Здравоохранение в исламском государстве (6)

Общественный и частный сектор

Здравоохранение в исламском государстве будет бесплатным и всесторонним. И государство должно обеспечивать пациентов всем необходимым оборудованием и медицинскими услугами, ибо лишение их этого всего может причинить им вред. Но оно не мешает отдельным лицам или компаниям в исламском государстве оказывать услуги, или открывать частные клиники и больницы, и никому не может быть запрещено лечить в частном секторе. Доказательством этому то, что передает Бухари от Анаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) позвал юношу, занимающегося кровопусканием, и тот пустил ему кровь. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) приказал дать ему один или два саа фиников и сказал, чтобы ему уменьшили налоги». Юноша пустил ему кровь и взял за это плату от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Требуется от того, кто занимается предоставлением медицинских услуг в частном секторе, равно был он частным лицом или предприятием, соблюдать законы государства. Также требуется от лица, предоставляющего медицинские услуги, быть компетентным в этом деле, равно было ли это в частном секторе или общественном. Тот, кто предоставляет услуги, будучи некомпетентным в этих делах, наказывается и ему запрещают заниматься этим делом. И если он навредит кому-либо, занимаясь своей деятельностью, то он обязан возместить тот ущерб, по причине его занятия делом, в котором он не специализируется.

Доказательства этого частные и общие. Что касается общего, то это правило «не вреди себе и не вреди другому», ибо лечение или предоставление медицинских услуг со стороны того, кто не обладает знаниями, ведет к причинению вреда больному. Аль-Мавардий в книге «Аль-Ахкам ас-Султанийя» говорит о том, что мухтасибы должны следить за специализацией людей: «Это касается того, в делах которого может быть упущение (как врачи и учителя), ибо врач, берясь лечить некую душу, из-за своего упущения может навредить ей. Точно также учителя, дающие неполноценные знания, которые трудно приобрести после того, как человек станет взрослым. Будут признаваться только те учителя и врачи, которые известны своими многочисленными деяниями и методами их осуществления.

Запрещается тому, кто проявил упущение или навредил, приступать к тому, что ведет к гибели душ и плохому нраву». Передает Аль-Карафий в «Аз-Захира» от имама Малика его слова: «Имам запрещает врачу заниматься лечением, если он только не был известным, и его лекарства не принимаются, если оно только не было известно». Что касается частного доказательства, то передают Абу Дауд, Ан-Насаий, Ибн Маджа и другие от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Кто занимался лечением, и он прежде не был известен этим, то он несет ответственность».

Аль-Хаким сказал, что это достоверная цепочка и с ним согласился Аз-Захабий. Аль-Хаттабий сказал: «Я не знаю разногласия в том, что если лекарь преступит и нанесет ущерб больному, то он несет ответственность. Человек, занимающийся лечением и не известный своими знаниями или деяниями – преступник. Если от его действий погибнет душа, то он платит выкуп, но нет возмездия, ибо он совершил свое действие с разрешения больного».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также осуществлял надзор за производством лекарственных средств. Приводит Аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» от Абдуррахмана ибн Османа ат-Таймий и сказал, что это достоверная цепочка: «Некий врач упомянул у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лягушку в качестве лекарства и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать ее». В этом хадисе есть указание на то, что государство ведет контроль над лекарствами, ибо хадис был приведен для разъяснения запрета убивать лягушку. Однако он также указывает на то, что государство может запрещать производство определенного вида лекарств. Эти доказательства разъясняют, что государство ведет контроль над частным сектором здравоохранения. И это даже является обязательным для него.

Административная система здравоохранения

Административная система здравоохранения исламского государства строится на простоте и быстром оказании медицинской услуги. Также строится на квалифицированности администрации. Это, в общем, взято из реальности осуществления интересов. Человек с определенным интересом желает этого как можно быстрее и наилучшим образом. Имам Муслим передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах предписал прекрасное выполнение любого дела. Если убиваете, то делайте это хорошо. А если закалываете, то закалывайте хорошо. И тот из вас пусть точит свое лезвие, дабы не мучить животное».

