وَاتَّقُوا فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنكُمْ خَاصَّةً ۖ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّـهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ٢٥ وَاذْكُرُوا إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الْأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ٢٦
«Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в возмездии. Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас и убьют, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны» (8:25,26).
В эти дни для многих людей добывание куска хлеба стало главной заботой. Более того, оно стало забирать все их время и усилия на протяжении всей их жизни. В большинстве случаев человек не достигает цели и не находит самого минимума для жизненных потребностей. Он один без поддержки продолжает оставаться занятым, борясь с бьющимися волнами и противостоя огромному морю алчности и капитализма, гонясь за куском хлеба и не находя его. А если и находит, то он не хватает для его потребностей. Если же хватает, то это сопровождается всяческим унижением.
Добывание куска хлеба никогда не было проблемой, решение которой требовало бы от исламской уммы длительного времени. Эта проблема не представляла самую большую заботу мусульман и не отвлекала их от высоких дел и целей. Причиной этого было исполнение системы Ислама во всех сферах жизни, включая экономическую сферу, что в полном объеме обеспечивало обществу стабильность и спокойствие.
Для объяснения сущности экономической проблемы нам необходимо знать, что Ислам разделяет между предметом экономики и богатством, будь то товары или услуги с точки зрения их развития или обеспечения их наличия (это дело считается общемировым и берется с любого источника), что объясняется словами Пророка ﷺ: «Вы лучше знаете о своих жизненных делах», и это то, что называется экономической наукой, и между распределением богатства среди людей в обществе, чтобы каждый мог владеть и пользоваться им. Это и представляет собой экономическую проблему. Именно здесь Ислам установил ряд шариатских законов, именуемых экономической системой. В своей экономической политике Ислам имеет целью гарантировать полное удовлетворение человеком – каждым индивидом – своих основных потребностей (т.е. пища, одежда, жилье) и предоставлять ему возможность максимального удовлетворения своих второстепенных потребностей согласно условиям и критериям своего общества. Мудрый Законодатель возложил ответственность работы для поиска средств к существованию на мужчину, способного работать, чтобы обеспечивать основными потребностями себя и тех, кого он должен содержать, своих детей, а также наследника, если он не способен работать сам. И так же возложил эту ответственность на государственную казну, если нет того, кто обязан содержать их.
С этой политикой и рядом шариатских законов Ислам обеспечил каждого индивида в отдельности возможностью удовлетворять свои потребности, которые необходимы человеку как таковому: это – пища, одежда и жилье. Затем Ислам побуждает этого индивида в меру своих сил и возможностей пользоваться благами и приобретать прелести этой жизни. Как видим, Ислам не оставил человека одного в этом деле заложником своего труда, так, что если он достает какие-то средства – питается и живет, а в ином случае становится жертвой бедности и нищеты, оказываясь изгнанным и униженным. Ислам определил казну мусульман для всех мусульман. Из нее расходуются средства на их нужды. Содержание фактически или потенциально немощного человека является обязанностью государства. Обеспечение уммы потребностями является одной из обязанностей государства, так как на нем лежит право заботы о ней. Бухари передал от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Имам, стоящий над людьми, является пастухом и несет ответственность за свое стадо». Ислам предотвратил нарушение экономической жизни. Он запретил ростовщичество, монополию, обман, мошенничество. Ислам запретил акционерные общества, биржи и котировку. Ислам обязывает государство обеспечивать основными товарами, отсутствующими на рынках и так далее. Посредством всего этого он гарантировал стабильность в экономической жизни.
Эта мудрая политика воплощалась в реальной жизни. Она не представляла собой просто теории и воображаемую экономическую философию. История исламской уммы является тому свидетелем, когда не могли найти людей, которым можно было отдать излишки закята, собранного в мусульманских землях во времена халифа Умара ибн абд аль-Азиза, Также слова Харун ар-Рашида, обращенные к туче: «Двигайся и проливай дождь, где пожелаешь, ведь харадж от тебя все равно вернется ко мне», служет живым примером экономической жизни в сени претворения Ислама.
