Хиджра Пророка как результат поиска помощи и второй клятвы при Акабе, итогом которой стало основание Исламского Государства

Хиджра Пророка как результат поиска помощи и второй клятвы при Акабе, итогом которой стало основание Исламского Государства

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Хиджра Пророка стала важным поворотным моментом на пути призыва, значимость которой осознавали как мусульмане, так и неверные. Каждый из них реагирует на неё в соответствии с её важностью.

Хиджра была результатом поиска помощи Пророком, посредством чего он хотел найти тех, кто уверует в него, защитит и поддержит его за пределами Мекки, после того, как её лидеры закрыли перед ним все двери. Для неверных это означало, что Пророк ищет другое место, чтобы основать новое общество на основе Ислама, что представляло угрозу для их существования и положения на Аравийском полуострове. Поэтому, когда Пророк назначил время и место встречи с представителями Ясриба для принятия от них второй клятвы Акабы, он сказал им:

لا توقظوا نائما ولا تنتظروا غائبًا

«Не будите спящих и не ждите отсутствующих», чтобы новость о встрече не дошла до неверных курайшитов. Реакция этих лидеров на просочившуюся информацию о второй клятве при Акабе была крайне жёсткой. Они решили убить Пророка, чтобы помешать ему создать Исламское Государство в Медине, поскольку понимали угрозу, которую представляла собой Хиджра, и пытались силой предотвратить её, зная, что она связана с созданием Исламского Государства в Медине.

Хиджра стала последним действием Пророка ﷺ на пути создания Исламского Государства, а так же она стала первым действием, с которого Пророк ﷺ начал новый этап призыва в Медине. Толпы мусульман с нетерпением ждали Посланника ﷺ и встретили его с почестями, достойными его положения и его призыва. С самого прибытия в Медину он действовал как руководитель, правитель и покровитель, основав мечеть и рынок, побратав ансаров и мухаджиров, формируя военные отряды и направляя их в разные стороны, заключая договоры, такие как Мединский договор, решая споры между людьми и управляя их жизненными делами.

Связь Хиджры с Талаб ан-Нусрой, клятвой верности и созданием Исламского Государства, является связью между частями одного целого. Тот, кто хочет понять значение Хиджры, должен обратить внимание на то, как Пророк искал поддержку, и как вместе с этим изменилось положение мусульман — от угнетённых людей в языческом обществе, которое вело против них борьбу, они превратились в обладателей нового Государства, посредством которого стремились всецело воплотить религию, устроить жизнь мусульман в соответствии с Исламом и распространять его посредством призыва и джихада. Поэтому мусульмане рассматривали Хиджру как переезд из дар уль-куфр в дар уль-Ислам, где мусульмане правят по Исламу, а власть принадлежит мусульманам. В аяте говорится:

وَقُل رَّبِّ أَدۡخِلۡنِي مُدۡخَلَ صِدۡقٖ وَأَخۡرِجۡنِي مُخۡرَجَ صِدۡقٖ وَٱجۡعَل لِّي مِن لَّدُنكَ سُلۡطَٰنٗا نَّصِيرٗا٨٠

«Скажи: «Господи! Пусть моё пришествие будет правдивым, и пусть мой уход будет правдивым! Даруй мне от Тебя власть и помощь» (17:80). Ибн Каййим аль-Джаузия, ссылаясь на слова Катады, отмечает, что Аллах вывел Пророка из Мекки в Медину с честью. Пророк знал, что он не сможет выполнить свою миссию не получив власти, поэтому просил Аллаха послать тех, кто окажет ему в этом помощь. Аллах показал Пророку место его Хиджры, когда тот был ещё в Мекке, о чём Пророк ﷺ сказал:

… أُرِيتُ دَارَ هِجْرَتِكُمْ ذَاتَ نَخْلٍ بَيْنَ لَابَتَيْنِ

«Мне было показано место вашего переселения — земля с пальмами между двумя лавовыми пустынями...». Также Ибн Каййим в «Зад аль-маад» передаёт слова Ибн Аббаса: «Когда Пророк покинул Мекку, Абу Бакр сказал: «Они изгнали своего Пророка. Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Да погубит их Аллах». Тогда Аллах ниспослал аят:

أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَٰتَلُونَ بِأَنَّهُمۡ ظُلِمُواْۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ نَصۡرِهِمۡ لَقَدِيرٌ٣٩

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39). Это был первый аят, ниспосланный относительно сражения (цепочка передатчиков соответствует условиям Бухари и Муслима). Затем было предписано сражение против тех, кто воюет с мусульманами, но не против тех, кто не воюет с ними, как сказано об этом в аяте:

وَقَٰتِلُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يُقَٰتِلُونَكُمۡ وَلَا تَعۡتَدُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُعۡتَدِينَ١٩٠

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190).

