بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Фахд Саид аз-Зайлий, Йемен — Сана
Вопрос развития всегда был одним из самых важнейших вопросов, занимавших внимание большинства мыслителей, политиков и экспертов. Что такое развитие? Как осуществляется оно? Почему те или иные народы приходят к развитию, а другие начинают деградировать и становятся отсталыми?
Связано ли развитие с вопросом религии, или со светской доктриной «отделения религии от жизни», или с вопросом технологического прогресса, или с построением высотных зданий (небоскрёбов), или с использованием современных материальных средств? Является ли обилие школ, колледжей и университетов, а также большое количество их выпускников и обладателей диплома о высшем образовании во всех областях и по всем специальностям свидетельством развитости страны? Можно ли считать каждую страну, живущую в экономическом достатке, развитой страной? Либо всё перечисленное — это плоды и достижения развития?
Во-первых, «развитие» в арабском языке обозначается словом «نهضة» (нахда), которое является производным от глагола «نهض» (подниматься). В терминологии «развитие» означает идейный подъём, который характеризуется глубиной и всеобъёмностью. Это — закономерный процесс изменения, перехода из низкого, отсталого и деградировавшего состояния в высшее положение на основе идеологии. Но появление какого преобразования свидетельствует о наличии развития в обществе? Каким критерием можно отличить развитого человека от деградировавшего (неразвитого)? Какая разница между развитым народом и отсталым?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо убрать неясность, которую многие неосознанно повторяют в своих речах. А именно, что продвижение образования, увеличение богатства и борьба с болезнями устраняют причины отсталости и болезненности общества — бедность, невежество и болезни. Данное утверждение настолько закрепилось в сознании многих людей, что стало базовым правилом. Государства задействовали все свои силы и потенциалы на борьбу с необразованностью и неграмотностью, начиная с детского сада и до университета, вплоть до обучения грамоте пожилых людей с целью искоренения безграмотности. Итого, в неразвитых странах процентное соотношение выпускников, специалистов с высшим образованием, магистров и докторов стало намного выше, чем в развитых странах. Но каким был результат? Остановило ли это их упадок и отсталость?
Результатом стала утечка большого количества мозгов и высокообразованных людей в развитые страны с целью применения своих возможностей. С другой стороны, увеличилось количество сотрудников и выпускников, которые толпятся в правительственных учреждениях с просьбой о приёме на работу. Это заставило множество государств принять на работу рекордное количество этих выпускников без всякой нужды в них, что привело к бесполезному растрачиванию денег и обременению государственного бюджета, так и не добившись при этом никакого увеличения производства и развития. Официальная установленная норма безработицы в некоторых странах достигла 70%.
Самым удручающим является тот факт, что уровень образования так и не вырос в этих странах. У служащих лиц так и не сформировалось методичное мышление, которое характеризуется чистотой и ощущением ответственности за интересы людей. Напротив, они как были меркантильными и гнались за личной наживой, так и остались такими, за исключением небольшой горстки тех, над кем смиловался Аллах.
С бедностью они начали бороться согласно правилам капиталистической экономической системы: свобода рынка, увеличение объёма производства, относительный дефицит, приватизация объектов и проектов общественной значимости. Они внедрили технологии во все экономические отрасли, погрузились в изучение экономики и увеличения богатства по методу пятилетнего и десятилетнего планирования. Затопили страну кредитами на строительство инфраструктурных и формальных потребительских проектов. В конечном счёте, посредством ловушки Всемирного Банка эти страны лишились собственной воли, и судьбы народов оказались под полным контролем заокеанских хозяев, которые грабят богатства и блага бедных стран, налагая на них политику обнищания и голодания. На плечи общества и государства в этих странах взвалились кризисы и тяжкое бремя. Таким образом, мы словно ставим телегу впереди лошади. И это происходит, несмотря на дарованное нам Всевышним Аллахом изобилие природных ресурсов — нефти, газа, металлов, плодородных земель, животного и морского богатства. Не говоря уже об огромном количестве рабочих и высококвалифицированных специалистов во всех отраслях. Мы по-прежнему идём ко дну и называемся третьим миром и развивающимися странами, т.е. отсталыми. Исходя из этого, мы приходим к твёрдому решению о том, что такие проявления стали следствием отсутствия основ и базовых принципов развития, так как именно они являются основными столпами подъёма любого государства. Стало быть, реальная проблема заключается в отсутствии рассмотрения основ развития, которыми являются:
1. Человек; глубокий взгляд на человека, живущего на этом свете.
