بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
В прошлом номере мы упомянули некоторые тексты, которые указывают на преимущество места, времени и групп представителей Уммы, а также на то, что благодать и статус свидетеля в отношении людей никогда не покидали Исламскую Умму.
Тем не менее, обладание этими двумя достойными качествами не означает, что не стоит требовать от Исламской Уммы отчёта за халатное отношение к возложенным на неё Всевышним Аллахом исламским предписаниям, а именно — в отношении призыва к одобряемому и запрета порицаемого. Если Умма допускает подобное, то необходимо отчитывать её за совершённое упущение. От Хузайфы (р.а.) сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
وَالّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنّ بالمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنّ عَنِ المُنْكَرِ، أو لَيُوشِكَنّ الله أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَاباً مِنْهُ ثُمَ تَدْعُونَهُ فَلا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ
«Вы непременно будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, или же Аллах ниспошлёт на вас наказание, после которого вы будете взывать к Нему, а Он не будет вам отвечать» (ат-Тирмизи).
В связи с этим, сегодняшнее положение Уммы, а точнее — застой, слабость и сползание с подобающего ей уровня до низости зависимости от безбожного колонизатора, который хозяйничает в мусульманских странах, не снимает с неё ответственность за происходящее, как и не спасёт её от отчёта в день Великого Суда. В данной статье мне хотелось бы пояснить разницу между тем, что Исламская Умма является лучшей общиной, выведенной для человечества, и это качество лучшей общины является незыблемым до Судного дня, и тем, что Исламская Умма обязана держать отчёт за свои упущения в отношении того, что предписал ей Всевышний Аллах. Другими словами, несмотря на то, что Исламская Умма является наилучшей общиной, выведенной для всех народов, всё же она несёт ответственность за каждое упущение, которое поражает её и оказывает влияние на её поведение в жизни.
Для начала хотелось бы внести ясность в вопрос, является ли приказ к одобряемому и запрет порицаемого, а также донесение послание Ислама индивидуальной обязанностью (фард айн), или это является обязанностью по достаточности (фард кифая)?
Исламский учёный Ибн Ашур, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Превосходство одних, возникающее благодаря исполнению приказа к одобряемому, несмотря на то, что данное предписание является обязанностью по достаточности (фард кифая), которую не смогут исполнять все представители Уммы, заключается в том, чтобы мусульманин исполнял данное предписание в меру своих сил согласно своим знаниям и возможностям. Как, например, удерживал от запретного своих жён и детей, а если может — всех жителей своей местности, и так далее, поскольку наличие групп, исполняющих это предписание во всей Умме, является превосходством всей Уммы в силу того, что эти группы являются частью Уммы. Как, например, племена гордились своими славными и известными представителями». Смысл слов этого учёного заключается в том, что приказ к одобряемому и запрет порицаемого является обязанностью по достаточности (фард кифая). Тем не менее, следует ясно понимать, что обязанность по достаточности (фард кифая) является наиболее уязвимым и значимым для совершеннолетних (мукалляф) законом, чем индивидуальная обязанность (фард айн). Особенно если данная обязанность не исполняется или недостаточно исполняется. Разве ты не знаешь, что все жители местности находятся в грехе, если среди них оказывается покойник, но никто из них не занялся его погребением? А что говорить о мусульманских странах, оказавшихся под господством и властью неверующих, как это обстоит в Палестине, Кашмире, Восточном Туркестане и других мусульманских странах? Что говорить о венце всех обязанностей — Халифате, — который, словно сирота, не находит того, кто бы принял его, за исключением небольшой группы молодых людей, уверовавших в своего Господа и следующих верному пути Пророка Мухаммада ﷺ, ожидая помощи от Аллаха, дабы свершилась победа их усилиями?! По этой причине не стоит смотреть на обязанность по достаточности (фард кифая) как на предписание с неким смягчением, к которому прибегают соискатели оправданий. Напротив, всё с точностью до наоборот. Обязанность по достаточности (фард кифая) должна побуждать мусульман к незамедлительному её исполнению, дабы освободить себя от долга путём выполнения требуемых действий до полного претворения этой обязанности. Ведь с её претворением грех спадёт, как с того, кто принимал непосредственное участие в процессе, так и с того, кто воздерживался от каких-либо действий. В случае, когда обязанность, возложенная Аллахом, не осуществляется, грех спадает лишь с того, кто находился в процессе осуществления данной обязанности, а все же остальные, т.е. воздержавшиеся или оставившие требуемое Всевышним дело, и далее пребывают в грехе.