Подобный взгляд на Хиджру сегодня отсутствует в умах мусульман и их учёных, за исключением немногих. Поэтому они ограничиваются лишь празднованием, отправкой поздравлений и написанием статей, сводя их к повествовательному пересказу деталей, а не к шариатским аспектам, не утруждая себя размышлениями о том, какие религиозные обязанности возлагает на них эта важная дата. Если бы мы вернулись к тому, что писали прежние поколения об этой дате, то увидели то, как серьёзно они относились к ней. Так, в хадисе, переданном Бухари от Ибн Аббаса, говорится:

بُعِثَ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ لأرْبَعِينَ سَنَةً، فَمَكُثَ بمَكَّةَ ثَلاثَ عَشْرَةَ سَنَةً يُوحَى إلَيْهِ، ثُمَّ أُمِرَ بالهِجْرَةِ فَهاجَرَ عَشْرَ سِنِينَ، وماتَ وهو ابنُ ثَلاثٍ وسِتِّينَ

«Пророк был послан в возрасте сорока лет, в течении тринадцати лет в Мекке ему ниспосылались откровения, затем ему было велено совершить Хиджру, и он совершил её, прожив после этого десять лет, и скончался он в возрасте шестидесяти трёх лет».

Пророк совершил Хиджру в месяце Раби уль-авваль на тринадцатом году пророчества, в понедельник, как передаёт об этом имам Ахмад от Ибн Аббаса, который сказал:

وُلِدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَاسْتُنْبِئَ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَخَرَجَ مُهَاجِرًا مِنْ مَكَّةَ إِلَى الْمَدِينَةِ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَقَدِمَ الْمَدِينَةَ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَتُوُفِّيَ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ

«Посланник родился в понедельник, покинул Мекку в понедельник, получил пророчество в понедельник, вошёл в Медину в понедельник и скончался в понедельник...». Подобное также упоминает Ибн Саад в своей книге «Табакат» с некоторыми отличиями, хадис приведён в сборнике Муслима.

В первые годы Ислама летоисчисления по Хиджре не существовало. Оно появилось после ситуации, произошедшей во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), который стал тем, кто утвердил этот календарь. В 17 году Хиджры к Абу Мусе аль-Ашари (р.а.) пришло письмо, датированное месяцем Шабан. Он отправил его халифу Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.) с вопросом о письмах, которые приходят с датами по месяцам без указания года, что приводило к путанице. Тогда Умар собрал сподвижников, чтобы найти решение. Некоторые предлагали начать летоисчисление с даты рождения Пророка, другие — с даты его смерти, а некоторые предлагали использовать календарь персов или римлян. После обсуждений сподвижники согласились начать летоисчисление с Хиджры Пророка, как с важного события в истории Исламского Государства. Умар (р.а.) сказал: «Хиджра отделила истину от лжи, поэтому начинайте летоисчисление с неё».

Что касается того, как главы неверных курайшитов отреагировали на событие второй клятвы при Акабе, то они проявили крайнюю осторожность, опасаясь последствий, которые могла повлечь за собой Хиджра Пророка и его сподвижников в Медину для создания Исламского Государства. Когда до них дошла весть о встрече Пророка с делегацией из Медины во время хаджа, несколько вождей Курайша пришли к ним и сказали: «Мы слышали, что вы пришли к одному из нас, вызвав его дали ему присягу на ведение войны против нас. Клянусь Аллахом, нет ни одного арабского племени, с кем мы меньше всего хотели бы воевать, чем с вами». Тогда язычники из Ясриба, которые не присутствовали при присяге и которых было более пятисот человек, поклялись, что ничего подобного не было и что они ничего не знают об этом. И это было правдой, так как они действительно не знали. Мусульмане из них молча переглянулись друг с другом, и делегация вернулась в Ясриб. Позже курайшиты узнали, что лишь некоторые жители Ясриба приняли Ислам, что подтвердило их подозрения. После чего они усилили преследования и притеснения мусульман и попытались догнать жителей Ясриба, но те уже покинули Мекку.