2. Идеологическая основа; разумная доктрина с вытекающей из неё системой.
3. Общество; основные составляющие общества.
4. Государство; исполнительная структура, выражающая убеждения людей и ведущая их к развитию.
Первое: Человек
Человек выступает осью нашего исследования всего бытия, а значит, необходимо познать его строение и особенности, понять мотив его действий, поступков и того, чем он руководствуется при совершении их, а также степень его дисциплины и гармоничности поведения человека с поведением общества. Если взглянуть на жизнь человека во вселенной, то можно увидеть, что он отличается от других созданий особенными дарами, которыми одарил его Всевышний, такими как разум и воля. С самого своего рождения и до самой смерти он пребывает в постоянном движении. Ты видишь его озабоченным обеспечением своих нужд и удовлетворением своих чувств голода и желаний. Он старается сохранить и защитить себя, ощущает свою слабость (неспособность) и потребность, испытывает симпатию и сострадание. Он любит себя и стремится к приобретению (к владению) и власти, гневается и радуется. И в нём есть множество других чувств, которые рождают в нём стремление к удовлетворению своих потребностей и желаний, которые, зачастую, находятся во владении других людей помимо него. По этой причине человек, по своей сущности, является социальным субъектом, живущим в социуме (общине), который по своей природе зарождается в результате отношения мужчины с женщиной. Так появились народы и племена, чтобы люди знакомились друг с другом и различали друг друга.
Однако собрание людей друг с другом образует только общину или общины. И они не станут обществом, пока между ними не возникнут устойчивые (постоянные) отношения относительно реализации их интересов и защиты их от зла. Эти интересы и угрожающие им злодеяния определяются понятиями о вещах, приобретёнными на основе разумного осознания того, способна ли эта вещь удовлетворить желание или нет. Понятия о вещах почти одинаковы и не отличаются среди людей, за исключением особенностей во вкусе и симпатиях, что не влияет на поведение человека с точки зрения его развитости и отсталости.
Что касается второго вида понятий, которые получили название «понятия о жизни», то они определяют дозволенность или запретность удовлетворения потребностей в соответствии с ними. Они определяют классификацию действия, является ли оно добром или злом, красивым или безобразным, выгодным или порочным. Это находится за пределами вещи и самого человека, а скорее, возвращается к правилу или нескольким правилам, служащим критерием поступков человека и ориентиром его поведения. Отсюда следует, что все действия человека регламентируются критериями и правилами, в которые он уверовал и которые определены его мировоззрением (взглядом на жизнь). Этим и отличается человек от других живых созданий. При этом иногда он может поступать инстинктивно, как это делает любое животное, поддаться неукротимой инстинктивной вспышке или непреодолимым соблазнам. Как правило, подобное случается с теми, кто не имеет ни веры, ни ценности, которые удерживали бы их от удовлетворения своих нужд без всякого размышления и выяснения, теряя при этом свой человеческий облик. Всевышний Аллах говорит:
إِنۡ هُمۡ إِلَّا كَٱلۡأَنۡعَٰمِ بَلۡ هُمۡ أَضَلُّ سَبِيلًا
«Они — всего лишь подобие скотов, но они ещё больше сбились с пути» (25:44).
Следовательно, давать оценку человеку на основании его действий — это оценивать идеи, в которые он уверовал, критерии, которые он принял для себя, и мировоззрение, которого он придерживается. Для того, чтобы оценивать эти идеи, необходимо наличие правил и разумных постулатов, к которым обращается человек в своей жизни. А поэтому необходимо различать взгляд человека на себя в обществе, исходя из инстинктивного (врождённого) объединения, начиная с заботы над самим собой и своими обязанностями ради жизни на этом свете, где он сталкивается с жизненными волнениями и преодолевает жизненные трудности, дабы добиться того интереса, который он считает необходимым для удовлетворения своих потребностей в еде, питье, одежде, жилье и так далее, а также для удовлетворения своих инстинктов и желаний. Затем этот субъективный взгляд расширяется и начинает охватывать свою семью, род, родной край, а возможно — и свою нацию, отталкиваясь от ощущения необходимости налаживания жизни, обеспечения безопасности, стабильности и господства государства (земли и народа) согласно критерию индивидуальной выгоды.
