Ислам ниспослан в качестве милости людям, чтобы вывести их из поклонения рабам к поклонению Господу рабов, из произвола религий к справедливости Ислама, из стесненности земного мира к богатству этого мира и мира вечного. Это в свою очередь неосуществимо без государства, которое претворяет в жизнь Ислам и несет свой призыв всему человечеству.
Поэтому призыв к возрождению исламского образа жизни путем установления государства халифат — это важная обязанность и великая работа, которую правдиво, усердно и с постоянством выполняют те, чьи умы Аллах озарил пониманием необходимости воплощения Ислама в государстве. Только такое государство будет защищать его, препятствовать упадку, разделению и развалу Уммы, которая верит в него. Именно это государство будет участвовать в построении отношений государств на основах, которые характеризуются справедливостью и пониманием ответственности за других. Оно отвергает империализм, монополизацию, эксплуатацию и присвоение богатств народов. Оно не допускает несправедливости, гнета и зла на земле.
В этой связи наблюдение за происходящими событиями с одной стороны и действия носителей призыва для осуществления этой благородной цели, с другой стороны, стимулируют к глубокому размышлению о тех средствах и способах, которые дают возможность быть в курсе всех обновлений с правильным и действенным реагированием на них. Изобретательность и хорошее применение средств и способов при распространении призыва имеет наибольшее влияние на его успех, после помощи от Всевышнего Аллаха. Однако успех этого дела нуждается в ясности основных понятий, связанных с движением носителей призыва. Я вкратце и с практическими примерами изложу некоторые из этих понятий, чтобы стимулировать мышление, которое движет этот призыв вперед. Я надеюсь на награду от Всевышнего Аллаха и на то, что этот материал встретит одобрение и будет способствовать полезному и действенному распространению призыва.
Носитель призыва
Носитель призыва должен стремиться к тому, чтобы его воспринимали именно как носителя призыва. Он должен давать то, что полезно призыву. В его деятельности и в его взаимодействиях с людьми должна проявляться идейно-политическая сторона. Качество «носитель призыва» должно быть, словно врожденным качеством каждого, кто ведет деятельность для возрождения исламского образа жизни. Также оно автоматически обязывает его к использованию любого другого своего качества для усиления им своей роли именно в качестве носителя призыва, стремящегося к установлению халифата.
Выполнение задач призыва, как и поклонения, требует благого намерения, правдивости и искренности, проявление стойкости в истине, смелости, готовности к пожертвованию и заботе о других, будучи постоянно бдительным относительно успешности призыва. Поэтому когда он, например, следит за политическими событиями, он не делает это как политический аналитик, хотя и обладает всеми качествами и способностями такого аналитика. Он следит, изучает и анализирует для того, чтобы понять воздействие этих событий на его призыв и способ его взаимодействия с ними. Когда он ведет информационную деятельность, он не делает это как журналист, хотя фактически и является таковым.
Его цель — довести свое послание. Полная отдача призыву ни в коем случае не должна означать оставление механизмов распространения призыва и всего, требуемого для этого. Сюда входит изучение некоторых наук, если это необходимо, таких как ораторское искусство, журналистика, аналитика или искусство письма для того, чтобы с пониманием и в совершенстве выполнять задачи призыва. При этом важно, чтобы его забота и понимание, когда он делает все это, были направлены на то, что выполняемо им, требуется для победы призыва. Это сохраняет его как носителя призыва и оберегает его от отношения к делу призыва как к хобби или просто как к работе.
Проблема званий и титулов
Среди людей, участвующих в обсуждении общественных вопросов, как на конференциях, так и в средствах массовой информации, распространилось соперничество в присвоении высоких званий и титулов. Стало популярно называть себя и других, например: политический мыслитель, исламский мыслитель, национальный мыслитель, исследователь, стратегический эксперт, писатель-энциклопедист и т.д. Чаще всего в этом кроется стремление приобрести видное положение, которое придает дополнительный вес «взгляду», высказываемому ее сторонником. Цель в том, чтобы звание или титул помогали ему продвигать свои мысли среди людей. Люди обычно оказывают уважение тем, кто имеют ученую степень, дипломы, звания и занимают высокие посты.
