Джон Франсуа Майер опубликовал статью под названием «На самом ли деле Хизб-ут-Тахрир представляет собой следующую аль-Каиду?» Автор статьи, писатель из Швейцарии бывший ответственный за исследовательский проект, касающийся программы о «Многочисленности культур и национальной самобытности» в национальном институте наук Швейцарии. Он также работал аналитиком в области стратегических и международных дел при федеральном правительстве Швейцарии. Он присутствовал на религиозных уроках и написал более десяти книг, помимо нескольких статей, которые главным образом касаются развивающихся религиозных изменений в современном мире. Он считается наблюдателем различных направлений в современной религии.
Ниже следует краткое изложение данных статей.
«Займет ли Хизб-ут-Тахрир место аль-Каиды?» Это вопрос, который поставлен в заглавии статьи, опубликованной 08/09/2003 году информационным агентством «Рузбельт». Ранее уже были выражены весьма критические мнения относительно политической мировой исламской партии (ХТ) и других военных исламских объединений на территории бывшего Советского Союза. Были также попытки связать эту партию – или как минимум некоторых ее членов – с насильственными действиями, как, например с мартовскими и июльскими событиями 2004 года в Узбекистане, хотя сама партия решительно отвергла свою причастность к ним. К членам этого движения в среднеазиатских странах было применено жесткое подавление, что было подтверждено мировыми СМИ и правозащитными организациями.
«Также и на Западе с 2003 года несколько статей упомянули о том, что Хизб-ут-Тахрир возможно будет представлять серьезную угрозу. В Вашингтоне Ариэль Кохин написал доклад, опубликованный организацией «Heritage» в мае 2003 года. В ней он отмечает о том, что Соединенные Штаты не должны «допустить того, чтобы Хизб-ут-Тахрир дестабилизировал ситуацию в Средней Азии». Процитировав несколько высказываний Хизба, он также сказал: «Хизб-ут-Тахрир отличается враждебностью к Америке и экстремизмом, и призывает к насильственному свержению существующих режимов».
Писатель из Швейцарии говорит, что данная оценка Кохина опирается на предположение, а не на реальность, так как он пишет следующее: «Возможно, Хизб-ут-Тахрир станет проводить террористические операции против Соединенных Штатов и их союзников, действуя в одиночку или в сотрудничестве с другими международными террористическими организациями как «аль-Каида», а господство Хизб-ут-Тахрир над каким-нибудь государством в Средней Азии может обеспечить мировому исламскому экстремистскому движению географическую базу и несложное получение опыта и технологии для производства оружия массового уничтожения.
Соединенные Штаты и их союзники должны сделать все, что в их силах, чтобы избежать такого результата». Швейцарский писатель приводит также следующий комментарий тому, что написал Кохин: «Вероятно, Кохин не знаком хорошо с Хизб-ут-Тахрир и его исследование не только рассматривает Хизб-ут-Тахрир как террористическую организацию, но и выдумывает связь с другой горячей темой: оружием массового уничтожения».
«Далее швейцарский писатель отмечает, что подобные заявления можно рассматривать просто как предсказания со стороны отдельных находящихся под давлением групп (имеет в виду Кохина). Тем не менее, в последнее время Хизб-ут-Тахрир привлек к себе возрастающее внимание, как и встретил возрастающее противодействие от различных сторон и не только в Средней Азии.
В феврале 2004 года Вашингтон организовал в Анкаре закрытую конференцию о Хизб-ут-Тахрир. Несмотря на общее согласие участников конференции в том, что Хизб-ут-Тахрир «как организация никогда не был замешан в террористической деятельности», некоторые участники все же предположили, что Хизб-ут-Тахрир исполняет роль «защитного пояса для рождения террористов». В аналогичной форме звучали предположения со стороны Германии о том, что Хизб-ут-Тахрир может исполнять роль «идейного проповедника терроризма».
