بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Выступление профессора Ахмада аль-Касаса на исследовательском симпозиуме под названием «Роль исламских движений в арабских революциях». Встреча была организована Центром инновационного воспитания и культурного развития 24 Рабиъ ус-сани 1438 г.х. (22.01.2017).
Вначале хотелось бы обозначить позицию в отношении революций, поскольку решение относительно какой-либо вещи является второстепенным шагом. В данном случае сутью проблемы, которую мы обсуждаем, являются революции.
Реальность произошедших революций представляет собой то, что люди восстали против несправедливости. Это было в самом начале революций. Конечно, я не буду вступать в дискуссию о том, являются ли эти революции стихийными или американской постановкой... Мы уверены, что эти революции не являются делом рук какого-либо государства в мире, ни Америки, ни Европы, ни любой другой страны. Это был взрыв, который произошёл в разгневанной Умме. Инцидент Мухаммада Буазизи стал искрой в наполненной газом гнева атмосфере, готовой взорваться в любой момент. И этот гнев был вызван несправедливостью, которую учиняли в отношении Исламской Уммы на протяжении десятков лет и которая переступила все границы и привела к порабощению народа. Добавьте к этому падение авторитета правителей, которые правили своими народами огнём и мечом наряду с ложным изображением себя в образе хранителей безопасности перед лицом сионистского врага и империалистического заговора. Первая искра революции вспыхнула в Тунисе, а её огонь распространился по всему востоку арабского мира. Такова была реальность революций вначале, а именно — Умма восстала против несправедливости.
Что мы и весь мир увидели в народных восстаниях против несправедливости?
Дорогие братья!
Если бы не было какого-либо политического проекта у тех людей, которые восстали против тирании, то данное восстание, само по себе, было бы большим достижением. Когда люди восстают против несправедливости, это — великое дело. Народ, в котором угнетённый не требует своё право у несправедливого, обречён на вымирание. Мы знаем, что над Исламской Уммой, особенно в арабском мире, практиковались всевозможные сатанинские методы, чтобы вселить в сердца мусульман разочарование и отчаяние. Хуже того, некоторые течения, которые в целях обмана говорят от имени праведных предков, до сих пор пытаются расстроить мусульман. И подымая свой голос и выпучив свои глаза, эти псевдоправедники сулят наказание тому, кто примет участие в демонстрациях протеста против правителей, аргументируя и осуждая это тем, что демонстранты являются еретиками по причине совершения ими опасного новшества. По их утверждениям, запрещено выступать против правителя, каким бы несправедливым он ни был! Таким образом, они пытаются, со своей стороны, закрепить это печальное положение, которое держит Умму в заложниках на протяжении многих десятилетий, а также превратить людей в баранов, которых на мусульманских землях пасёт волк, особенно — в арабских странах.
И поэтому, даже если восставшие люди не имели никакого проекта, а просто восстали против несправедливости, это уже можно считать большим достижением. Напротив, это мы посвятили себя делу свершения перемен и пережили десятки лет преодоления всевозможных препятствий, с которым мы сталкивались на своём пути, а именно — неверие народа в возможность перемен. И вдруг вспыхивает революция, которая даёт людям веру в их способность изменить соотношение сил, а также, при желании и решительности, стать первыми в политическом решении своих проблем.
Тем не менее, одного восстания против несправедливости недостаточно. Страдания причиняет нынешней Исламской Умме не только несправедливость. Если бы мы жили в сени государства, которое было бы независимым от международного сообщества, Америки, Европы и других государств, и оно претворяло бы над людьми исламское законодательство, и вдруг появился бы несправедливый правитель, тогда восстание против несправедливости, по своей сути, было бы достаточным и продуктивным. В исламской истории было множество случаев, когда в Исламском Государстве, которое не знало никакого законодательства, кроме исламского, временами появлялись несправедливые правители, и мусульмане по чувству долга восставали против их гнёта.
