Тема всеобщего осознания неотрывно связано с кардинальным идеологическим изменением, ибо немыслимо добиться изменения в обществах без соответствующих предпосылок. Первой и самой важной предпосылкой служит всеобщее осознание того, что требуется образовать в обществе путем процесса всеобъемлющего изменения, основанного на правильной идейной и принципиальной основе. Стоит отметить, что данный вопрос является одним из законов методологии (тариката) в процессе шариатского изменения, которые нельзя нарушать или отклоняться от их деталей. Потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следовал именно этому пути в Лучезарной Медине в процессе образования атмосферы, благоприятной для установления исламского государства. Поэтому, исходя из этого, необходимо понимать смысл всеобщего осознания, а также того, как можно добиться его для процесса особого (идеологического) изменения.
В арабском языке выражение «всеобщее осознание» передается словосочетанием «الوعي العام» [аль-ваъй аль-амм]. И если обратиться к толковым словарям арабского языка, чтобы узнать значение слова «الوعي» [аль-ваъй], то оно, как приводится в книге «ас-Саххах» (автор аль-Джавхари), означает запоминание и понимание. Арабы говорят: «وعاه» [ва’а ху] – осознал его «حفظه وفهمه» [хафизаху ва фахимаху] – запомнил и понял его. В разговоре оно употребляется следующим образом: «وعيت الحديث أعيه وعياً» [ва’айту аль-хадиса а’ихи ва’аян] – я осознал разговор, понимаю ясным осознанием. Что касается слова «العام» [аль-амм], то оно исходит от глагола «عمّ» [амма] – (все) охватил. Арабы говорят: «عم الشيء يعم عموماً» [амма аш-шай’у – я’умму умуман] – быть (все) общим. Следовательно, выражение «الوعي العام» [аль-ваъй аль-амм], как оно употребляется в арабском языке, означает осознание и запоминание народом (уммой) той мысли, которую необходимо довести до него, а также распространение этого осознания и запоминания среди большинства людей общества. Так достигается смысл всеобъемлемости, т.е. всестороннего охватывания.
Что касается того, как достигается данное осознание в обществе, то прежде чем приступить к пояснению пути осуществления и познания его в обществе, следовало бы пояснить виды этого всеобщего осознания в любом обществе и его влияние на процесс изменения. Этими видами служат:
1 – Всеобщее осознание потребностей общества, связанные с инстинктами и органическими потребностями. Возможно, кто-то скажет: «…проявления инстинктов и органических потребностей побуждают человека к удовлетворению в индивидуальной форме у каждого человека. Они нуждаются лишь в понимании вещей, которые удовлетворяют потребности, и нет надобности в осознании и осведомленности. А тема всеобщего осознания не имеет никакого отношения к этому вопросу». Верно, инстинкты и органические потребности побуждают человека к удовлетворению. Но, при этом, они не побуждают его к всеобъемлющему общественному изменению на основе органических потребностей и инстинктов. Процессу изменения общества на основе такого видения должны предшествовать осознание, осведомленность и диагностика реальности, даже если это связано с органическими потребностями и инстинктами.
Темой рассмотрения здесь выступает процесс изменения, а отнюдь не процесс удовлетворения и только. Например, мы говорим, что уровень безработицы в обществе является таким-то, количество голодающих людей достигло такой-то отметки, численность безработных столько-то, заработная плата ниже прожиточного минимума и так далее. Да, все эти вещи связаны с органическими потребностями в питании, питье, жилье. Возможно, такая ситуация стала результатом подавления, преследования и порабощения, как это имело место в средневековье у европейских народов или в древние времена у римлян. Затем люди восстали в коллективной организованной форме, после установления диагноза этой реальности, чтобы предпринять все необходимое для изменения этой реальности. Несмотря на то, что изначальным мотивом послужило инстинктивное побуждение, связанное с органическими потребностями или инстинктом самосохранения.
Каждая диагностика, которая предшествует изменению, нуждается в осознании и понимании её, даже если побудительный фактор её изначально был инстинктивным или исходящим от органических потребностей. Данное всеобщее осознание является предтечей (предпосылкой) процесса всеобъемлющего изменения, основанного на основе улучшения только уровня жизни или освобождения от рабства. Это всеобщее осознание порождает всеобщее мнение в кругу молодежи и людей, способных осуществить изменение. И эти люди приступают к процессу всеобъемлющего изменения, которое улучшает уровень жизни или ведет к освобождению от рабства, как это имело место во времена правления церкви или эпоху римской империи.
