Опубликованные недавно многочисленные опросы общественного мнения указывают на то, что последствия американской войны в Ираке повлияли на американское общественное мнение и что немалая часть американского народа требует от своего правительства ограничиваться внутригосударственными делами, возврата Америки к изоляции, сокращения внешних расходов, прекращения военных вмешательств и заботы о внутреннем состоянии государства для улучшения экономического положения и решения социальных проблем, которые испытывает американский народ.
Здесь мы сосредоточим свое внимание на явлении «изоляция» из истории и некоторых ее сторонах, а также на том, как Америка вышла из своей изоляции, и как мы можем воспользоваться требованием об изоляции в том, чтобы обуздать строящуюся на высокомерии американскую политику.
Политические традиции любого государства служат главным источником ее общей политики и более того именно они определяют политические направленности государств и являются как бы компасом в определении их исходных пунктов на международной арене. Пожалуй, большая часть политических традиций Америки является отражением традиций американского народа. Одной из этих традиций является усиливающаяся сегодня у американского народа изоляция, поскольку это одна из самых старых традиций, к которым призывал американский народ.
До Второй мировой войны Европа представляла международную арену и ее страны вели между собой жестокие войны, что на несколько столетий ввергло Европу в море крови. Причинами этих войн было соперничество в борьбе за трофеи и колониализм. Американский народ ненавидел эти европейские войны и считал, что они не опираются на принятые моральные устои. И поэтому он предпочитал не вмешиваться в дела европейских стран. Также и отцы-основатели Америки считали, что Америка не должна вмешиваться в эту внешнюю борьбу, а должна заботиться о внутреннем положении и распространении своего влияния на южном полушарии земли. В своем прощальном обращении американский президент Джордж Вашингтон сказал: «Европа имеет комплекс основных интересов, к которым мы не имеем отношения или имеем его издали. Поэтому Европа неизбежно входит в постоянные конфликты, причины которых являются чуждыми для нас и наших интересов».
Он также сказал, что «для нас глупо будет искусственными узами впутывать самих себя в политические перемены Европы, ее объединения, столкновения ее дружественных и враждебных отношений. Наша далекая и отдельная от нее позиция призывает нас, и даже дает нам возможность, следовать по другому пути. Зачем нам отказываться от особенностей уникальной позиции? Зачем нам оставлять свою землю, чтобы вступать на чужую для нас землю? Зачем нам связывать свою судьбу с судьбой Европы и впутывать наш народ в устремления европейских стран, их соперничество в борьбе за свои интересы и желания?» Таким образом, между американским народом и его политическим руководством существовала согласованность относительно изоляции страны. Эта изоляция продолжалась на протяжении более века и стала одной из самых старых политических традиций Америки и даже укоренившейся в сознании американского народа мыслью.
Древность изоляции и невмешательства в дела других ярко проявилась в начале Второй мировой войны, когда американский президент Рузвельт во время предвыборной кампании сказал в своем выступлении: «Наши дети никогда не отправятся и не будут брошены в иностранные войны. Естественно если на нас будет совершено нападение, мы будем воевать. Если кто-то совершит на нас нападение, то тогда война не будет иностранной. Разве это не так?»
Но когда наступил 1941 год, Гитлер стал господствовать над всей Европой. Япония стала господствовать над богатыми месторождениями в Манчжурии и огромными территориями в Китае, не говоря уже об экспансии в юго-восточной Азии. Все эти изменения вызвали крайнюю необходимость вхождения Америки в войну. Политическая карта войны стала угрожать стратегическим интересам Америки. Но, несмотря на все это, американский конгресс был против вступления в войну, что образовало трудность в проведении проекта решения «ленд-лиз» (Во время Второй мировой войны: система помощи США странам антигитлеровской коалиции, предусматривавшая передачу взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и т.п.). Здесь американский президент Рузвельт понял, что союзники проиграют войну, если Америка не вмешается и не встанет на их сторону. Но политическое несогласие с вступлением в эту войну стояло препятствием перед Рузвельтом, который говорил: «Если мы не вступим в войну, все пойдет прахом».
Американский президент хотел найти весомое оправдание, которым убедил бы американцев выйти из изоляции и вступить в войну. Он хотел жестокого нападения на Америку, которое стало бы сильным предлогом, дающим ему моральное и убедительное право для участия в войне, и только тогда он сможет положить конец укоренившейся в сознании американцев изоляции и объединить за собой американский народ в желании отомстить и победить.
Америка начала провоцировать Германию путем военных действий против немецких кораблей и подводных лодок. Но Гитлер понял этот ход и не объявил войну Америке. Тогда Америка начала совершать действия против Японии, что представлялось в экономических санкциях, бойкотировании, эмбарго на железо, а потом на нефть и затем замораживании японских банковских счетов и имуществ в Соединенных Штатах. При этом Япония испытывала крайнюю потребность в нефти и железе, и особенно, когда она пребывает в состоянии войны. Американский президент хотел видеть японскую реакцию на эти давления, чтобы оправдать вступление в войну.
И эта реакция случилась. Японская авиация совершила нападение на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, в результате чего погибли 2400 американских солдат, ранены 1178, разрушены 87 военных самолетов и потоплено 5 военных кораблей. Это нападение стало оправданием для вступления Рузвельта в войну. Разгневанный американский народ стал требовать от правительства ответных действий и мести. Так Америка вступила во Второю мировую войну и произошло то, чего хотел президент Рузвельт. Таким способом Америка вышла из своей длительной изоляции.
