Продовольственная безопасность в государстве Халифат

Всевышний Аллах говорит:

يُوسُفُ أَيُّهَا الصِّدِّيقُ أَفْتِنَا فِي سَبْعِ بَقَرَاتٍ سِمَانٍ يَأْكُلُهُنَّ سَبْعٌ عِجَافٌ وَسَبْعِ سُنبُلَاتٍ خُضْرٍ وَأُخَرَ يَابِسَاتٍ لَّعَلِّي أَرْجِعُ إِلَى النَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَعْلَمُونَ

﴿٤٦﴾ قَالَ تَزْرَعُونَ سَبْعَ سِنِينَ دَأَبًا فَمَا حَصَدتُّمْ فَذَرُوهُ فِي سُنبُلِهِ إِلَّا قَلِيلًا مِّمَّا تَأْكُلُونَ ﴿٤٧﴾ ثُمَّ يَأْتِي مِن بَعْدِ ذَٰلِكَ سَبْعٌ شِدَادٌ يَأْكُلْنَ مَا قَدَّمْتُمْ لَهُنَّ إِلَّا قَلِيلًا مِّمَّا تُحْصِنُونَ ﴿٤٨﴾ ثُمَّ يَأْتِي مِن بَعْدِ ذَٰلِكَ عَامٌ فِيهِ يُغَاثُ النَّاسُ وَفِيهِ يَعْصِرُونَ ﴿٤٩﴾

«Он сказал: «О Йусуф! О правдивый муж! Поведай нам о семи тучных коровах, которых пожирают семь тощих, а также о семи зеленых колосьях и семи высохших, чтобы я вернулся к людям. Быть может, они уразумеют». Он сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества, которое вы будете есть. Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете. Вслед за ними наступит год, когда люди получат обильные дожди и будут выжимать плоды»» (12:46-49).

Эти аяты из суры Юсуф (мир ему) указывают на проблему продовольственной безопасности в древние времена. Эта проблема стояла перед человечеством с незапамятных времен до появления этого термина. Хотя это было божественным предупреждением египтянам до прихода засухи, оно также стало божественным решением о запасании продовольствием для времени нужды, чтобы люди не голодовали или не гибли от голода.

Когда мыслители, в частности западные, заметили в начале двадцатого века, что численность людей возрастает в миллиардах, то возвестили друг друга о том, что мир не сможет обеспечить продовольствием эту возрастающую численность. В 1968 году известный ученый в области биологии Пол Эрлих написал свою популярную книгу «Демографическая бомба», в которой говорится: «Завершилась битва за обеспечение продовольствием абсолютным провалом для всех. В семидесятые годы ХХ века мир подвергнется голоду и гибели миллионов людей от голода».

Эти предсказания и возвещения провалились, но обеспечение продовольствием и его доступность остается актуальной задачей даже в высокоразвитых странах. Самым сложным является обеспечение продовольствием в положении войны и стихийных бедствий, как засуха, землетрясение, извержение вулканов и эпидемии. Отсюда и возник термин продовольственной безопасности. Всем известно насколько опасна необеспеченность людей минимальным удовлетворением при обычных обстоятельствах, а какова ситуация в положении блокады и войны. Сколько государств пало в результате дефицита воды, и сколько государств отдали свои ресурсы и блага другим нациям и народам, чтобы получить кусок хлеба. Задача крайне опасная, и уже бьет тревогу, предвещая множество глобальных и смертоносных опасностей.

Продовольственная безопасность – это способность государства в обеспечении основных потребностей населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, питьевой водой во всех обычных и стихийных ситуациях, как войны, блокада, засуха и др.

Верно, предсказание мирового продовольственного кризиса является ложным. Всевышний Аллах объяснил в своей Священной Книге, что Он соизмерил на этом свете жизненные уделы:

وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ مِن فَوْقِهَا وَبَارَكَ فِيهَا وَقَدَّرَ فِيهَا أَقْوَاتَهَا فِي أَرْبَعَةِ أَيَّامٍ سَوَاءً لِّلسَّائِلِينَ

«Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня» (41:10).

