Амр ибн аль-Джамух был одним из предводителей Ясриба в доисламский период и господином племени Бану Сальма аль-Мусаввад, а также одним из великодушных и доблестных людей Медины.
Знатные люди во времена доисламского периода брали для себя домой идола, чтобы получать его благословение во время ухода и прихода. И приносить ему жертву во время сезона. И прибегать к нему во время нужды. И идол Амра ибн аль-Джамух назывался Манатом. Он сделал его из драгоценного дерева. Он тратил на него очень много, проявляя заботу к нему и обрызгивая его благовониями.
Амру ибн аль-Джамуху было более шестидесяти лет, когда лучи веры проникали в дома Ясриба дом за домом, благодаря усердиям Мусъаба ибн Умайра. Посредством него уверовали дети Амра: Муавваз, Муаз, Халлад и их друг, которого звали Муаз ибн Джабал. Вместе с детьми и уверовала их мать Хинд. А он не знал об их веровании ничего.
Хинд, жена Амра ибн аль-Джамуха стала замечать, что многие жители Ясриба стали принимать Ислам, и что из знатных господ никто не оставался в многобожии, кроме ее мужа и незначительного числа людей. Она любила его, уважала и боялась, что он умрет в неверии и войдет в огонь. А он также боялся, что его дети отойдут от религии своих предков и последуют за Мусъабом ибн Умайром, который за короткое время смог привлечь многих и ввести их в религию Мухаммада. Он сказал своей жене: «О Хинд, будь осторожна, чтобы твои дети не встречались с этим человеком (Мусъаб ибн Умайр), пока не узнаем его хорошо». Она сказала: «Слушаюсь и повинуюсь. Однако можешь ли ты выслушать от своего сына Муаза то, что он передает от этого человека?» Он ответил: «Горе тебе, Муаз отошел от своей религии и я об этом не знаю?» Благочестивая жена пожалела старца и сказала: «Нет. Однако он побывал несколько раз в кругу этого человека и запомнил кое-что». Он сказал: «Позови его ко мне». А когда он пришел, то сказал ему: «Расскажи мне что-нибудь из того, что рассказывает этот человек». И сын сказал:
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ ﴿١﴾ الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿٢﴾ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ ﴿٣﴾ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿٤﴾ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴿٥﴾ اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ﴿٦﴾ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (1:1-7).
А он промолвил: «Какая прекрасная и красивая эта речь!». И спросил: «Вся ли его речь такая?» Муаз ответил: «Лучше чем это, о отец! Можешь ли ты дать ему присягу ведь весь твой народ дал ему присягу?». Старец, помолчав немного, сказал: «Я не буду этого делать, пока не посоветуюсь с Манатом и не послушаю, что он скажет». А юноша сказал: «А что может сказать Манат, о отец, ведь он деревянный, немой, не мыслит и не говорит». Старец грубо сказал: «Я сказал, что не буду предпринимать что-либо без него».
Амр ибн аль-Джамух пошел к Манату, и если они хотели, чтобы идол говорил, то позади него ставили старушку, которая говорила то, что внушал он ей, согласно их утверждению. Затем он выпрямился во весь рост и оперся на здоровую ногу, а другая была у него хромой. Воздав ему хвалу, сказал: «О Манат! Нет сомнения в том, что ты уже знаешь о том человеке, который прибыл к нам из Мекки и желает тебе зла. Он пришел, чтобы предотвратить нас от поклонения тебе. Я не хочу присягать ему, несмотря на красивые слова, которые я слышал, пока не посоветуюсь с тобой. Посоветуй мне». Манат не сказал ему ничего. Он сказал: «Может быть, ты разозлился? Ведь я не сделал тебе ничего плохого. Ничего, я оставлю тебя на несколько дней, пока не успокоишься».
Дети Амра инб Джамуха знали, как их отец привязан к своему идолу Манату. Однако они осознавали, что он начал падать в его глазах, и что они должны вывести его из его души. Это и есть его путь к вере.
