Вне всякого сомнения, глобальный экономический кризис стал предметом интереса большинства людей, аналитиков, политиков и экономистов. Он занял место темы дня, охватив собой все государства мира, не стали исключением даже бедные и так называемые развивающиеся государства. Кризис вспыхнул в Нью-Йорке, а затем распространился в страны Азии, Ближнего Востока и на все развивающиеся государства мира.
Этот кризис нанес международным финансовым организациям колоссальный урон, достигший $2,3 трлн. согласно подсчетам Английского Центрального Банка. По его причине рухнули и обанкротились десятки гигантских компаний, в списке банки, страховые компании, ипотечные агентства и финансовые организации. Более трех миллионов американских граждан лишились своего жилья. Сотни тысяч работников лишились рабочих мест в результате банкротства компаний и сокращения работников с целью снижения расходов. Мир принялся катиться в сторону страшного экономического застоя, напомнив времена Великой депрессии. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) заявила о том, что более 800 млн. людей в мире мучаются от голода. Эксперты прогнозируют, что цифра голодающих будет возрастать и достигнет миллиардной отметки в течение предстоящего года. Это примерно шестая часть населения мира. Как и двадцать пять тысяч людей трагически погибают от плохого продовольствия, половина из них являются детьми.
Таким образом, весь мир стал гореть под пламенем кризиса. Государства стали боятся полного падения своей экономики. Более того, начали опасаться от падения всей экономической системы. Американский президент, защищая капитализм и опасаясь его падения, сказал: «Сейчас неподходящее время для отречения от основных ценностей, на которых основывается капитализм, несмотря на туманность, которая окружает международное экономическое положение».
Разговор перестал быть только об ипотечном кризисе, хотя он и был началом нынешней трагической ситуации. Разговор начал вращаться вокруг капиталистической идеологии и имущественной, финансовой и банковской политики в целом. На самом деле, нынешний кризис сыграл роль той соломы, которая сломала спину осла. Каковы причины кризиса? Каковы её корни, из которых он произрос? Каково решение шариата относительно него? Может ли исламская экономика заменить капиталистическую?
Причины нынешнего кризиса
Перед началом рассмотрения нам следовало бы заглянуть, хотя бы беглым взглядом, на предысторию этой «соломы», которая сломала спину осла, или, иными словами, на то зло, которое вызвало эти события. Затем перенесемся к рассмотрению коренных причин кризисов.
Что касается начала проблемы, то оно началось на рынке недвижимости США, который активно бушевал в 2001-2006 гг. по причине упрощений и кредитов, которые государство предоставило банкам и ипотечным компаниям. Вследствие этого ипотечные компании стали процветать, началась массовая продажа домов всем желающим людям, равно являются ли они благонадежными гражданами или нет. Люди вместо того, чтобы содержать арендуемое жилье, охотно принялись покупать в кредит дома с процентной ставкой до 7% в первом году, которая на второй год возрастала до 9,5%... Данное процентное соотношение порой возрастало в случае задержки своевременной выплаты денежного платежа, а также изменялось с каждым изменением в процентной ценности, которую Национальный Банк определяет для других банков.
Таким образом, ежемесячные процентные расходы, требуемые с заемщика, который купил жилье, начали увеличиваться с каждым годом в результате естественного прироста процентной ставки во второй год, на том основании, что в первом году она была занижена в целях привлечения клиентов. Также увеличению процентной ставки способствовал то, что Центральный Банк поднимал процентную ценность для банков. В результате этого люди стали неспособными погашать кредитные платежи постепенно. Долги начали последовательно возрастать у банков перед Центральным Банком и у клиентов перед обычными банками. Однако когда увеличились расходы американского правительства, в особенности по причине войны в Ираке и Афганистане, американская экономика начала падать и увеличился дефицит в американском торговом бюджете, затем начали требовать от частных банков и ипотечных компаний погасить свою задолженность. Одновременно с этим эти банки и ипотечные компании, в свою очередь, начали требовать у людей погасить свои ссуды и проценты.