Продовольствие имеется в наличии, оно нуждается лишь в производстве и справедливом распределении. Высказывание о том, что рост численности населения и дефицит питьевой воды и посевных земель является причиной смерти людей от голода, необоснованное и к тому же противоречит действительности. Порой голод может иметь место в малонаселенных регионах и отсутствовать в густонаселенных населениях. Китай не страдает продовольственным кризисом, хотя в нем свыше миллиарда людей. Между тем африканские страны, расположенные вдоль побережья рек и имеющие малочисленное население, живут в постоянном голоде.

Несмотря на то, что население мира увеличилось только в два раза со времен Второй Мировой войны до сегодняшнего дня, продовольственное производство увеличилось в три раза за этот же период времени. Поэтому некоторые ученые считают, что наша планета способна выкормить 47 миллиардов людей на высшем уровне, признанном в США , 157 миллиардов на том питательном уровне, который имеется в Японии. Другие ученые считают, что если сельскохозяйственные земли использовать в лучшем виде, то можно было бы выкормить намного больше численности людей, живущих сегодня в мире (7 миллиардов душ), причем на высоко-потребительском уровне. Другие ученые пошли еще дальше и сказали, что планета Земля способна выкормит 132000 миллиардов людей. Эта цифра настолько велика, что будоражит воображение. Поскольку человек открыл и использовал лишь 1% потенциала вселенной и природы, которые окружают его, несмотря на изобилие наук и беспрецедентный скачок в двадцатом веке.

Да, обеспечение продовольствием выступает большой ответственностью. Имам – пастырь, и он ответственный за свою паству. Обеспечение питанием людей служит одной из задач покровительства, чтобы люди, в первую очередь, не голодали, затем, чтобы были доступны продовольственные товары и стабилизированы цены на рынках, а также ликвидирован глобальный монополизм, за которым стоит небольшая горстка крупных капиталистов. Другой обязанностью правителя (имама) в покровительстве является образование стратегических запасов продовольствия на случай стихийных бедствий, войны или других чрезвычайных обстоятельств, когда снижается уровень земледелия и усложняется ввоз необходимых товаров. И поскольку сохранение жизни выступает обязательным, следовательно, и обеспечение продовольствием является обязательным, согласно шариатскому правилу – «то, без чего невозможно исполнить обязательное, является обязательным».

Реализация продовольственной безопасности требует следующее:

1 - Продукты питания должны иметься в наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта.

Возделывание посевных земель (развитие аграрного сектора) с использованием всех видов современных и научных методик и средств. Процессом аграрного производства руководят исследовательские центры, учрежденные государством для этой цели. Необходимо Халифату, во всех уголках земли, увеличить аграрное и животноводческое производство до реализации самодостаточности и более. Следует отметить тот факт, что развитые государства испытывают перепроизводство, несмотря на малую территориальность и многочисленность населения.

Бедные же государства испытывают дефицит производства, несмотря на обширные территории, изобилие водных ресурсов и малое население в них. На основании шариатского правила – «то, без чего невозможно исполнить обязательное, является обязательным», государство обязано обеспечить все то, что необходимо для самодостаточности и более. В это связи государство может воспользоваться, в рамках экономической системы, всеми теми научными потенциалами, к которым применимы слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «Вы лучше осведомлены в делах вашей мирской жизни». Для этого задействуются эксперты и специалисты. Государство определяет для себя приоритеты:

– Всестороннее расширение аграрного производства. Ислам решил вопрос возделывания земли на основании слов Посланника Аллаха (с.а.с.): «Кто оживит мертвую земля, то она его» и «Кто владеет землей – пусть обрабатывает её или отдаст брату».

– Соблюдение приоритета выращивания значимых для человека сельскохозяйственных культур над менее значимыми культурами.

– Борьба с высыханием.

– Образование исследовательских центров для совершенствования семян, лекарственных препаратов и т.п.

– Развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора внутри и за рубежом.

– Проявление особого интереса к земледельческим и животноводческим отраслям хозяйства, в частности к тому, что касается долгосрочных запасов продовольственных товаров.