Однако этот путь в продвижении какого-либо взгляда свидетельствует об упадке. Суть в том, что в данном случае в приобретении поддержки со стороны людей он опирается на положение человека или его привилегированное происхождение или звание, а не на силу его доказательств, не на его мысли или успешность предлагаемых им решений. При небольшом изучении можно выявить, что многие из тех, кто обладают высокими званиями, обманывают ими людей. Зачастую они не имеют тех способностей и степеней, которые дают им то или иное звание. Поэтому носитель призыва должен делать акцент в своем призыве на его содержании. Естественно, это не мешает носителю призыва использовать свою квалификацию или свое звание, если таковые имеются, как фактор способствующий привлечению внимания людей к тому, что он хочет довести до них. Ну, разумеется с условием отсутствия в этом обмана и двусмысленности. Он должен постоянно понимать, что использование им своего звания — это всего лишь формальность, которая не должна вредить ему как носителю призыва. Чтобы не казалось, он тот, которому как будто не хватает понимания необходимых мыслей, понятий и решений, дающих ему возможность правильным и подобающим образом доводить до людей свой призыв.
Использование им своего звания должно служить делу призыва, а не его личности, и он должен быть очень внимательным в том, чтобы его любая, будь-то научная или профессиональная особенность, связанная с его званием, не преобладала над ним как носителем призыва. Это тот вид, в котором он должен предстать перед людьми, и именно в этом его слава и высокое положение. Ведь мы народ, которому Аллах дал могущество Исламом, и если мы ищем славы в ином, Аллах унижает нас.
Употребление терминов
Термины употребляются в какой-либо области в определенном значении, которые понимаются в рамках определенного контекста. Их употребление за рамками этого контекста считается пустословием или обманом людей. Например, употребление слова «мышь», применительно к компьютеру, имеет определенное значение, которое не имеет никакого отношения к животному. Также, например употребление звания «мыслитель» применительно к человеку, который представляет свои взгляды в какой-то сфере, и не имеет отношения к наличию особенного дара мышления у человека. Это звание употребляется для указания на того, кто обладает широким кругозором и глубокими познаниями, которые позволили ему достичь какого-то особенного идейного результата.
Это может быть, например, участие в построении теории в области какой-то науки или каком-то искусстве. Такими, к примеру, были Халид ибн Валид и Напалеон Бонапарт в области военного искусства; Эйнштейн и Ахмад Зувайл в научной сфере; Ибн Хальдун и Такыюддин ан-Набхани в политике и социологии. Такие люди являются редкостью, их мысли, теории и философия изучаются в последующих поколениях, а бывает и на протяжении очень длительного периода истории человечества. Следовательно, носитель призыва должен быть внимательным в понимании значений терминов и в их употреблении должным образом, дабы его не воспринимали шутником, невеждой или самозванцем. И поэтому носитель призыва обязан больше других, в силу своей надежности и правдивости, обращать внимание на употребление терминов согласно их реальности и в соответствующем им контексте.
Призыв и агитация
Агитация имеет огромное значение в продвижении чего-либо (будь то идея или товар) или кого-либо (например, человека на должность). Поэтому мы постоянно наблюдаем лихорадочное состязание в построении мощных информационных компаний, способных вести среди людей эффективную агитацию. Эти компании соревнуются в приобретении популярных личностей. Их приглашают на встречу в эфире и или предлагают им работу за фантастические денежные суммы и только ради того, чтобы привлечь внимание наибольшего количества зрителей. По причине большой значимости агитационной деятельности мы видим, что зарплата тысячи служащих, работающих на каком-то заводе, едва достигает суммы вознаграждения какого-то актера или спортсмена, участвовавшего несколько минут в рекламе какого-то продукта.