«В июне 2003 года вышел доклад, подготовленный международной группой по кризисам (TCG) как точный анализ о Хизб-ут-Тахрир в регионе, основанный на общественном опросе. Доклад содержит тексты бесед с членами Хизб-ут-Тахрир. Согласно швейцарскому писателю в нем говорится: «Доказательство гласит о том, что Хизб-ут-Тахрир далек от того, чтобы представлять сегодня угрозу стабильности странам Средней Азии. Нет никакого доказательства, что он обладает военными силами. Есть лишь ограниченное доказательство, что он думает о призыве к вооруженным действиям при существующем положении…».
Некоторые члены Хизб-ут-Тахрир были обвинены в причастности к насильственным акциям, однако, эти обвинения не имели никакого доказательства. Конечно, нельзя говорить, что эти высказывания не более чем вымысел, тем не менее, следует быть осторожным в обвинениях, которые не имеют под собой ясных основ. Кроме этого если на самом деле будет доказана причастность некоторых членов Хизба к терроризму, что будет представлять собой тревожное изменение, все же будет оставаться необходимым оценивать тот факт, является ли это их личными действиями или же они выполняются согласно приказам от Хизба. Хизб-ут-Тахрир – это исключительный случай в отношении мировой исламской партии, поскольку имеет отделения в нескольких странах мира, включая западные страны (несмотря на то, что он незапланированно укоренился на Западе по причине вынужденного переселения все возрастающего количества его членов на чужбину).
Следя за ежедневными сообщениями мировых информационных средств о Хизб-ут-Тахрир, думается, что со времени своей начальной деятельности в 1952-1953 годах в Палестине Хизб-ут-Тахрир начал вести деятельность не только в арабском мире, Западе и Средней Азии. Мы находим его присутствие в различных странах, как Турции, Азербайджане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии. А более поразительным является то, что во всех этих странах Хизб следует по одному и тому же пути и использует один и тот же способ, что представляет собой геройский шаг в сохранении сплоченности его существования и целостности его идеологии.
Следует отметить, что движение распространило книги, издает периодические журналы и прокламации. До сих пор невозможно прочесть все эти издания, но после изучения не одной сотни страниц литературы Хизб-ут-Тахрир становится ясным, что большая часть ее содержания включает различные объяснения и комментарии по темам, которые были рассмотрены основателем Хизба Такыйюддином ан-Набхани (1909 – 1977). Некоторые прокламации, которые изданы касательно различных регионов мира, являются просто местным применением все тех же убеждений и приводят к схожим выводам. Это показывает нам, на сколько члены Хизб-ут-Тахрир усматривают важность своей идеологии. Ожидается, что они будут широко действовать в соответствии с этой идеологией...
Нет сомнения в том, что речь Хизб-ут-Тахрир является экстремистской, а его заявления жесткими. Если принять во внимание тот факт, что мы живем в эпоху, которая подвергается информационному воздействию, то можно сомневаться в том, что Хизб-ут-Тахрир издает подстрекательские заявления с той лишь целью, чтобы только привлечь внимание к себе и своей миссии... Заявления и действия Хизб-ут-Тахрир чаще всего беспокоят других мусульман, которые стремятся пропагандировать на Западе «мягкий образ» об Исламе. Однако с самого начала деятельности Хизба его твердые позиции являются одной из его основ. И если движение «Ихван аль-муслимин» (Братья мусульмане) является консерваторским, то Хизб-ут-Тахрир наоборот является экстремистским движением, и его деятельность посвящена возрождению Халифата путем свержения порочных режимов в исламском мире.
Если движение «Ихван аль-муслимин» можно назвать представителем открытой оппозиции в Иордании, поддерживающим королевскую династию в силу ее происхождения от Пророка Мухаммада, то Хизб-ут-Тахрир открыто осуждает королевский режим Иордании. Основная разница состоит в том, что Хизб-ут-Тахрир резко осуждает метод постепенного претворения Ислама и считает его неприемлемым, поскольку это дает ошибочное представление об Исламе и означает, что Аллах якобы ниспослал непрактический закон и мусульмане должны сделать его практическим. И, кроме того, Хизб считает, что это «ошибочный взгляд о сущности политического изменения», а его члены жаждут напомнить миру о том, что Пророк 1300 лет назад осуществил коренное изменение».