Приказ к одобряемому и запрет порицаемого обращён, с одной стороны, как к мусульманину как к индивиду, так и к группе мусульман (и здесь было бы уместно говорить о политических партиях). Так же это дело может быть обращено к самому Исламскому Государству — Халифату.
На основании этого мусульманин будет спрошен за приказ к одобряемому и удержание от порицаемого. Он получит награду, если будет исполнять данное предписание, и будет наказан, если не будет его исполнять или проявит упущение в этом деле. И поэтому ему следует придерживаться трёх видов требований. Первое — условий, связанных с мусульманином как индивидуумом с точки зрения возложенной на него ответственности. Второе — условий, связанных с организованной деятельностью (группой или политической партией), стоящей на защите интересов Уммы. Третье — условий, связанных с исламским государством, отвечающим за претворение законов Ислама во всех сферах жизни.
Что касается требований или условий, связанных с индивидуумом, то здесь необходимо, чтобы мусульманин был дееспособным исполнять приказ к одобряемому и запрет порицаемого. Если мусульманин имеет возможность и способность, т.е. является дееспособным, то он обязан выполнять данное предписание. В противном случае, если он не является дееспособным, то с него снимается ответственность. Всевышний Аллах говорит:
لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
От Абу Саида аль-Худрий (р.а.) сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإيمَانِ
«Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры» (Муслим).
Помимо этого, необходимо, чтобы мусульманин обладал знаниями и имел исламское просвещение, которые позволят ему должным образом исполнять приказ к одобряемому и запрет порицаемого. Другими словами, он должен знать и ясно понимать то одобряемое, к которому он будет призывать людей, и то порицаемое, от которого он будет удерживать людей. Всевышний Аллах говорит:
وَلَا تَقۡفُ مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٌۚ إِنَّ ٱلسَّمۡعَ وَٱلۡبَصَرَ وَٱلۡفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنۡهُ مَسُۡٔولٗا ٣٦
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (17:36).
Что касается условий, связанных с исламской организованной деятельностью или исламской политической партией, то подтверждением тому служат слова Всевышнего Аллаха:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
В аяте приводится глагол в повелительном наклонении, который требует наличие исламской группы или политической партии, которая будет приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, независимо от того, существует ли Исламское Государство или нет. В случае, если Исламское Государство существует, то функция группы или партии будет заключаться в утверждении (закреплении) исламских идей в исламском обществе, а также в постоянном контроле действий государства путём оказания поддержки, как этого желает Всевышний, требования отчёта с правителей за упущения, если они их допустят, или активной работы по смещению их посредством поднятия Уммы против них, если они проявят явное неверие, поскольку именно участники организованной деятельности берут на себя обязанность приказа к одобряемому и удержания от порицаемого для того, чтобы воплотить Ислам во всех сферах и возобновить исламскую жизнь. Другими словами, они несут исламский призыв и вступают в идеологический бой и политическое противоборство, а также выполняют поиск силы (таляб ан-нусра), преодолевая все сложности и преграды на пути возобновления исламской жизни путём установления Халифата, что является самым важным из дел приказа к одобряемому и удержания от порицаемого.
Что касается условий, связанных с Исламским Государством, то наличие государства достаточно для того, чтобы в обществе воцарились правосудие и спокойствие. Посредством судебной и исполнительной власти государство устраняет порицаемые (греховные) явления. Ведь законы, ниспосланные Господом миров, несут благо, справедливость и умиротворение, устраняют причины порочности, бедности и застоя. Более того, божественные законы создают атмосферу веры и борются со всеми факторами, приводящими к греху, лишая шайтанов и недоброжелателей возможностей сбивать людей. В случае, если выявится грех, и индивидуумы смогли устранить его и остановить его совершителя, то они сделают благое и снимут с себя долг приказа к одобряемому и удержания от порицаемого. Однако если положение с грехом обострится и выйдет из-под контроля индивидуумов, то государство своим правосудием и властью будет стоять на страже и держать ситуацию под контролем, а между индивидуумами и государством согласно Корану и Сунне будет вести деятельность политическая партия, которая помогает Умме строго придерживаться своей религии и защищать своё вероучение от проникновения идей неверия, а также помогает правителям путём предоставления им наставлений и требуя отчёта за проявленное ими упущение. Таким образом, соединяются взаимодополняющие силы в исполнении обязательного предписания — приказа к одобряемому и удержания от порицаемого — в самом совершенном виде. В этой триаде участвуют богобоязненность индивидуума, деятельность политической партии и власть государства. Каждый из них на своём месте играет свою роль, которая в полной и постоянной гармонии сочетается с ролью другого.