Заемщики оказались неспособными погасить свои денежные платежи. Один миллион заемщиков, а по некоторым подсчетам три миллиона, только в одной Америке, отказались от своих домов, которые банки и компании забрали себе и выставили на продажу. Количество выставленных на продажу домов резко возросло, но из-за отсутствия спроса их цена значительно упала.
Это и стало проблемой ипотечных компаний и банков, принявших участие в ипотечной торговле, а также страховых компаний, присоединившихся к этой торговле, заметив ее процветание, и международных инвесторов и компаний, которым позволили международные биржи, акционерные рынки и глобализация принять участие на рынке жилья, заметив в свое время его процветание. Таким образом, возникла нужда в финансах и ликвидных средствах. Деньги начали иссякать, что вызвало кризис в Америке, затем перенесся в остальные страны мира и распространился, как огонь в стоге сена. Затем последовали планы по спасению экономики, предпринятые государствами, которые предусматривали вливание сотни миллиардов в рынки с целью восстановления доверия к рынкам. Таково краткое изложение того, что произошло с нынешним кризисом.
Подлинные корни кризиса
На самом деле, можно было бы избежать того, что произошло в этом кризисе, если бы не основы капиталистической экономики. Подтверждением тому служит то, что капиталистическая идеология является идеологией кризисов. Падение стоимости акции в Америки в 1929 году привело к крупному экономическому спаду, который по сей день в книгах по истории называют «великой депрессией». Более десяти лет царили бедность, голод и растерянность вплоть до решения Франклина Рузвельта о вступлении Америки во Вторую Мировую войну и оживление американской экономики посредством колоссального военного производства.
В 1987 году упали котировки акции в Нью-Йорке на 22% за один день. В 1997 году в юго-восточных странах Азии случился обвал обменного курса их государств, что вызвало падение стоимости акций их компаний и банкротство ряда азиатских банков и компаний, начиная с Таиланда, затем Филиппин, Малайзии и Индонезии. Затем кризис, подобно эпидемии, перенесся в Южную Корею и Тайвань в северной части Азии, вплоть до самой крупной азиатской финансовой базы в Гонконге, затем до европейских рынков и Нью-Йорка. В результате этот кризис остановил так называемое на то время азиатское развитие.
Стержневые причины нынешнего экономического кризиса
Нынешний кризис не является скачком или проходящим событием в капиталистической экономике. Кризисы являются одной из отличительных особенностей капитализма. Они, по своей реальности, возвращаются к стержневым причинам в капиталистической системе, которые следовало бы подробно рассмотреть:
1 – Банковская процентная система
2 – Система финансовых рынков, бирж и акций
3 – Система обязательных бумажных денег
4 – Отсутствие понимания реальности собственностей
Что касается первого, т.е. банковской процентной системы, то это является самой главной причиной бедствия в капиталистической системе. Поскольку через эту систему банки смогли собрать имущество людей под предлогом вкладов и поместить их в карманы капиталистов и бизнесменов, что явилось причиной того, что имущество людей стало вращаться только в кругу небольшой группы богатых людей. Система процентных ссуд представляет громадную экономическую проблему. Зачастую проценты, налагаемые на ссуду, со временем начинают превышать размеры первоначальной ссуды. Тогда неспособность индивидуумов и государства становится очевидным явлением во многих случаях, что, естественно, ведет к кризису погашения задолженности и затормаживанию динамики роста экономики, из-за несостоятельности большой части среднего уровня, а порой и большого уровня, погасить задолженность и продолжить производство.
Роль банков на рынке акций опаснее, чем их роль в реальной экономике. Поскольку они дают займы лицам занимающимся акциями, что позволяет им купить имущество, во много раз превышающее по стоимости то имущество, которое есть у них. Так акцию со стоимостью в сто долларов на рынке можно купить за пять долларов деньгами покупателя и 95 долларов, взятых под процентную ссуду из банков или из брокерских компаний, которые, в свою очередь, берут процентные ссуды с банков. Это значит то, что этот брокер на рынке акции может купить приличное количество акций, стоимость которых во много раз превышает то, что он может купить своими деньгами.
