С ниспослания приказа Всевышнего Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ о провозглашении в словах Всевышнего Аллаха:
«Провозгласи то, что тебе приказано, и отвернись от многобожников» (15:94).
И в предостережении в словах Всевышнего Аллаха:
«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214).
Призыв вошел в новый этап. То есть начал новую тенденцию в подвергании критике существующих в обществе порочных убеждений, идей, чувств и отношений, используя при этом исключительно священные коранические аяты. Призыв не оставил ни одно явление, которое противоречило бы доктрине, без пояснения его неправильности и заблуждения. Именно это и олицетворило состояние взаимодействия призыва с обществом и с существующими в нем отношениями. Это взаимодействие не было диалогом с ложными убеждениями или культурами, или обменом противоречивыми идеями. Напротив, он подвергал резкой критике идеи, чувства и устои, которые находились в противоречии с исламской доктриной, опровергая их и поясняя их несостоятельность и обман. Причем, категорически не соглашаясь с допустимостью компромиссных решений или встречи на середине пути. Всевышний Аллах сказал:
«Однако Мы бросаем истину в ложь, и она разбивается и исчезает» (21:18).
Таким является смысл провозглашения и такова его реальность, которую упускают из виду многие призывающие сегодня, и которая требует от нас досконального пояснения её истины, а также необходимости следовании ей.
Взаимодействие имеет ряд отличительных качеств и особенностей, которые следует изучить исламским деятелям и носителям призыва в действиях призыва в Мекке. Наиболее яркой особенностью призыва было - ясность в выдвижении и отделении призыва от неверия и его идей. В толковом словаре арабского языка слово «الصَّدْعُ» означает раскалывание чего-либо твердого, как, например, стекла или стены. Арабы говорят: «انْصَدَعَ وتَصَدَّعَ» (инсадаъ и тасаддаъ) т.е. раздели его на две половины. Также «صَدَعْتُ الشَيْءَ» означает, выявил и разъяснил его, а «يَصْدَعُ بين الحقّ والباطل» - отличает правду от неправды. «رَجُلٌ صَدَعٌ» - человек, настойчиво продолжающий свое дело. «صَدَعَ بالأَمْرِ يَصْدَعُ صَدْعاً» - успешно попал в цель и провозгласил об этом. «صَدَعَ بِالْحَقِ» - публично заявлял правду. В тавсире Ибн Касира говорится: «Всевышний Аллах говорит в повелительном наклонении своему Посланнику ﷺ о донесении, исполнении и провозглашении того, с чем был ниспослан он, а это - противостояние многобожникам посредством этого».
Так представляет собой отделение и борьба с неверием и её идеями, которая началась с того времени, когда Всевышний Аллах приказал своему Посланнику ﷺ провозгласить призыв, и охватила все убеждения, мысли и решения. Ведь Коран был ниспослан нашему Посланнику Мухаммаду ﷺ, с велением вести войну с неверными посредством Корана, не покладая рук. Всевышний Аллах сказал:
«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (25:52).
Неверные, в свою очередь, измышляли все, что можно было представить, чтобы оспорить Посланника Аллаха ﷺ посредством лжи, отрицая истину или игнорируя её. Они задавали Посланнику Аллаха ﷺ глупые вопросы в беспрерывных обреченных на провал случаях, пытаясь привести его в замешательство или расстройство. Однако Коран ниспосылал решительные и опровергающие ответы на их заявления, призывы и измышления. Всевышний Аллах сказал:
«Они скажут: «Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?» Скажи: «Даже если вы станете камнями, или железом, или другим творением, которое представляется могучим в ваших сердцах». Они скажут: «Кто же нас возвратит?» Скажи: «Тот, Кто сотворил вас в первый раз». Но они покачают головами и скажут: «Когда же это произойдет?» Скажи: «Быть может, это произойдет очень скоро!»» (17:49-51).
Успокаивая Посланника Аллаха ﷺ, в Коране ниспосылается то, что опровергнет все их измышления и мнимые утверждения в ясном и однозначном виде. Всевышний Аллах сказал:
«Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (25:33).