Вышеперечисленное касалось приказа к одобряемому и удержания от порицаемого, о чём говорится в словах Всевышнего Аллаха:
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَتُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِۗ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).
Что касается посреднической функции Уммы, т.е. её свидетельства в отношении людей, о чём говорится в словах Всевышнего Аллаха:
وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَٰكُمۡ أُمَّةٗ وَسَطٗا لِّتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱلنَّاسِ وَيَكُونَ ٱلرَّسُولُ عَلَيۡكُمۡ شَهِيدٗاۗ
«Мы сделали вас справедливой (посреднической) общиной, чтобы вы были свидетелями в отношении людей, а Посланник был свидетелем в отношении вас» (2:143), — то мы уже говорили, что в данном случае речь идёт о том, что Исламская Умма несёт ответственность за надлежащее донесение послания Ислама всем остальным народам. Под словом «надлежащее» подразумевается тот факт, что донесение послания Ислама должно включать в себя абсолютное верховенство религии Аллаха на земле и стремление к победе этой религии над всеми прочими идеологиями, а также к добровольному обращению людей в Ислам. Всевышний Аллах говорит:
وَقَٰتِلُوهُمۡ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتۡنَةٞ وَيَكُونَ ٱلدِّينُ كُلُّهُۥ لِلَّهِۚ فَإِنِ ٱنتَهَوۡاْ فَإِنَّ ٱللَّهَ بِمَا يَعۡمَلُونَ بَصِيرٞ
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают» (8:39).
Учитывая факт того, что доведение послания Ислама так же является одним из обязанностей по достаточности (фард кифая), то необходимо соединение трёх взаимодополняющих друг друга элементов для исполнения этого великого предписания в таком виде, которое будет радовать Всевышнего Аллаха. И этими тремя элементами являются следующее:
Первый элемент — Ислам. Ислам — это вероучение Исламской Уммы и система законов, которые были ниспосланы Господом миров для решения проблем Уммы. Ислам является идентичностью Уммы, которой она отличается от всех прочих народов. И данная религия Ислам со своим вероучением и системой жизни, а также идеей и методом, является правильной идеологией, благоприятной для решения жизненных проблем во все времена и повсеместно.
Второй элемент — Исламская Умма. Исламская Умма — это единый социальный институт, отвечающий за воплощение в жизнь законов этой религии. Исламская Умма выступает объектом возложения ответственности и почести. Она отвечает за веру в Ислам, а также за претворение и донесение этой религии в качестве вечного мирового послания до всего человечества.
Третий элемент — Исламское Государство. Халифат — это государственный институт исламской религии, который служит единственным методом воплощения в жизнь убеждений и законов этой религии, а также их распространения и защиты. Это щит, за которым сражаются и которым защищаются. По сути, Халифат является наместником Всевышнего на земле, к которому может обратиться за помощью и защитой каждый угнетённый на земле человек.
Если Ислам является основой, а государство и Умма служат опорами, и каждый из этих трёх элементов, сам по себе, не сможет функционировать в полной мере без другого элемента, напротив, для того, чтобы гарантировать претворение Ислама во всех сферах жизни, а также донесение его ко всему человечеству, необходимо соединение этих трёх взаимодополняющих элементов, то любое нарушение соединения этих элементов негативно сказывается на донесении послания Ислама. И каждый раз, когда эти три элемента будут соединяться в единое целое, Исламская Умма будет достойно нести послание своего Господа. И всякое отдаление этих трёх элементов друг от друга толкает Умму в состояние пренебрежительного отношения к донесению послания своего Господа. Примером тому служит сегодняшнее состояние Исламской Уммы.
Если говорить о сегодняшнем дне, то с момента распада Исламского Халифата и до сегодня на Умму обрушились беды и смуты, столкнувшие Умму с её лидирующей позиции, которая отвечала её призванию лучшей общины, выведенной во благо человечества, и её статусу справедливого свидетеля в отношении народов. Это значит, что приказ к одобряемому и удержание от порицаемого оказались без надлежащих условий, независимо от того, связаны ли эти условия с индивидуумом, исламскими политическими партиями или Исламским Государством. И наиболее яркие и наиболее чреватые последствия всего этого связаны с отсутствием государства, которое стало причиной отдаления Ислам от претворения во всех сферах жизни, что привело к образованию большого политического вакуума, существующего по сей день. И это произошло несмотря на все попытки неверующих и подконтрольных им правителей в мусульманских странах заменить Ислам капитализмом в надежде на то, что им удастся этим самым полностью покончить с Исламом во всех сферах жизни и даже в сердцах мусульман, если получится. Однако пропасть между Уммой и ими (этими неверующими и подконтрольными им правителями) существует по сей день, и она даже увеличивается, не оставляя возможностей исправить ситуацию.
