إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا
«Мы предложили аманат (подчинение приказам и запретам) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек, ведь он был обидчиком, неведающим» (33:72)
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Ведь Мы – Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем» (15:9)
Знай о том, что тот, кто отдаляется от этой жизни, на основе великого Ислама, работая для жизни Последующей, должным образом стремясь к ней, он живет с правильным понятием о хранении Ислама. Необходимо ознакомится с главными, входящими в это понятие, моментами и разъяснить их, для того чтобы мусульмане жили в соответствии с правильным пониманием о хранении и защите Ислама. Когда мусульмане работают для того, чтобы хранить и оберегать Ислам, они должны принимать во внимание эти главные моменты.
В понятие о хранении Ислама входит воспитание отличительной политической исламской личности. Носитель призыва, который взял на себя обязательство быть хранителем Ислама, должен быть исламской личностью, обладающей исламским менталитетом и исламской психикой. Это требует от него действий для правильного формирования менталитета и стремлений концентрироваться на просвещении, которое прочно связано с призывом. Если носитель призыва не сформировал у себя исламский менталитет, который соответствует задаче, возложенной на него, то в таком случае он небрежен в своей деятельности, и это несовместимо с тем хранением, которое он взял на себя. Кроме того, он должен не только сформировать исламский менталитет, но и стремиться к тому, чтобы этот менталитет постоянно обогащался исламским просвещением без каких либо ограничений.
Таким же образом, носитель призыва усердно стремится к обладанию исламской психикой, которая в своем соблюдении Ислама становится примером для других. Она должна воздействовать на окружающее общество, а не сама поддаваться его влиянию. Этот момент очевиден для самых ярых врагов носителей призыва в обществе. Внутри себя они, несомненно, глубоко уважают носителей призыва, хотя и показывают обратное, в силу той среды, в которой они живут. Они уважают носителей призыва, так как последние проявляют истинное мужество в своих позициях.
Именно такими были в свое время сподвижники (да будет доволен ими Аллах). Они являлись примером в осуществлении подчинения Всевышнему Аллаху и в том, что были рабами Аллаха, которые видели справедливость Ислама. Они видели величие и правдивость Ислама, выводя людей из мрака к свету через свой образ жизни, который вели в соответствии с тем, что они усвоили из Ислама. Также носитель призыва не должен ограничиваться лишь формированием исламской психики, но и должен стремиться к тому, чтобы развивать ее путем увеличения поклонений, отдаления от нежелательных действий и отказа от некоторых дозволенных вещей и поступков. Мусульманин, у которого сформировалась отличительная исламская личность, собственными глазами видит реальность того, как люди выходят из мрака к свету, и это не просто разъяснение данной реальности. Видеть реальность – это больше, нежели просто разъяснять ее. Формирование исламской личности – это главное для хранения и защиты Ислама.
Носитель призыва должен стремиться к тому, чтобы формировать именно политическую отличительную исламскую личность, а не ту личность, над обладателями которой преобладает принятие исламской акыды, как духовной акыды, без политического характера. Дело в том, что политическая личность своими мыслями и взглядами заботится об обществе и управляет людьми, только в соответствии со своей идеологией. Эта личность знает о том, что избранный путь является тяжелым, полным трудностей и различных мучений, что на нем почти нет покоя и недостаточно средств.
Поэтому она вооружается призывом, чтобы с силой, открытостью, смелостью и идеей превозмочь все эти трудности. Эта личность не может занимать почетного места среди людей, обманутых западным просвещением, которые отвращают людей от пути Аллаха. Эта личность нежеланна в обществе, принявшем культурное колонизаторское нашествие и насаждающего его другим. Такое положение соответствует словам Посланника ﷺ: «Вначале Ислам был чужим для людей, и придет время он станет чужим, как и вначале. Да будут счастливы чужие!»
Тот, кто в настоящее время распространяет Ислам в политической форме, является нежеланным чужаком, потому что, приказывая людям добро и запрещая зло, он призывает им выходить против того, к чему они приучились на протяжении десятилетий. Носитель призыва, обладающий отличительной политической исламской личностью, не приемлет, чтобы мысль оставалась в нем взаперти. Таким будет положение носителей призыва всегда и везде. Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) настойчиво просил Посланника ﷺ открыто выступить и в итоге выступил. Ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) не согласился ни с чем, кроме как громким голосом прочесть курайшитам в местах их собрания суру «Рахман» из Корана.
Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), недавно приняв Ислам, согласился лишь с тем, чтобы открыто объявить о своем принятии Ислама. Передается, что он сказал: «Я жил с Посланником Аллаха ﷺ в Мекке. Он объяснял мне Ислам, и я выучил немного из Корана. В один день я сказал ему: «О, Посланник Аллаха, я хочу, открыто объявить о своем принятии Ислама». Он сказал мне: «Я опасаюсь того, что тебя могут убить». Я ответил: «Я обязательно должен сделать это, даже если меня убьют». Он промолчал, а я пришел в мечеть, где сидя кругами курайшиты разговаривали между собой, и сказал: «Свидетельствую о том, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ». Люди поднялись и стали избивать меня, а потом оставили меня полумертвым».
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульманин, который общается с людьми и проявляет терпение в исходящих от них мучениях, будет вознагражден больше, чем мусульманин, который не общается с ними и не проявляет терпение в исходящих от них мучениях».
Для нас есть кораническое указание относительно того, что исламская политическая личность превосходит духовную (похожую на священническую) исламскую личность. В Священном Коране Всевышний Аллах разъяснил это, когда сравнивает действия из поклонений с действиями, которые относятся по своей реальности к политике. Всевышний Аллах сказал:
أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Неужели же поение паломника и оживление священной мечети вы считаете таким же, как если кто уверовал в Аллаха и в Последний день и боролся на пути Аллаха? Не равны они пред Аллахом: Аллах не ведет людей несправедливых!» (9:19)
Джихад относится к действиям, благодаря которым осуществляется основа религии, а именно акыда в духовном и политическом характере, одновременно. Да, он относится к поклонению, но в таком качестве отделяется от остальных поклонений. Джихад относится к исходящим из политической акыды мыслям и действиям, которые стоят во главе ценностей, а также к тем действиям, которые упомянуты в качестве торговли с Аллахом, а это все связано с политической деятельностью. В вышеупомянутом аяте Всевышний Аллах сказал:
آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ
«уверовал в Аллаха и в последний день»
– это духовный характер исламской акыды. Далее Он сказал:
وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ
«боролся на пути Аллаха»
– это политический характер исламской акыды. Таким образом, исламская акыда является духовно-политической, и тот, кто исповедует ее должен характеризоваться, как духовным, так и политическим характером.
Следует обязательно учитывать то, чтобы психика была на одном уровне с менталитетом, или, если можно так выразиться, было равновесие между ними. Рост менталитета за счет застоя психики является опасным проявлением для носителя призыва. Иной раз это может приводить к тщеславию и к бесполезному знанию, как это обстоит дело с так называемыми правительственными учеными. Также и рост психики за счет застоя менталитета тоже является опасным проявлением для носителя призыва. Это может сдерживать его от продолжения призыва или приводить его к невежественному поклонению Аллаху. Исламская личность, которую нужно воспитывать и готовить для защиты Ислама и его хранения – это личность, которую охарактеризовал шейх Такыйюддин ан-Набхани (да смилуется над ним Аллах) в своих следующих словах: «Носители этого призыва смогут взять на себя ответственность и нести ее лишь в том случае, если укоренят в своих сердцах стремление к совершенству, и будут всегда искать истину…».
«Когда у мусульманина формируется исламский менталитет и исламская психика, он становится способным одновременно быть и солдатом и командующим, объединять в себе милосердие и строгость, проявлять воздержание и одновременно наслаждаться жизненными благами. Он правильно понимает жизнь, по праву пользуется ее благами и достигает блаженства Последующей жизни, усердно стремясь к ней. Поэтому над ним не преобладают качества рабов земной жизни, им не овладевает слепое увлечение и индусский аскетизм. Будучи отважным воином на джихаде, он не расстается с молитвой, а если имеет знатное происхождение, проявляет скромность. Он объединяет в себе умение быть и амиром и факихом, быть купцом и политиком, а самое высокое его качество в том, что он – раб Всевышнего Аллаха, своего Создателя».
«Поэтому мы находим его богобоязненным в намазе, уклоняющимся от пустословия, отдающим закят, опускающим свой взор от запретного, соблюдающим свои обязательства и договора, исполняющим свои обещания и совершающим джихад на пути Аллаха. Таким должен быть мусульманин. Такой является исламская личность, которую воспитывает Ислам и делает ею человека лучшим из всех людей».
К этому понятию относится и полное подчинение в рамках Ислама. Именно это дает ценность коллективной работе и приносит прекрасные плоды, получаемые в результате усилий, приложенных для достижения желанного. Какое бы изобретательство не проявлялось в способах, в предмете призыва, его чистоте, ясности и развитии, и сколько бы ни было средств, все это теряет свою ценность, если теряется подчинение. Отсутствие должного подчинения не дает достичь желанного результата. Мы знаем, что произошло с мусульманами в битве Ухуд. Там было изобретательство в способах.
