بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Д-р Шакъикъ Хамис — Йемен, Сана
Исламское Государство установилось в Медине после того, как Посланник Аллаха ﷺ переселился туда. Это государство после смерти Посланника Аллаха ﷺ продолжало существовать там ещё тридцать лет в качестве Праведного Халифата, а после столица Халифата переходила из одного города в другой, от одних людей — к другим. Так, столица Халифата перешла в Дамаск, оттуда — в Багдад, а затем — в Стамбул. Османский Халифат продолжал существовать непрерывно четыреста лет, пока не был разрушен в 1924 году (1342 год по хиджре); он был разрушен после Первой мировой войны. Ислам пришёл в этот мир после долгой и напряжённой истории невежества, и разные народы и нации после долгой жизни в заблуждении стали принимать его, чтобы в дальнейшем он распространился на все материки Старого Света. Государство Ислама распростёрлось на обширных территориях, состоящих из различных стран и различных народов, которых объединила религия Ислам согласно словам Всемогущего Аллаха:
وَجَعَلۡنَٰكُمۡ شُعُوبٗا وَقَبَآئِلَ لِتَعَارَفُوٓاْۚ إِنَّ أَكۡرَمَكُمۡ عِندَ ٱللَّهِ أَتۡقَىٰكُمۡۚ
«...и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный...» (49:13),
— а также словам Посланника Аллаха ﷺ: «...Самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый. Нет никакого превосходства арабов над неарабами, неарабов — над арабами, чёрных — над белыми, белых — над чёрными, кроме как в благочестии...».
После Праведного и Омейядского Халифата последовал Аббасидский Халифат; он продолжал существовать почти 700 лет, затем на него напали монголы, которые захватили его столицу Багдад в 1258 году и убили халифа аль-Мустасима Билляха, а остальные халифы из рода Аббаса остались гостями в Египте у мамлюков, которые правили после Аббасидов. Это время было подходящим для появления Османского государства, которое прославилось своими обширными завоеваниями, начавшимися с Константинополя, центра Восточной (православной) Церкви, в 1453 году. Константинополь был переименован в Стамбул, став столицей Исламского Халифата. Последний халиф Аббасид аль-Мутаваккиль III аля-Аллах, живший у мамлюков в Египте, никому до этого не давал символов Халифата, которые находились у него во владении; это были такие вещи, как плащ, меч и другие вещи Пророка Мухаммада ﷺ. Однако он предоставил эти вещи добровольно османскому халифу Селиму I, а также ему отправили ключи от Каабы, которые не давались до этого мамлюкам. Кроме того, в различных мусульманских странах с минбаров мечетей молились за халифа Селима I. В результате всего этого 1517 год стал годом, в котором первый османский халиф стал правителем мусульман. Османы последовали за Аббасидами в принятии мазхаба Абу Ханифы, но они не призывали других мусульман, в том числе — и жителей Йемена, следовать их мазхабу и убеждениям, не навязывали им свои доктринальные взгляды и позволили им придерживаться их мазхабов — Шафии и Зайди.
Османы были вынуждены выйти из Йемена в 1635 году, чтобы направить свои военные усилия на завоевание Европы, но в 1872 году они вернулись туда после того, как покончили с государством Мухаммада ибн Сауда во время правления его сына Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда (которому помогали англичане) в 1818 году. Османы дошли до Йемена, преследуя тех саудийцев, которые бежали в Йемен вместе их с военным лидером Тами ибн Шуайбом, и они закрепились в нём вплоть до 1918 г., когда в результате поражения в Первой мировой войне Османы были вынуждены окончательно покинуть Йемен.
Османы принадлежат к роду Османа, сына Эртогрула, который умер в 1326 году; они были выходцами из степей Центральной Азии. Они приняли Ислам ещё во времена Омейядов, которые во время своего правления завоевали территорию Мавераннахра. Судья Шамсуддин аль-Муз о роде Османов сказал: «Первый из них, Гуссейн Султан Осман Хан — дед султанов рода Османов». Шейх, учёный аль-Амиль эфенди Кутбед-Дин Нахрвали в своей истории говорит, что «происхождение Османов начинается с татар» и что Османы никак не связаны в своём происхождении с Усманом ибн Аффаном, да будет доволен им Аллах, на чём настаивали некоторые другие учёные.