Он обращался с ними сообразно с коранической этикой на основании коранических аргументов с мудростью и лучшим наставлением. Он обращал свой призыв к их сознаниям и сердцам наилучшей речью и резко осуждал некоторых из числа неверующих. Наряду с этим Коран ниспосылался с четко выраженными определениями реальности призыва, что он строится на отделении и несогласии с общими знаменателями. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «О люди! Если вы испытываете сомнение по отношению к моей религии, то я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который упокоит вас, и мне приказано быть одним из верующих». Искренне обрати свой лик к религии и не будь одним из многобожников»» (10:104-105).
Коран ниспосылался с призывом Посланника Аллаха к упованию на Всевышнего Аллаха и стойкости в очевидной истине. Всевышний Аллах сказал:
«Уповай же на Аллаха, ведь ты на очевидной истине» (27:79).
Также Коран ниспосылался с подтверждением запретности даже малого склонения к неверующим. Это поясняет то, что подобное склонение лишает помощи Всевышнего Аллаха в этой и последующей жизни человека. Всевышний Аллах сказал:
«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74-75).
Посланник Аллаха ﷺ отказался от всех предложений и торгов, как и не согласился потворствовать ради идей и действий. Даже покровительство не было за счет призыва. Рассказывается в книги пророческого жизнеописания то, что Абу Талиб сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Твой народ пришел ко мне и наговорил такое. И поэтому они сказали ему. Пощади меня и себя. Не возлагай на меня то, что мне не под силу». Мне показалось – рассказывает Абу Талиб – то, что Посланник подумал, что его дядя бросает его без помощи и предает в руки недруга, что его дядя больше не в силах помогать ему и быть на его стороне». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, дядя! Клянусь Аллахом, если мне вложат в правую руку солнце, а луну в левую руку, чтобы я оставил это дело, пока Аллах не возвеличит его или я погибну ради него, я все равно не оставлю». После этих слов Посланник ﷺ заплакал и поднялся, и когда повернулся спиной (чтобы пойти к выходу), Абу Талиб позвал его: «О, сын моего брата, подойди поближе». Посланник Аллаха ﷺ подошел поближе к нему, и тот сказал ему: «Ступай сын моего брата. И говори что пожелаешь. Клянусь Аллахом! Я ни за что тебя никогда не предам». Так Посланник Аллаха ﷺ продолжил свой призыв, и продолжали ниспосылаться разъясняющие аяты и убедительные доказательства. Появились даже почти завершенные суры, олицетворяющие ясность идеи и программу отделения истины ото лжи. Как, например, сура «аль-Анъам» (Скот) и «аль-Фуркъан» (Различие). Язычники Мекки даже сказали: «Мы никогда еще не видели подобного тому, что перенесли от этого человека. Высмеял наши мечты, оскорбил наших отцов, наглумился над нашей религией, расколол наше единство, обозвал наших богов. Мы перенесли невыносимые вещи от него». Ибн Касир в своем толковании говорит: «Посланник Аллаха ﷺ находился в Мекке после начала пророчества тринадцать лет, получая от Всевышнего Аллаха мекканские суры, которые все содержат в себе спор с многобожниками, пояснение единобожия и разъяснение доказательств».
Это положение идеологической борьбы с идеями и заблуждениями неверия не останавливалось до ниспослания аята меча (аят ус-Сайф (9:5)). Идеологическая борьба и разделение истины ото лжи в убеждениях служит постоянной деятельностью и незыблемой программой призыва и даже после установления государства. Если в Мекке борьба сосредотачивалась на идеях ширка и поклонения идолам, то в Медине борьба была направлена против заблуждений иудеев и христиан, а также на разоблачения и раскрытия опасных деяний лицемеров.
Однако следует знать, что идеологическая борьба касается идей неверия и не затрагивает спорные (ихтиляф) законы шариата, которые имеют под собой шариатское доказательство или хотя бы полу доказательство. Носители призыва не должны противостоять им методом идеологической борьбы и раздела истины ото лжи в убеждениях. Напротив, нужно стараться пояснить правильное мнение с объяснением его доказательства и опровержением его доказательства в случае необходимости только, не делая из этого проблему.
