Ряд правительств и компаний в некоторых богатых странах, которые нуждаются в плодородных землях, решили обеспечить свою долгосрочную продовольственную безопасность путем покупки земель у бедных стран взамен на доступ к рынкам.
Южно-Корейская компания «Daewoo» объявила о своем решении заключить арендный договор на использование миллиона гектара посевных земель в Мадагаскаре сроком на 99 лет. Компания намеревается производить 5 млн. тон зерна ежегодно до 2023 года, а также арендовать 120 тыс. гектар для производства пальмового масла. Большая часть урожая будет вывозится в Южную Корею.
Китай, несмотря на то, что обладает громадной площадью земли, начал заключать сделки по аренде земель в южной части Восточной Азии. Лаос отказалась от 3 млн. гектар земли, т.е. порядка 15% площади сельскохозяйственных земель.
Продавцы в развивающихся странах, которые переживают последствия экономического спада, приветствуют инвесторов. Министр сельскохозяйственного развития Мадагаскара заявил о том, что доходы от заключения арендных сделок будут израсходованы на улучшение инфраструктуры в регионах, которые подвержены риску наводнений. Судан стремится привлечь инвесторов для эксплуатации около 900 тыс. гектаров своих земель. Между тем эфиопский премьер-министр Милис Зинави заискивает перед некоторыми инвесторами из стран Персидского залива.
Джак Дуюф, глава комиссии Организации по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) при ООН предостерег от распространения сделок по продаже земель, назвав это «новым колониализмом», предусматривающим вывоз продовольственной продукции бедных стран в богатые страны, решая продовольственные проблемы за счет голода бедных стран.
Директор Исследовательского центра «Oxfam» Дункан Гриз сообщил о том, что детали земельных сделок еще не обнародованы, а напротив продолжают держаться в секрете. Еще не известно, являются ли проданные или переданные в аренду земли населенными пунктами или собственностью местных жителей. Steve Wiggins, эксперт по вопросам сельского развития в центре института развития заморских территорий, считает, что посевные земли являются острой, жизненно-важной проблемой. Ситуация может привести к катастрофическим последствиям, если не извлечь уроки из истории.