Когда Андалусия пала под натиском испанцев в 1492 году, это побудило испанцев к преследованию мусульман, бежавших из Андалусии в сторону Северной Африки через Средиземное море. Бежавшие мусульмане просили помощи у всех мусульман, кто мог бы им помочь, и на их зов о помощи ответили Османы, которые находились недалеко от них и были способны помочь им остановить испанцев. Так Османы обеспечили безопасность бежавшим мусульманам Андалусии. Кроме того, начали свою деятельность под видом «географических исследований» в направлении мусульманских стран и миссионеры из Португалии, что происходило синхронно с преследованием мусульман Андалусии испанцами и португальцами, дошедшими до побережья Йемена через мыс Доброй Надежды. Там их встретил йеменский амир Амир III ибн Давуд ат-Тахири, правивший в Адене, который вначале не стал воевать с ними, однако жители Шахара оказали португальцам серьёзное сопротивление. И этот народ по сей день празднует день памяти мучеников, погибших в этих боях. После этого португальцы начали строить церкви и продолжили свою миссионерскую деятельность на острове Сокотра, который с древних времён входит в состав Йемена. Когда Османский Халифат установился и вошёл в Каир в 1517 году, сместив там мамлюков, опасность португальского вторжения подтолкнула правителя Мекки и эмира Йемена отправить Османскому халифу предложение взять их под свою власть и защиту, так как португальцы уже угрожали им в 1505 году. Они даже смогли тогда проникнуть в саму Мекку, а король Португалии поклялся захватить её и раскопать могилу Посланника Аллаха ﷺ в Медине. Эта португальская угроза потрясла всех мусульман и арабов, и в частности — йеменцев. Черкесы, амилы мамлюков в Йемене, прежде не подчинялись Османам, которые, несмотря на это, после занятия Египта оставили их у власти в Йемене, но в дальнейшем черкесы захватили всю полноту власти в Йемене, злоупотребляя ей, и народ Саны жаловался на них Османам, что привело к смещению Османами черкесских амилов и установлению в Йемене непосредственной власти халифа. Так Йемен вошёл в состав Османского Халифата.
Историк из Кувейта Сайф Марзук аль-Шамлан сказал в своей статье, опубликованной в кувейтском журнале «Общество» в марте 1984 года: «Османы были защитниками, а не оккупантами, и чтобы ими гордиться, достаточно вспомнить героическую позицию Османов перед лицом Запада. Ведь если бы не Османы, то Запад захватил бы арабские страны. Также Османское государство приложило большие усилия в деле распространения Ислама в Европе. Кроме того, Османы твёрдо противостояли амбициям евреев относительно земли Палестины. Султан Абдуль-Хамид II был свергнут в том числе и из-за того, что отказался выдать евреям Палестину в качестве их национальной родины, несмотря на огромные соблазны, которые евреи предлагали ему. И в результате его отказа он был свергнут с престола Исламского Халифата в 1909 году».
Османский Халифат впервые пришёл в Йемен из Египта в 1538 году. Он сделал это в ответ на призыв жителей Йемена и жителей Мекки. Так как Османы являлись правителями мусульман во всём мире, жители Йемена и Мекки пригласили их для того, чтобы Османы изгнали португальцев с побережья Йемена. Османы стали вытеснять из региона португальцев, начиная с побережья Красного моря, Эритреи и Эфиопии и до самого Индийского океана и Индии. Португальский флот попытался захватить Аден, но валий Адена Абдуррахман уничтожил португальский флот, захватил адмирала дона Марко и отправил его в Стамбул. А когда турецкий флот из 45 военных кораблей начал патрулировать в Красном море, Аденском заливе и Оманском море на постоянной основе, португальцы поняли, что не смогут захватить Баб-эль-Мандебский пролив и приобрести контроль над побережьем Йемена.
Османский Халифат во время своего первого и второго присутствия в Йемене сделал многое для этой земли. В качестве ответственных за мусульман халифы строили мечети, в разных городах и деревнях Йемена. Они построили в Йемене мечеть аль-Бакирийа под одним большим куполом; эта мечеть до сих пор сохраняется, несмотря на то, что прошло более чем 400 лет. Они построили водохранилища и провели водопровод, использовав медные трубы. Также Османы построили больницы, вокруг которых было жильё для излечившихся. В Сане Османы (остававшиеся там до 1918 года) построили дома для путников, чтобы обеспечить им место для сна, еду и необходимые услуги. Также шло строительство школ. Перед вторым выходом Османов из страны в столице Йемена Сане были построены, например, две школы для девушек. Кроме того, Османы прокладывали дороги и строили бани, и некоторые из них до сих пор работают. Как попечители они обеспечивали различные общественные и людские интересы, такие как расходы на существующие мечети и на тех, кто в них служит, оказание помощи сиротам, даже производился уход за животными — кошками и собаками: их кормили отходами, которые оставались после забоя скота. Османы даже производили лёд в городе Ходейда и чеканили серебряные монеты в Сане ещё со времён своего первого присутствия в Йемене, и эти монеты имели хождение вплоть до города Таиз, что на севере Йемена. Некоторые из османских зданий существуют до сих пор, например, здание Генерального штаба, Дар уль-Хамад — дом благодарения, дом счастья — и другие. А то, что указывает на ещё большую справедливость Османов, — это то, что они не строили в городах зданий судов. При Османах существовали мобильные суды: судьи ходили по деревням и городам для того, чтобы разрешать проблемы и спорные вопросы между людьми на месте. Османы также позаботились о сбыте кофе за пределы Йемена, поставляя его на мировые рынки, такие как Европа, в которой приветствовался этот волшебный напиток, приходящий из Йемена и других стран мира. Османы каждый год во время паломничества отправляли гуманитарную помощь из Йемена в Мекку, чтобы помогать слабым паломникам совершить хадж, и кормили их на протяжении всего времени путешествия к Священному Дому. И эта благотворительность никогда не прекращалась, пока к власти не пришёл Абдуль-Азиз ибн Абдуррахман аль-Сауд, который из-за своей связи с англичанами сильно враждовал с Османами. Что касается развития транспорта, то Халиф Абдуль-Хамид II построил железную дорогу, связывающую мусульманские земли между собой: она связывала Стамбул с Ираком, Кувейтом и Оманом, идя через Йемен до Мекки. Паломничество из Саады совершалось железной дорогой. Кроме того, Османами было поручено одной французской компании построить железную дорогу между Ходейдой и Саной, и стоимость работы была выплачена этой компании в золотых динарах, но эта железная дорога так и не была построена по вине компании.