В мире призыва мы видим, что средства массовой информации заинтересованы в создании, так называемых, «новых проповедников» или же акцентируются на рекламировании определенных проповедников. Делается это с целью популяризации и продвижения определенных идей и направлений. При этом не освещаются противоположные взгляды или же умаляется их значимость. В результате этого информационного внимания проповедники, которые искусственно образованны СМИ, находят широкую общественную поддержку, тогда как многие выдающиеся мыслители, правоведы и политики находятся вне информационного освещения. Их почти никто не слышит, кроме их окружения и тех, кто связан с ним.
Такая реальность показывает важность того, что правдивый призыв должен вести соответствующую агитацию, чтобы иметь влияние на максимально возможные слои людей. Любая группа, если она полагается исключительно на силу своих взглядов и правдивость своих речей, не используя должным образом возможные информационные средства в распространении призыва, из соображений, что форма не представляет важности — сокращает свои возможности в публичном проявлении, влиянии и привлечении внимания людей в той среде, где идет борьба и жесткое соперничество более чем в одной области. Поэтому должное использование агитационных средств и информационной техники наряду с современными электронными возможностями в пользу призыва может принести ему больше популярности, чем тысячи проповедей, книг и воззваний.
Общеизвестно, что внимание к средствам влияния существует с давних времен. Например, долгое время к событиям и мыслям присоединяли соответствующие изображения и стихи, ведя, их, прославляя их и притягивая к ним внимание людей, а по сути, пропагандируя. В этой связи стоит отметить, что при ведении призыва необходимо стремиться представлять мысли со всей серьезностью и всеми доступными средствами так, чтобы призыв проявлялся в своем чистом и ясном образе, в своей доступности и в своей высокой цели. Поэтому внимание к агитации и информации требует отсутствия импровизации в отношении средств и способов, и требует знания человеком этого дела. В ином случае упускаются возможности, а иной раз такой подход может давать обратные результаты и нести вред призыву.
Например, человек пытается довести до людей какое-то, связанное с призывом, послание через видеозапись, и делает это совершенно некачественным образом с плохим изображением, неприятным голосом и на ломаном языке. Кроме того, те, кто берутся за такое дело, должны остерегаться того, чтобы их призыв не превратился в простую неэффективную агитационную деятельность, где превалирует воспевание славных личностей, девизы, восхваление героизма, не связывая это с правильными критериями и мыслями.
Руководящие личности
Часто случается, что правдивые призывы, которые провозглашают коренные идейные перемены, сталкиваются с дискредитацией и информационной изоляцией. Это исходит со стороны правящих режимов и их прихвостней. И естественно эти призывы нуждаются в личностях, которые смогли бы выступать против таких действий со стороны правящих режимов и опровергать их. Также внимание к проблемам общества и стремление активизировать людей в направлении принятия ими определенных целей и вопросов требует наличия личностей, которые обладают достаточными способностями для того, чтобы устанавливать и поддерживать связи с различными и широкими слоями людей. Важность достаточного наличия таких личностей больше всего замечается, когда ведется идеологическая и политическая борьба для воздействия на политические круги. Поэтому необходимым делом является появление носителей призыва в качестве влиятельных лидеров среди людей, чтобы они политически руководили деятельностью на поприщах борьбы. Однако это появление должно быть естественным, т.е. не должно быть притворства и деланности. Это должно происходить автоматически при наличии соответствующих способностей и возможностей. В ином случае оно будет лишь бременем для призыва.
Для этого дела каждый не подходит. Им должны заниматься те, кто, и по форме и по содержанию, способны на это. Появление таких личностей происходит благодаря вниманию к тем, в ком замечается высокий уровень умственного развития, серьезность, способность следить за событиями и наличие влияния в своей среде. Либо их появление происходит путем намеренного приобретения определенных личностей из числа тех, кто уже имеет влияние в обществе, во благо призыва, чтобы они примыкали к призыву, поддерживали его, беспокоились о нем и становились его частью. Так Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просил Аллаха, чтобы Он помог ему одним из двух Умаров. Здесь необходимо обращать внимание на то, что появление таких руководящих личностей ни в коем случае не должно отделяться от мыслей и критериев призыва. Приобретение новых сторонников или поддерживающих лиц не может считаться настоящим приобретением, если это не происходит путем их соединения с мыслями и критериями, которые провозглашаются самим призывом, а происходит исключительно на основе их доверия к определенным личностям.