Такое инстинктивное (врождённое) объединение существует как у животных, так и у людей. И подобно тому, как животное защищает своё жилище и среду обитания, оберегает своих детёнышей и стадо в меру своих сил при ощущении опасности, так же и человек защищает своё окружение, честь и родной край, если на него обрушивается внешняя агрессия или некая другая опасность. В этом положении такое объединение проявляется наиболее ярко.
Но стоит исчезнуть раздражающей реальности с уходом агрессора или с исчезновением опасности, после чего наступает мирное положение — естественное положение в жизни, — как сразу мысль человека начинает деградировать, а над ним берёт верх чувство любви к власти, к приобретению и к господству. Тогда начинаются внутренние столкновения между людьми, живущими в виде групп, партий, правовых школ (мазхабов) и этно-конфессиональных делений. Каждый из них стремится к реализации своего интереса, исходя из своего критерия выгоды, невзирая на вред, нанесённый другим, и на разрушение общества и государства.
И поскольку власть по своей природе строится на влиянии, мощности, господстве, победе, силе в утверждении своей воли и на способности точно использовать силу, следовательно, она всегда будет манить к себе любителей влияния и победы ради реализации их непреодолимых желаний. Они приступают к накоплению богатства и становятся одержимыми властолюбием. Они утверждают господство и распределяют ответственность между правящей элитой и народом путём торга, который в некоторых случаях заканчивается кровопролитным столкновением и разрушением страны, в частности, когда интересы народа сталкиваются с интересами власть имущих. Они предпринимают в отношении народа политику «кнута и пряника» под пресловутым правилом «цель оправдывает средства». Они подкупают лояльность обладателей силы, унижают народы и строят козни против них, расхищают богатства и блага страны. В таком положении среди людей начинаются разногласия и противоречия, возникает угроза отсутствия безопасности, смуты и дестабилизации. И общество становится хаотичным и негармоничным. По такому пути идут все диктаторы и тираны.
В связи с этим общество с беспорядочными отношениями, разобщёнными идеями, противоречивыми чувствами, которое ненавидит режим и действует для его разрушения, будет обществом, управляемым огнём и мечом. В таком обществе власть подавляет гласность (затыкает рты), угнетает людей и лишает их средств к существованию. Это — хаотичное и упадочное общество, в нём преобладают эгоизм, безразличие и апатия. Самым ярким примером такого вида общества являются сегодняшние государства в исламском мире. И это происходит, несмотря на огромное количество университетов, институтов и других учебных заведений, интеллигентов, политологов и природных ресурсов. А также несмотря на наличие в них самого большего количества больниц в мире, огромного квалифицированного медицинского персонала и множества других потенциалов. Вопреки всему этому мы продолжаем катиться вниз по наклонной.
И поэтому простой взгляд человека на самого себя, исходя из врождённых (фитра) побуждений, не возвышает его на уровень человека, живущего на этом свете вместе с другими людьми согласно глубокому и всеобъемлющему взгляду. И поэтому инстинктивная связь, которая объединяет его с другими людьми, является эмоциональной связью, которая подвержена изменениям и разногласиям, а также она может привести к предпочтению личных интересов над общими. Невозможно достичь развития и подъёма посредством этого вида связи. Человек не сможет прийти к развитию и подъёму в своей жизни без постижения смысла своего существования и смысла этой жизни.
Итак, мы видим, что общество состоит из индивидуумов, мыслей, чувств и систем. И когда рассматривается вопрос развития или изменения общества, то невозможно не затронуть эти основные составляющие. Что касается утверждения о том, что общество — это совокупность индивидуумов, то данное высказывание не является полным, поскольку индивидуумы, по своей сущности, подвергаются влиянию (пусть даже на уровне чувств) той связи, на основе которой они объединяются, и подчиняются ей. Часто можно встретить, как они оправдывают множество отрицательных сторон и ошибок этой связи и продолжают взаимодействовать с ними.