2 – Всеобщее осознание, исходящее из ошибочных и неправильных идей, равным образом, вытекают ли эти идеи из идеологии или вовсе не имеют идеологической основы. Такое произошло во многих странах Западной Европы, когда религия была отделена от государства, и народы приобрели идеологию под названием «компромиссное решение». У этой идеологии появилась доктрина и новая идея. Она заполучила общественное мнение, противодействующее гнету церкви и самовластию. Европейские народы начали осознавать эту новую идею, т.е. она появилась в народных массах и кругах ряда политических сил, способных осуществить изменение, всеобщее осознание. Затем это всеобщее осознание стало общественным мнением народа. Так свершился процесс кардинального изменения на основе этого мнения в большинстве европейских государств. Затем этот процесс перенесся к другим народам во многих уголках земного шара, после того, как эта новая идея стала общественным, а точнее всеобщим, мнением, исходящим из убеждений народов в её оптимальности. Другими словами, она стала общественным мнением после всеобщего осознания её.
3 – Всеобщее осознание, исходящее из правильной идеологии. Правильная идеология – как мы знаем – эта идеология, доктрина которой строится на разуме, т.е. убеждает человеческий разум, в общем виде, и соответствует природе человека. Другими словами отвечает инстинкту поклонения в том смысле, что утверждает нужду человека в Великом Творце. Это невозможно встретить нигде кроме, как только в исламской идеологии, поскольку она убеждает человеческий разум со всех сторон тем, что у этой вселенной есть Творец, который сотворил её, а также утверждает нужду человека в этом Творце.
Стоит отметить, что такое всеобщее осознание – исходящее из правильной идеологии – невозможно добиться кроме, как только у верующих людей, т.е. мусульман. Ибо во всем мире не существует такой идеологии, помимо исламской идеологии, которая обладала бы способностью убеждать разум и быть в гармонии с природой человека.
Что касается проведения в жизнь этого всеобщего осознания, то оно достигается благодаря ясности центральных идей Ислама, на основе которых необходимо провести изменение в сознаниях людей, у народной массы в обществе, как с мировоззренческой, так и с законодательной стороны. Другими словами, путем достижения осознания общих идей Ислама у общества. Это такие общие идеи, как «единственность Аллаха, Свят Он и Велик», «Законодателем служит только Аллах», «Недопустимость принятия законодательства от другого, помимо Него», «Любое законодательство, помимо Его законодательства, является неверием, которое запрещено принимать».
Также необходимо добиться осознания того, что исламская умма является единой общиной в защите от других людей, что в этой общине должно господствовать братство, что в основе её объединения лежит религия независимо от этнических и региональных принадлежностей, что исламское государство служит символом единства и мощи мусульман, что данное государство является обязанностью и одним из судьбоносных вопросов исламской уммы. Ибо без исламского государства умма оказывается потерянной и немощной, не говоря уже о том, что этим она навлекает на себя гнев Аллаха. Также необходимо добиться всеобщего осознания того, что неверующие выступают врагами уммы, которые не желают добра ей и всячески стараются не допустить возвращения Ислама через возвращение единства уммы с установлением исламского государства. Также необходимо добиться осознания того, что исламская умма придет к развитию путем своей идеи и идеологии, а отнюдь не путем западных идей и прозападных марионеточных движений и партий, даже если они называют себя исламскими. Все это является общим осознанием, которое необходимо образовать в исламской умме.
Одновременно с этим, необходимо частное осознание всего подробного у отдельной группы из числа сынов мусульман для того, чтобы произвести идеологическое изменение в обществе. Другими словами, это частное осознание должно быть у тех партий, которые непосредственно ведут процесс изменения, и у обладателей силы, помощи и защиты, т.е. у видных людей. Они стоят в первых рядах движения за перемены, а значит, они должны обладать частным осознанием поверх всеобщего осознания, существующего у остальной части уммы. И это для того, чтобы их помощь была правильной, а их деятельность – невредимой, чтобы они не подверглись никакому отклонению во время процесса кардинального изменения.
Когда у уммы появляется это всеобщее осознание, оно (всеобщее осознание) автоматически образовывает всеобъемлющее общественное мнение в политических и мыслительных кругах общества, а также в народных массах. Тогда у уммы появляется готовность принять этот процесс изменения на основе той идеи, которую требуется утвердить в обществе. Таким образом, умма становится хранительницей этого процесса, оказывая помощь в этом.
Наряду с этим общим осознанием Ислама и неверия с его способами и замыслами, а также процесса изменения, которое необходимо произвести в обществе, у уммы должно быть всеобщее осознание тех, кто несет эту идею и работает над ней, желая воплотить её в реальной жизни. То есть умма должна знать партии, работающие над изменением, а также их искренность и правдивость. Под осознанием работающих партий в данном случае подразумевается осознание правильности этих партий и твердости их приверженности к идее, которую они несут, а также их искреннего отношения к умме и непричастности ни к каким другим сторонам, а также их способности вести правление, возглавить мусульман и продолжить дело после свершения перемен, т.е. осуществления процесса изменения.
Сегодня требуемым осознанием в мусульманских странах выступает всеобщее осознание процесса правильного идеологического изменения и тех, кто работает над ним, наряду с существующим подавляющим общественным мнением относительно Ислама. А не только осознание, связанное с инстинктами и органическими потребностями, т.е. осознание положения нищеты с точки зрения продовольствия, заработной платы, жизненных потребностей, свободы действия и избавления от навязанных людям ограничений.