Прекрасное выполнение дела – приказ Шариата и для достижения этого в осуществлении интересов необходимо, чтобы администрация обладала тремя качествами. Первое из них – простота в системе, ибо она ведет к легкости и облегчению. А запутанность создает трудность. Второе – это быстрота во взаимоотношениях, потому что это приводит к облегчению достижения интереса человеком. А третье – это способность и квалифицированность людей. Это требуется для прекрасного выполнения дела, также как и требуется выполнение самого дела.

Что касается интересов здравоохранения, в частности, то быстрота и простота в административных делах является самым важным фактором, ибо болезнь – это острая нужда, задержка в лечении которой может привести к осложнениям и увеличению вреда, вытекающего из него. Также сам пациент не любит запутанности и ожиданий. То, что уменьшает сложность и административные операции в области управления здравоохранения это консолидация всех медицинских служб и учреждений в исламском государстве в одном аппарате, во главе которого стоит генеральный руководитель здравоохранения.

После него следуют руководители отделов, разделенных по вилаятам, затем руководители администраций, разделенные по префектурам, так что интересы здравоохранения управляются общими интересами и тем, что связано с этим, как округи и административные филиалы. А округи несут ответственность за дела самого округа и того, что связано с ним, как административные филиалы в префектурах вилаята. А семейные врачи, медсестры школ, центры по уходу за здоровьем матери и ребенка, больницы, аптеки и все работники других объектов здравоохранения несут ответственность перед руководителем администрации префектуры, к которой они относятся.

Что касается обеспечения всех граждан необходимыми медицинскими услугами, то это осуществляется следующим образом:

В каждой префектуре должно быть определенное число медицинских центров, которые содержат семейных врачей, медсестер, аптеки и экипажи чрезвычайной скорой помощи в соответствии с численностью населения и отдаленности жилых районов друг от друга так, чтобы на каждого семейного врача не приходилось большое количество пациентов, которым он не в состоянии предоставить медицинские услуги быстро и качественно. И так, чтобы медицинский центр не находился далеко от больного человека. Если жилье одного из граждан изолировано или находится вдали от ближайшего жилого сообщества, то оно должно быть под наблюдением ближайшего медицинского центра, который может доставить больного в центр в любое время, дабы он мог получить любую медицинскую помощь, будь она скорой или нет. Или передать лекарство больному.

Тот, кто хочет получить скорую медицинскую помощь, должен идти к семейному врачу, который окажет услугу, если она находится в пределах его ведомости и специальности. В ином случае, он должен доставить его к другому специалисту или в больницу согласно медицинской проблеме и необходимости оказания немедленной помощи.

У кого были хронические проблемы со здоровьем, как диабет, кровяное давление или сердечные заболевания и т. д, то он периодически посещает врача, который специализируется по этой хронической болезни. И семейный врач должен следить за пациентом через ознакомление с диагнозами врача-специалиста.

Кто хочет получить скорую медицинскую помощь, то ближайший экипаж скорой помощи оказывает первичную помощь и доставляет пациента немедленно в больницу.

Государство должно создать в каждой префектуре, по крайней мере, одну больницу, в которой будут основные специализации, как лечение внутренних заболеваний, детская хирургия и т. д. В ней также должен быть отдел для чрезвычайных услуг. Государство должно заботиться о том, чтобы в каждом вилаяте была хоть одна больница, где наряду с основными специализациями были бы и второстепенные другие отделы для редких заболеваний. Эти отделы определяются согласно имеющимся болезням в том вилаяте, ибо могут быть болезни на Ближнем Востоке, которых нет в Африке, например.

Банк данных, записи и электронная личностная картотека

В интересах здравоохранения исламское государство должно создать электронный регистр сведений каждого человека, содержащий все детали, связанные со здоровьем, и все проблемы со здоровьем, оказанные услуги или принятые лекарства. Эта информация черпается из основных центров по уходу за здоровьем матери, детей, школьных медсестер, больниц, семейных врачей и всех других медицинских административных органов государства так, чтобы все фиксировалось в одной электронной записи. Целью этой записи является информирование тех, кто хочет оказать медицинскую услугу этому больному о его прошлом состоянии здоровья для облегчения диагностики проблемы здоровья и назначения соответствующего лекарства.

