Некоторые мукаллиды (последователи) советуются с учёным в делах своей религии, будь то шариатских законах или вопросах вероубеждения. Этот учёный выносит определённые фетвы, которые могут быть не то что ошибочными, но и вовсе неисламскими. Будет ли мукаллид отвечать перед Аллахом за следование таким неисламским фетвам? Другими словами, дозволен ли такой таклид (следование)?
Фард кифая
Аллах велел людям следовать ниспосланным религиям. Когда с Посланием от Аллаха к людям всего мира пришёл заключительный пророк Мухаммад ибн Абдуллах ﷺ, тогда человечеству было велено следовать только законам и вероубеждениям этой последней религии. Но исламское послание нуждается в знании и иджтихаде. Поэтому наличие учёных-муджтахидов считается фардом кифая в любую эпоху. И абсолютно неуместно говорить о том, что двери иджтихада закрыты. Кто способен совершить иджтихад и совершил его, тот должен действовать согласно своему иджтихаду. Если его иджтихад был ошибочным, то он всё равно получит награду, а если иджтихад был правильным, тогда ему — двойная награда. Кто не совершил иджтихад, тот следует за мнением того, кто совершил. Но мукаллиду дозволено следовать в определённом вопросе только за тем, кто на его взгляд имеет богобоязненность и разбирается в вопросе. Кто принимал мнение муджтахида, опираясь на эти два критерия, совесть того перед Аллахом чиста.
Положение, которое невозможно не знать (малюм би дарура)
В религии есть очень важные положения. Рассмотрим на примерах:
1 — Мусульманин даёт развод своей жене, затем возвращает её, затем даёт развод во второй раз и снова возвращает, а затем даёт развод третий раз. Когда он хочет в очередной раз вернуть её, то находит такого шейха, который выносит соответствующую фетву. В подобных случаях перед Аллахом не будет чиста совесть ни мукаллида, ни того, кто вынес подобную фетву, поскольку это явное противоречие Шариату. И это положение, которое невозможно не знать (малюм би дарура).
2 — Мусульманин вкладывает свои деньги в банк под проценты и находит такого шейха, который выносит соответствующую фетву. В подобных случаях перед Аллахом не будет чиста совесть ни мукаллида, ни того, кто вынес подобную фетву, поскольку это явное противоречие Шариату. И это положение, которое невозможно не знать.
Кто-то может сказать: есть авторитетные учёные, которые вынесли фетву о том, что в некоторых положениях ростовщичество дозволено. Тут мы рассмотрим положение мукаллида и не будем переходить к обсуждению неправильных фетв. Если мукаллид принял для себя мнение шейха о дозволенности ростовщичества (даже если речь не об абсолютной дозволенности, а лишь о дозволенности в некоторых положениях) и если он уверен в знании шейха, а сам считается полным невеждой в делах религии, тогда, возможно, его совесть будет чиста перед Аллахом. Рассмотрим такую ситуацию. Друг или кто-то другой говорит мукаллиду: «Ростовщичество запрещено и ни в каких положениях не может быть дозволенным для тебя». Он же отвечает: «Такой-то учёный вынес фетву о дозволенности». Друг говорит: «Твой шейх ошибся, и ты не можешь действовать согласно его фетве». Мукаллид говорит: «Но шейх более знающий, чем ты». Друг говорит: «Даже если он более знающий, чем я, то всё равно не более знающий, чем Коран». Далее он приводит аяты из Корана:
ٱلَّذِينَ يَأۡكُلُونَ ٱلرِّبَوٰاْ لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ ٱلَّذِي يَتَخَبَّطُهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ مِنَ ٱلۡمَسِّۚ
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением» (2:275),
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْۚ
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (2:278).
Услышав аяты и хадисы, мукаллид понимает, что ростовщичество запрещено в Исламе и что ему не дозволено продолжать заниматься ростовщичеством, какое сильное ни было бы доверие к своему учёному. Возможно, этот мукаллид подумает: не может же учёный не знать об этих и других текстах, связанных с ростовщичеством, поэтому я продолжу придерживаться его фетвы и заниматься ростовщичеством.
Слепое следование
В таком случае мукаллид совершает харам, поскольку слепо настаивает на словах своего учёного, оставляя без внимания аяты, которые услышал и понял их смысл, а именно — что ростовщичество запрещено. Этот мукаллид должен оставить ростовщичество сразу же после того, как услышал аяты. Если же в нём присутствует сомнение, тогда следует вернуться к своему учёному и спросить, как тот мог дозволить ростовщичество, когда Коран запрещает. То есть ему придётся приложить усилия, чтобы разобраться в этом вопросе.
Мукаллид не может слепо следовать за кем-либо, когда он узнал аят или хадис, явно запрещающий то, что разрешил какой-то учёный. В любом случае доверие учёному, кем бы он ни был, не должно ставиться выше, чем доверие к Аллаху и Его Посланнику ﷺ, то есть аяту или хадису. Ни в коем случае нельзя следовать за учёным, отворачиваясь от Корана и Сунны. Это означало бы оставление религии. Да упасёт нас от этого Аллах!
Аллах говорит:
ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوۡلِيَآءَۗ قَلِيلٗا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3).