Второе: Идеологическая основа
Идеологическая основа — это обладание человеком разумной доктрины с вытекающей из неё системой. Доктрина (акъыда) — это всеобъемлющая мысль о вселенной, человеке и жизни, о том, что было до и что будет после этой жизни, а также о том, какая имеется связь у неё с тем, что было до неё, и с тем, что будет после неё. Из неё должна вытекать система, которая представляет собой решения проблемам человека, и метод её воплощения в жизнь, её сохранения и донесения её всему миру.
Эти вопросы должен поднимать каждый мыслитель, который желает проложить свой путь в жизни и выстроить своё поведение в соответствии с ответами на них. Они занимают степень решения главнейшей проблемы человека, которая даёт знание о его происхождения, его правах и обязанностях, а также о сути и цели его жизни. Если взглянуть на сегодняшний мир, становится очевидно, что в нём существуют только три идеологии: капитализм, социализм и Ислам.
а) Капитализм
В Средние века Европа переживала тёмные периоды своей истории. И это происходило, несмотря на то, что её народы исповедовали одну религию и одну доктрину — христианство. Однако причина упадка была в том, что христианская религия является священнической и больше эмоциональной доктриной, которую народы слепо принимали по традиции от своих отцов и монахов. Это и привело её к опасному отклонению, которое поразило человечество сегодня и стало его роковой ошибкой.
Западные народы поняли, что христианская религия не имеет собственных систем для жизни и решений для проблем людей. Запад на себе ощутил, как религиозные деятели христианства чинили беззаконие над людьми от имени божественного права, мнимо называя себя представителями Бога на земле. Европейцы стали свидетелями того, как церковь порабощает народы, выступает против науки и человеческих прав, будучи не в силах решать проблемы людей. Они видели, как духовенство оправдывает преступления и злодеяния королей и феодалов в отношении народов. Они видели, как церкви принадлежало право отпускать грехи и право отлучения от церкви, как она под предлогом запрета на науку убила более 21 тысячи учёных. После всего этого европейцы восстали и свершили Французскую революцию под лозунгом «Повесьте последнего короля на кишках последнего священника».
Длительная и кровавая борьба между философами и мыслителями — с одной стороны — и религиозными деятелями — с другой стороны — продолжалась до тех пор, пока в европейских обществах не стало доминировать общественное мнение о необходимости отделения религии от жизни, которое стало решением главной проблемы у них. Они не обсуждали тему веры в Бога и упорядочивания жизни посредством религии. Напротив, они сделали это вопросом индивидуальной свободы, где каждый индивидуум имеет право исповедовать всё, что ему пожелается. В реальности же человек по своему происхождению является слабым и по своей природе нуждается в Создателе — Управителе. Он не в силах самостоятельно определить правильное мировоззрение (взгляд на жизнь) и цель своего существования. Как и не в силах он произвести правильные и справедливые систему и правила, которые находились бы в гармонии с целью его существования. Это подтверждает то, что законотворчество принадлежит тому, кто сотворил разум, человека и жизнь, кто абсолютно ведает о том, что благоприятно для них, а что идёт во вред им.
Таким образом, мнение большинства философов и мыслителей закрепилось на табу рассмотрения религии с точки зрения отрицания или признания её. Напротив, они сошлись на обсуждении необходимости отделения религии от жизни и посчитали это компромиссным решением между религиозными деятелями и мыслителями. Это стало для них идейной базой, на основании которой они заявили, что человек сам должен разрабатывать себе систему для жизни. Для этой цели они дали человеку свободу совести (веры), свободу мнения, свободу личности и свободу приобретения собственности; а счастью дали следующее определение — максимальное получение материального наслаждения (удовлетворения плоти). Критерием поступков у них стала выгода, которая и формирует у них понятие счастья. И они ввязались в сумасшедшую погоню за всеми наслаждениями, вплоть до аномалий (ненормального удовлетворения). И на этой ошибочной основе, появившейся в качестве ответной реакции, произошёл идейный и политический переворот на Западе, который перевернул их понятия о вещах и их систему ценностей. Также это поспособствовало научно-техническому индустриальному и административному перевороту и образовало в их обществе приемлемый для всех общественный договор. И несмотря на ошибочность этой идейной базы, которую они приняли в основу, тем не менее, это позволило им добиться промышленного и научного развития, хотя их социальные отношения по-прежнему находились в упадочном состоянии, разлагая моральные ценности и нравственность среди них, а их богатство сконцентрировалось в руках горстки несчастных рабов имущества, которые распоряжаются судьбами народа.