Когда происходит падение котировки акции, то случается трагедия. Поскольку заимодавец обязан перед банком сохранять в своей собственности определенную сумму. Между тем, чтобы погасить разницу он и ему подобные вынуждены выставить на продажу свои акции, в результате чего спрос на эти акции возрастает и ведет еще к большим падениям котировки. Если к этому прибегнут несколько брокеров, то это приводит к последовательному краху котировки акций, а возможно и сотрясению или краху биржи.
Что касается второго, т.е. системы акционерных компаний, финансовых рынков и бирж, то по своей специфике акционерные компании приводят к отделению рынков акции и других ценных бумаг от реальной экономики, другими словами от реальности компаний, акции которых имеют обороты. Стоимость акции и размер дохода не определяются на основании реальных вещей, продукции или прибыли компании. Напротив, они определяются предложением и спросом на акции компании. Это указывает на отсутствие связи между ценными бумагами и реальной экономики и реальностью самой компании, а также на то, что рынок акции становится большим азартным клубом или, иными словами, казино.
Более того, согласно применяемой на биржах и финансовых рынках системе, операции купли-продажи акций, векселей и товаров ведутся без надлежащего условия передачи товаров из рук в руки. Напротив, они продаются и покупаются по несколько раз без передачи их из рук их первоначального покупателя, а порой и вовсе отсутствуют товары. Все это способствует возникновению спекуляций и колебаний на биржах. Таким образом, происходят потери и получаются прибыли всевозможными обманными и мошенническими путями. Возможно, это будет продолжаться, пока не станет экономической катастрофой.
Что касается третьего, т.е. системы обязательных бумажных денег, то она предоставляет Национальному Банку право издавать валюту для обращения в своей стране в виде напечатанных бумаг, которые абсолютно не обладают собственной ценностью, и обязывать своих граждан принимать эту валюту в реализации своих прав. Государство издает деньги при необходимости независимо от их экономической силы, а это, само по себе, является катастрофой. Процесс образования Центрального Финансового Банка означает скопление вращаемой суммы денег и соответственно падение ценности денег, что, обычно, приводит к росту цен потребностей в товарах и услугах и падению ценности денежных купюр у людей, а также к снижению их заработной платы и ценности из зарплаты. Данный расклад соответствует государствам, которые обладают тяжелой валютой, как Америка, Германия и Англия.
Положение других стран, в т.ч. и мусульманских, которые не обладают так называемой тяжелой валютой крайне чреватое и катастрофическое. Им соответствует все вышеперечисленное в силу того, что их валюта не опирается на реальный объем их экономики. Более того, они свою валюту покрывают долларом в своем большинстве, т.е. они связывают свою валюту с долларом. Это значит то, что любое колебание в Америке будет сказываться на ней. Именно это дало возможность Америке распоряжаться экономикой многих государств и принуждать их к несению своих убытков, как это сделали Китай, Япония, страны ЕС и даже страны Персидского залива, когда они влили миллиарды долларов в последний кризис, чтобы спасти Америку.
Что касается четвертого, т.е. отсутствия понимания реальности собственности, то данное непонимание стало и продолжает быть причиной экономических колебаний и проблем. Причисление всей собственности в одну категорию, которой распоряжается либо государство, либо частный сектор, неминуемо приводит к кризисам, а затем и к краху. Так провалилась коммунистическая теория экономики, т.к. она определила все виды собственности государству. Ей удалось достичь успеха в том, что по своей специфике должно находиться в распоряжении государства, как тяжелая промышленность, нефть и т.п. Но, наряду с этим, она потерпела провал в том, что по своей специфике находится в распоряжении индивидуумов, как земледелие, торговля, средняя и легкая промышленность и т.п. Затем она просто рухнула.
Также и капитализм потерпел провал и со временем рухнет. Поскольку он предоставил индивидуумам, компаниям и частным организациям право на владение тем, что является общественной собственностью, как нефть, газ, все виды энергии, заводы по производству вооружения, в частности сугубо конфиденциальных из них. Государство оказалось вне рынка во всех видах собственности. Все это исходя из принципов свободного рынка, приватизации, глобализации и т.п. В результате этого появились эти регулярные потрясения и стремительный обвал от одного рынка к другому, от одной финансовой организации к другой и т.д.