Все это было, когда у нас было государство и был имам. Все это было, когда мы жили в соответствии с шариатом Аллаха. Мы, да и все люди, радовались и наслаждались тогда благополучной жизни. А сегодня, после того как Ислам перестал существовать и исполняться в реальной жизни, и оказался удаленным от власти, а люди стали жить под властью капитализма, мы видим, что жизнь людей стала невыносимой. Повсеместно происходящие в мире экономические кризисы, привязанность валют к доллару и господство капиталистов над жизнью людей принесли людям бедствия и опасности.
Что касается наших мусульманских стран в общем, и Палестины в частности, то в них бедствие еще больше. В них наблюдается постоянное ухудшение. В первую очередь над ними нависла политическая проблема и потом уже связанная с ней проблема экономическая. Дело в том, что мусульмане обладают самым большим богатством в мире – нефтью, газом, месторождениями металлов и так далее. Они занимают самые лучшие стратегические места на мировой карте и господствуют над важнейшими морскими проливами мира. Но, несмотря на это, они находятся в таком экономическом положении, о котором, как минимум, можно сказать, что оно является трагическим. А происходит это по следующим причинам:
1. Претворяемая в жизнь политическая система, которая сохранила существующие в исламском мире страны заложниками неверного колонизаторского Запада. Запад грабит их богатства, похищает труд их жителей, стремится превращать эти страны в рынок для своих товаров, и все это делается через правителей-сторожей, которые поставлены неверными колонизаторами над уммой для реализации своей политики и своих планов.
2. Природа исполняемой капиталистической экономической системы, которая вызывает не иначе как несчастья и кризисы, и даже экономические бедствия.
3. Господство Мирового банка, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО) над экономиками стран третьего мира, чтобы эти страны оставались экономически отсталыми, неспособными на производство и промышленность.
4. В Палестине экономика опирается на крохи стран-доноров и еврейского государства, и отсутствует самостоятельная экономика. Наиболее показательным в этом является всем известный кризис с заработными платами.
Экономика в Палестине не имеет основ и это неудивительно, ведь Палестина продолжает оставаться под оккупацией. А какая экономика может возникнуть или развиваться под оккупацией?! Экономические и жизненные условия жителей Западного берега и Сектора Газза являются плохими в полном смысле этого слова. К тому же они, к большому сожалению, постоянно ухудшаются в силу вышеупомянутых причин и особенности палестинской проблемы, которая проходит этап политического урегулирования, что побудило международные стороны, в заговоре с правителями региона, создать для людей тяжелое экономическое и жизненное положение с тем, чтобы отвлекать их внимание от тех заговоров, которые устраиваются против них и их святых мест, и чтобы человек погружался в добывание средств к существованию, что стало весьма трудным делом. А участники заговора пытаются обманывать людей призывами о развитии, процветании и благополучии, которыми прельщаются простые люди, говоря, например, что Палестина станет новым Сингапуром или вторым Гонконгом.
Беглый взгляд на лживые обещания и обманчивые надежды, которыми прельщали людей участники злополучных соглашений и правители палестинской власти, придя к власти в 1999 году, показывает масштабы экономического разрушения, которое постигло людей, а также показывает масштабы усиления бедности и ее рост, как и показывает многократный рост дороговизны жизни, тогда как доходы людей остались прежними и даже сократились, а во многих случаях просто прекратились.
Для ознакомления с этим представим вам некоторые статистические данные центрального органа статистического учета Палестины и палестинского центра по правам человека.
Первое: Рост цен на потребляемые товары и услуги в сентябре 1997, 2000, 2003 и 2007 годов по главным направлениям расходов. Сравнительным годом принят 1996 год (100%)
Второе: Процент бедности в палестинских землях постоянно увеличивался, и нижеследующие статистические данные подтверждают это:
Третье: Заметно увеличился процент безработных и в 2006 году он достиг 34%, подымаясь иногда до отметки 55%.
Четвертое: У населения сократился средний уровень индивидуального дохода и в 2006 году он упал до минимальной отметки 40%.