Отсутствие претворение Ислама привело к проникновению идей неверующих в просвещение Уммы. И в силу того, что идеи непосредственно оказывают влияние на поведение человека, мы видим, что поведение мусульман отклонилось от приказов и запретов Аллаха. Так мусульманин оказался в пучине самого сильного мрака. Более того, поменялись его критерии. Одобряемое стало порицаемым, а порицаемое — одобряемым, честного назвали лжецом, а лжеца — честным. Повсюду транслируют только карканье никчёмных правителей (рувайбидат) в унисон со своими безбожными хозяевами — Америкой, Британией, Францией, Россией и «израильтянами». Эти безбожники и подконтрольные им правители мусульманских стран позволили оставить только небольшую частицу законов Ислама в застенках мечетей аналогично тому, как поступили с христианством, материализуя свой секуляризм. Коррупция и другие порочные явления заполонили всю землю, не оставив ни одного её клочка. Так практикующий свою религию мусульманин оказался чуждым и даже врагом. Страх из-за деспотии и тирании охватил сердца людей тем, что тюрьмы заполнились узниками веры и истины. Увеличились судебные приговоры о смертной казни тех, кто не хочет приклоняться ни перед кем, кроме Всевышнего Аллаха.
В результате всего этого приказ к одобряемому и удержание от порицаемого получил сильный удар на фоне беспощадной деспотии со стороны служб безопасности, которые подавляют даже громкие вздохи народа. Ситуация дошла до того, что некоторые начали говорит: «Кесарево — кесарю, а Божие — Богу». Прекратились призывы к одобряемому и запреты порицаемого, за исключением того, что дозволяется диктаторскими режимами, а точнее — они ограничились лишь вопросами морали и ритуалов поклонения, не затрагивая даже намёком политической ситуации. А так называемые сегодняшние «учёные» ограничились лишь аятами, рассказывающими о Марьям, и такими вопросами исламского права, как качества воды, необходимой для ритуального омовения, критические дни у женщины, послеродовые очищения и сивак (чистка зубов).
Что касается политических партий и групп, то появился целый ряд групп, противоречивых между собой по форме, целям и программе изменения по причине специфики своего строения и изначального учреждения. Так появились три вида партий и группы:
Первый вид: светские и коммунистические партии
Светские или атеистические коммунистические партии, относящиеся к правящим режимам, которые не правят тем, что ниспослал Аллах. Некоторые из них составляют политическую элиту в окружении правителя. И правящие партии, которые находятся во власти, помогают правителю в правлении и несправедливости, и оппозиционные партии, которые высказывают громогласные заявления в надежде на получение власти, равны между собой, т.е. одинаковы. Подобные партии никогда не занимались и даже не задумывались о приказе к одобряемому и запрете порицаемого. Хуже того, они сами по себе являются порицаемым отрицательным явлением, которое следует осуждать и устранить.
Второй вид: беспринципные партии
Вследствие жёстких ударов, которым подверглась Исламская Умма после разрушения Халифата, исламистские партии и группы оказались под религиозно-эмоциональным порывом и слепой одержимостью. С первого дня своего образования они не опирались на понимание сути правильного изменения. Другими словами, у них не кристаллизовалось ясное всеобъемлющее понимание того, что такое приказ к одобряемому и удерживание от порицаемого. Не говоря уже о том, что эти партии и группы не заложили в основу своей деятельности ясную идею и метод, выведенные посредством правильного иджтихада или хотя бы подобия правильного иджтихада. По этой причине их деятельность была сумбурной, т.е. они призывали к одобряемому и запрещали порицаемое сугубо в дозволенных правителями рамках — в сфере морали и ритуалов поклонения — или в угоду порочной политической элите, которая держит под контролем центр принятия решений этих партий. Такой подход привёл эти партии и группы в ту ловушку, в которую попали ранние секуляристы. И ярким примером тому является Турция под управлением Эрдогана.
