Сказал всевышний Аллах:
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرَةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاءِ تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللَّهُ الْأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ
«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание» (14:24,25).
Прекрасное слово – это «Нет бога кроме Аллаха», а прекрасное дерево – это пальма. Поистине пальма это дерево похожее на мусульманина, как это приводится в достоверных хадисах от ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Когда мы сидели у Посланника Аллаха ﷺ нам принесли кроны пальм и он сказал: «Среди деревьев есть такое дерево, которое подобно человеку мусульманину, - его листья не опадают. Скажите мне, что это за дерево?». Люди стали приводить деревья, растущие в пустыне, а душа подсказывала мне, что это пальма. Я хотел сказать, что это пальма и, посмотрев, я увидел, что я младше всех и промолчал. И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это пальма». Я упомянул это Умару и он сказал мне: «Лучше бы для меня было, если бы ты сказал, чем промолчал»».
Значит, божественное описание исламской доктрины «Нет бога кроме Аллаха» подобно пальме, а пальма подобна мусульманину. А если мы захотим понять, что значит «Нет бога кроме Аллаха» чистым образом в кораническом значении, как это хотел Аллах, то нам остается подумать и поразмыслить над этой удивительной аллегорией, которая приводится нам Аллахом, дабы увеличить наше понимание и прояснить наше представление от воображений и фантазий. «Нет бога кроме Аллаха» подобно прекрасному дереву
Когда Аллах уподобляет доктрину «Нет бога кроме Аллаха» пальме, то он напоминает нам сходства:
1- Прекрасность;
2- Прочные корни;
3- Восходящие к небу ветви;
4- Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа.
Эти четыре свойства являются качествами мусульманина и доктрины Ислама. Поэтому, для того, чтобы понять значение описанного, Аллах указал нам на ощутимое и осязаемое свойство пальмы. Он дал нам возможность изучить ее, затем испытать те свойства, которых мы достигли, поразмыслить над ними. Затем же сравнить эти свойства с описанием «Нет бога кроме Аллаха» и перед нами проясняться все значения, которые Аллах хотел выявить и прояснить для нас. Давайте рассмотрим свойство за свойством. Первое свойство: Прекрасность
Прекрасность дерева проявляется в четырех вещах:
- Прекрасный вид и прекрасная форма;
- Прекрасный запах;
- Прекрасные плоды;
- Прекрасная польза.
Имам ар-Разий говорит: «Нужно отнести приятность ко всем этим видам, потому что все вместе образует приятность в полной мере».
1- Прекрасный вид и прекрасная форма:
Поистине глубокий взгляд на вид и форму пальмы покажет нам четыре свойства:
- Переплетение волокон и связанность уз. - Если сгибается, то сгибается полностью.
- У нее одна головка, откуда растут плоды.
- Если отрезать верхушку, то пальма высохнет и «умрет», в отличие от остальных деревьев. Другие деревья могут разветвляться. Если мы возьмем другие свойства и сравним с исламской умой, то мы не будем долго думать и поймем прочную связь между ней и исламской умой, в которой проявляется сплоченность между ее сынами подобно сплоченности ветвей пальмы, а также единство мыслей и чувств между мусульманами. Посланник Аллаха ﷺ дал это описание в Медине, сказав, как это приводится в жизнеописании Пророка ﷺ ибн Хишама: «Мусульмане единая умма, в отличие остальных людей. Их перемирие едино и самый слабый из них дает безопасность и покровительство. И поистине мусульмане друзья друг другу, в отличие от остальных людей».
И сказал: «Мусульмане в своей любви друг к другу, в милосердии и в отношениях, подобны одному телу. Если один его орган заболевает, то остальная часть тела отзывается на боль бессонницей и лихорадкой» (передал Муслим). Если отклонится умма от того, что постигло ее, то отклонится вся: «Мусульманин для мусульманина как строение, где один поддерживает другого. Затем он сплел пальцы» (сахих Бухари).
А что касается качества мусульманина с точки зрения его вида и сравнения между ним и пальмой, то прекрасность явна в мусульманине, в его сердце и форме. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине Аллах приятный и любит приятное, чистый и любит чистое, благородный и любит благородие, щедрый и любит щедрых» (передали Тирмизий и аль-Баззар). Быть может, самое лучшее в этой аллегории мусульманина и пальмы это то, что пальма не используется и не горит. Она не подобна другим деревьям. Также и мусульманин. Аллах сделал запретным для него огонь Ада.
