Единство: где оно обязательно, а где нет

Единство: где оно обязательно, а где нет

Слово «единство» так часто повторяют многие люди, что оно стало актуальным для всех исламских движений. В чём и где это исламское единство необходимо, а где оно вернётся бессилием и разочарованием?

Единство — главное требование всех движений разного происхождения, потому что оно позволяет достичь целей. Человек с националистическим направлением требует единства своей нации, с патриотическим направлением — единства внутри страны, а мусульманин требует единства на основе Ислама. Всё же, возникает вопрос: когда исламское единство необходимо, а когда может стать причиной отчаяния в Умме, особенно среди поборников Ислама?

Единство армии:

Единство обязательно в армии, руководстве и Халифате. Армия — это сила. Но сила не достигается путём разделения и увеличения количества руководителей. Важность единства особенно выражается во время боя, когда есть нужда в одном решении, едином мнении, едином командовании и лидере, чтобы солдаты не стали жертвами противоречий, с одной стороны выполняя приказ об отступлении, с другой — о наступлении, а с третьей — ожидая приказа. Здесь проявляется важность единства решения и единства Уммы через единство правителя. Аллах учит нас этому в Коране:

إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِهِ صَفًّا كَأَنَّهُمْ بُنيَانٌ مَرْصُوصٌ

«Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (61:4).

Единство решения зависит от единства источника, чьим велениям Шариат приказывает подчиняться. Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنْكُمْ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

Единство руководства:

Необходимость единства руководителя или Имама ясно прослеживается в хадисах. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الآخَرَ مِنْهُمَا

«Если была дана присяга двум халифам, то убейте последнего из них» (Муслим). Если было бы дозволено наличие нескольких халифов, то не позволялось бы убийство последнего. Единство Уммы заключается в единстве руководителя, как и единство армии заключается в единстве главы. Для вступления в сражение необходимо единство в рядах армии и единство в принятии решения, вынесенного лидером, обеспечивающим гармоничное развитие и взаимодействие вертикали государственной власти. Мы можем назвать это единством силы, то есть единством всех человеческих, материальных и моральных составляющих. В вышеупомянутых вопросах единство представляется неотложным и даже обязательным делом, что подтверждается шариатскими текстами.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что единство Уммы — это основа, а разделение дозволено лишь в исключительных положениях. Аллах говорит:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, эта ваша религия — религия единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92).

Точно так же единство государства — это основа, а разделённость может иметь место, но только при исключительных ситуациях, единство армии — основа, и единство муджахидов — основа. Если есть несогласие с основой, то это означает, что проблема в целом требует своего решения, и лечение проводится не болеутоляющими средствами, а путём возврата вопроса к первоисточнику, не половинчатыми и косметическими решениями, а кардинальными.

Единство иджтихада:

Нет необходимости в единстве иджтихада, муджтахидов, их учеников и последователей. Шариат не требует, например, объединения шафиитов с ханафитами, равно как и не требует от одних оставлять свои мнения и иджтихады в пользу других. Скорее, каждая сторона остаётся при своём мнении и своём иджтихаде по одному вопросу до тех пор, пока перед ней не предстанут более сильные доказательства, и тогда она принимает более сильное мнение по этому вопросу, но не меняет все свои иджтихады или весь мазхаб. Это применимо к каждому человеку, группе или сплочению, у которых есть мнения и иджтихады, основанные на доказательствах из шариатских текстов.

Никто не вынужден отказываться от своего понимания шариатского текста только потому, что другие призвали к этому, поскольку понимание текста и иджтихад становится шариатским решением для него, которое не может быть нарушено, если только не найдётся другой иджтихад с более сильными доказательствами. Кто призывает к единству иджтихада, тот призывает к невозможному.

Это подтверждается природой человека и природой Шариата. Люди различаются ментально, способностями и происхождением, и, соответственно, их выводы из шариатских текстов будут различаться. Природа шариатских текстов отличается тем, что их можно понимать по-разному. Некоторые тексты — однозначные по происхождению (катыят уд-субут) и однозначные по содержанию (катыят уд-даляля). Некоторые из них — неоднозначные по происхождению (занният ус-субут) и неоднозначные по содержанию (занният уд-даляля). Некоторые из них — однозначные по происхождению, но неоднозначные по содержанию, или неоднозначные по происхождению, но однозначные по содержанию. Всё неоднозначное содержит семена и служит почвой для разногласий, поскольку эти тексты несут в себе несколько значений.

Единство групп:

Исходя из вышеупомянутого, Ислам не может требовать от групп или сплочений, основанных на иджтихаде или шариатском мнении, отказаться от своего иджтихада, чтобы объединиться с другими под предлогом того, что другие представляют более значимую или главную группу или сплочение. Наоборот, такие разногласия вполне естественны. Большое количество муджтахидов является признаком здоровья и благополучия Исламской Уммы и свидетельством преданности Исламу, потому что дверь иджтихада открыта до Судного дня. Никто, включая правителей, не может закрыть эту дверь под каким-либо предлогом. Множество сплочений и групп, следующих за этими муджтахидами, является признаком здоровья и жизненной силы Уммы. Если каждое сплочение основано на шариатских доказательствах, тогда его позиции, высказывания и действия будут шариатскими.

Ни от какой группы не требуется отказываться от своего иджтихада ради иджтихада других под предлогом единства. Единство достигается единством акыды, единством армии, единством чувств и единством системы, применяемой над всеми мусульманами. Единство не достигается ни объединением иджтихадов, ни объединением последователей одного муджтахида с последователями другого. Так не достигается единство и не будет обретена сила, поскольку сила проистекает из твёрдой приверженности мнению, основанному на доказательствах. Так устроен Шариат. И приверженность своему шариатскому мнению — это и есть рвение и ревность к Исламу, а отказ от шариатского мнения считается пренебрежением религией.

 

Сали́м Са́бит
Журнал «Аль-Ваъй», № 2 выпуск, Зуль-Када 1307 г. хиджры, соответствующий июлю 1987 г.