Вторая мировая война завершилась полным разрушением Европы и Японии. Америка встала на международной арене как самая мощная сила и предстала лидером западных стран. Этим самым Америка вышла из изоляции, желая получить в наследство от европейских стран их колонии. От огромности этих богатств, которые она готовилась получить, у нее появились огромные вожделения. Дурман победы и огромности богатств заставил американских политиков забыть об изоляции, к которой они призывали, и эта мысль была предана забвению.
Началась война во Вьетнаме, и американские СМИ стали передавать кадры ужасающих действий, совершаемых американской армией против вьетнамцев. Увеличивалось число убитых американских солдат. Возмутительные кадры стали вызывать в Америке широкие народные волнения, что сопровождалось обеспокоенностью экономическим положением и ухудшением репутации Америки в мире. Все вместе это образовало состояние народного гнева против американской администрации и в американском народе вновь начала приобретать актуальность мысль «изоляция», которая на десятилетия была предана забвению. На демонстрациях в Америке призывали «ограничиться внутренними делами», «Нет Вьетнама с сегодняшнего дня», требовали прекратить роль мирового полицейского и заботиться о внутригосударственных делах.
Несомненно, американская администрация не может вести войну за пределами своей страны, когда против этой войны выступает большинство американского народа. Но она пытается менять позицию народа, как это было во Второй мировой войне.
Когда в Белый дом пришел американский президент Никсон, была очевидной степень потрясения и большие раны, которые вызвала у американцев война во Вьетнаме. Никсон принялся лечить эти раны. Была полностью пересмотрена внешняя политика Америки, и в сове время Никсон объявил о новой мировой стратегии для противостояния вызовам. В частности к этой стратегии относилось: «В случае возникновения иных форм агрессии Америка будет предоставлять военную и экономическую помощь, а государства, подвергшиеся агрессии, должны будут в полной мере предоставлять человеческую силу».
Соединенные Штаты исполняли роль мирового полицейского во имя сохранения своих интересов. Они сами несли на себе расходы этой роли, т.е. имели военную силу, войска и средства. Стратегия Никсона сократила эти расходы, и в частности, это касалось вступления в непосредственные войны со своими войсками, и сохранила обязательства США в поддержке союзников финансовыми средствами и оружием. Эта стратегия утверждает мировую роль США, но сокращает ее расходы и ответственности. Этим самым президент Никсон прибегнул к хитрости в отношении требования американского народа о возврате к изоляции и начал лечить американский народ от возникших вследствие войны психологических проблем.
Потом, когда произошли события 11 сентября, давшие американской администрации сильный толчок в ее внешнеполитических делах под предлогом борьбы с терроризмом, весь американский народ встал на сторону американского президента Буша, поддерживая его враждебные действия против мусульман, и Америка вступила в жестокие войны в Афганистане и Ираке. После нескольких лет Америка потерпела неудачу в своей зверской войне относительно нормализации обстановки в оккупированных мусульманских странах. Более того, день изо дня все стало ухудшаться, и вьетнамский сценарий стал повторяться в Ираке. Американский народ стал испытывать психологические шоки от передаваемых СМИ кадров убийства людей, разрушения домов, лишения детей крова и полного разрушения инфраструктуры страны. Все это сопровождалось возрастающим количеством убитых американских солдат с ежедневно поступающими в Америку гробами.
Одни солдаты получают увечья на всю жизнь, а другие, возвращаясь из Ирака, страдают психологическими проблемами и шоками. Кроме этого ухудшается экономическое положение США из-за рекордного роста размера американских долгов и постоянного дефицита в федеральном бюджете, а также изо дня в день портится репутация Америки в мире. К этому еще добавился ураган Катрина, который показал масштабы упущений в спасении пострадавших, что стало следствием расхода всех сил на внешние войны Америки. Поэтому неудивительно, что усиливаются голоса, требующие от правительства ограничиться внутренними делами, вернуть Америку к ее изоляции, сократить внешние расходы, прекратить военные вмешательства, заботиться о внутреннем состоянии для улучшения экономического положения и решения социальных проблем, которые испытывает американский народ.
Пожалуй, самым заметным из того, что показывает существование в американском сознании мысли об изоляции, являются предложения центра «Прожект Ирфорс». Это один из отделов известного учреждения «Ранд», центра по исследованиям и развитию, который финансируется вооруженными силами Америки из федеральных средств, выделяемых для проведения изучений и анализов. Этот центр проводит анализы на будущее о заменах для общей политики. Во всестороннем изучении мировой обстановки под названием «стратегическая оценка» предложены три выбора больших стратегий Америки в ее противостоянии своим мировым проблемам:
1. Новая изоляционистская тенденция.
2. Возврат к многополярному миру и равновесию сил.
3. Стратегия мирового лидерства.
Стоящие перед Америкой внешние проблемы, вследствие которых возникают внутренние проблемы, вместе ведут к усилению изоляционистской тенденции. Сегодня Америка сможет выбраться из того положения, в котором оказалась, только лишь, если вернется к стратегии Никсона, начнет сокращать внешние расходы и лечить глубокие внутренние раны, которые увеличили трещину между народом и правительством. Я не думаю, что она сможет сделать это. Ситуация ухудшается каждый день. Если изоляционистская устремленность усилится так, что станет всеобщим народным требованием американцев, то это будет означать парализованность военной силы Америки, какой бы мощной она ни была, как и будет означать, что внешние выборы американской администрации станут ограниченными лишь политическими действиями.
Вероятно, это является самым слабым местом Америки. Будущее государство Халифат должно будет воспользоваться этой слабостью и увеличить ее путем определенных проницательных действий, для того чтобы, во-первых, вернуть Америку к ее изоляции, а потом подняться самому, подготовить силы и расширить способности для распространения добра во всем мире вместо зла, которое сеет в нем Америка.
Абу Ибрахим – Байт аль-Макдис