагов, дал знать, что мусульмане напали. Не успело взойти солнце, как враг бежал. Абу Бакр продолжил преследовать их вплоть до местности Зу аль-Касса. Во время битвы был убит Хибаль.
Так мусульмане смогли одержать первую победу. В результате многобожники были унижены, а мусульмане смогли укрепить своё положение. После этого Бану Зубъян и Бану Абс в отместку за проигрыш стали убивать своих соплеменников-мусульман. Вероотступники других племён сделали то же самое. Услышав об этом, Абу Бакр поклялся, что за убитых мусульман каждого племени он убьёт столько же или даже больше язычников.
Это событие стало одним из величайших основ победы Ислама и мусульман. Мусульманам остальных племён это добавило стойкости и приверженности Исламу, а язычникам — слабости и унижения. Абу Бакр вернулся в Медину победителем, живым и невредимым. После этого сражения закят разных племён постепенно стал поступать в Медину. Сначала прибыл закят Ади ибн Хатима, затем — Сафвана, затем — аз-Зибрикана. Первый закят прибыл в первую часть ночи, второй — в середине ночи, а третий — в конце ночи. По прибытии в Медину о каждом закяте оповещал кто-то из амиров стражи. Так о закяте, отправленном Сафваном, сообщил Саад ибн Абу Ваккас, о закяте аз-Зибрикана — Абдур-Рахман ибн Ауф, о закяте Ади — Абдуллах ибн Масъуд (есть мнение, что сообщил Абу Катада аль-Ансари). Эта фитна продолжалось на протяжении шестидесяти дней после смерти Посланника Аллаха ﷺ.
В скором времени со своим войском вернулся и Усама ибн Зайд. Абу Бакр назначил его своим заместителем в Медине и приказал его войску немного отдохнуть после похода. А сам вместе с теми, кто участвовал с ним в прошлом событии, выступил в сторону Зу аль-Кассы. На прощание ряд мусульман обратился к нему со словами: «Может, ты останешься в Медине, а другого пошлёшь вместо себя?», — на что Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом! Я не сделаю этого, я буду поддерживать их своим присутствием!».
Абу Бакр вместе с остальными вышел в поход в сторону Зу Хусы и Зу аль-Кассы. Ан-Нуаман, Абдуллах и Сувайд по-прежнему командовали на своих местах. Дойдя до места аль-Абрак, мусульмане сразились с жителями ар-Рабза, там же была группа людей из племён Бану Абс, Бану Зубъян, Бану Кинана. В этой битве аль-Харис и Ауф потерпели поражение, аль-Хутайъа был взят в плен, а племена Бану Абс и Бану Бакр побоялись встречи с мусульманами и не вышли на сражение. Тогда Абу Бакр на протяжении нескольких дней продолжил оставаться в местности аль-Абрак. Так была одержана победа над Бану Зубъян, и Абу Бакр сказал: «Бану Зубъян запрещается владеть этими землями, поскольку Аллах даровал их нам в качестве военной добычи». Земли аль-Абрак он превратил в пастбище для лошадей мусульман, а земли ар-Рабза сделал пастбищами для других животных. Потерпев поражение, Бану Абс и Бану Зубъян присоединилась к Туляйхе, который осел в местности под названием Бузаха.
Отправление Абу Бакра в Зу аль-Кассу для сражения с вероотступниками
Для похода в Зу аль-Кассу Абу Бакр разделил войско на одиннадцать отрядов и назначил для каждого одного амира. После того, как войско Усамы вернулось из своего похода, Абу Бакр приказал его воинам немного отдохнуть. Сам же во главе войска мусульман отправился в Зу аль-Кассу для сражения с вероотступниками. Это место находилось от Медины на расстоянии в одну мархалю (35 км). Али ибн Абу Талиб, взяв за поводья верблюдицу Абу Бакра, шёл рядом; в ходе этого он и другие мусульмане убеждали Абу Бакра остаться в Медине, а для сражения с бедуинами послать кого-то другого. Абу Бакр согласился с ними.
В связи с этим он разделил войска на одиннадцать отрядов и назначил для каждого одного амира. Ад-Дарукъутни приводит хадис от Абдуль-Ваххаба ибн Мусы аз-Зухри, а он — от Малика, а он — от Ибн Шихаба, а он — от Саида ибн аль-Мусайиба, а он — от Ибн Умара: «После того, как Абу Бакр, сев на свою верблюдицу, выдвинулся в Зу аль-Кассу, к нему подошёл Али ибн Абу Талиб. Взявшись за повод его верблюдицы, он спросил: «Куда ты направляешься, о халиф Посланника Аллаха ﷺ? Я бы хотел тебе сказать то, что сказал Посланник Аллаха ﷺ в день битвы при Ухуде:
شِمْ سَيَفَكَ وَلَا تَفْجَعْنَا بِنَفْسِكَ
«Убери меч свой и не печаль нас своей кончиной». Так вернись обратно в Медину, ведь если тебя не станет, Ислам уже никто не приведёт в порядок».