Дети Амра ибн аль-Джамух встали ночью со своим другом Муазом ибн Джабалом и пошли к Манату, и, взяв идола, они бросили его в мусорную яму племени Бану Сальма. И вернулись домой так, чтобы никто не узнал. А когда проснулся Амр, он пошел поприветствовать своего идола и не нашел его. Он сказал: «Горе вам, кто напал на нашего бога этой ночью?» Но никто ничего не ответил, и он стал искать его внутри дома и за его пределами. Он ходил разгневанный, угрожал всем, пока не нашел его опрокинутым в яме. Он взял его, помыл, почистил и поставил его на свое место, говоря: «Клянусь, если я узнаю, кто это сделал, то унижу его». А когда наступила вторая ночь, то ребята пошли к Манату и сделали с ним то, что сделали вчера. А когда проснулся старец, то нашел его в яме грязным. Он взял его, помыл, почистил, надушил и поставил его на свое место. И так ребята делали каждый день. В конце концов, это надоело Амру и как-то перед сном он пошел к своему идолу, взял свой меч и повесил его ему на шею, сказав: «О Манат, клянусь, я не знаю, кто делает это. И если в тебе есть благо, то сам отврати от себя это. А этот меч будет у тебя». Затем он пошел в свою постель. Когда ребята убедились, что старец уснул, то пошли к идолу, сняли меч с его шеи, вынесли его на улицу и привязали к мертвой собаке. Затем же бросили их в колодец племени Бану Сальма, и на них стекалась вся грязь. А когда проснулся старец, то увидел, что идола нет. Он пошел искать его и нашел его опрокинутым в колодце привязанным к мертвой собаке. На нем не было меча. В этот раз он не стал вытаскивать его из ямы, а оставил его там и сказал:
«Клянусь Аллахом, если бы ты был богом, то не был бы вместе с собакой посреди колодца».
Затем, не медля, он принял Ислам.
Амр ибн аль-Джамух ощутил сладость веры и стал сожалеть за каждое мгновение, которое он провел в многобожии. Он принял религию телом и душой и посвятил себя, свое имущество и своих детей подчинению Аллаху и его Посланнику ﷺ.
Но это было малым, пока не настал Ухуд. Амр ибн аль-Джамух увидел своих троих сыновей, готовящихся к встрече с врагом Аллаха. Он взглянул на них, как они уходят и желают получить смерть шахида и довольство Аллаха. Эта позиция подняла в нем пыл, и он решился пойти вместе с ними на джихад под знаменем Посланника Аллаха ﷺ. Однако ребята хотели удержать своего отца от того, на что он вознамерился. Он был престарелым и сильно хромал. Аллах дал ему оправдание. И они сказали ему: «О отец, Аллах дал тебе оправдание и почему ты обременяешь себя в том, в чем простил Он тебя?!» Старец разозлился на их слова и пошел жаловаться на них к Посланнику Аллаха ﷺ. Он сказал: «О пророк Аллаха, поистине мои дети хотят удержать меня от этого блага, оправдываясь тем, что я хромой. Клянусь Аллахом, я хочу вступить с этой хромой ногой в Рай». И Посланник Аллаха ﷺ сказал его детям: «Оставьте его, может быть Аллах даст ему смерть шахида». И они оставили его, повинуясь приказу Посланника Аллаха.
А когда пришло время отправления, то Амр ибн аль-Джамух попрощался со своей женой так, как будто он не вернется. Затем он повернулся в сторону къыблы, и поднимая руки к небу сказал: «О Аллах, дай мне смерть на Твоем пути и не возвращай меня к моей семье разочарованным». Затем его стали окружать его дети и большая группа людей из его племени Бану Сальма. А когда разгорелось сражение, все люди разбежались от Посланника Аллаха ﷺ, а Амр ибн аль-Джамух шел в первых рядах, вставая на здоровую ногу и говоря: «Поистине я соскучился по Раю, поистине я соскучился по Раю». А за ним был его сын Халлад. Старец и его сын сражались рядом с Посланником Аллаха ﷺ, пока не пали шахидами на поле боя. И между сыном и его отцом были лишь мгновения.
А когда закончилось сражение, Посланник Аллаха ﷺ подошел к шахидам Ухуда, дабы предать их земле. Он ﷺ сказал своим сподвижникам: «Оставьте их окровавленными от их ранах. И я буду свидетельствовать за них». Затем он ﷺ сказал: «Любой мусульманин, который будет ранен на пути Аллаха, придет в Судный день, истекая кровью, цвет которой будет подобен цвету шафрана, а запах будет подобен запаху мускуса». Затем он ﷺ сказал: «Захороните Амра ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой ибн Амром. Они искренне любили друг друга в этой жизни».
Да будет доволен Аллах Амром ибн аль-Джамух и его соратниками из числа шахидов Ухуда, и сделает их могилы лучистыми.