Пророк ﷺ советовался со своими сподвижниками о том, где им вести сражение: внутри Медины или за ее пределами. На вершину горы были поставлены лучники и им были даны определенные указания. У мусульман были ясные и чистые исламские понятия. Тем не менее, когда лучники, нарушив подчинение, ушли с вершины горы, тогда мусульманам уже не помогла изобретательность в способах, чистота и ясность понятий Ислама, как и не помог им совет молодых из их числа в том, чтобы сражаться за пределами Медины. В результате, итог сражения оказался пагубным, хотя в начале казалось, что все благоприятно. Таким образом, обязательность подчинения является обязательным положением для успеха в этой и Последующей жизнях.
К этому понятию относится также и контролирование: контролирование – это путь для исправления ошибок. Оно заставляет правителя и подчиненного идти по правильному пути в своих делах. Контролирование необходимо для обеих сторон, и если одна из сторон пренебрегает им, то это опасно для общего дела, ради которого они объединились. Именно так и поступал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). В своей хутбе он показал важнейшую ответственность, которую должен исполнять мусульманин в отношении контроля и подчинения.
В хутбе, в самом начале своего правления, Абу Бакр (р.а.) сказал: «О люди, я стал вашим правителем, но я не лучше вас. Если буду делать добро, помогайте мне, а если зло, то поправьте меня. Правда – верность, ложь – предательство. Слабый среди вас будет сильным для меня, пока я не верну ему его право, если на то будет воля Аллаха. И сильный среди вас будет слабым для меня, пока я не заберу у него чужое право, если на то будет воля Аллаха. Не оставляет народ джихад на пути Аллаха без того, чтобы Аллах не унизил их, и не распространяется распутство в каком-либо народе без того, чтобы Аллах не направил бедствие на них всех. Подчиняйтесь мне до тех пор, пока я подчиняюсь Аллаху и Его Посланнику. Если я проявлю непокорность Аллаху и Его Посланнику, то на вас нет подчинения для меня…» («Жизнеописание Ибн Хишама»).
Он не удовлетворился самим лишь наличием у мусульман контролирования и подчинения, но и приложил усилия, для того чтобы укрепить эти понятия в сердцах мусульман, поскольку понимал огромную значимость для должного исполнения ответственности, которая была возложена него. К контролированию относится и контроль человеком самого себя в том, чтобы он строго соблюдал обязанности и не совершал запретного. Более того, человек должен контролировать себя в том, чтобы совершать больше поклонений, стремиться к получению большего вознаграждения и не совершать нежелательных действий.
К этому понятию примыкает также понятие жертвования жизнью и имуществом. Известно, что в деле распространения призыва необходимо распространять мысль различными средствами: прокламациями, книгами, журналами и так далее. Иногда после исправлений появляется необходимость в переиздании некоторых книг. Это и другое нуждается в деньгах. И здесь носитель призыва должен стремиться получить благодать в своем имуществе путем расходования средств на дела призыва. Однако следует знать, что материальные средства не показывают то, насколько искренне носитель призыва хранит и защищает Ислам, как это показывает жертвование жизнью на пути Аллаха.
С того времени как носитель призыва узнал истину и работает над тем, чтобы донести ее до других людей, он достоверно знает о том, что путь достижения желанного стоит ему жизни. Он – пример жертвования на пути Аллаха. Он не отказывается от вознаграждения и берется за каждое действие, которое несет пользу для призыва. Иначе и не может быть, ведь он знает, что возрождение исламского образа жизни – есть судьбоносная проблема, для решения которой необходимо принимать все меры, не жалея жизни. Всевышний Аллах сказал:
الم ، أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ ، وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Алиф лам мим. Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» (29:1-3)
К этому понятию примыкает также и необходимость присутствия личной готовности, как основного элемента. Необходима личная готовность носителя призыва, и это главное, что должно быть у него. Вышеупомянутые моменты не будут иметь значимости, если у него не будет готовности к ним. Личность, контролирование, подчинение и расходование средств будут иметь значимость в деле защиты и хранения Ислама только в том случае, если их исполнение будет проходить в силу личной готовности и из-за желания достичь довольства Всевышнего Аллаха. Действие не имеет значимости, если не выполнено должным образом.
Поэтому опасно, если дела и обязательства призыва исполняются из-за того, что приказ или запрет исходит от ответственного лица, или если мы выполняем их исходя из того, что они расписаны в административных положениях. Все это мешает продолжению призыва и даже после какого-то времени может исходить от врагов исламского призыва. Носитель призыва не является лишь солдатом. Он – и солдат и командующий, который понимает, что защита и хранение – это ответственность, которую нужно исполнять должным образом. Он также понимает, что является рабом, которому приказано подчиняться Всевышнему Аллаху. Об этом отмечается в Коране в следующих словах Аллаха:
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
«Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (4:65)
Это происходит лишь тогда, когда у человека на самом деле имеется личная готовность.