Следовать нужно только за Кораном и Сунной. Даже если разрешено следовать за учёным, то это только потому, что он опирается на Коран и Сунну. Поэтому, если мы видим, что учёный в каком-то вопросе отклонился от Корана и Сунны, тогда следовать за ним в этом вопросе нельзя. То есть в таком случае слепое следование запрещено. Вместо этого необходимо спросить его и отчитать. Иначе мусульмане станут подобны иудеям и христианам, относительно которых Аллах говорит в Коране:
ٱتَّخَذُوٓاْ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَٰنَهُمۡ أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِ وَٱلۡمَسِيحَ ٱبۡنَ مَرۡيَمَ وَمَآ أُمِرُوٓاْ إِلَّا لِيَعۡبُدُوٓاْ إِلَٰهٗا وَٰحِدٗاۖ لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۚ سُبۡحَٰنَهُۥ عَمَّا يُشۡرِكُونَ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31).
Первосвященники и монахи разрешали запрещённое и запрещали дозволенное.
3 — Некоторые вынесли фетву о дозволенности убить невинного мусульманина или немусульманана или вынесли фетву о дозволенности сражаться и убивать мусульман под разными предлогами. Опираясь на эти фетвы, слепой последователь убивает невинных людей. В отношении убийства мусульманина или сражения с мусульманами имеется множество аятов и хадисов. Аллах сказал:
وَمَن يَقۡتُلۡ مُؤۡمِنٗا مُّتَعَمِّدٗا فَجَزَآؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَٰلِدٗا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيۡهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمٗا
«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (4:93).
Пророк ﷺ сказал:
سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ
«Оскорбление мусульманина — нечестие, а сражение с ним — куфр» (Бухари, Муслим).
Когда мукаллид услышал фетву о дозволенности убить мусульманина, он должен спросить другого учёного, чтобы убедиться в правильности фетвы. Также он должен понять, почему дозволено убить верующего мусульманина. Вопрос, связанный с убийством мусульманина, очень серьёзный, поэтому нельзя принимать дозволенность, полагаясь только лишь на чью-то фетву. В таком случае нужно обращаться к различным учёным и постараться понять их доводы. Если станет ясно, что все учёные единогласны, тогда он принимает фетву о дозволенности. Но если он видит разногласия или сомнения, или он не может разобраться в вопросе, тогда ему не дозволено принимать фетву о дозволенности убийства мусульманина. Если в таком положении он решится на убийство, тогда станет презренным грешником, а его совесть никак не будет чиста перед Аллахом.
4 — Некоторые выносят фетву о том, что мусульманин не обязан работать над установлением Исламского Халифата, оправдывая это различными предлогами. Услышав такие фетвы, многие мусульмане-мукаллиды отказываются от выполнения этого фарда, ничего не говорят о существующих системах неверия, а также довольствуются отсутствием исламской системы и оставлением Корана. Следование исламской религии, соблюдение дозволенного и запретного, применение законов, возвышение знамени Ислама, распространение Послания и защита единства невозможны без установления Исламского Государства. Установление Халифата — обязанность всех мусульман. И это положение, которое невозможно не знать. Если кто-то выносит фетву о том, что работать над установлением Исламского Государства не является обязанностью мусульманина, то такой человек будет считаться не учёным, а невеждой. Нет оправдания у того, кто противоречит исламским законам, входящим в категорию малюм би дарура, даже если он последователь, или более того — слепой последователь.
Мы привели три примера, когда своими фетвами некоторые так называемые «учёные» разрешают запретное, и один пример того, как своими фетвами они дозволяют мусульманину оставить выполнение фарда. В подобных случаях совесть мукаллида не будет чиста перед Аллахом, поскольку эти вопросы либо входят в категорию малюм би дарура, либо очень важны и почти достигают этой степени, так что мусульманин должен как минимум разобраться в них.
Унаследование акыды
Таклид в вопросах акыды абсолютно не дозволяется. Если представить, что следование в акдые дозволено, тогда было бы неправильно упрекать иудеев, христиан и огнепоклонников за то, что они переняли религию от своих отцов. Аллах говорит:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ ٱتَّبِعُواْ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ قَالُواْ بَلۡ نَتَّبِعُ مَآ أَلۡفَيۡنَا عَلَيۡهِ ءَابَآءَنَآۚ أَوَلَوۡ كَانَ ءَابَآؤُهُمۡ لَا يَعۡقِلُونَ شَيۡٔٗا وَلَايَهۡتَدُونَ
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170).
Сегодня многие мусульмане переняли акыду у своих отцов подобно тому, как наследуют имущество. Подобное в Исламе запрещено. Когда человек достигает совершеннолетия по Исламу (половой зрелости) и способен размышлять, он обязательно должен пересмотреть то, что перенял от родителей, остерегаясь слепой приверженности. То, что на его взгляд является истинным, того следует придерживаться, а то, что он счёл ложью, от того следует избавиться. Аллах говорит относительно многобожников:
أَءِلَٰهٞ مَّعَ ٱللَّهِۚ قُلۡ هَاتُواْ بُرۡهَٰنَكُمۡ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ
«Есть ли бог кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (27:64).
Если мы требуем у людей доказательства их верований, тогда сами должны иметь доказательства своей веры.
Акыду мусульманин должен принимать только согласно доказательству и убеждению. Что касается некоторых ответвлений акыды, которые упоминаются не в категоричных по указанию текстах (занияту даляля), то в этих вопросах есть разногласия, и мукаллид может выбрать мнение одного из учёных так же, как выбирает один из шариатских решений. Сюда можно отнести вопросы относительно сыфатов Аллаха, наличия или отсутствия выбора, относительно того, совершали ли пророки иджтихад, считаются ли пророки безгрешными в том, что не касается донесения послания, и так далее.
Из журнала «Аль-Ваъй», №5
1987 г.