Окончательным решением касательно правильности связи с призывом и истинной преданности ему служит подчинение его мыслям. Подчинение верным мыслям служит гарантией правильности дел призыва, стойкости его приверженцев и их сплоченности. Привязанность же призыва к личностям, какую бы они не имели степень важности в обществе, несмотря на их мысли, подвергает призыв следованию за их ошибками и их изменчивостью. Исходя из этого, следует вновь сделать акцент на том, что употребление любого качества, звания, профессионализма или руководящей личности — это не более чем средство, требуемое для продвижения вперед дел призыва.
Требования призыва
Дела, требуемые распространением призыва, имеют свою специфику, свои требования и цели. К ним нужно относиться серьезно, чтобы дела призыва могли исполняться и давали преследуемые от них результаты. Здесь серьезность требует того, чтобы проанализировать способ выполнения дела и реализацию цели до начала выполнения этого дела.
В ином случае дело будет выполняться импровизированно и несерьезно. Серьезность требует также правильности выбора людей, чтобы это были наиболее способные для исполнения дел, так как приобретение человеком качества «носитель призыва» не означает его автоматическую пригодность для исполнения любых дел и задач призыва. Возлагать дело нужно на того, кто может исполнить его должным образом. Также необходимо проявлять внимание к снабжению всем необходимым того, кто выполняет это дело, чтобы обеспечить верный и непрерывный ход дела. В случае отсутствия того, кто может выполнить требуемое дело, оно адресуется тому, кто предположительно может приобрести эти способности в процессе выполнения дела. Заниматься каким-то делом без знаний о его требованиях и способе его выполнения, да еще и при отсутствии механизмов его выполнения, ведет к затруднению дел, к их задержке, к потере сил, времени и возможностей для правильного и эффективного служения призыву.
Правильный выбор того, кто хорошо выполняет определенную задачу, благодаря соединению его способностей, опыта и знаний со спецификой задачи и ее требованиями — это возложенная на нас ответственность. Вспомним пример с выбором Талута иудейским королем и его обладание, дарованными Всевышним Аллахом, обширными знаниями и физическими способностями. Знания являются важным фактором в личности руководителя, который благодаря ним имеет светлый ум, более способен, смел и сознателен в принятии подходящих решений. Так, например полноценность организма человека проявляется в его способности выдерживать физические и эмоциональные нагрузки, переносить беды и несчастья в отличие от слабого и больного человека. Эти качества важны для руководителя, особенно, если он выбран для руководства людьми в войнах, как это было с Талутом, мир ему.
Это касается всех различных дел призыва. Они имеют свои требования, для соответствия которым нужно искать соответствующего человека. В этих делах недостаточно наличие лишь искренности и самоотверженности. Административный «пост» например, естественно нуждается в том, кто умеет следить за деталями и регулировать ход дел в соответствии с законами. Политический «пост» нуждается в том, кто имеет способность прочитывать ход событий и связывать их с требованиями призыва для принятий решений и построения соответствующих планов в унисон происходящим изменениям. Для информационного «поста» нужны те, кто способны поддерживать связи с людьми для привлечения их внимания и влияния на них. И так далее.
Расположение приоритетов
Носитель призыва верит в мысли, которые стремится воплотить в жизнь. Он усердно доводит их до людей, чтобы они поддерживали его стремления к этому. Поэтому его задача состоит не только в том, чтобы открыто говорить истину, но и в том, чтобы воплотить эту истину в жизнь. Поэтому носитель призыва должен расставлять приоритеты и определять их в интересах своих целей.
Эти приоритеты могут быть разными с различием арены призыва по времени и месту. Когда он предлагает свои мысли и решения он представляет их как определенный шаг на пути осуществления какой-то цели, не оставляя без внимания происходящее вокруг него. Он должен понимать существующее положение и существующую реальность, изучать влияющие на них факторы и осознавать шаги, которые он должен предпринимать для осуществления преследуемой цели. Например, выступление против любой попытки сирийского режима установить контроль над революцией, как внесение конституционных поправок, переговоры с оппозицией или парламентские выборы. В то время, когда Сирия не имеет определенной ориентации в своем курсе, это должно продолжаться непрерывно с целью разоблачения режима и демонстрации лживости его утверждений, как часть полномасштабной политической деятельности, направленной на свержение этого зверского режима.