Хиджра была величайшим событием, к которому мусульмане должны подходить осознано на протяжении всей своей истории, не забывая о её значении и обязательствах, которые из неё исходят. Если мы обратим внимание на детали в этих событиях, то увидим, что Хиджра была неотъемлемой частью призыва к религии Аллаха, и что эти события сопровождались ниспосланием откровений. Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» в третьей главе под заголовком «Глава о Хиджре из Мекки в Медину» упоминает, что Хиджра и выбор места для неё были по откровению от Аллаха. Аз-Зухри передаёт со слов Урвы от Аиши, что Посланник Аллаха, находясь тогда в Мекке, сказал мусульманам:

إِنِّي أُرِيتُ دَارَ هِجْرَتِكُمْ ذَاتَ نَخْلٍ بَيْنَ لَابَتَيْنِ وَهُمَا الْحَرَّتَانِ، فَهَاجَرَ مَنْ هَاجَرَ قِبَلَ الْمَدِينَةِ، وَرَجَعَ عَامَّةُ مَنْ كَانَ هَاجَرَ بِأَرْضِ الْحَبَشَةِ إِلَى الْمَدِينَةِ

«Мне было показано место вашего переселения — земля с пальмами между двумя лавовыми пустынями (аль-Харратан). Затем те, кто желал переселиться, направились в сторону Медины, и большинство тех, кто переселился в Абиссинию, вернулись в Медину» (Бухари).

Абу Муса передал от Пророка:

رَأَيْتُ فِي الْمَنَامِ أَنِّي أُهَاجِرُ مِنْ مَكَّةَ إِلَى أَرْضٍ بِهَا نَخْلٌ فَذَهَبَ وَهْلِي إِلَى أَنَّهَا الْيَمَامَةُ أَوْ هَجَرُ فَإِذَا هِيَ الْمَدِينَةُ يَثْرِبُ

«Я видел во сне, что совершаю переселение из Мекки туда, где растут пальмы. Вначале мне показалось, что это была Ямама или Хаджар, но это оказалась Медина, Ясриб».

В разделе «Причина Хиджры Пророка» Ибн Касир упоминает множество событий, которые указывают на то, что каждая мысль и каждый шаг Пророка были направляемы Шариатом, что должно побуждать современных мусульман относиться к этим событиям с полной серьёзностью и ответственностью, черпая из них пример для подражания. Вот что говорится о них (привожу с некоторыми дополнениями):

— Ахмад ибн Ханбаль передаёт от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха находился в Мекке, когда ему было велено совершить Хиджру, и ему было ниспослано:

وَقُل رَّبِّ أَدْخِلْنِي مُدْخَلَ صِدْقٍ وَأَخْرِجْنِي مُخْرَجَ صِدْقٍ وَاجْعَل لِي مِن لَّدُنكَ سُلْطَنَا نَّصِيرًا

«Скажи: «Господи! Пусть моё пришествие будет правдивым, и пусть мой уход будет правдивым! Даруй мне от Тебя власть и помощь» (17:80). Катада в толковании этого аята сказал: «Введи меня достойно в Медину, выведи меня достойно (т.е. Хиджра из Мекки), и дай мне от Тебя власть и помощь — это Книга Аллаха, Его предписания и границы».

— Ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха оставался в Мекке, ожидая разрешения на Хиджру, в то время как его сподвижники уже переселились. В Мекке остались лишь те, кто был заточён или подвергся искушению, за исключением Али ибн Абу Талиба и Абу Бакра ибн Абу Кухафы (да будет доволен ими Аллах). Абу Бакр часто просил у Посланника Аллаха разрешения на Хиджру, но Пророк отвечал ему:

لَا تَعْجَلْ، لَعَلَّ اللَّهَ أَنْ يَجْعَلَ لَكَ صَاحِبًا

«Не торопись, возможно, Аллах даст тебе спутника». И Абу Бакр надеялся, что этим спутником будет он ﷺ».