Материализация этого великого смысла провозглашения, посредством призыва требует от носителей исламского призыва, руководствующим программой Посланника Аллаха ﷺ, того, чтобы их выдвижение было ясным без всяких туманностей, неопределенности и притворства. Как и требует не слабеть в пояснении правильности идей Ислама и верности его решений, а также в разоблачении обмана идей неверия и ненормальности их решений. Они должны знать каждую идею, которая противоречит исламской доктрине, и каждую мысль, которую предлагают на местном и глобальном уровне с целью формирования жизненной программы человечества или идейного руководства для них. Им следует изучить её, чтобы понять и опровергнуть её. Как, идея демократии, социализма, секуляризация. Идея свобод, которая означает освобождения от всех понятий кроме тех, что установлены государством. Как свобода вероисповедание, свобода мнение, свобода личности и свобода собственности. Идея верховенство (законодательная власть) принадлежит народу, идея того, что религия для Господа, а родина для всех. Идеи политизированного национализма и патриотизма. Идея того, что все последователи небесных религий сегодня являются верующими, а отнюдь не неверующие. Также решения и законы, которые находятся в противоречии с Исламом. Как, например, капиталистическая, экономическая система, провозглашающая глобализацию, приватизацию, рынки акции, процентно-кредитные банки, капиталистические кампания труда, страховые компании, азартные игры. Как и следует противостоять всем идеям, которые используются, чтобы позволить прелюбодеяние, вульгарность, смешивание (ихтилат), танцы и бесстыдство, под лозунгами свободы и открытости.
Носители призыва также должны раскрывать умме факты относительно того, кто ведет заговор против неё из числа неверующих и лицемеров или предает её из числа правителей, поясняя их преступление в удерживание законов Аллаха от претворения, защите порицаемых явлений (мункарат), расчленении уммы и игнорировании её судьбоносных проблемам. Сверх того они должны разоблачить истинную сущность международных и региональных организаций, как ООН, лига арабских государств, и тот факт, насколько они испытывают презрение к Исламу и мусульманам, а также их роль в укреплении разобщенности уммы. Также им следует контролировать те идеи, которые сеются в целях атаки на Ислам или разжижения его. Как, например, идея фундаментализма, экстремизма, терроризма, компромисса, прав человека, нормы и законы международного сообщества, которых представляют нам в виде общечеловеческих постулатов. Или, например, идея межрелигиозного и межкультурного диалога и их солидарности. Поборники Ислама должны быть осмотрительны к сомнительным вопросам неверующих по поводу мнения Ислама относительно свободы женщины и позволения ей всего того, что является запретным, джихада, развода, халифата, отсечения кисти, бичевания и т.д. Носители призыва не должны заниматься ответвлениями без знания основополагающих дел. Необходимо знать ту руку, которая устраивает и контролирует эти порочные отношения в обществе. Другими словами, носителям призыва следует знать источник и корень этих порицаемых явлений (манкарат). Поскольку, не зная недуг, нельзя определить лекарство. Поэтому они должны объективно представлять реальность общественности без всякого приукрашивания её, чтобы люди познали то, что причиной проблемы и недугов является только отсутствие на земле правления тем, что ниспослал Аллах. Параллельно с этим носители призыва должны не покладая рук работать над составлением серьезных и реальных программ, которые обеспечили бы возвращение уммы в то состояние, в котором желает видеть её Всевышний Аллах. Умма должна сплотиться под руководством единого предводителя (имама), быть неразделенной и неразобщенной, а также способной дать отпор врагам и освободить свои захваченные силой земли. Необходимо довести её до позиции международной силы, позволяющей ей вернуть авторитет и уважение Ислама. А также безусловное присутствие на международном уровне благодаря несению Ислама в виде мирового послания для всего человечества, стремящегося освободить весь мир от гнета порочных идей и обеспечить благородную жизнь посредством справедливости законов величественного Ислама. Для этого необходимо руководствоваться программой любимца Аллаха – Пророка Мухаммада ﷺ – основательно работать над подробным изучением самого Ислама и выдвижением его на уровень претворения во всех сферах жизни. Как, например, системы правления, экономики, внешней политики, образовательной политики, международной торговли и т.п. Именно это надо предпринимать, чем копаться в спорных вопросах иджтихада и терять время на противостояние тем, кто работает над Исламом. Только так можно добиться отделения истины ото лжи.