Подобно пальме, у исламской уммы одна «голова». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если присяга будет дана двум халифам, то убейте второго» (сахих Муслим).
Если отрубить верхушку пальмы, то завянет и «умрет». Смотря на реальность нашей уммы после того, как ей «отрезали голову», лишили правителя, Халифа, можно увидеть, что она завяла экономически, научно и социально… Ее дети стали сиротами на банкетах этих подлецов.
2- Прекрасный запах:
Поистине прекрасный запах чувствуется издалека. Исследование исламского общества это и есть исследование общества, от которого исходит запах справедливого и высокого творения. Тот запах, который своими благовониями постиг сердца и умы, и открыл их, прежде чем достигли их войска и мечи. Может быть, Индонезия является самым большим примером исламской страны, которую открыли стрелы милости и высшей нравственности. Даже далекий увидел прежде близкого, враг прежде друга, что история не видела еще никого более милостивого, чем открыватель мусульманин.
3- Приятные плоды:
Ибн аль Къайим говорит о пальме: «Ее плоды едят сухими и сырыми. Это пища, лекарство, сладость, напиток и фрукт. Ее ствол служит для создания орудий и посуды. Из ее волокна изготавливаются веревки, а из косточек - корм для верблюдов…».
Аль-Гарнавий передает: «Мусульманин подобен пальме. Если будешь дружить с ним, будет польза от него. Если будешь сидеть с ним, будет польза. Если спросишь совета, будет польза. Подобно пальме. Все, что от нее - приносит пользу».
Плоды исламской уммы в различных сферах многочисленны, что даже не сосчитать их. Но я «сорву с каждого сада по одному плоду».
- На политической почве:
Исламская система, во время исламских завоеваний, смогла расплавить под знаменем «Нет бога кроме Аллаха» самые противоречивые мысли, расы и религии. Все поклонялись Аллаху на основе мыслей и чувств. Воль Дюрант в своей книге «История культуры» описывает это великое объединение, говоря: «Жители уверовали в новую религию и настолько были искренними, что даже эта искренность заставила их позабыть божества, которым поклонялись на протяжении многих тысяч лет. Новая религия охватила сердца сотен народов и охватила их воображения... Она посеяла в них надежды, которые устранили от них несчастья этой жизни и ее трудности». Все это в то время, когда запад потерпел провал в объединении разных народностей, чтобы западный народ стал одним целым. А вот и двадцатый век видит две разрушительные войны, где национальные войны были главной причиной в Европе.
- На экономической почве:
Нам передает история, которая была в тени лозунга «Нет бога кроме Аллаха», что жизненное положение было таковым, что человек не видел подобного. Бесплатная медицина была обеспечена для всех. Больницу, которую построил Нуруддин в Дамаске 1160г. на протяжении трех веков лечила больных и давала им лекарства бесплатно. Историки говорят, что ее лучи сияли 267 лет.
- На почве знаний:
Страны видели процветание и не одна из существующих тогда и сегодня стран об этом даже не мечтала. Даже сам запад свидетельствует, что научное достижение, которое было достигнуто, в своем большинстве произошло при помощи теорий и открытий, которые были достигнуты исламскими учеными. Это то, что признала востоковедка Зигрейд Хонка в своей книге «Оглавление истории культуры». Помимо этого, благо еще будет. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Моя умма подобна дождю, не знаешь, начало его благо или конец» (Передал ад-Дарукутний).
4- Прекрасная польза:
Самая важная польза этого дерева - это ее тень и была распространена тень уммы «Нет бога кроме Аллаха». Под ее тенью находился восток и запад, от Китая, Индонезии, Индии до Персии, Шама, Аравийского полуострова, Египта до Марокко и Испании. Все они находились в тени ее безопасности и благополучия. Мусульманин спокойно находился дома, возвеличенный своей религией. Он не боялся никаких миссионерских и военных нашествий, ибо они непременно будут сломлены у великих стен государства Ислама… Даже некоторые неисламские страны прибегали к султану мусульман в надежде, что он будет покровительствовать своей тенью. Это король Франции Франсо первый, который был взят в плен в сражении Бафия в 1525г. и его мать отправила делегата Джона Фаранджиян, чтобы он поговорил с Сулейманом аль-Кануний, который поспешил ответить ему и вернул короля Франции без какого-либо материального или политического возмещения.