Когда курайшиты увидели, что у Посланника Аллаха ﷺ появились сторонники и сподвижники из другого племени и в другом городе, и что его сподвижники начали покидать Мекку, чтобы присоединиться к ним, они поняли, что мусульмане нашли себе прибежище и обрели защиту. Они начали опасаться того, что Пророк также примкнёт к своим сподвижникам, понимая, что он готовится к войне против них. Тогда лидеры курайшитов собрались в Дар ан-Надва (дом совещаний) — доме Кусая ибн Килаба, где они всегда собирались для решения своих дел, чтобы обсудить, что делать с Пророком, которого они теперь боялись. Этот день был назван «днём суматохи». В этот день Иблис, проклятый Аллахом, в образе почтенного старца, облачённого в плащ, явился к ним. Они спросили его: «Кто ты, старец?». Он ответил: «Я старец из Неджда, услышал о вашем собрании и пришёл послушать, что вы скажете. Надеюсь, что смогу предложить вам полезный совет». Они сказали: «Хорошо, заходи», — и он вошёл с ними.

Они начали обсуждать различные планы, предлагались разные способы, а старик из Неджда направлял их обсуждения, пока в итоге они не приняли способ, предложенный Абу Джахлем ибн Хишамом, который сказал: «Нужно взять по одному знатному и крепкому юноше из каждого племени и вручить всем им по острому мечу, а потом пусть все они отправятся к нему, нанесут по одному удару мечом и покончат с ним. Таким образом, вина за его смерть ляжет на все племена сразу, и род Абд Манаф окажется не в силах противостоять всем, а это значит, что его родственники согласятся на выкуп за кровь, мы же выплатим им этот выкуп». На это старец из Наджда сказал: «Так и следует поступить, а иного выхода я не вижу!» И все курайшиты согласились с этим предложением, а потом разошлись и принялись готовиться к осуществлению этого плана.

Затем Джибриль пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал ему: «Этой ночью не ложись на своё ложе, на котором обычно спишь». Когда наступила ночь, курайшиты собрались у его двери, чтобы подстеречь его и убить, когда он уснёт. Посланник Аллаха ﷺ, увидев их, сказал Али ибн Абу Талибу:

نَمْ عَلَى فِرَاشِي وَتَسَجَّ بِبُرْدِي هَذَا الْحَضْرَمِيِّ الْأَخْضَرِ، فَنَمْ فِيهِ، فَإِنَّهُ لَنْ يَخْلُصَ إلَيْكَ شَيْءٌ تَكْرَهُهُ مِنْهُمْ

«Ложись на моё ложе и укройся этим зелёным плащом из Хадрамаута. Ложись в нём, и ничто из того, что они замышляют, не причинит тебе вреда». Затем Аллах ослепил их глаза так, что они не видели его. Пророк ﷺ стал бросать эту землю на их головы, читая суру «Йа, Син», начиная с аятов «Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты — один из посланников на прямом пути» и до аята «Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят». Не осталось ни одного из них, на чью голову не попала бы эта земля. Затем он ﷺ ушёл туда, куда хотел.

Ибн Исхак сказал: «В тот день Аллах ниспослал аят относительно того, что они замыслили:

وَإِذۡ يَمۡكُرُ بِكَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ لِيُثۡبِتُوكَ أَوۡ يَقۡتُلُوكَ أَوۡ يُخۡرِجُوكَۚ وَيَمۡكُرُونَ وَيَمۡكُرُ ٱللَّهُۖ وَٱللَّهُ خَيۡرُ ٱلۡمَٰكِرِينَ٣٠

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (8:30), и аят:

أَمۡ يَقُولُونَ شَاعِرٞ نَّتَرَبَّصُ بِهِۦ رَيۡبَ ٱلۡمَنُونِ٣٠ قُلۡ تَرَبَّصُواْ فَإِنِّي مَعَكُم مِّنَ ٱلۡمُتَرَبِّصِينَ٣١

«Или же они говорят: «Он — поэт! Давайте же подождём, пока время не разберётся с ним». Скажи: «Ждите, и я подожду вместе с вами»» (52:30-31). И далее Ибн Исхак говорит: «И тогда Аллах позволил Своему Пророку совершить Хиджру» (конец цитаты с из книги Ибн Касира).

