Есть ли путь для возрождения мышления уммы?

Несомненно, в прошлом веке умма заплатила дорогую цену за такие мнимые «достижения» как освобождение, развитие и независимость. Ее безуспешность в осуществлении какого-то значимого достижения во всех этих сферах лишила ее веры в возможность выхода из тяжелых кризисов, через которые она проходит, не говоря уже об ощущении, со стороны большинства из числа уммы, о невозможности изменения к лучшему в ее реальности и потери надежды в возможность осуществления важного развития в обозримом будущем.

Существует много различных причин этой безуспешности, однако основной и явный недостаток, который предваряет все существующие причины, представляется в отсутствии здравого метода мышления. Это процесс, который дает правильные решения проблем и взаимодействует с ними как есть, а не так, как требуют того прихоти человека. Например, мы знаем, что те, кто требуют освобождения Ирака от бааситского режима, связанного, по их утверждению, с Западом, долгое время были в объятьях бааситсткого близнеца в Сирии, а также прибегли к тому же Западу для избавления от этого режима, мотивируя сотрудничество с иностранной оккупацией тем, что она временна, и что ее выдворение будет легче, чем искоренение местной тирании.

С приходом оккупации они превратились просто в его (Запада) дешевые пешки, которыми он двигает по указанию со стороны, и настаивают на его присутствии как крайней необходимости. Ирак стал испускать вздохи под молотом оккупации и быстро гибнуть от наемных банд, преступных группировок и подлых политиков. Каким умом можно поменять одно зло на худшее зло, одного тирана на несколько тиранов, которые оскверняют святыни, попирают запреты, несут Ираку только трагедии и разрушения?!

 В Палестине, где имеются наиболее чувствительные и наиболее привлекающие на себя внимания проблемы уммы, мы находим тех, кто поднимают знамя ее освобождения, загоняя ее в ловушки загнивающих режимов, которые принесли Палестине и его населению последовательные неудачи. Они перемещаются между столицами, не имеющими самостоятельного решения, постоянно просят Запад признать их, имея с ним «позитивные и прозрачные» отношения. Хотя при этом именно Запад является основой всех бед Палестины, и его заботят лишь личные интересы. Для Запада Израиль считается, своего рода, красной линией, которой даже невозможно касаться, не говоря уже о его ликвидации. Тем не менее, эти и им подобные противоречия в большом количестве наблюдаются в политике руководства, одновременно вызывая смех и слезы.

Одним из наиболее распространенных явлений стало господство над умами людей неясных представлений, как например то, что плохие условия и многочисленность бед являются предвестникоами радости, хотя мы знаем, что распространение чумы вызывает неизлечимую болезнь, а значит, ведет к смерти и гибели, если не принимать соответствующие меры безопасности. Бедность толкает людей к преступлениям и порочным поступкам, если нет соответствующей заботы и внимания к бедным. Несправедливость становится все более ужасной, дикой и масштабной, если нет того, кто устраняет эту несправедливость и так далее. Таким образом, плохие жизненные условия людей предвещают злополучие, а не радость, если в отношении них не принимать серьезных действий для устранения их причин и избавления от последствий. 

Это лишь малая часть примеров касательно этого господствующего склада ума среди людей, которые в своем мышлении опираются на то, что не является твердым и прочным, и поверхностно судят о событиях, считая свое позорное поведение просто временным приспособлением к реальности, которая должна измениться, и это вследствие сплошных кризисов, ожидаемых случайностей и больших мнимых надежд. Обладающие таким складом ума поступают так вместо того, чтобы строить свои поступки на здоровых основах и правилах понимания и анализе для осуществления своих целей. Противоречивое и туманное мышление усиливает нерадение и безразличие людей вдобавок к усилению их немощного и парализованного состояния, не говоря уже об автоматическом закреплении у них поверхностного, корыстного и сиюминутного мышления и упадка в их поведении.

С другой стороны, эта отвратительная реальность, при неприменении здравого механизма размышления о преобразовании, побуждает в свою очередь другие группы к неоправданным действиям, экспромтом. Это реакция и возмущение с их стороны относительно трагической реальности, поднимаясь против которой они ожидают, что эти их действия будут чем-то вроде разразившегося грома, который приведет к изменениям движения истории, или они окажутся причиной открытия небесных врат, откуда «снизойдут чудеса», полагаясь на общие понимания и игнорируя при этом установленные Аллахом законы природы, словно они удалены из их расчетов.

В обоих господствующих положениях наблюдается отсутствие разумности, а жизнь превращается просто в беспорядочные действия, случайности и банальное придание бессмысленной логики неправильному пониманию, постыдной, искаженной и противоестественной политике. Мотивацией одной из групп в этой умме является его приспособление к существующей реальности, чтобы стать частью его порочной структуры под предлогом того, что она опирается на реалистичную логику, несмотря на то, что это поверхностная, шаткая и ошибочная логика, которая питает порочность и не изменяет ее.

Такая логика становится дополнительной трудностью для процесса изменения, а сама группа полностью погружается в существующую реальность и растворяется в ней. Другая группа опирается на реакции, действует экспромтом и устремляется в неизвестном направлении, не учитывая причины и законы жизни, что в результате побуждает людей к согласию с реальной действительностью и признанию бесполезности усердий по ее изменению. Более того, это будет толкать людей к привязанности к существующей реальности под предлогом безопасности, стабильности и бесполезности действий, направленных на изменение этой реальности и, следовательно, будет толкать их к нежеланию и неодобрению таких действий. 

Вкратце, смысл здесь заключается в необходимости связывать причины изменения с их истинными результатами и в понимании того, что стремление к освобождению и развитию должно существовать в своем русле и в соответствии с законами природы и жизни, т.е. согласно материальным критериям, которые Всевышний Создатель установил для материи, чтобы понимать ее, анализировать и затем делать выводы. Ислам пришел, укрепляя серьезное мышление, учитывающее причины жизни, предостерегая от умышленного «закрытия глаз» на них и их сущность. Это и привело первых мусульман к усердной деятельности и быстрому распространению Ислама в мире и проведению ими своей политики на протяжении длительного времени.

Это не осуществлялось путем обмана, нелепых измышлений или экспромтом и реакциями. Это происходило с учетом причин жизни и понимания вещей такими, какими их создал Аллах. Тем самым мусульмане заслужили помощь и победу от Аллаха, после того, как материальная сила слилась с огромной духовной силой, свершившей известные нам великие дела. Тогда понятия акыды служили фактором силы, а не слабости, служили фактором приумножения усердий, а не фактором бездействия, нерадения и подчинения реальности.

Хасан аль-Хасан