Второе свойство: Прочность корней:
Корни пальмы тверды и прочны в земле. Аналогична этому исламская доктрина, у которой основа непоколебима. Мусульманин берет ее идейной базой, которая определяет его взгляд на жизнь и определяет ему понятия и законы для каждой вещи. И не собьется он и не будет опечален. Из нее вытекает правильный путь для поведения в жизни, и она т.е.доктрина «Нет бога кроме Аллаха» ведет мусульманина ко всему благому. Значит эта идейная база и идейное руководство, это то, что образует для него спасение в его жизни и после нее. Имам аль-Къуртубий приводит хадис от Анаса, от Посланника Аллаха ﷺ что он сказал: «Вера подобна прочному дереву. Намаз - его корень, закят - его ответвления, а пост - его ветки. Испытывать муки на пути Аллаха - его крона, хорошая нравственность - его листья, а воздержание от запретов Аллаха - плоды ее».
А также доктрина «Нет бога кроме Аллаха» внедряется в глубину души точно также, как внедряется корни пальмы в землю. Она проникает в глубину сердца, потому что человеческая природа хорошо принимает ее. На ней произрастают хорошие растения, ибо она находится в гармонии с ней. Она не подобна скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, которое отвергается человеческой природой и не дает пустить корни. Человеческая природа «выплевывает» все саженцы, кроме саженца единобожия. Всевышний Аллах говорит:
فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (30:30).
Имам ар-Разий сказал: «Корни которого прочны, т.е. от исчезновения». Такова же и исламская доктрина – ее продолжительность гарантирована по воле Аллаха и не исчезнет по воле Аллаха и Его укреплением искренних Его рабов, которые защищают свою доктрину и религию. Передал аль-Байхакъый, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Эти знания понесут из каждого поколения только искренние. Они будут очищать их от искажения преувеличивающих, от утверждения отрицающих и от толкования невежд». Из-за прочности этой основы мусульмане смогли образовать полный переворот на аравийском полуострове. Затем отправились в другие стороны мира, чтобы противостоять другим народам, которые бросили свое оружие, принимая Ислам, перед которым распались все другие культуры и не смогли устоять их идеологические силы мысли или религии.
Третье свойство: Восходящие к небу ветви:
Если корни были прочными, то необходимо чтобы ветви восходили к небу. Если ветви будут возвышаться над землей, то они будут вдали от неприятных запахов земли и ее грязи. И плоды дерева будут чистыми и приятными. А что касается возвышения ветвей в Исламе, то этим подразумевается величие, которым обладала исламская культура, и которое исчезло с исчезновением правления на основе «Нет бога кроме Аллаха». Сказал Аллах:
مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху» (35:10).
Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Обрадуй эту умму возвышением, величием, религией и утверждением на земле». Ветви дерева Ислама останутся по воле Аллаха до последних дней. Ведь приводится в хадисах об Антихристе, против которого выступит мусульманин и скажет ему: «Ты антихрист, о котором предупреждал нас Посланник Аллаха ﷺ». Это указывает на то, что Ислам будут нести до последних дней, до наступления Судного Дня.
Четвертое свойство: Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа:
Также как и у пальмы не опадают листья и люди питаются ее плодами на протяжении года, плоды Ислама тоже постоянны. Они постоянно помогают мусульманину позицией и нужным мнением в каждом происшествии. Даже сегодня Ислам приносит свои плоды в тех ребятах, которые не насыщаются его запасами для путешествия в изменении порочной реальности. Затем божественное пояснение подтверждает, что прекрасные плоды не были бы таковыми, если бы они не были от Аллаха. А то, что не было от Аллаха, то оно вырвано, лежит на поверхности земли. А также в этом аяте великое изящество и это то, что плоды бывают только по воле Аллаха. И результат всех усилий от Аллаха, от мусульман требуется правдиво сажать, сеять и уповать на Аллаха.
وَمَا النَّصْرُ إِلَّا مِنْ عِندِ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ
«Поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха (3:126).
Абдуль Къадир аль-Хиджазий
Мекка и Медина