Если обратить внимание на сегодняшнее положение мусульманских стран, то замечаешь, что в целом мусульмане, хвала Аллаху, имеют общее мнение об Исламе. Подавляющее большинство требуют Ислама. Это общественное мнение движется в сторону полного всеобщего осознания. Однако ему противостоят ошибочные идеи, пытающиеся уклонить с правильного курса. Эти подозрительные и смешанные идеи, порой стараются совместить между двумя противоречивыми понятиями, а порой искажают истинное понимание Ислама. Они являются чуждыми для мусульман идеями, внесенными из отравленных просвещений Запада посредством исламских и неисламских движений, которые служат империализму, а также по вине обмана зловещих ученых и религиозных учреждений, находящихся под покровительством неверующих государств в мусульманских странах и по причине удержания правителями средств массовой информации и трибун общественной гласности. Кроме того им способствует свирепая война, развернутая неверующими государствами, против правильного осознания, чтобы ситуация не обернулась против них и не оказались мусульманские страны вне их контроля.
Что касается Хизб-ут-Тахрир, его идейной и правоведческой (даъват) стороны, то в большинстве государств исламского мира о нем существует общественное мнение в результате арестов, казни, репрессий и гонений, а также в силу знания уммой его искренности. Однако этому общественному мнению относительно хизба противостоят Запад и ряд исламских и неисламских движений, которые пытаются исказить его образ, чтобы отвести людей от его идеи, метода и цели, и тем самым не дать возможность осознания хизба в этих странах у мусульман в целом. Причина отсутствия этого всеобщего понимания ни в хизбе, ни в его идее, ни в его усердии довести свою идею. Она заключается в притеснении и информационной блокаде, которая применяется против его идеи, членов и деятельности, а также в окружении людей страхом, подавлением, насилием и тюремными заключениями в отношении тех, кто приближается к хизбу. Как бы там ни было, осознание существует у многих мусульман в тех странах, в частности среди образованных и интеллигентных мусульман.
Да, можно сказать, что в умме есть общественное мнение об Исламе, а в некоторых мусульманских странах сверх этого мнения существует значительное общественное мнение о Хизб-ут-Тахрир. Тем не менее, всеобщее осознание до сих пор нуждается в появлении его у уммы в целом, даже если оно и существует у многих её индивидуумов. Именно это и является той проблемой, от которой страдает исламская умма сегодня.
И если обратить внимание на международные события, которые произошли и продолжают происходить внутри и за пределами мусульманских стран, можно заметить, что они пробуждают мышление уммы к всеобщему осознанию. Особенно такие события, как: оккупация евреями палестинских земель и провал правящих режимов в противостоянии этому на протяжении многих лет, оккупация Афганистана и Ирака, и поддержка правителей и армий мусульманских стран этой оккупации, унижение государств в исламском мире перед израильтянами ради подписания мирного соглашения, сотрудничество правителей мусульман с Америкой в борьбе с Исламом, которую они назвали «антитеррористическая военная кампания», ликвидация искренних сынов исламской уммы, как боевых командиров джихада, так и ученых. И наконец, пришли эти сокрушительные революции и восстания, как новый приток в тигле всеобщего осознания в исламской общине. Именно они восстали против правителей словно вулкан, разрушив большинство препятствий, поставленных правителями, перед всеобщим осознанием, чтобы не допустить его образования.
Также этому идейному пробуждению к всеобщему осознанию способствовало падение таких интернациональных идей, как социализм и капитализм, и их неспособность в решении проблем народа в различных сферах жизни, например, в экономических и социальных аспектах жизнедеятельности человека. Поэтому можно сказать, что умма принялась в ускоренном темпе пробивать себе путь в сторону всеобщего осознания Ислама, а также хизба.
В довершении хочется сказать, что эти революции, по дозволению Аллаха, разрушат все оковы и барьеры, воздвигнутые правителями, препятствующие умме дойти до степени правильного всеобщего осознания своей религии и искренних партий, которые желают её развития и изменения её положения. Эти революции разоблачат правителей и их ничтожные идеи перед собственными народами. В водовороте этих ускоряющихся и последовательных событий очень скоро народы придут к полному убеждению, что их спасение не в мифических и фальшивых западных идеях, как демократия и свобода, а в возвещённой и развитой идее Ислама. Одновременно с этим появится полное убеждение вследствие всеобщего понимания того, что Хизб-ут-Тахрир является единственным, кто несет знамя правильного изменения в исламском мире, стремясь к нему со всей искренностью и непрерывной деятельностью. В этом есть, по дозволению Аллаха, хороший показатель принятия уммой правильных идей, которые скоро станут для неё осознанными. И тогда появится всеобщее понимание идеи хизба и его метода – правильного всеобъемлющего изменения.
Мы просим Всевышнего Аллаха предоставить благоприятные обстоятельства для скорейшего осуществления этого. И последние наши слова: «Хвала Аллаху – Господу миров»!
Хамд Табиб