Это и есть четыре основы, сделавшие капиталистическую идеологию идеологией кризисов.
Позиция Ислама в отношении этих четырех основ и альтернатива
Здесь нам необходимо выявить несостоятельность этих четырех основ, которые сделали из капитализма экономическую геенну.
Что касается ростовщичества – главной причины бедствия в капиталистической и других экономиках – то Ислам его категорически и беспрекословно запретил, какой бы малой или большой ни была бы процентная ставка. Имущество, полученное посредством ростовщичества, является категорически запретным. Никто не имеет право брать его в свою собственность, напротив, необходимо вернуть его тем, у кого оно было изъято, если люди известны. Из-за отвратительности ростовщичества Всевышний Аллах, описывая поедающих рост, называет их теми, кто пробирается на ощупь под внушением дьявола:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّـهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّـهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَـٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275)
Из-за ультимативности запрета на ростовщичество Всевышний Аллах объявил войну поедающим рост:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّـهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ﴿٢٧٨﴾ فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّـهِ وَرَسُولِهِ ۖ وَإِن تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть ростовщичества, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278-279).
Тем не менее, Ислам решил проблему нужды в имуществе на уровне индивидуумов и на уровне компаний. Ислам побудил людей к предоставлению займа. Передается, что Абдуллах Ибн Масъуд говорил: «Для меня дать дважды в долг лучше, чем дать одну милостыню».
Всевышний Аллах говорит:
لَّا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ ۚ وَمَن يَفْعَلْ ذَٰلِكَ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّـهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا
«Нет добра во многих из тайных бесед, - разве кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми. И если кто делает это, домогаясь благоволения Аллаха, тому Мы даруем великую награду» (4:114).
Существуют также множество текстов, которые побуждают человека содействовать своему брату и оказывать помощь в разрешении его проблемы.
Наряду с этим Ислам сурово запретил то, чтобы ссуда приносила заимодавцу какую-нибудь материальную пользу или прибыль, назвав это ростом, что является запретной операцией. От Али (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всякий заем, дающий прибыль, является ростовщичеством».
В имущественной казне «Байт-уль-Мал» государства Халифат имеется отдел под названием «отдел трофеев и харадж», который государство имеет право использовать в предоставлении беспроцентных займов своим гражданам для реализации проектов, учреждений компаний и ведения торговли.
Что касается акционерных компаний, финансовых рынков и спекулятивных операций, то они целиком и полностью противоречат Исламу. Капиталистическая компания по своим данным находится в противоречии с решением о компаниях в Исламе. Акционерная компания не включает в себя надлежащие условия, требуемые для заключения компаньонской деятельности.
Вместо этого, Ислам разрешил составление компаний в отличительной конфигурации, где основным элементом выступает физическое лицо. От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Аллах говорит: Я буду третьим с двумя компаньонами, пока они верны друг перед другом. Если один из них предаст второго, то я покину их» (Передал Абу Давуд). Также приводится от ад-Даракутни, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рука Аллаха над двумя компаньонами, пока они верны друг перед другом. Если один из них предаст второго, Аллах уберет свою руку». Ислам узаконил партнерские компании «аль-Мудараба», где соучаствуют физическая сила и имущество, что позволяет выполнять большие проекты.
От Ибн Аббаса приводится, что он рассказывал о том, как Аббас Ибн Абдульмутталиб (р.а.), когда вкладывал деньги в партнерское дело, ставил условия своему напарнику то, чтобы он не перевозил их через моря, не оставался с ними ночью в пустынных долинах и не покупал на них сырые финики. Если он сделает что-либо из этого, то ответственность за гарантию возлагается на него. Затем осведомил Посланника Аллаха ﷺ об этом, и он одобрил его. Также сподвижники (р.а.) были единогласны в дозволенности компании «Мудараба». Поэтому Ислам не нуждается в недействительных акционерных компаниях, а, напротив, предлагает лучшее, чем они.