Возможно, некоторые подумают, что это отделение и идеологическая борьба имеют место только в том обществе, жители которого являются неверующими. Что же касается сегодняшнего времени, то перемены осуществляются в нем через сотрудничество в построении согласно конституционным организациям. Это блеф и заблуждение, к тому же не соответствует реальности. Поскольку изменение общества сравнивается с изменением мыслей, чувств и общественных систем. Государства возникают и сменяются посредством идей, которые несет нация в качестве своей политической доктрины. Требуется вернуть общество в Ислам полностью, а отнюдь не разжидить Ислам в обществе. Здесь хотелось бы привести бесценную речь Саида Кутуба, которая кристаллизует это понимание, в комментарии к суре «Кафирун» (Неверующие): «Джахилийские представления могут замаскироваться представлениями имана, особенно в обществах, которые познали акъиду раньше, а затем уклонились от неё. Эти общества более непокорные вере в её первозданном виде, лишенном всякого помутнения, искривления и отклонения, чем общества, которые вообще незнакомы с акъидой. Поскольку они считают, что следуют истине, в то время как все больше и больше погружаются в свои отклонения и искривления. Более того, случаи смешивания убеждений и деяний, а также смешивание благого с порочным обольщает самого проповедника к желанию приобрести это, если согласится с благой стороной и попытается поправить порочную сторону. Подобное обольщение крайне опасное явление! Поскольку джахилия (невежество) – это джахилия, Ислам – это ислам, а между ними непримиримая разница. Единственный путь спасение – это выход из всей джахилии и принять весь Ислам. Это отказ от джахилии, со всеми вытекающими подробностями и принятие Ислама со всеми вытекающими требованиями». Так представляют собой абсолютная непричастность (бара’а), полное разделение и отчетливая решительность. Всевышний Аллах сказал:
«Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» (109:6)
Как сильно сегодняшние призывающие к Исламу, нуждаются в такой непричастности (бара’а), этом отделении истины ото лжи и подобной решительности. Как они нуждаются в ощущении того, что они по-новому поднимают Ислам в невежественной и отклоненной среде, где людям предшествовало познать акъиду, а затем предаться времени.
Я приведу ряд случаев, рассказываемых в Священном Коране в мекканский период времени. Попытаюсь ограничиться одним атом для каждой темы с указанием общего смысла аятов. Все эти аяты, несмотря на разнообразность способов их преподношения, подтверждают это отделение истины ото лжи. Вашему вниманию представляются некоторые аяты:
– Призыв к размышлению над творениями Аллаха, чтобы это было побуждающим фактором к вере. Всевышний Аллах сказал:
«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью темным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту» (79:27-33).
– Призыв к вере в единственность Всевышнего Аллаха:
«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же – почитаемые рабы» (21:26).
– Опровержение убеждений неверующих: Всевышний сказал:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы» (10:18).
– Ответ на их отрицание после смертного воскрешения. Всевышний сказал:
«Ваш Бог – Бог Единственный. Но сердца тех, которые не верует в Последнюю жизнь, отвергают истину, а сами они – высокомерные гордецы» (16:22).
– Осуждение того, что они следуют предположению. Всевышний сказал:
«Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину» (53:28).
– Опровержение их веры в ангелов. Всевышний сказал:
«Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами. У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину» (53:27-28).
– Разоблачение и осуждение руководителей и влияющих персон испорченного народа, на подобии аль-Валид Ибн Мугъира, аль-Ас Ибн Ваиль, Акъба Ибн Абу Муъит, Умайя Ибн Хальф и др. Всевышний Аллах сказал в своей священной книге:
«Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким, даровал ему большое богатство и сыновей, которые находились рядом с ним, и распростер перед ним этот мир полностью. После всего этого он желает, чтобы Я добавил ему. Но нет! Он упрямо отрицает Наши знамения. Я возложу на него подъем (восхождение на гору в Аду)» (74:11-17).