И так как врач – советник, а советник – хранитель информации. Как передает Абу Дауд от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а Албани сказал, что хадис – сахих, информация о больном должна быть скрытой и о ней должен знать только сам больной или тот, кому он дозволил, ибо болезнь обычно скрывается и не хотят, чтобы о ней знали люди. Кроме того, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе, о котором Албани сказал, что он хасан, по риваяту Тирмизи и Абу Дауда: «Если человек скажет что-либо и посмотрит по сторонам, то это является аманатом».

Посмотрит по сторонам, боясь, что кто-то может услышать его речь. Это является метонимией того, что то, о чем говорят, касается только того, кому говорят это. Поэтому его слова – это аманат тому, кому говорят их. Слова больного врачу из этого же рода, т.е. аманат, ибо больной говорит только врачу и не хочет, чтобы об этом узнали другие. Также передает Муслим, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если какой-либо раб покроет другого раба в этой жизни, Аллах покроет его в Судный день». Говорить о секретах больного является злословием, ибо это упоминание о больном того, что ему не нравится. А злословие запрещено согласно словам Аллаха:

وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا

«И не злословьте за спиной друг друга» (49:12) .

Исключением из обязанности утаивания информации о болезнях является то утаивание, которое может привести к вреду для общества. Это, например, утаивание инфекционных заболеваний или недонесение о больном, страдающем эпилепсией, который может управлять самолетом или грузовой машиной и вызвать опасность для общества. Это делается для предотвращения вреда, что согласно Шариату, является обязательным. Исключение здесь касается только осведомления тех сторон, которые занимаются устранением возможного вреда, а не осведомление любого человека.

Медицинское образование, профессиональное обучение и научное исследование

Ислам запрещает вести медицинскую деятельность тому, кто не был известен как медик. В хадисе марфуъ, который приводят Абу Дауд и Ибн Маджа от Амра ибн Шуайба, от его отца и деда говорится: «Кто вел медицинскую деятельность и не был известен как медик прежде, то он несет ответственность». Аль-Хаким счел достоверным иснад этого хадиса и с ним согласился Аз-Захабий.

Поэтому исламское государство определяет критерии, согласно которым можно отличить медика от не являющего таковым. И оно должно запрещать тому, кто не соответствует этим критериям, вести медицинскую деятельность. Если он возьмется за то, что не было в сфере его знаний или специальности и нанесет вред больному, то он будет спрошен за свое преступление и будет нести ответственность за причиненный вред, ибо он за свое содеянное действие считается преступившим и расплачивается из своего имущества. Также помощники врачей, медсестры, фармацевты и другие несут ответственность за оказание услуг без специализации в этой области и нанесение вреда больному.

Поэтому государство создает комитеты медицинских специалистов и преподавателей, миссия которых заключается в определении учебной программы для преподавания медицины в университетах и определения освоения минимума предметов и навыков, необходимых врачу для получения лицензии на медицинскую практику. Также разрабатываются программы всех медицинских специальностей специалистами в этой области для предоставления лицензии заниматься определенной медицинской деятельностью тем, кто овладел этими знаниями. И это такие направления, как хирургия, терапия, педиатрия и т. д. И будут создаваться комитеты, которые будут курировать профессии медицинских сестер, фармацевтов и другие вопросы, связанные с медициной.

Что касается медиков, которые изучали медицину за границей исламского государства, то смотрится: если он работал медиком достаточное время в том государстве так, что он приобрел опыт и знания в своей сфере, то ему дается разрешение для ведения медицинской деятельности. А если он не работал достаточное время, то проходит экзамены по изученным предметам и необходимым навыкам у того, кто учился в исламском государстве. Если он сдает экзамены успешно, то получает разрешение, а если нет, то обучается необходимым предметам и требуемым навыкам, и согласно экзаменационной оценке выдается разрешение.