Это было то, как неверные отреагировали на Хиджру, проявляя осторожность и опасаясь за себя из-за того, что намеревался сделать Посланник Аллаха. Они понимали, что с оказанной ему помощью, клятвой верности и Хиджрой, Пророк стремится создать Государство, поэтому преследовали его и преграждали ему путь, пока не дошли до входа в пещеру, где он укрылся. Но Аллах сохранил его ﷺ от них. Они пообещали щедрую награду за его поимку, и когда Сурака настиг Пророка, Аллах защитил Своего Посланника и от него. Важно отметить, что обещание Пророка Сураке об украшениях Хосроя, после того, как Аллах уберёг его от Сураки, имело глубокий смысл и передало всю суть происходящего. Пророк говорил с ним как Посланник и как глава государства, когда пообещал ему украшения Хосроя. Это показывало, что истинная суть конфликта в этом эпизоде заключалась в том, что курайшиты хотели предотвратить создание Исламского Государства, и что Ислам обретёт своё государство, которое превзойдёт Империю Хосроя, и что у него будет армия, которая победит армию Хосроя и уничтожит его правление, и что Ислам унаследует его территории.

Возникает вопрос, который требует ответа: кто несёт ответственность за то, что мусульмане сегодня не придают этому событию должного значения? Ответ заключается в том, что эта ответственность лежит на учёных. Мусульмане, по сути, следуют своим учёным. Аллах наделил учёных влиянием над мусульманами, которые следуют их фетвам, а также над правителями, поскольку учёные могут поднять народные массы и оказывать давление на правителей, поддерживая народ. В этом контексте на них распространяется хадис, переданный Абу Даудом:

كَلَّا، وَاللَّه لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، ولتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ، ولَتَأْطرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْرًا، ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْرًا، أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّه بقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ، ثُمَّ ليَلْعَنكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Но нет, клянусь Аллахом, вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, схватите за руку несправедливого, направите его к истине и ограничите его на ней, иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял их (сынов Исраила)».

И ещё один вопрос: почему все эти значения, детали, которые хорошо известны учёным, не находят своего отражения в следовании этому на практике, несмотря на насущную потребность в этом в наши дни? Ответ заключается в том, что есть одна причина: учёные несут большую ответственность за это упущение, чем кто-либо другой. Причина в том, что они получили своё образование и окончили обучение по шариатским программам, разработанным Западом и навязанным мусульманам. Эти учёные изучали Ислам по западной методике, которая отделяет религию от государства, сводя религию мусульман только к вероучению и индивидуальным предписаниям. А предписания, касающиеся государства и общества, были стёрты из их сознания и перестали быть объектом их внимания, как будто приказ одобряемого и запрет порицаемого перестал быть их обязанностью. В результате этого они перестали исполнять свою роль и обязанности. Таким образом, обычные люди также перестали задавать вопросы на эту тему, поскольку они следуют за своими учёными. В итоге правители управляют не по законам Ислама, и никто — ни учёные, ни простые люди — не спрашивают их об этом, за исключением лишь небольшой группы.

И ещё один вопрос: можно ли назвать такую позицию учёных отрицанием того, что предписания Ислама охватывают все отношения, включая установление Исламского Государства? Учёные не отрицают ни одного аспекта религии, и доказательством этого является то, что они ссылаются на все связанные с этим тексты, Сунну Пророка, Халифов и сподвижников, гордясь своей историей, частью которой являются история Халифов, джихад и завоевания. Однако они стали относиться к этому как к истории, которую просто рассказывают, и, будучи в угнетённом положении, они лишь прибегают к молитвам, ожидая, что Аллах дарует им избавление. Поэтому сегодня эти учёные сами нуждаются в том, чтобы их наставляли и призывали!

Да, Хиджра Пророка неразрывно связана с Талаб ан-Нусрой, второй присягой при Акабе и созданием Исламского Государства. Неверные курайшиты понимали это правильно и действовали соответствующим образом. Сегодня мусульманам, начиная с их учёных и заканчивая простыми людьми, необходимо пробудиться от своей беспечности по отношению к этим важным аспектам, которая на руку лишь их врагам. Им нужно вернуться к тому пониманию религии, которое было у их предшественников.