Передаёт Сайф ибн Умар от Сахля ибн Юсуфа, а он — от аль-Касима ибн Мухаммада: «После того, как Усама и его войско отдохнули, а закят стал в достаточной степени стекаться в Медину, Абу Бакр больше не отправлял мусульман для других миссий. Вместо этого Абу Бакр поделил войско, которое должно было выдвинуться в Зу аль-Кассу, на одиннадцать отрядов, назначив для каждого отряда одного амира и вручив каждому знамя. Первым отрядом командовал Халид ибн аль-Валид, ему было поручено сражаться против Туляйхи ибн Хувайлида, а после того, как освободится, он должен был направиться для сражения с Маликом ибн Нувайром в местность аль-Битах. Вторым отрядом командовал Икрима ибн Абу Джахль, ему было поручено сражаться против Мусайлимы ибн аль-Каззаба.
Третьим отрядом командовал Шурахбиль ибн Хасан, он так же был отправлен вслед за Икримой против Мусайлимы, а затем ему было поручено отправиться к Бану Кудаа. Четвёртым отрядом командовал аль-Мухаджир ибн Абу Умайя, ему было поручено сражаться против войска аль-Анси, а затем оказать поддержку племени аль-Абна (персидское племя в Йемене) в борьбе с Кайсамом ибн Макшухом. Причиной для борьбы с Кайсамом был его выход из подчинения. Пятым отрядом командовал Халид ибн Саид ибн аль-Ас, ему было поручено отправиться в Шам.
Шестым отрядом командовал Амр ибн аль-Ас, ему было поручено отправиться туда, где собрались Бану Кудаа, Бану Вадиа и Бану аль-Харис. Седьмым отрядом командовал Хузайфа ибн Михсан аль-Гатафани, ему было поручено сражаться против жителей Дабы. Восьмым отрядом командовал Арфаджа ибн Харсама, ему было поручено сражаться против жителей Махры. Девятым отрядом командовал Турайфа ибн Хаджир, ему было поручено сражаться против Бану Суляйм и их сторонниками из Бану Хавазин. Десятым отрядом командовал Сувайд ибн Мукаррин, ему было поручено отправиться в местность Тихама в Йемене. Одиннадцатым отрядом командовал аль-Аля ибн аль-Хадрами, ему было поручено отправиться в Бахрейн.
Каждому амиру Абу Бакр вручил своё письменное обращение с тем, что необходимо делать, после чего каждый амир со своими отрядами отошёл от местности Зу аль-Касса. Затем Абу Бакр написал другое обращение к вероотступникам, которое отправил с амирами отрядов. Это обращение было следующего содержания: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! От Абу Бакра, халифа Посланника Аллаха ﷺ, ко всем, до кого дойдёт это послание, как мусульманам, так и вероотступникам. Мир тем, кто следует прямым путём и не возвращается после указания прямого пути к заблуждению и страстям. Я восхваляю Аллаха, напоминая вам о Его милости и о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Него. И я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, Мухаммад ﷺ — Его раб и Посланник, и что я верую в то, с чем он пришёл.
Мы признаём всё, с чем он ﷺ пришёл, мы считаем неверными и сражаемся с теми, кто отверг принесённое им ﷺ. Аллах послал Мухаммада ﷺ к Своим творениям с истиной от Него, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения, сияющим светочем, чтобы он предостерегал живых и чтобы сбылось сказанное о неверующих. Аллах приводит к истине того, кто внимает его ﷺ призыву. Посланник Аллаха ﷺ нанёс с Его дозволения удар по тем, кто отвернулся от Него, и они склонили головы пред Аллахом по доброй воле или вынужденно. Затем Посланник Аллаха ﷺ скончался, исполнив веление Аллаха, исполнив свой долг перед Уммой и завершив возложенное на него. Аллах разъяснил это мусульманам, сказав:
إِنَّكَ مَيِّتٞ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ ٣٠
«Ты смертен, и они смертны» (39:30),
وَمَا جَعَلۡنَا لِبَشَرٖ مِّن قَبۡلِكَ ٱلۡخُلۡدَۖ أَفَإِيْن مِّتَّ فَهُمُ ٱلۡخَٰلِدُونَ ٣٤
«Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?» (21:34). Также Он сказал верующим:
وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُۚ أَفَإِيْن مَّاتَ أَوۡ قُتِلَ ٱنقَلَبۡتُمۡ عَلَىٰٓ أَعۡقَٰبِكُمۡۚ وَمَن يَنقَلِبۡ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِ فَلَن يَضُرَّ ٱللَّهَ شَيۡٔٗاۗ وَسَيَجۡزِي ٱللَّهُ ٱلشَّٰكِرِينَ ١٤٤
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144).
Кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает, что Мухаммад умер. А кто поклонялся Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, пусть знает, что Аллах всегда наблюдает за ним и что Он — Живой, Поддерживающий жизнь; Он не умирает, и Его не одолевает ни дремота, ни сон. Он оберегает Своё дело и мстит Своим врагам. Я завещаю вам бояться Аллаха, придерживаться того, что даровал вам Аллах и с чем пришёл к вам ваш Пророк ﷺ, а также следовать его путём и крепко держаться за религию Всевышнего Аллаха. Ведь кого не ведёт Аллах прямым путём, тот впадает в заблуждение. Каждый, кто не знает Его, подвергнется тяжким испытаниям, и каждый, кто не поддерживает Его, сам будет оставлен без поддержки. А кого направит Аллах на прямой путь, тот будет следовать прямым путём, а кого Он введёт в заблуждение, тот будет заблудшим:
مَن يَهۡدِ ٱللَّهُ فَهُوَ ٱلۡمُهۡتَدِۖ وَمَن يُضۡلِلۡ فَلَن تَجِدَ لَهُۥ وَلِيّٗا مُّرۡشِدٗا
«Тот, кого Аллах ведёт прямым путём, следует прямым путём. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдёшь ни покровителя, ни наставника» (18:17). В этом мире от него не примется ни одно дело до тех пор, пока он не примет Ислам, а в мире вечном от него не примется откуп. До меня дошло известие о том, что некоторые из вас отреклись от своей религии после того, как приняли её, впав в заблуждение относительно Аллаха и Его велений и вняв призыву Шайтана. Всевышний Аллах сказал:
وَإِذۡ قُلۡنَا لِلۡمَلَٰٓئِكَةِ ٱسۡجُدُواْ لِأٓدَمَ فَسَجَدُوٓاْ إِلَّآ إِبۡلِيسَ كَانَ مِنَ ٱلۡجِنِّ فَفَسَقَ عَنۡ أَمۡرِ رَبِّهِۦٓۗ أَفَتَتَّخِذُونَهُۥ وَذُرِّيَّتَهُۥٓ أَوۡلِيَآءَ مِن دُونِي وَهُمۡ لَكُمۡ عَدُوُّۢۚ بِئۡسَ لِلظَّٰلِمِينَ بَدَلٗا ٥٠
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался повеления своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для несправедливых!» (18:50).
Всевышний также сказал:
إِنَّ ٱلشَّيۡطَٰنَ لَكُمۡ عَدُوّٞ فَٱتَّخِذُوهُ عَدُوًّاۚ إِنَّمَا يَدۡعُواْ حِزۡبَهُۥ لِيَكُونُواْ مِنۡ أَصۡحَٰبِ ٱلسَّعِيرِ ٦
«Шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовёт свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6). Я послал к вам войско, состоящее из мухаджиров, ансаров и их достойных последователей. Я приказал ему ни с кем не сражаться и никого не убивать до тех пор, пока оно не призовёт их вернуться в религию Аллаха. Кто внемлет призыву, покорится, откажется от того, что делал раньше, и станет вершить благие дела, от того оно должно принять его покорность и помочь ему. А кто откажется, с тем оно должно сражаться, пока не исполнить веление Аллаха. Оно будет сражаться до тех пор, пока у них не останется сил идти против него, оно будет сжигать, убивать их, пленит их женщин и детей.
От них будет приниматься лишь Ислам, кто последует за Исламом, тому это обернётся благом, а кто отречётся, то это не навредит Аллаху. Я велел своему посланцу зачитывать это послание во всех местах ваших собраний. Всё решит азан: если мусульмане произнесли азан, и они тоже произнесли азан, их не тронут. А если они не произнесут азан, то нападите на них. И даже если они произнесут азан, то спросите их о том, что они должны выполнять, если они откажутся это делать, то нападите на них. Если они покорятся, то необходимо принять от них и помочь им». Передал Сайф ибн Умар от Абдуллаха ибн Саида, а он — от Абдур-Рахмана ибн Кааба ибн Малика».
Таковыми были события, произошедшие во времена первого праведного халифа мусульман Абу Бакра ас-Сиддика. Сегодня мусульмане тоскуют по временам правления Абу Бакра. Мы просим Аллаха направить Умму должным образом, чтобы она смогла выполнить своё дело наилучшим образом и установить Второй Праведный Халифат, который вернёт нам времена праведного правления. О Аллах, ответь на наши дуа!