Контролирующий орган (хисба) запрещает не получившему надлежащее разрешение человеку оказывать медицинские услуги. При этом нет ограничения вытекающим вредом от его действий, напротив, на него налагается наказание (таъзир) согласно тому, что он выдавал себя за знающего и согласно той деятельности, которую он вел, не будучи специалистом в этом деле. На него налагается наказание, и его дискредитируют, ибо выдача себя за специалиста или знающего со стороны невежды считается обманом, что запрещено Шариатом. Передал Муслим от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто обманывает нас, тот не из нас». В другом хадисе от Абу Хурайры у Муслима также приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне никакого отношения» .

Также государство заинтересовано в обучении базовым медицинским навыкам – таким, как оказание первой медицинской помощи и искусственное дыхание на специальных бесплатных курсах. Эти курсы будут обязательными для членов полиции, армии и учителей в школах и необязательными для остальных граждан. Будет отдельный орган, дающий медицинские наставления, который будет связан с интересами здравоохранения и с интересами СМИ. Его цель – давать общие медицинские наставления для граждан через СМИ и конкретные для определенного сектора согласно их нуждам как, например, определенные рекомендации шахтерам, вооруженным силам, водителям и т. д.

Ввиду того, что медицина сегодня шагает быстрыми темпами, то государство также должно побуждать врачей продолжать отслеживать и изучать все открытия и достижения, дабы они могли предоставить более качественные медицинские услуги. И это путем поддержки и поощрения научных периодических изданий, брошюр и распределения их среди врачей, и путем периодических конференций и интенсивных курсов для врачей в их областях специализации. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал невежество болезнью и сказал, что лечением является спрашивание и изучение. В риваяте Абу Дауда от Ата ибн Джабира передается, что он сказал: «Мы вышли в путь и один человек из нас разбил голову о камень. Затем он стал оскверненным и спросил своих спутников об этом.

Можно ли в этом случае совершить таяммум? Они ответили: «Мы думаем, что нет, ибо ты можешь пользоваться водой». Он искупался и затем умер от этого. Когда они пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и оповестили его об этом, он сказал: «Они погубили его, да погубит их Аллах. Почему они не спросили, если не знали. Поистине, лечение невежества это спрашивание. Ему достаточно было сделать таяммум или наложить повязку на рану и протереть ее и помыв остальную часть тела». Албани сказал, что хадис хасан. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пригрозил им, сделал против них ду’а и сделал их грешниками. Поэтому врачи должны изучать все новое, ибо незнание некоторых медицинских новшеств может вести к нанесению вреда больному.

Исламское государство не просто должно следить за инновациями, но оно должно быть в авангарде инновационных научных исследований, в том числе и медицинских. Хотя все индивиды имеют право на создание научных лабораторий во всех аспектах жизни, включая медицину, но, все же государство само должно заниматься созданием таких лабораторий. Государство обеспечивает библиотеками и другими средствами познания вне школ и вузов для обеспечения тех, кто желает продолжить исследования в области медицины и других наук и знаний, и продолжить дальнейшие изобретения и открытия и т. д., пока не будет в стране большой группы изобретателей. Государство должно поощрять ученых и врачей делать все возможное для достижения ведущей роли в научной области.

Кроме того, исламское государство должно больше обращать внимание на определенные заболевания и медицинские сферы для научных исследований в них, как заразные или неизлечимые заболевания без учета финансовой отдачи от открытий или научных разработок в этих областях.

Государство создает медицинский призовой фонд из средств государственной казны, дабы награждать ученых и врачей, которые находят новые методы лечения и вакцины. Этот фонд предоставляет награды для производителей лекарств или защитных профилактик от самых опасных и распространенных в мире болезней.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побудил лечиться и искать исцеление. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, когда его спросили бедуины о лечении: «Да, о рабы Аллаха, лечитесь. Поистине, Аллах не посылал недуга, не дав от него лекарства за исключением одного недуга». Его спросили: «О Посланник Аллаха, какого?» Он ответил: «Старости». Албани сказал, что хадис сахих и его приводят Бухари в «Адаб аль-Муфрад», Абу Дауд, Ан-Насаий и Ибн Маджа.