– Открытие пастбищ. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не продавайте излишек воды там, где пастбища». Необходимо ухаживать за животными с использованием самых современных научных технологий.

– Государственные дотации сельскохозяйственному сектору (земледельцам и животноводам) и обеспечение необходимыми средствами для увеличения производства корма и удобрений.

– Работа над созданием нетрадиционных источников продовольственных товаров, как одноклеточный протон в качестве корма для животных.

Что касается обеспечения продовольствием путем ввоза, то это разрешается по шариату при том условии, чтобы это не приводило к превосходству неверующих над мусульманами. Первые поколения мусульман покупали пшеницу, ячмень и изюм у набатеев Шама. Ввоз продовольствия несет с собой множество угроз, поэтому следует относиться к импортным товарам продовольствия с предостережением.

Концентрация на первостепенные товары в сельскохозяйственном производстве, как пшеница и растительные масла, а также в животноводческой отрасли, как мясо, молоко, рыба и яйца.

2 – Создание стратегических запасов на длительный период времени, т.е. на несколько лет.

Необходимо хранить запасы пшеницы в колосьях или зернах, высушенных фиников, инжира, изюмов и маслин, вяленных или законсервированных мясопродуктов, сухого молока и т.д. Предпочитается запасаться теми продовольственными товарами, названия которых приводятся в Коране и Сунне.

Это с точки зрения роли государства в создании стратегических запасов. Что касается индивидуумов, частных лиц, то следует побуждать их к домашним заготовкам запасов продовольственных товаров, которые могут храниться длительное время. Это пшеница, масла, сухофрукты и сухие молочные изделия.

В сборниках достоверных хадисов Муслима приводится о том, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Не голодуют жители дома (члены семьи), если в их доме финик». Также он сказал: «О Аиша! Испытывают голод жители дома, в котором не найдется и финика». Подтверждается то, что мусульмане хранили (откладывали на запас) финики во времена Посланника Аллаха (с.а.с.). Также разрешение на продажу сушеных продуктов питания служит явным доказательством тому. Посланник Аллаха (с.а.с.): «Я запрещал вам хранить мясо жертвенных животных более трех дней. Пусть состоятельные спокойно жертвуют малоимущим. Ешьте что пожелаете, кормите и запасайтесь». (передал Тирмизи). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах проявляет милость тому человеку, который зарабатывает благом, целенаправленно расходует и откладывает излишек на тот день, в котором окажется бедным и будет испытывать нужду».

Для хранения продовольственных товаров существуют шариатские условия, которых следует придерживаться:

Частное хранение не должно приводить к монополии и дефициту товаров, и тем самым к росту их цен на рынке. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Каждый, кто монополизирует – совершает грех», а также: «Кто вмешается в цены мусульман (людей), чтобы завысить их, Аллах вправе будет усадить его на жаркий огонь в день Воскресения».

Люди не должны испытывать острую необходимость в том, что откладывается на запас (хранится). Нельзя запасаться питанием, в то время как люди голодуют. Запасание питанием должно осуществляться из излишка производства. Хайсама рассказывает: «Однажды мы сидели вместе с Абдуллахом ибн Амром. Вдруг к нему пришел кахраман (на персидском языке – управляющий запасом). Войдя, он спросил: «Выдал ли ты рабам питание?» – «Нет» – ответил он. Затем пошел и выдал им полагаемое. Затем сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Достаточно греха тому человеку, который удерживает еду от людей, храня её у себя».

3 – Доступность их среди людей по потребности, в особенности в состоянии войны и чрезвычайных обстоятельствах.

Государство Халифат заведует хранением продовольственных товаров через строительство многочисленных зернохранилищ, резервных центров и огромных холодильных камер, защищенных и расположенных вдали от противника и вблизи населенных пунктов, чтобы упростить перевозку продовольственных товаров в эти пункты, и, тем самым, до людей.

4 – Стабильность и устойчивость цен на продовольственные товары.