Что касается спекулятивных компаний и финансовых рынков в капитализме, то Ислам запретил продавать товар до его передачи покупателю. Как и запретил продавать то, чем человек еще не обладает. Также запретил финансовые облигации, векселя и акции, появившиеся в результате недействительных договоров, и воспретил все методы обмана и мошенничества, которые допускает капитализм под предлогом свободы собственности.
Вместо этого Ислам узаконил куплю-продажу, но, при этом, он поставил условие фактической передачи и получения между продавцом и покупателем. Передал Абу Дауд то, что Пророк ﷺ запретил продавать товары, пока они не будут полностью проданы и отданы купцам». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не продавай того, чего у тебя нет».
Таким образом, Ислам защищает экономику, чтобы она была постоянно реальной, и не дает возможность тому, чтобы она превратилась в паразитическую мнимую экономику, как её называют капиталисты.
Что касается системы обязательных бумажных денег, то металлическая система господствовала с древних времен, еще до Ислама. Когда пришел Ислам, Посланник Аллаха ﷺ одобрил вращение динаров и дирхамов, т.е. металлическую систему, и утвердил эти два вида металла единственным денежным мерилом, на основании которого оценивается стоимость товаров и плата за труд и услуги.
Ислам декларирует то, чтобы золото и серебро являлись единственной денежной единицей, и то, чтобы бумажные купюры, заменяющие их, должны покрываться золотом и серебром в полной величине и с правом обмена при востребовании. Этим самым, никакая валюта, какого-либо государства, не сможет распоряжаться другими государствами. Напротив, данная денежная единица будет иметь твердую и неизменную собственную ценность.
Ислам утвердил три вида собственности:
Общественная собственность включает в себя месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, как нефть, железо, медь, золото, газ и другие полезные ископаемые, а также все виды энергии и крупные промышленные заводы, в которых энергия является основным элементом. Государство обязано взять под свой контроль и управление их добычу и распределение среди людей в виде товаров и услуг, запрещая индивидуумам, организациям и компаниям брать в свою собственность те объекты, которые входят в категорию общественной собственности.
Государственная собственность – это взимаемые государством налоги и также то, что оно получает посредством своей торговли, промышленности и сельского хозяйства в том, что не относится к общественной собственности. Государство расходует это в интересах личных государственных дел.
Частная собственность – это все, помимо вышеупомянутых пунктов. Индивидуумы имеют право распоряжаться ею в соответствии с законами шариата.
Таким образом, Ислам гарантировал распределение богатства в виде классического треугольника. Индивидуумы не могут владеть тем, что входит в общественную или государственную собственность. Как и не может управлять рынком кучка крупных капиталистов, напротив, проходит распределение имущества в таком виде, который не допускает скапливание его в руках кучки богатых людей и гарантирует доведение и распределение его среди всех людей. Всевышний Аллах говорит:
مَّا أَفَاءَ اللَّـهُ عَلَىٰ رَسُولِهِ مِنْ أَهْلِ الْقُرَىٰ فَلِلَّـهِ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنكُمْ ۚ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ۚ وَاتَّقُوا اللَّـهَ ۖ إِنَّ اللَّـهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).
Заключение:
В довершении следовало бы удостовериться тем, что появление этих потрясений на финансовых рынках на западе и в других странах мира обнаруживает порочность капиталистической экономической системы. В действительности капиталистическая система является зверской системой, погубившей живое и неживое на этой земле, ввергнувшей людей в нищету, принесшей притеснения и страдания. Это естественное последствие такой политики. Ведь Всевышний Аллах говорит:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (20:124)
وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ ۙ وَلَا يَزِيدُ الظَّالِمِينَ إِلَّا خَسَارًا
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка». (17:82)
Запад начал осознавать это. Министр сельского хозяйства Венесуэлы Родригес говорит: «Мировой финансовый кризис является преступлением против человечества. Поскольку его последствия приведут к усугублению ситуации с бедностью. Необходимо предпринять жесткие меры наказания к тем спекулянтам и мошенникам…».