При этом в другой стране может и не быть причины для того чтобы вообще акцентироваться на вопросе выборов, где в обозримом будущем призыв не ставит своей целью свержение режима. Кроме того, призыв в стране может быть еще молодым, а столкновения с правящим режимом подвергнут носителей призыва к бессмысленным, в настоящее время, суровым страданиям. Например, так обстоит дело, например в Туркменистане, где мудрое решение требует концентрации на том, чтобы формировать саму группу, а также спокойно и терпеливо привлекать сторонников в пользу мыслей призыва. Поскольку в любом новом месте призыв изначально имеет цель создать группу, на плечи которой ляжет бремя призыва. С появлением этой группы и ее выходом из «детского возраста» призыв начинает идти по своему естественному пути для осуществления желаемых перемен.
Подробное изложение целей
Необходимо сохранение предельной ясности относительно преследуемой цели, т.е. возрождение исламского образа жизни, а также касательно ее необходимости, метода ее реализации, вызовов и препятствий, которые стоят перед ней. Ясность понимания дает возможность носителю призыва стойко идти по своему пути, здраво планировать, ставить практические цели, связанные с обновляющейся реальностью, и кроме этого давать необходимые решения для соответствующей реальности. Здесь достигается соответствие между словами носителя призыва и его действиями, он приспосабливает свои способы и средства к требованиям призыва.
Этим самым он избегает изолированности и замыкания в себе или того, чтобы размышлять лишь в свое удовольствие, что совершенно далеко от тех планов и действий, которые требуются реализацией целей призыва. Следовательно, он оказывается в центре арены, борясь со своими оппонентами и врагами в соответствии с требованиями реальности, а не в соответствии с тем к чему он привык. Исходя из этого, носитель призыва должен ставить определенные цели, стремясь к их реализации, чтобы дела призыва были связаны с ними, а критерий успеха или провала понимался из материального результата, связанного с осуществлением этих целей. Например, поиск помощи для установления халифата в какой-то стране изначально требует формирования сильного общественного мнения в его пользу в политических кругах и среди интеллигенции.
Необходимо, чтобы призыв пользовался уважением и авторитетом в этих кругах и даже со стороны его противников. Значит, придание веса этому общественному мнению является самоцелью, и даже целью является каждое действие, которое ведет к этому. Например, выдвижение руководящих личностей, которые имеют среди людей уважение и авторитет, издание авторитетного журнала или газеты, которые пользуются доверием у людей, читаются в политических кругах и простыми людьми и т.д. Это подтверждает вышесказанное об обязательности того, чтобы соответствующие лица занимались корректировкой планов, не отстающих от развития событий. Суть в том, чтобы мы не только не останавливались у черты понимания мотивов и движущих сил этих событий, но и определяли необходимые действия для использования этих новых реалий.
Подробное изложение целей переносят носителя призыва к практическим направлениям, так как обязывают его обращать внимание на результаты своих действий. Это должно происходить через связывание носителями призыва своих действий с подробными целями, имеющими четкую связь с главной целью призыва, т.е. с установлением Халифата для возрождения исламского образа жизни. Анализ жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в этой области показывает нам, что каждый раз, когда перед ним закрывались возможности для реализации Ислама в одной политической единице, он искал новые места, с целью получения помощи у других, где была бы защита и возможность для распространения его призыва. Таким образом, призыв не был просто ради самого призыва. Он велся для реализации Ислама в реальной жизни.