Что касается вопросов обороны Йемена, то Османы в период своего первого присутствия в Йемене установили несколько пушек в замке города Аден, чтобы защитить его от внешних атак, как от соседних народов, так и от европейцев. Османы опирались на свою военную мощь, они на тот момент владели самыми большими пушками в мире. Мухаммад аль-Фатих первым из Османов использовал пушки, когда завоёвывал Константинополь. Сила оружия влияла на людей ещё с границ Саны, но на неё опирались больше для убеждения, ведь это был сильный аргумент, толкающий людей на добровольное подчинение. Так шла жизнь в Йемене до 1635 года, пока Османы не вышли из него, сконцентрировавшись на завоеваниях в Европе, чтобы затем вернуться в страну позднее, в 1872 году.
Но в дальнейшем, во время второго присутствия Османов в Йемене, в связи с проникновением Великобритании в южный Йемен и захватом англичанами Адена в 1839 году между Османами и англичанами возникли напряжённые отношения. И когда установилась линия разделения власти Османского Халифата на севере Йемена от зоны контроля англичан-оккупантов на юге, в 1902–1904 годах, на границе периодически происходили вооружённые стычки и инциденты. Когда началась Первая мировая война, Османы, воюя против Англии, захватили в плен около 75 тысяч британских военнослужащих и повели их пешком в Стамбул. Во время этой войны османский военачальник Али Саид-паша смог организовать сопротивление англичанам на территории Йемена. С ним было пять отрядов из различных племён Йемена; они прибыли в поселение Шейх Осман (пригород Адена) для борьбы с англичанами в Адене. Затем англичане оттеснили Саид-пашу к городу Лахдж (севернее Адена), и он оставался там до конца Первой мировой войны. Хочется отметить, что переговоры между османскими властями и британскими оккупантами в Адене велись на турецком языке арабскими буквами, а не на английском (об этом свидетельствует письмо командира османской армии Ахмада Фаделя, написанное подобным образом).
Первое присутствие Османов в Йемене продолжалось до 1635 года. Но, так как государство зайдитских имамов не смогло заполнить политический вакуум, возникший после ухода Османов, несмотря на то, что их влияние простиралось до самого Адена и Хадрамаута, то с наступлением 1732 года к власти в Йемене пришло племя аль-Абадиль, а затем власть в стране перешла под влияние англичан. И тогда Британия смогла использовать Британскую Ост-Индскую компанию, основанную в 1600 году, с целью колониальной оккупации Адена. Позже Британия смогла в 1839 оккупировать Аден после подписания коммерческого соглашения между англичанами и султаном Лахджа в 1802 году. Англичане пытались добраться до Саны и до этого, начиная с 1648 года, но до XIX века Османский Халифат мешал англичанам приближаться к Аравийскому полуострову. Одним из примеров этого являлось происшествие с британским кораблём «Assintian», который достиг Аравийского моря в 1609 году; османские власти арестовали моряков этого корабля, а затем отпустили их и, прогнав, предостерегли их от дальнейших попыток приближения к берегам Йемена. Что же касается второго выхода Османов из Йемена в конце Первой мировой войны из-за поражения в войне с англичанами, то это привело к его разделению на север и юг, а также к потере административного округа Асир после того, как тот был захвачен Абдуль-Азизом аль-Саудом, и тогда север Йемена стал беззащитным перед жаждущими его захватить.