Страдания причиняет нынешней Исламской Умме не только несправедливость. Самой большой ошибкой, совершаемой сегодня некоторыми революционными группами, в частности — некоторыми активистами и командирами ополченцев в Сирии, является то, что они ограничивают сирийскую проблему избавлением от гнёта социалистической партии «Баас» и персоны Башара, а после этого правителем пусть будет тот, кто хочет, независимо от того, подчиняется ли он международному сообществу и зависит от воли Америки, а также претворяет ли выдуманную людьми конституцию и гражданскую систему или нет. Главное — избавиться от несправедливости! Это — самая опасная направленность, которая может поставить под угрозу и убить революцию, лишив её всех желаемых результатов. Почему?
Потому что Исламская Умма кроме страданий от несправедливости страдает от того, что гораздо опаснее, чем просто несправедливость. Самым большим бедствием, причиняющим страдание Исламской Уммы на протяжении века, является потеря своей идентичности с момента разрушения её государства после Первой мировой войны. Вот уже сто лет, как Исламская Умма лишилась всеобъемлющего претворения Ислама и начала жить в противоречии с тем образом жизни, который ниспослал Всевышний Аллах человечеству. Это и есть глобальное бедствие для всей Исламской Уммы.
Вторым глобальным бедствием, идущим вслед за первым, было то, что Исламская Умма лишилась своей власти. Беды Уммы не остановились у черты лишения своей идентичности и всеобъемлющего претворения Ислама в жизнь, а переступили все грани — до такого положения, что власть в исламских землях оказалась в руках безбожного колонизатора. И поэтому задачей революции является не только свержение Башара, Хосни Мубарака, Бен Али и им подобных, поскольку проблема заключается в том, что власть была отнята этими ничтожными подобиями правителей и передана в распоряжение Запада. Тираны, которые управляли исламскими землями почти век с момента предательства Хусейна ибн Али в Хиджазе и военного путча Мустафы Кемаля в Турции, стали нанятыми стражниками международного сообщества, независимо от того, чьи интересы они охраняли — европейские или американские. Стало быть, проблема заключается в чём-то большем, чем только избавление от несправедливости тирана.
Соответственно, народные революции мусульман должны выйти за рамки восстания только против несправедливости в виде свержения несправедливого правителя и сосредоточиться на устранении международной гегемонии над мусульманскими странами, поскольку несправедливость, учиняемая нынешним правителем, может повториться со стороны нового правителя, если он придёт к власти под эгидой той же самой международной воли. Мы видим последствия тунисской революции, участники которой ограничились только свержением Бен Али, что в итоге привело к перерождению старого режима, но с новыми лицами. И сегодня правая рука Бен Али правит Тунисом. Единственным изменением можно признать факт того, что новый правитель не так силён, как был его предшественник. Хотя не исключено, что со временем он усилится, если новой власти удастся вновь усмирить тунисский народ. Хуже, чем в Тунисе, произошло в Египте, где к власти пришёл новый правитель с большей властью, чем у Мубарака, и т. д. Это ещё раз свидетельствует о том, что не Запад является зачинщиком этих революций, якобы организованных им, чтобы изменить политический облик наших стран, как утверждают некоторые. Доказательством тому служит то, что к власти в Тунисе и Египте, где начались первые две революции, вернулись прежние системы правления. С целью противостояния революциям в исламских землях Запад желает уклонить их от любого политического изменения. И поэтому мы говорим: «Если искрой, которая привела к революции, была несправедливость, то нельзя ограничиваться только устранением этой несправедливости!».