Капиталисты или, как они называют себя, приверженцы секуляризации и светскости, демократы, либералы и так далее, считают, что общество состоит из индивидуумов. Государство лишь осуществляет контроль над свободой индивидуумов. Дела индивидуумов, по их мнению, регулируются упорядочиванием общественных дел.
б) Коммунизм или социализм
Что касается коммунистической идеологии, то она считает, что вселенная, человек и жизнь являются материей, которая служит первопричиной жизни и является вечной. Даже мысль у них — это отражение материи на мозге. Коммунисты считают, что общество — это единая материя, состоящая из территории, средств производства, природы и человека, а значит, с эволюцией (изменением) природы и средств производства подвергается эволюции (изменяется) и сам человек, а затем — и всё общество. Эволюция человека вращается с эволюцией общества, аналогично спице в колесе.
Коммунистическая идеология, подобно капитализму, является ответной реакцией на несправедливость буржуазного класса и феодалов. И поэтому коммунисты отменили частную собственность и сделали все объекты общественной собственностью. Согласно их идеологии, только государство может претворять систему посредством военной силы и строгости закона. Государство берёт на себя обязательство ведения дел индивидуума и общества вместо них, претворяя тем самым систему.
в) Ислам
Ислам основывается на доктрине, которая гласит о том, что у этого бытия есть Творец — Всевышний Аллаха, что у жизни есть начало и конец, что человек понесёт отчёт за содеянное в течение своей жизни на этом свете. Следовательно, необходимо упорядочивать отношения между людьми в соответствии с приказами этого Создателя — Управителя. Божественное откровение является средством доведения до людей того, что Господь хочет от людей и для них. Таким образом, система и закон, которые регламентируют отношения людей, упорядочивают их поведения и поступки, исходят из правильной доктрины, которая убеждает разум и соответствует природе человека (фитре). Ислам упорядочил отношения человека со своим Создателем через разъяснения вопросов вероубеждения и обрядов поклонения. Он упорядочил отношение человека с самим собой через предписания нравственных качеств и законов, связанных с едой и одеждой. Он упорядочил отношение его с другими людьми через предписания общественных систем, которые должны исполняться государством Халифат. А поэтому исламская доктрина является идейной базой, на которой зиждется древняя человеческая культура, имевшая успех в развитии и в распространении от Китая до Атлантического океана. И на протяжении всей своей истории государство Исламский Халифат процветало, когда правильно претворяло Ислам, и переживало упадок, когда плохо претворяло его.
В связи с этим Уильям Дюрант, один из объективных писателей про жизнь в исламских землях во времена Халифата, пишет: «Халифы смогли гарантировать людям безопасную жизнь и сохранить плоды их стараний. Для одарённых граждан ими были обеспечены все условия. На протяжении шести веков они несли благоденствие на те земли, которые никогда не видели такого благоденствия после их правления. Благодаря их помощи в распространении знаний, в государстве процветали наука, литература и философия».
Говоря вкратце, наличие идеологии у народа и есть причина его становления на путь развития, независимо от того, правильное ли это развитие или ошибочное. Тут напрашивается вопрос: если Ислам является правильной идеологией со своей разумной доктриной, из которой вытекает справедливая всеобъемлющая система, которая способна привести мусульман к развитию, тогда почему существуют упадок, отсталость и реакционность в сегодняшней жизни мусульман? Это обусловлено следующим — последствием эпохи упадка, распада Исламского Государства и гегемонией западных государств над исламским миром.
