«Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров: Саада ибн Муаза, Асйада ибн аль-Худайра и Аббада ибн Бишра»
Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллах
Светлое и сияющее имя Аббада ибн Бишра навсегда вошло в историю призыва Мухаммада ﷺ. В поклонении Аллаху он всегда был истинным праведником, посвящавшем ночь для чтения Корана. Среди бойцов своего отряда он отличался мужеством и отвагой во всех сражениях во имя возвышения Слова Аллаха. Если рассматривать его в ряду наместников или руководителей, то Аббад ибн Бишр был сильной личностью и надёжным хранителем средств мусульман.
Аиша сказала о нём и ещё о двух его соплеменниках:
– Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров, которые принадлежали к роду Абд аль-Ашхала: Саада ибн Муаза, Асйада ибн аль-Худайра и Аббада ибн Бишра.
* * *
Когда на горизонте Йасриба забрезжили первые лучи истинного наставления Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ, Аббад ибн Бишр аль-Ашхали был в расцвете молодости и юности. Его лицо светилось целомудрием и чистотой, а в поведении сквозила солидность и рассудительность, присущие зрелым людям, хотя в то время Аббаду едва исполнилось двадцать пять лет.
Когда Аббад встретился с молодым мекканским проповедником Мусабом ибн Умайром, то почувствовал к нему большую тягу, и вскоре два сердца связали прочные узы дружелюбия и симпатии, взращённые на основе общей веры. Их души обрели единение в их общих благородных и возвышенных моральных качествах, достоинствах и добродетелях.
Внимая Мусабу, нараспев читающему Коран своим нежным серебристым голосом с мелодичной и пленительной интонацией, Аббад воспылал сильнейшей любовью к Слову Аллаха, широко распахнув для него своё сердце. Это стало для него главной заботой и важнейшим делом. Днём и ночью, в пути и на стоянке он непрерывно повторял священные аяты до тех пор, пока сподвижники Пророка не назвали его имамом и другом Корана.
Как-то ночью Посланник Аллаха ﷺ совершал намаз в доме Аиши, примыкавшем к мечети. Заслышав голос Аббада ибн Бишра, читавшего Коран так мягко и нежно, как Пророк слышал это своим сердцем от Джибриля, он спросил:
– О Аиша! Это голос Аббада ибн Бишра?
– Да, о Посланник Аллаха, — ответила Аиша.
– О Аллах, прости ему его прегрешения, — сказал Пророк.
* * *
Аббад ибн Бишр участвовал во всех боевых походах Посланника Аллаха ﷺ, и в каждом из них он проявлял себя достойным образом, присущим носителю идей Корана.
Однажды Посланник Аллаха находился в пути, возвращаясь из дальнего похода. В одной из долин он остановился со своим отрядом на ночлег.
В этом походе один из мусульман пленил у язычников их женщину в отсутствие её мужа. Вернувшись и не найдя своей жены, муж поклялся именем аль-Лат и аль-Уззы во что бы то ни стало догнать Мухаммада и его спутников и не возвращаться, пока не прольётся кровь виновного.
Едва мусульмане распрягли своих верховых животных в долине, как Посланник Аллаха ﷺ спросил:
– А кто будет охранять нас этой ночью?
К нему подошли Аббад ибн Бишр и Аммар ибн Йасир и сказали:
– Мы, о Посланник Аллаха!
Пророк побратал этих людей, когда мухаджиры прибыли в Медину. Подойдя к выходу из долины, Аббад ибн Бишр спросил своего брата, Аммара ибн Йасира:
– Ты предпочитаешь спать первую или вторую половину ночи?
Аммар ответил:
– Я предпочитаю спать первую половину ночи.
Затем он устроился неподалёку на ночлег.
Стояла тихая и спокойная ночь. Звёзды, деревья и камни воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада ибн Бишра настроилась на поклонение Аллаху, а его сердце страстно тянулось к Корану. Необыкновенно приятным для него было читать Коран во время намаза, что прибавляло наслаждения и делало его удвоенным. Обратившись к къибле, Аббад приступил к совершению намаза и начал читать аяты из суры «Пещера» своим волшебным, притягательным голосом.
И вот, когда Аббад купался в этом божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали, заметив стоящего у входа в долину Аббада, человек понял, что в долине находится Пророк ﷺ со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил её в лук, а затем пустил в Аббада.
Аббад вырвал из своего тела стрелу, не переставая читать Коран и совершать намаз. Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая так же попала в цель. Однако Аббад выдернул её из тела, как и первую. Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад выдернул её, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалёку товарища и разбудил его со словами: «Вставай, я ранен и ослаб».
Когда пришелец увидел их обоих, то тут же поспешил ретироваться.
Посмотрев на Аббада, Аммар увидел кровь, обильно текущую из его трёх ран. Тогда он спросил его:
– Хвала Всевышнему Аллаху, почему же ты не разбудил меня, когда в тебя попала первая стрела?
Аббад ответил:
– В это момент я как раз читал суру из Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллахом, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который Посланник Аллаха ﷺ поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры.
* * *
Когда в эпоху Абу Бакра начались войны с вероотступниками, правдивейший снарядил большую армию, чтобы покончить со смутой, чинимой лжепророком Мусайлимой, подчинить поддерживавших его вероотступников и вернуть их в лоно Ислама. В авангарде этой армии находился Аббад ибн Бишр.
Во время сражений, не принёсших мусульманам заметного успеха, Аббад заметил, что ансары полагались на мухаджиров, а мухаджиры полагались на ансаров. Такое положение наполнило его душу скорбью и гневом. Всякий раз, слыша взаимные упрёки и пререкания, он чувствовал себя сидящим на угольях. Аббад прекрасно осознавал, что мусульмане добьются успеха в этих сражениях только в том случае, если каждая из сторон будет стремиться взять на себя всю полноту ответственности... Пусть же знают это истинно стойкие муджахиды.
В ночь перед решающим сражением около Акраба Аббад ибн Бишр увидел сон, что как будто небо раскрылось перед ним, а когда он вступил на Небеса, они приняли его, и небесные врата закрылись за ним...
Проснувшись утром, Аббад рассказал об увиденном во сне Абу Саиду аль-Худри. При этом он добавил: «Клянусь Аллахом, о Абу Саид, это означает мою смерть на поле боя».
Когда рассвело и сражение возобновилось, Аббад ибн Бишр поднялся на возвышенное место и провозгласил: «О ансары, отличитесь же среди других людей! И не вкладывайте ваши мечи в ножны! Не посрамите же Ислам!».
Он продолжал выкрикивать это, пока вокруг него не собралось около четырёхсот ансаров во главе с Сабитом ибн Кайсом и аль-Барой ибн Маликом. Здесь же был и меч Посланника Аллаха ﷺ — Абу Дуджана.
Аббад ибн Бишр и те, кто были с ним, бросились в гущу вражеских рядов, сея смерть своими мечами и грудью встречая опасность. Бой продолжался до тех пор, пока не были сломлены силы лжепророка Мусайлимы и его приспешников, бежавших в «Сад смерти».
И там, у стен «Сада смерти», Аббад ибн Бишр бездыханным рухнул на землю, обливаясь кровью... На его теле было бесчисленное число ран от мечей, копий и стрел врага, так что Аббада опознали только по имевшимся особым приметам.