На самом деле, Исламская Умма не избавится от несправедливости, пока не возвратит свою идентичность путём восстановления верховенства Исламского Шариата, а также пока не возвратит свою власть путём взятия правления из рук международных сил и их представителей в лицей тиранов в исламских землях. Почему? Потому что если Умма не вернёт свою идентичность и свою власть, то ей будут управлять сторонники неисламской идеологии во благо своих заокеанских хозяев на Западе, защищая свои престолы и власть только путём подавления любого инакомыслия. Почему? Потому что если эти светские власть имущие позволят людям выражать всё, что им хочется, и выбирать всё, чего те хотят, то народ, бесспорно, выберет Ислам. Все общественные опросы и выборы, проведённые в течение десятков лет, подтверждали факт того, что если дать Исламской Умме реальный свободный выбор, а не фабрикацию и выбор наименьшего из двух зол, то она непременно выберет Ислам. Одним из ярких примеров тому служат выборы в Алжире в начале девяностых годов прошлого века. Вспомните, как на парламентских выборах алжирцы отдали свои голоса Исламу, который был заложен в основу предвыборной программы «Исламского фронта спасения». Однако командиры вооружённых сил Алжира по приказу из-за рубежа, а именно — со стороны Европы, в спешном порядке совершили переворот против политического и избирательного процесса и устроили массовые убийства и кровопролитие, чтобы преградить путь воле народа. Стало быть, Исламская Умма никогда не избавится от несправедливости, пока не вернёт свою исламскую идентичность и свою власть, т. е. пока не отвоюет своё право на свободное избрание и назначение того правителя, которого она желает. Следовательно, революции обречены на поражение и провал, если они не вооружатся политическим проектом.
В подтверждение этого факта приведу два примера из новейшей современной истории:
Первый пример: французская революция. Французской революции предшествовало множество революции во Франции и во всей Европе. Однако большая часть этих революций не изменила реальность Европы. Почему? Потому что они не обладали политическим проектом. А французской революции удалось не только изменить образ Европы, но и перенести её из одной эпохи в другую. Почему? Потому что у французской революции были те, кто предоставил ей политический проект, основанный на новой политической доктрине — отделение религии от жизни — со всеми приобщаемыми к ней идеями общественного договора, демократии и интеграции с капиталистической системой. И всё это сформировало новую идеологическую и политическую систему, давшую европейскому обществу новый образ жизни, который кардинально отличается от того образа жизни, который Европа вела в Средние века на протяжении долгих столетий.
Второй пример: большевистская революция в России. Если кто-то внимательно прочтёт историю Россию, то заметит, что большевистской революции так же предшествовало множество революций. За несколько месяцев до большевистской революции в разгар Первой мировой войны разразилось народное восстание, которое свергло царя и упразднило правление его семьи, которая царствовала в России на протяжении трёх веков. Однако падение царя не привело к реальным переменам в стране. Затем на передовую революции вступили большевики, а точнее — коммунисты, вооружая восставший народ политической проблемой и четырьмя основными требованиями революции: прекратить войну, передать сельскохозяйственные земли в распоряжение крестьянам, передать заводы в руки рабочих и передать власть народу. Эти лозунги придали людям уверенность в необходимости революции и позволили коммунистам, которые владели политическим проектом, пусть даже неполноценным, взять верх над народом. В итоге изменился облик России и на её территории возник Советский Союз, ставший одним из главных знаменателей прошлого века, а точнее — гигантской сверхдержавой, представлявшей реальную угрозу господствующему в мире капитализму.
Уважаемые братья!
У нас, мусульман, есть славные основные понятия, на которых мы должны выстраивать свои мысли и всё своё поведение. Одним из таких понятий является то, что самой серьёзной опасностью, которая может угрожать нашей жизни и изменить её, является тагут (неисламская система). Она намного опаснее, чем случаи несправедливости. Верно, несправедливость представляет серьёзную угрозу для исламской жизни и навлекает на мусульман гнев Аллаха, который не желает этого для Своих рабов, как и запрещается мусульманину молчать перед лицом несправедливости. Однако ещё более опасной и серьёзной угрозой, чем несправедливость, является тагут (неисламская система). И под словом «тагут» имеется в виду тот смысл, который придаётся этому слову в Священном Коране, а именно — полная противоположность веры во Всевышнего Аллаха и в законодательство, которое было Им ниспослано.
فَمَن يَكۡفُرۡ بِٱلطَّٰغُوتِ وَيُؤۡمِنۢ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱسۡتَمۡسَكَ بِٱلۡعُرۡوَةِ ٱلۡوُثۡقَىٰ لَا ٱنفِصَامَ لَهَا
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256),
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِ
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).
Обращение за решениями к тагуту — это обращение к любым законам помимо законов Всевышнего Аллаха. Данное понимание служит одной из основ, на которой Умма должна строить свои рассуждения об изменении.