Что касается пережитков эпохи упадка, то её причиной стала сильная слабость, которая поразила умы мусульман в понимании Ислама, пренебрежительное отношение к арабскому языку и закрытие иджтихада, распространение слепого следования и отрешённости от мира (среди мусульман даже стало популярным высказывание: «Шайтан — шейх того человека, у кого нет шейха, которому он следовал бы»), а также многочисленных противоречивых чувств, таких как освещение мавзолеев и усыпальниц, где похоронены авлия, появление науки калам и распространение суфийских проявлений, попавших под влияние индуистской философии, которая требует от человека питать отвращение ко всему мирскому и истязать своё тело, чтобы возвысить душу человека. Это привело к притуплению у мусульман чувств и ощущения необходимости изменения. Распространилось учение кадаритов (учение метафизического дуализма). Среди мусульман распространилась позиция ожидания Махди, они начали говорить, что только он уполномочен вершить перемены, только он принесёт всему миру справедливость и устранит господство тирании. Таким образом, это господство данных идей над жизнью мусульман привело к застою мышления, отдалив их от результативного мышления, основанного на исламской идейной базе. В мусульманскую среду проникло расстройство, которое стало причиной того, что мусульмане начали разделять между мирским делом и делом потусторонней жизни. Последнее (дело потусторонней жизни) поставили на самый высокий уровень, что привело к пренебрежению таким вопросами, как установление халифа на земле. Мусульмане начали понимать Ислам больше как духовное учение, нежели как интеллектуальное, политическое и законодательное. И поэтому мусульмане не видели разницы между наукой и просвещением, между культурой и цивилизацией, между правлением и административной работой. Они оказались в замешательстве перед западным развитием. Появились такие, которые начали утверждать о запрете принятия у европейцев всего, что можно. И когда появились типографии и государство решило напечатать Священный Коран, мусульманские правоведы вынесли вердикт о запретности этого и обвинили в неверии каждого, кто попытается познать естественные науки, а каждого мыслителя назвали еретиком. Власть имущие в Халифате чувствовали, что необходимы правила и законы для решения проблем современного века. Однако, одновременно с этим, они заметили, что не в силах ответить на эти вызовы.
Такое положение дел заставило шейха уль-Ислям издать фатву со следующим содержанием: «Всё, что не противоречит Исламу, является из Ислама». Это привело к внедрению ряда правил и законодательных положений из римского права и французской конституции в конституцию Халифата. Это ещё больше отдалило государство и правящий режим от общества. Правители хотели заставить уважать себя посредством своих указов и силой оружия, используя все рычаги давления. И они принялись угнетать мусульман всевозможными притеснениями так, что Умму охватил панический страх перед её правителями, а государство тем временем неотвратимо погружалось в долги.
Это помогло безбожному Западу осуществить свою мечту, с которой он жил многие столетия, а именно — разрушить Исламское Государство. И стоило закончиться Первой мировой войне, как союзники сразу же захватили все земли Исламского Государства и поделили их на части, насадив в каждую из них своего агента.
Учитывая самое сильное влияние просвещения на мысли человека, которое играет главную роль в ходе жизни, Запад решил в первую очередь навязать мусульманам своё просвещение. Он внедрил образовательные программы на основе философии отделения религии от жизни. Он учредил учебные заведения: школы, техникумы, институты и университеты. Он запретил религии вмешиваться в политику, правление и экономику, а вместо этого внедрил свои системы и изменил общественное мнение в мусульманских сообществах. Дошло до того, что Запад стал образцом для подражания в глазах большинства одурманенных и ослеплённых западной культурой мусульман. Таким образом, мы оказались в таком плачевном положении, где кругом — идейный хаос, политический вакуум, нескончаемые кризисы, коррупция и порочность на всех уровнях и сферах жизни мусульман. Западные государства полновластно распоряжаются нашими судьбами, грабят наши богатства и ресурсы. И поиск правильного выхода и кардинального решения заключается в развитии на идеологической основе. Довольно нам поправок, экспериментов и разжижения судьбоносных проблем в жизни. Европа пришла к развитию на основе идей, которые существовали с VIII века до нашей эры в Афинах, а мы имеем больше прав искать своё развитие в нашем культурном наследии и истории.
В заключение:
Оценка народов, наций и государств даётся на основании их принципов, а также степени уважения и соблюдения ими этих принципов. У каждой уммы есть доктрина и проблема, ради которой она борется и которую она стремится воплотить в жизнь. Эта проблема представляет собой совокупность незыблемых принципов, ценностей и идеалов, которые составляют идентичность любой уммы.
Важность этой обширной темы, помимо развития общества, заключается ещё и в том, что она определяет серьёзную роль государства в достижении этого развития. Ведь без государства немыслимо развитие. Мы постараемся в дальнейшем рассмотреть эти вопросы, с дозволения Аллаха. И как мы нуждаемся в таком подходе в правильном мышлении!