Третий вид: Хизб ут-Тахрир
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» образовалась в 1953 году благодаря небольшой группе искренних учёных и мыслителей Уммы во главе с азхаровским учёным Такыюддином Набхани, да смилуется над ним Аллах. Эта партия стала настоящим предводителем, который не лжёт своим последователям, поскольку она правильно выстроила свою деятельность на ясной идее и шариатском методе, выведенном посредством правильного иджтихада, основанного на Коране, Сунне, Иджма (единодушии сподвижников) и Кыясе (аналогии) согласно шариатскому илляту (мотиву). И поэтому эта партия приказывает к одобряемому и удерживает от порицаемого должным образом согласно всеобъемлющему пониманию этого вопроса, что снимает с неё грех и ведёт к осуществлению цели, а именно — к возобновлению исламской жизни путём установления Халифата, который вернёт претворение Ислама во все сферы жизни. И посредством этого приказ к одобряемому и удержание от порицаемого займут своё определённое Шариатом место, с дозволения Аллаха.
Аналогично ситуация обстоит с вышеупомянутыми тремя элементами, которые перестали быть вместе и дополнять друг друга. О том, что такое произойдёт, говорил и сам Пророк Мухаммад ﷺ. От Абу Умамы аль-Бахилий сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
لتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ، عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ، تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنّ نَقْضًا الْحُكْمُ، وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
«Поистине, узлы Ислама будут развязываться один за другим. Каждый раз, когда будет развязываться один узел, люди будут цепляться за следующий. Первым развязанным узлом будет правление, а последним — намаз» (Ибн Хиббан).
Стоит отметить, что Всевышний Аллах оберегает Ислам, а значит, Ислам останется защищённым до Судного дня, живя в сердцах истинных мужей, посвятивших себя этой религии. А поэтому мы говорим, что Ислам лишился претворения, а существующие отдельные проявления исламских предписаний представляют лишь очень малую часть Ислама.
Исламская Умма — второй элемент — рассыпалась на националистические и патриотические единицы, порождённые злосчастным договором «Сайкс–Пико», и перестала быть единым целым в одном политическом институте, вбирающем в себя всех мусульман. Причиной всему послужило разрушение Исламского Халифата, который является третьим элементом в нашем вышеупомянутом треугольнике.
Негативные явления, свалившиеся на предписание относительно приказа к одобряемому и удержания от порицаемого, умалили данное предписание в мусульманском сообществе. Верно, негативные явления, выпавшие на долю Ислама, Уммы и Халифата, не смогли убить благодать Исламской Уммы и лишить её статуса справедливого свидетеля в отношении людей. Тем не менее, они отдалили наилучшую общину, выведенную во благо человечества, от её подлинной позиции, которую определил для неё Всевышний Аллах. Разве подобает этой общине зависеть от народов и наций, которые не знают Аллаха и не поклоняются Ему, не говоря уже о том, что они не веруют в Него и враждуют с Ним?!
Как бы там ни было, хвала Всевышнему, мы видим, как Исламская Умму распознала подлинный путь к своей славе. И сегодня она восстала против нынешних никчёмных правителей, свергнув даже тяжеловесов из них. По сей день Исламская Умма в Сирии борется и защищает свою религию и святыни. Даже Обама признался в том, что поседел от сирийской революции, а точнее — от её искренности и осведомлённости о планах заговорщиков в отношении неё. Революция Шама продолжается, и как может быть иначе?! Ведь вопреки фиктивным границам, предусмотренным договором «Сайкс–Пико», мусульмане возвеличивают свою приверженность Исламу, который защищён Всевышним Аллахом и глубоко сидит в сердцах искренних мужей, которые посвятили себя делу по восстановлению претворения Ислама во Втором Праведном Халифате по методу пророчества. Хизб ут-Тахрир по-прежнему ведёт свою деятельность, днём и ночью, возглавив Умму во всех уголках земли. И всем известны стойкость, принципиальность и неуклонная приверженность этой партии принятым ей идее и методу. Хизб ут-Тахрир был и останется, с дозволения Аллаха, честным в отношении Аллаха и Его Посланника ﷺ. Что касается неверующего, то его неотвратимо ждёт скорейшее поражение. Его культура устарела, его просвещение истощилось, а его продукция больше не имеет спроса. Осталось только дождаться того часа, когда Аллах свершит свою победу и обещание. И тогда Исламская Умма вновь займёт своё былое место наилучшей общины и справедливого свидетеля в отношении людей, приказывая им одобряемое и удерживая их от порицаемого, донеся всему человечеству религию своего Господа до самого победного конца, когда Ислам одержит верх над всеми прочими идеологиями и религиями.
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).