Исламская Умма в нынешнее время терпит страдания от господства международного режима, который поставил над ней местных правителей, чтобы последние не правили тем, что ниспослал Аллах, и препятствовали Умме возобновить исламскую жизнь и исламское правление. Исламской Умме запрещают стирать границы, прочерченные договором Сайкс–Пико и другими соглашениями. Хуже того, американские планы предусматривают внесение новых дополнительных границ, разрывающих на мелкие кусочки уже разделённые страны согласно известному правилу «разделяй и властвуй».
Уважаемые братья!
С самого начала первой революции в Тунисе исламская партия Хизб ут-Тахрир сопровождает народные восстания. Каждый, кто следит за событиями этой революции, знает, что члены Хизб ут-Тахрир стояли на передовой линии с первых дней тунисской революции. И в своих воззваниях к народу Туниса ребята Хизба говорили, что только свержением Бен Али ему не избавиться от плачевного положения, в котором он пребывает. Напротив, необходимо возобновить исламскую жизнь и вернуть власть мусульман в исламские земли. И если мы не перестанем быть пешками на международной шахматной доске, подчиняясь международному сообществу, мы не сможем выйти из сегодняшнего плачевного положения.
Возможно, кто-то скажет: «Может ли какая-то небольшая страна восстать против международного сообщества со всеми его инструментариями, потенциалами и силой?». Верно, проект в региональном масштабе не сможет восстать против международного сообщества и выйти из его господства. В связи с этим мы заявляем, что рассуждения об изменении ни в коем случае не должны ограничиваться масштабами региона и быть исключительно на местном уровне. Мусульмане любой страны являются неотъемлемой частью Исламской Уммы, которая простирается от Востока до Запада. И если бы мусульмане не являлись одним народом, обладающим собственным культурным проектом и особой идентичностью, они не представляли бы угрозу королевствам Запада на протяжении сотен лет, они бы не вызывали обеспокоенность международного сообщества, которое так подло обращается с ними. Обратите внимание на то, как западные государства безмятежно обращаются с другими народами — не так, как с исламским миром. И это происходит потому, что другие народы не имеют собственного культурного проекта, способного составить конкуренцию западному культурному и материальному господству. Что касается Исламской Уммы, то Запад понимает, что стоит ей (Умме) подышать свежим воздухом, восстановить себя и оправиться от болезней, как она сразу же пресечёт западное влияние в исламском мире, а также начнёт душить его, разрезав, хотя бы, артерии, несущие нефть и богатства этих стран в Европу и Америку. А затем начнётся самая большая катастрофа для Запада, когда Исламская Умма представит всему миру культуру, которая заворожит умы и очарует народы Запада своим воплощением в образе жизни индивидуума, общества и государства, которое будет претворять Ислам. И это станет самой светлой и безупречной эпохой в истории человечества.
Уважаемые братья!
Нет сомнений в том, что победа — за Исламской Уммой, с дозволения Аллаха. Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ обещали мусульманам победу. Однако для того, чтобы преуспеть в изменении сегодняшней реальности и заслужить эту победу, революция должна быть революцией всей Исламской Уммы, а не революцией региона или страны и не восстанием голодных или угнетённых. Эта революция должна быть преисполнена решимости возобновить исламскую жизнь путём несения трансграничного и транснационального политического проекта.
Сегодняшнее положение Уммы и те сложности, с которыми сталкиваются региональные и местные проекты, вселяют всё больше уверенности в том, что наш проект, который мы несли и несём на протяжении десятков лет — проект возобновления исламской жизни путём установления праведного Исламского Халифата, — является единственным осуществимым проектом, который сможет вывести Умму из сегодняшней бездны проблем, поскольку недавние события, охватившие Умму в последние годы, доказали, что единственным избавлением от оков международного сообщества, которые ничего не порождают, кроме несчастий, является политический проект Исламской Уммы, который переступит все существующие границы, а также расовые и национальные различия, чтобы Умма была готова в предстоящий исторический момент к объединению под единым знаменем за одним правителем в сени одного государства — Праведного Халифата по методу пророчества.