У Аль-Хакима в «Аль-Мустадрак» приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах не ниспосылал болезни, не ниспослав от него лечение. Тот, кто узнал его, тот узнал его. А тот, кто не узнал его, тот не узнал его». Сказал Аль-Хаким: «У этого хадиса иснад сахих». Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что каждая болезнь имеет лечение, означают, что в этом есть побуждение на то, чтобы не отчаиваться в поиске лекарства от любой болезни.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел Аш-Шафа, дочери Абдуллы, обучить Хафсу, его жену, лечить болячки, которые выходят на ребрах. Передает Абу Дауд, а Албани сказал, что хадис сахих, от Аш-Шафа, дочери Абдуллы, что он сказала: Ко мне зашел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда я была у Хафсы, и сказал мне: «Почему ты не научишь эту лечить болячки подобно тому, как ты научила ее письму». В этом приказе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) есть указание на обучение медицинским наукам и способам лечения.

В этой связи важно отметить, что так называемые авторские и патентные права, используемые в капиталистической системе, являются незаконными условиями и не должны быть соблюдены, ибо договор купли-продажи в Исламе так же, как дает покупателю право собственности, точно так же дает право ему на владение. И все условия, не соответствующие договору купли-продажи, являются недействительными, и покупатель имеет право на него, даже если есть сто условий. Передается от Айши (да будет ею доволен Аллах): «Барира пришла ко мне, будучи наполовину освобожденной при условии выплаты своим хозяевам выкупа в размере девяти окий. Я сказала ей: «Если твои хозяева желают, я заплачу им, но покровительство будет принадлежать мне».

Она пришла и передала своим хозяевам, но они отказались и обусловили, чтобы покровительство принадлежало им. Айша сказала об этом Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал ей: «Делай». И она сделала. Затем он встал и обратился с проповедью к людям и, воздав хвалу Аллаху, сказал: «Что это с людьми, которые ставят такие условия, которых нет в Книге Аллаха. Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным. Книга Аллаха правильнее, и условия в ней надежнее, а покровительство принадлежит тому, кто освободил раба». Передали Бухари и Муслим. Хадис указывает на то, что условие, противоречащее Книге Аллаха и Сунне Посланника, не должно быть соблюдено.

В силу того, что условия защиты интеллектуальной собственности делают использование проданной вещи неполноценным, поэтому они являются недействительными. Они противоречат Книге Аллаха и Сунне Его Пророка из-за их противоречия шариатским требованиям договора купли-продажи, которые дают право покупателю пользоваться вещью как ему хочется согласно Шариату. Он может продать ее, подарить и т.д. Условия, которые запрещают дозволенное, являются недействительными согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мусульмане соблюдают все условия кроме тех, которые запрещают дозволенное или разрешают запретное». Передал Тирмизи, и Албани сказал, что хадис сахих. Поэтому по Шариату не могут быть авторские права или патенты. Напротив, все эти права дозволены.

Государство не отчитывает и не запрещает компаниям или лицам, находящимся под его властью пользоваться тем, что они завезли из других стран. В рамках Шариата будет являться анализ лекарств, охраняемых международными патентами, а затем повторное изготовление согласно правильным медицинским основам и их продажа. Или же перепечатка научных статей и публикация без разрешения автора или издателя.

Не обращается внимание на так называемые соглашения о правах интеллектуальной собственности (ТРИПС), или генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ибо эти соглашения запрещены Шариатом, и их условия не являются обязательными для мусульман. А что касается международных санкций или эмбарго, которые могут быть использованы другими государствами или Организацией Объединенных Наций против исламского государства в случае нарушения этих соглашений, то это является политическим вопросом, где государство должно решать его без снисхождения или нарушения Шариата. Оно может использовать средства массовой информации, чтобы попытаться обнажить капиталистическую алчность и использование ею этих соглашений, чтобы лишить возможности бедные страны и народы пользоваться богатствами знаний. И попытаться завоевать мировое общественное мнение для того, чтобы сломать эти соглашения и избавиться от их последствий.