Оценка исполнения дел
Разум выполняет необходимый процесс мышления и приходит к заключению посредством определенных механизмов и знаний, касающихся исследуемой реальности. Любое упущение в приобретении каких-либо из этих механизмов и знаний, которые связаны с нашей ответственностью и обязанностями — недопустимо. Как правило, их незнание или изъяны в их соблюдении, несомненно, становятся факторами безуспешности. Поэтому необходимо постоянное оценивание дел призыва для определения степени их успешности в реализации целей, которые преследуются их исполнением, будь то общие или подробные цели. Равно как носитель призыва должен постоянно обращаться к своим мыслям, к реальности, которую он намерен изменить, и к международной обстановке, в которой он живет, он также должен проводить оценку любого дела в призыве посредством ответов на вопросы, которые представляют собой критерии относительно действий. Например, это такие вопросы: Было ли действие подходящим и ведущим к реализации преследуемой цели?
Действительно ли эта цель достигнута благодаря этому действию или добавились еще какие-то действия? Были ли достаточными время, усилия и средства, выделенные для его исполнения? Проходило ли планирование действия, его организация и наблюдение за ним правильным образом соответственно тому, как представлялось его исполнение? Ответы на эти и подобные им вопросы кристаллизуют действительность этих действий, а также помогают выявить проблемы и определить трудности при неудачном исходе дела. Они также помогают понять возможности индивидов и их потребности в развитии собственного уровня и профессионализма для исполнения обязанностей, исходящих из их ответственностей. В случае отсутствия оценки или отсутствия в ней правильных критериев могут происходить разногласия между членами одной группы касательно оценки успешности или безуспешности выполнения действия. Особенно это происходит, когда оценивание является индивидуальным, относительным и эмоциональным.
По причине отсутствия процесса здравой оценки мы часто наблюдаем, что одни считают какое-то действие успешным и даже отличным, тогда как другие считают то же самое действие никчемным и совершенно безуспешным, что ведет к появлению беспорядка и расстройству в планах и расчетах. Ко всему прочему результатом отсутствия оценки обычно становится путаница в понятиях, когда некоторые при многократной безуспешности начинают полагать, что осуществление преследуемой цели невозможно, хотя в действительности выясняется, что связанное с этой целью действие не было исполнено правильным образом, либо изначально оно не подходило для осуществления данной цели. Все это невозможно понять без методичного процесса оценивания, который касается цели и деталей ведущего к ней действия.
Итог
Нет споров вокруг того, что смысл призыва состоит в распространении и воплощении, содержащихся в нем, понятий и взглядов с целью установления исламского государства, стремясь этим достичь довольства Всевышнего Аллаха, наградой чему обещан Рай, и спастись от Ада. Поэтому акцентирование внимания на кристаллизации имеющихся в призыве мыслей — это основное. Любая несерьезность или упущение в этом ведут к слабости речи призыва, неустойчивому движению, невозможности ориентирования уммы или принятия руководства над ней правильным образом. После этой истины мы должны быть внимательны в отношении другой истины, которая по своей значимости не уступает первой. Эта истина заключается в том, что влияние любой идеи в реальности не связано лишь со степенью ее правильности и правдивости ее сторонников. Влияние связано также с ее способностью убеждать других людей в том, что они нуждаются в ней. Это происходит путем демонстрации этой идеи в ее способностях решать проблемы, которые ощущаются людьми и они ищут для них решения. С другой стороны влияние этих решений происходит через формы, посредством которых демонстрируются эти решения, т.е. посредством средств и способов, способных привлекать внимание других людей к значимости этих решений.
Не говоря уже о значимости идеи в отношении ее сторонников. Отсутствие у людей убежденности в том, что они нуждаются в этой идее, лишает ее влияния среди них. Обратите внимание, например, на слабость влияния того, что называется наукой «акыда» или «таухид» (наука «калям») среди большинства мусульман, несмотря на ее огромную значимость для ее сторонников. Поэтому те, кто обращаются к деятельности для возрождения исламского образа жизни, должны искать ее через, установленную шариатом, программу и должны действовать по отношению к происходящим событиям согласно решениям, которые дает эта программа, что ведет к фактическому руководству людьми для осуществления целей шариата.
Всевышний Аллах сказал:
قُلْ هَـٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّـهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي ۖ وَسُبْحَانَ اللَّـهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴿١٠٨﴾
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108). Хасан аль-Хасан