Кроме того, личная готовность четко выявляется у мусульманина при обладании им способности, которая соответствует требуемому действию. Если есть личная готовность, но нет способности, то бессмысленно поручать мусульманину выполнение какого-то действия и именно так поступил Посланник ﷺ с Абу Зарром, когда отказался вверить ему власть. Именно отсутствие способности воспрепятствовало Абу Зарру стать амиром.
Более того, эта защита и хранение Ислама, которые мы взяли на себя, должны сопровождаться стимулированием и устрашением, наблюдением, наставлением и заботой.
Что касается стимулирования и устрашения, то Аллах приготовил для Своих праведных рабов нетленное и неиссякаемое, вечность, незнающую смерти. Рай, уготованный для богобоязненных, ширина которого небеса и земля, где они будут блаженствовать, и не будет проходить их молодость, не будут ходить по нужде, их гребни там из золота, а пот их издает запах мускуса. Для них в раю вечная пища и вечная тень, в нем есть все, что они пожелают, чему радуются их глаза и больше этого. В нем, то чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на ум человека. Там жены чистые от всяких недостатков, там общение с пророками, праведниками и шахидами. И как прекрасны они как друзья! Всевышний Аллах сказал:
ثُمَّ أَوْرَثْنَا الْكِتَابَ الَّذِينَ اصْطَفَيْنَا مِنْ عِبَادِنَا فَمِنْهُمْ ظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ وَمِنْهُم مُّقْتَصِدٌ وَمِنْهُمْ سَابِقٌ بِالْخَيْرَاتِ بِإِذْنِ اللَّهِ ذَلِكَ هُوَ الْفَضْلُ الْكَبِيرُ ، جَنَّاتُ عَدْنٍ يَدْخُلُونَهَا يُحَلَّوْنَ فِيهَا مِنْ أَسَاوِرَ مِن ذَهَبٍ وَلُؤْلُؤًا وَلِبَاسُهُمْ فِيهَا حَرِيرٌ ، وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنَّا الْحَزَنَ إِنَّ رَبَّنَا لَغَفُورٌ شَكُورٌ ، الَّذِي أَحَلَّنَا دَارَ الْمُقَامَةِ مِن فَضْلِهِ لَا يَمَسُّنَا فِيهَا نَصَبٌ وَلَا يَمَسُّنَا فِيهَا لُغُوبٌ
«Потом Мы дали писание в наследство тем из Наших рабов, кого Мы избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха; это великая милость! Сады рая, в которые они войдут, украсившись там браслетами из золота и жемчугом; одеяния их там – шелк. И скажут они: «Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль! Поистине, Господь наш – прощающ, благодарен! Он – тот, кто поселил нас в жилище пребывания от Своей милости; нас не коснется там утомление, не касается там усталость»» (35:32-35)
И наоборот, уготовил Аллах для тех, кто отказался хранить и защищать Ислам мучительное наказание – огонь ада. Как скверно это место! Растопка для него – люди и камни, и для них там железные палицы. Для них глубокий пылающий ад, который не оставляет и не покидает, сжигающий кожу. Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь. А если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Скверно питье, и плохо убежище! Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
«О вы, которые уверовали! Спасите себя и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни. Над ним ангелы, грубые, сильные не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано» (66:6)
Что касается наблюдения, то достаточно Аллаха как наблюдателя над Своими рабами, Живого и Вечного. Не овладевает Им ни дремота, ни сон. Он ближе к нам, чем мы сами. Он знает тайны людских душ и что скрывают их сердца. От Него не утаится вес пылинки в небесах и на земле, и меньшее этого, и большее этого. Все известно Ему и Он над всякой вещью Мощен. Всевышний Аллах сказал:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ
«Знает Он скрытое от взора и то, что скрывают сердца» (40:19)
Что касается наставления и заботы, то это следует из коллективной деятельности. В результате обладания партийным просвещением, которое имеет прочную неразрывную связь с призывом, и даже является предметом призыва. Это происходит в результате нахождения исламского метода обучения, воспитывающего исламские личности, обладающие менталитетом, который понимает вещи на основе Ислама, и обладающие психикой, которая соответствует этому менталитету. Они также исходят из ясных и четких понятий о дисциплине, которые оказывают воздействие на сердца людей, ясно и чисто воспитывают их. Влияние этих понятий четко проявлялось в действиях сподвижников, в их прекрасном исполнении законов Ислама, в их завоеваниях и в том, что благодаря этому Ислам одержал победу над всеми другими религиями и мировоззрениями. Всевышний Аллах сказал:
ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ
«Так! А кто уважает приказы Аллаха, ведь это от богобоязненности» (22:32)
ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ حُرُمَاتِ اللَّهِ فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ عِندَ رَبِّهِ
«Так! И кто уважает запреты Аллаха – это лучше для него пред его Господом» (22:30)
Абу Абд ар-Рахман
Байт аль-Макдис