В основе мусульманин принимает пищу немного, поскольку он ест для того, чтобы жить, а не наоборот. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Неверующий ест семью кишками, а мусульманин одной». Смысл заключается в небольшом количестве питания. Поскольку обжорство (много есть) является одним из качеств неверующих, как говорит об этом Всевышний Аллах:

وَالَّذِينَ كَفَرُوا يَتَمَتَّعُونَ وَيَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الْأَنْعَامُ وَالنَّارُ مَثْوًى لَّهُمْ

«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (47:12).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Еда одного достаточна и для двоих. Еда двоих достаточна и для троих. Еда четверых достаточна для восьмерых».

Что касается воды, то источники воды обильны, по милости Аллаха. Реки и артезианские колодцы существую во многих регионах мира. Строительство плотин в регионах с зимними осадками и регионах с летними осадками способствует переправлению воды из одного региона в другой, чтобы обеспечить водой нужды людей, животных и растительности. Необходимо государству провести водоснабжение в дома людей и побуждать их к хранению воды в своих колодцах и емкостях, чтобы вода было доступной для них, в особенности в критические обстоятельства. Как и следует вести контроль над правильным использованием воды согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «Не расточай воду, даже если ты вблизи протекающей реки».

5 – Справедливое распределение питания в количественном и качественном плане.

Это осуществляется следующим образом:

• Законами, запрещающими эксплуатацию имущества только богатым слоем населения. Всевышний Аллах говорит:

كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنكُمْ

«…дабы не досталось оно богатым среди вас…» (59:7).

• Обязательность кормления мусульман согласно словам посланника Аллаха (с.а.с.): «Не уверует в меня тот, кто ложится спасть на ночь сытым, зная, что его сосед мучается от голода», а также: «Если жители селения равнодушно отнесутся к тому, что среди них есть голодующий, то Аллах лишит их своего покровительства».

Что касается вредительских государств, которыми испытаны сегодняшние мусульмане, то они не придают никакой ценности вопросу обеспечения продовольствием. Поскольку они изначально не ценят самого человека. Например, в Судане народ голодает, хотя ценность молока проливаемого на землю оценивается в семьсот миллионов долларов ежегодно (отчет «Аль-Джазира» за 16/06/2007г.). Как может голодать страна, в которой выращивается 35 миллионов голов крупнорогатого скота согласно подсчетам «Организации по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН» за 1998 год. Страна располагает 126 миллионами голов скота, однако, не ощущается влияние этого ни в сфере продовольствия суданцев, ни в экспорте мяса, молока и прилегающих к ним товаров, как, например, кожа и молочные продукты.

Тридцать четыре года назад Судан наряду с Канадой и Австралией выдвинул свою кандидатуру на то, чтобы стать продовольственной корзиной мира, в силу того, что обладает двухсот миллионами федданами (мера земельной площади, равная 4200,883м2) плодородной посевной земли в мире и самыми богатыми запасами воды: реками, подземными водами, дождями, и различными климатическими условиями. Однако, при всем этом, неправильная политика, управление и покровительство умножили фактуру поставок по продовольственным товарам из семидесяти двух миллионов долларов в 1990 году до миллиарда долларов. Если Канада и Австралия стали самыми крупными поставщиками пшеницы, то Судан превратился в самого крупного импортера (потребителя) пшеницы. Ежегодно он закупает свыше 2,2 миллиона тонн.

Такова ситуация обстоит со всеми вредительскими государствами. Обширные плодородные земли, обильные воды, большие умы и рабочие силы. При всем этом, они неспособны обеспечить себя продовольствием даже в мирное время, а что говорить об обеспечении продовольствием при военном положении и стихийных бедствиях.

Решение находится в претворение Ислама и его возвращения во все сферы жизни. А также в избрании халифа, который будет управлять нами в соответствии с законами Аллаха, претворять шариатский земельный кодекс, добросовестно заведовать экономическим производством в интересах уммы, а также увеличит аграрное, животноводческое и индустриальное производство уммы, чтобы сделать её самодостаточной и потребной для других стран. О Аллах приблизь нам свою помощь и победу!