– Опровержение их мнимых утверждений того, что Мухаммад ﷺ сам сочинил Коран. Всевышний сказал:
«Или же они скажут: «Он измыслил его»? Нет, оно является истиной от твоего Господа, чтобы ты предостерег людей, к которым до тебя не приходил предостерегающий увещеватель, – быть может, они последуют прямым путем» (32:3).
– Вызов в адрес неверующим на то, чтобы привели что-либо подобное Корану. Всевышний сказал:
Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88).
Посланник Аллаха ﷺ неуклонно продолжал разрушать порочные убеждения и бороться с ошибочными мнениями. Не покладая рук, без всякого проявления слабости, он вел борьбу на пути призыва - путем Корана. Он смог выстоять перед всеми препятствиями, пробраться к людям и донести до них религию Всевышнего Аллаха. В результате этих стараний много язычников и христиан обратилось в Ислам. Однако призыв не дошел до уровня практического претворения. Курайшитское сообщество настолько воспротивилось призыву, что даже сам Посланник Аллаха пожаловался своему Господу на свой народ. Всевышний сказал:
«Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран»» (25:30).
«Он сказал: «Господи! Воистину, они – люди неверующие». Отвернись же от них и скажи: «Мир!» Скоро они узнают» (43:88-89)
Аллах приказал ему не отвечать им тем, что они применяют в отношении него, и повелел ожидать победу и подкрепление от Господа миров. Всевышний сказал:
«Подожди же, ведь они тоже ждут» (44:59).
Посланник Аллаха ﷺ продолжал свой призыв, без всяких изменений, пока Аллах не приказал ему представлять себя племенам в надежде, что сыщет принятие веры и оказание помощи. В книге «ас-Сикъаб» (I том) автором которой является шейх аль-Бустаний приводится: «Абу Хатим рассказал то, что Аллах, Свят Он и Велик, повелел своему Посланнику ﷺ представлять себя арабским племенам, призывая их уверовать в Аллаха и не придавать ему сотоварищей, а также помочь и поверить ему». То есть, Всевышний Аллах приказал ему помимо коллективного призыва всех людей призвать того, кто в силах оказать помощь призыву после обращения в Ислам. Таким образом, закон поиска помощи подтвердил неизменность отделения истины ото лжи и несогласие с соучастием.
Взаимодействие является непрерывным делом, требующим затрагивания всего того, что противоречит Исламу и его доктрине (акъиде). Это один из наисложнейших этапов призыва, т.к. он целенаправлен на культивацию идеологии в обществе, что требует ясности, отчетливости и усердия, не опасаясь последствий и обстоятельств. В нем неверующие пытаются совратить мусульман от их религии и программы. В нем выявляется сила веры и сила выдержки. В нем проясняется, верен ли человек Аллаху или нет. Посланник Аллаха ﷺ шел по этому методу, перенося муки, ложные пропаганды и бойкоты, которые обременили бы даже высокие горы. Тем не менее, он не отклонился ни на йоту от него, как и не изменил ничего. Напротив, выдерживал это и продолжал свой призыв, веря в помощь своего Господа. Поэтому когда представлял себя племенам, не соглашался ни с чем помимо того, чтобы помощь была абсолютной и без всяких условий. Ведь целью взаимоотношения является приход всей идеологии к правлению, а отнюдь не приход людей призыва к власти без идеологии. Всевышний Аллах сказал в суре «аль-Исра»:
«Скажи: «Господи! Пусть мое пришествие будет правдивым, и пусть мой уход будет правдивым! Даруй мне от Тебя знамение в помощь»» (17:80).
Имам ат-Табари передает от Хасана, что по поводу этого аята он сказал: «Он (Аллах) обещает ему (Пророку), что непременно отнимет владения и величие персов и передаст ему, а также отнимет величие и владения римлян и передаст ему».
Мы просим Аллаха сделать нас стойкими на истине и одарить нас помощником и справедливым праведным имамом.