Между тем премьер-министр Англии Г. Браун сказал: «Финансовые организации, учрежденные после Второй Мировой войны, изжили себя, необходимо по-новому перестроить их в соответствии с сегодняшним временем». Президент Франции Н. Саркози потребовал реформировать мировую капиталистическую систему после того, как нынешний финансовый кризис обнаружил опасные дефекты в глобальных банковских операциях, призывая страны Европейского Союза к поиску новой денежной политики.
Западные лидеры осознали порочность своей системы, но, тем не менее, проявляют высокомерие и упорствуют в своем капитализме, не задумываясь над чем-то другим. Поскольку они прекрасно понимают то, что нет иной реальной альтернативы, кроме Ислама.
● На первой полосе экономического журнала «Challenge» опубликована статья главного редактора Бофиса Винсента под названием «Папа и Коран», которая подняла волну жарких споров и вызвала неоднозначную реакцию читателей. Автор статьи задается вопросом о нравственной стороне капитализма и роли Католической церкви и Христианства в целом во внедрении и оправдании ростовщичества. При этом он отмечает, что именно это негативное экономическое явление привело человечество к беспрецедентному мировому экономическому кризису.
Автор, почти не скрывая сарказма в отношении позиции католической церкви, заявляет, заранее извинившись перед Папой Бенедиктом XVI: «Я предполагаю, что на фоне нынешнего кризиса мы больше нуждаемся в чтении Корана, нежели Евангелия, для того, чтобы понять, что происходит с нами и с нашими банками. Если бы главы наших банков стали уважать содержащиеся в Коране нормы и заповеди и применять их на практике, не было бы всех этих катастроф и кризисов, и наша экономика не дошла бы до нынешнего плачевного состояния, потому что деньги не рождают деньги».
● В этой связи ещё более ясно выразился Ролан Ласкин, главный редактор журнала «Le Journal des Finances», который на первой полосе последнего номера предложил использовать нормы исламского шариата в области экономики и финансов, дабы «положить конец сотрясающему мировые рынки кризису, спровоцированному грубым нарушением правил деловых взаимоотношений и незаконными спекуляциями».
В своей статье «Готова ли Уолл-стрит принять нормы исламского шариата?» Ласкин обращает внимание читателей на опасности, угрожающие капитализму. По его мнению, спасти положение можно, лишь срочно занявшись поиском достойной альтернативы. Автор представляет на рассмотрение читателей несколько интересных предложений, главным из которых является применение норм исламского шариата в области экономики, несмотря на их противоречивость западным традициям и религиозным убеждениям.
● В вышедшей недавно книге итальянской исследовательницы Лоритты Наполиони под названием «Шакалья экономика» говорится о преимуществе исламской финансовой системы и той роли, которую она может сыграть в спасении западной экономики.
Что верно, то верно. Только упразднение порочной капиталистической экономической системы и претворение исламской идеологии в целом, включая экономическую систему в Исламе, могут спасти мир от зла капиталистической экономической системы.
Одним из радующих признаков служит то, что капиталистическая экономическая система оказалась прикованная к постели смерти, и нуждается в том, кто мог окончательно прикончить её. Ведь идеологии, провозглашаемыми государствами, не рушатся от очередного провала. Напротив, они рушатся тогда, когда от них отрекаются их сторонники или свергаются другими государствами посредством иной идеологии.
Не стоит ожидать того, что Запад оставит капитализм и примет Ислам. Все провозглашаемые западными лидерами реформы вращаются вокруг нормирования капитализма и внесения дополнительных ограничений и контроля или исправления банковской системы и финансовой формации.
Что же касается свержения капиталистической идеологии, то это – задача мусульман. Сегодня Запад стал слабым, чреватым и умирающим, а Ислам является возрастающей силой, и нам осталось только воплотить его в государстве, которое претворяло бы и несло бы его, как свет и милость для всех миров. Всевышний Аллах говорит:
وَيَوْمَ نَبْعَثُ فِي كُلِّ أُمَّةٍ شَهِيدًا عَلَيْهِم مِّنْ أَنفُسِهِمْ ۖ وَجِئْنَا بِكَ شَهِيدًا عَلَىٰ هَـٰؤُلَاءِ ۚ وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).
Бахир Салих
Член информационного центра Хизб-ут-Тахрир в Палестине