Считается, что с 1909 года и до Первой мировой войны отношения Османов со своими гражданами ухудшалось. В Париже в 1860 году была образована оппозиционная халифу партия «Единение и прогресс»; в основном, в рядах этой партии состояли евреи, наряду с небольшим количеством мусульман, которые не видели реальных целей партии. А реальная цель партии заключалась в том, чтобы подобраться к халифу Абдуль-Хамиду II и договорится с ним или подкупить его, чтобы он дал евреям Палестину и возможность сделать из неё национальную родину для них. Но когда им не удалось добиться своей цели, они в 1909 году начали действовать для его смещения и депортации в Салоники. Партия «Единение и прогресс», «Младотурки» или «Нео-османы» — все эти партии с момента их появления были связаны с масонами, все они вытекают из масонских лож в Салониках, находящихся под руководством итальянской масонской организации «Великий Восток», которая впоследствии позаботилась об успехе Мустафы Кемаля. Таким образом, среди турок начал развиваться национализм, который начал окрашивать государство Османской империей в турецкий оттенок. Но при этом большинство членов организации «Единение и прогресс» после свержения Абдуль-Хамида II в 1909 году стало считать, что политика отуречивания в Халифате остановится.
Известны слова халифа Абдуль-Хамида II, которые были записаны в истории золотыми буквами, произнесённые в Стамбуле в 1901 году про Палестину, когда он сказал: «Я советую ему (Теодору Герцлю — основателю политического сионизма, стороннику установления еврейского государства в Палестине) не касаться этой темы. Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ понёс большую утрату, и мы прольём свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если когда-нибудь государство Халифат распадётся, то они получат её бесплатно. Но это случится лишь через наши трупы. И я не позволю этому произойти ни под каким предлогом, никогда». И таково было отношение Османов не только к Палестине, но и к другим землям мусульман, в том числе — и к Йемену, откуда они были вынуждены уйти только в результате тяжёлого военного поражения в Первой мировой войне.
Память о падении Исламского Халифата в 1924 году и разговоры о необходимости возобновления исламского образа жизни путём построения государства Халифат на основе метода пророчества, которое неизбежно появится, чтобы Умма заняла своё законное место среди народов, так как она обладает последним божественным посланием на земле, — это одна из причин, из-за которой люди относятся к Османскому Халифату положительно или отрицательно. Но здесь мы хотим обратиться к народу Йемена в целом и к его представителям и интеллигенции — в частности: будьте справедливыми в оценке Османов, которые правили вашей страной дважды. И прежде чем судить их, посмотрите на то, что было написано вашими предками-историками относительно Османов. Например, что писал судья Шамсу-Дин Абду-Самад ибн Исмаил ибн Абду-Самад аль-Музаи в своей книге «Благо вхождения Йемена в сень справедливости семейства Османов». Или историк Абдуллах ибн Салах ибн Даир в своей исторической энциклопедии «Аль-Футухат аль-Мурадийя» и Мухаммад ибн Яхья ат-Мутайб Зубейди в своей книге «Булуг аль-Марам». Или историк Ахмад ибн Мухаммад Шарафи в своей книге «Светящийся жемчуг», или аль-Мутахир ибн Мухаммад аль-Джурмузий во многих своих книгах, или Мухаммад ибн Бакр аль-Вашлий в своей книге «Акъду-ль-Джавахир», или Яхья ибн аль-Хусейн в своей книге, или другие историки, которые пишут в своих книгах о присутствии в Йемене Османского Халифата. А поэтому не закрывайте ваши уши, глаза и умы, а читайте эту историю, чтобы у вас сложилось правильное мнение об Османах. И не следуйте за теми, кто главенствует сейчас над нашими книгами и историей, кто скрывает от нас нашу историю и даёт нам европейскую историю, которая всё трактует против Османов из-за борьбы Европы с ними, которая длилась на протяжении четырёх столетий. Европейцы создали лигу христианских наций, чтобы противостоять мусульманам, затем они поменяли это название на Лигу Наций в 1919 году, а после того, как присоединили к себе нехристианские народы, стали называть её Организацией Объединённых Наций в 1945 году. И в основе читать то, что было написано историками Европы о мусульманах, чтобы узнать о них, — это само по себе безумие. И в качестве примера мы можем привести вам истории о турецкой «оккупации» и о «вторжении» Османов в Йемен так, как об этом написали европейские историки. И это касается всего османского периода, а не только истории Йемена. Например, османского адмирала Хайруддина ибн Якуба ибн Исхака они называют Барбаросса, то есть «рыжебородый», и мы, повторяя за ними, называем его так же, хотя мы не знаем, является ли это наименование у них оскорблением или восхвалением. Но каким образом они могут хвалить того, кто причинил им много страданий в Средиземном море?! Они также называют его пиратом, хотя это не так, но мы так же, повторяя за ними, говорим, что он пират! И это надо учитывать и придавать этому большое значение. Так что изучайте историю Йемена и Османского Халифата не по европейским, а по мусульманским историческим книгам!