Обращая внимание на эти четыре причины, мы можем понять масштаб бедствия, которое произошло с жизненным уровнем отдельно взятого индивида. И это не остановилось у черты дороговизны и роста цен, которые в целом поднялись на 50%. Сократился уровень индивидуального дохода и упал до 40%, при которых разница между жизненным уровнем 1996 года и сегодняшним жизненным уровнем превышает 90%. Увеличился процент бедности и нищеты, а также число безработных. Эти цифры даны без учета изменений в разнице обменного курса доллара и динара, где обменный курс динара – накопительной и сберегаемой валюты – изменился в сравнении с шекелем примерно на 20%, что в свою очередь усугубляет ситуацию и усиливает дороговизну.
Эта тяжелая экономическая действительность явилась результатом злополучных соглашений, подписанных между теми, кто утверждает о том, что представляют интересы этого народа и еврейским государством. Участники этих соглашений пытались продвигать этот свой мерзкий поступок, который противоречит шариату нашего Господа, путем лживой пропаганды о том, что данные соглашения избавят людей от трудностей борьбы с евреями и они смогут начать строить свою экономическую жизнь, построят заводы и придут к экономическому процветанию, приобретя полную стабильность и спокойную жизнь. Однако могут ли мусульмане иметь достойную жизнь, нарушая шариат своего Господа?! Разве от этой непокорности они могут получить иное, кроме несчастной и полной лишений жизни. И как результат случилось то, что мы имеем. Вы воочию увидели лживость и фальшивость этой пропаганды. Вот теперь вы живете наихудшей жизнью. Ваши экономические проекты рухнули и многие из них разрушились в течение прошлых лет. Теперь вы ничего не имеете и испытываете трудности в добывании куска хлеба, а не в реализации проектов и строительстве заводов. Все это явилось естественным следствием того, во что впали люди и естественным следствием для тех, кто полагал, что неверные, наши враги, желают нам блага, помогают нам, чтобы направить нас к стабильной и спокойной жизни. Как может быть такое, когда Всевышний Аллах говорит:
مَّا يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَلَا الْمُشْرِكِينَ أَن يُنَزَّلَ عَلَيْكُم مِّنْ خَيْرٍ مِّن رَّبِّكُمْ
«Неверные из людей Писания и многобожники не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» (2:105).
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ لِيَصُدُّوا عَن سَبِيلِ اللَّهِ
«Воистину, неверные расходуют свое имущество для того, чтобы сбивать других с пути Аллаха» (8:36).
Ответственность за изменение этой тяжкой действительности и не молчание относительно проектов неверия и колониализма в Палестине, а также и других мусульманских странах – является ответственностью каждого мусульманина. Нерадение относительно этой ответственности является грехом, влекущим за собой возмездие Аллаха. Необходимо брать на себя эту ответственность и противостоять правителям, даже если ценой этому станет собственная жизнь мусульманина, а эту цену нельзя сравнить с наградой, уготованной Аллахом для тех, кто исполнил эту обязанность. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Главой шахидов является Хамза ибн абд аль-Мутталиб и человек, который встал перед лицом несправедливого правителя приказывая ему добро и запрещая зло, за что был убит им».
Палестина, да и все мусульманские страны, хоть и имея в нынешних условиях экономические основы, будут оставаться бессильными сохранять свое экономическое богатство, потому что экономика является неотъемлемой частью политического режима. Никакое государство не в состоянии иметь значительную экономику, если у нее нет идейно-политического присутствия, располагающего силой, способной сохранять свои богатства, защищать и приумножать их, после чего справедливо распределять их среди населения. Такая сила для мусульман существует в Исламе. Без возврата к Исламу, к его акыде и жизненной системе, они не смогут добиться успехов и иметь вес в мире, будь то в политической, экономической или военной областях, несмотря на то, что обладают огромными человеческими ресурсами, полезными ископаемыми и сельскохозяйственными богатствами, превышающими их потребности в них.
Мы призываем вас, мусульман Палестины и остальных мусульманских стран, к серьезной и усердной работе для возрождения Халифата шариатским путем, чтобы вы могли заслужить ту помощь, которую обещал вам Всевышний Аллах в Своих словах:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно утвердит им их религию, которую избрал для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого окажутся неверными, являются нечестивцами» (24:55).
И смогли жить, по воле Аллаха, спокойной и стабильной жизнью.
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он ускорил нам радость и спасение, ведь поистине Он мощен над всякой вещью.