Этот экстремизм наряду с тем фактом, что Хизб-ут-Тахрир категорически отвергает национальные государства и желает установления единого Исламского государства, которое сначала объединит все мусульманские страны, а потом и весь остальной мир, придают взглядам Хизба резкий, весьма утопический вкус, как и становятся очевидными в прениях с членами Хизба их стремления достичь идеального мира. Члены Хизба анализируют политическую обстановку вокруг себя и постоянно следят за информационными сообщениями для более глубокого понимания происходящих в мире изменений, и все это иногда дает полумифическую надежду на возвращение Халифата, что постоянно противоречит нынешним событиям. Это связано с глубокой надеждой на возникновение социальной справедливости».
«Во всех своих прокламациях Хизб-ут-Тахрир всегда выражает потребность в Халифате как решении всех проблем мусульманского мира: «Преступник иудей Мустафа Кемал совершил самое большое преступление, когда 78 лет назад отменил систему Халифата…». Это одно из заглавий, помещаемых Хизбом в начале своих страниц в Интернете. В другом заглавии пишется: «Исламское государство (Халифат) было официально разрушено … (столько-то дней назад)» и каждый день эта цифра увеличивается на один день (например, 28956 дней до 06/06/2003 года).
Еще в одном заглавии пишется: «С тех пор как 03/03/1924 года Англия и другие западные государства разрушили наш Халифат, эта умма не знала ни одного счастливого дня в своей жизни. Мусульманам запрещено по шариату жить без Халифата, и поэтому необходимо приложить все усилия, для того чтобы исправить это неприемлемое положение... Хизб-ут-Тахрир упорно настаивает на том, что Ислам приказывает мусульман проводить политическую борьбу против правителей и отчитывать их за совершаемые ими действия согласно хадису Пророка, в котором он говорит: «Наилучший джихад – это слово истины, сказанное перед правителем-тираном». Это именно то, что и делает Хизб-ут-Тахрир в различных частях мира, включая и Среднюю Азию, где правительства стран этого региона не готовы слышать даже малейшую критику в свой адрес, не говоря уже о жестком тоне пропаганды, которую Хизб-ут-Тахрир проводит против них».
«Швейцарский писатель замечает, что Хизб-ут-Тахрир считает, что шариат дозволяет применение оружия для борьбы против любого правителя в случае «если он проявил явное неверие», и что это положение касается страны, которая является территорией Ислама, и применяется только в том случае, если «имеется возможность устранения правителя». Между тем как на территории неверия необходимо применять иные методы, где замена одного правителя другим не может быть полезной, так как необходимо изменение самой системы».
«Члены Хизб-ут-Тахрир не считают себя единственно истинными мусульманами и не называют обычных мусульман плохими. Но они считают себя как бы авангардом реформистов в исламском мире и, прежде всего, носителями полного исламского политического решения. Это полностью противоположно взглядам некоторых экстремистских исламских организаций, которые оправдывают свои насильственные действия общераспространенным отступничеством от веры, и члены которых считают себя единственно истинными мусульманами».
«Хизб не ощущает необходимости извиняться за любое действие, совершенное мусульманами. Обычно он предпочитает принимать наступательную позицию, нежели оборонительную. Хорошим примером тому служит комментарий в журнале «Халифат» (октябрь 2001 года) относительно событий 11 сентября 2001 года. Передовая статья пытается дать анализ событиям, не приводя ни одного слова, которое осуждало бы эти атаки. В комментарии говорится: «Мир, который привык видеть падающие на других людей американские бомбы, стал сегодня свидетелем того, как на здания в центре Манхеттена падали самолеты». После того как автор попытался глубоко изучить американское понимание этих событий и реакцию Америки на них, его анализ привел его к выводу о том, что война против терроризма является в действительности «войной против Ислама и мусульман».
«Если Хизб-ут-Тахрир отвергает всякую насильственную деятельность на этом этапе и в то же время отвергает участие в выборах, то каким образом он надеется прийти к власти? Здесь теперь наступает время понятия о поиске помощи, чтобы Хизб смог прийти к власти и претворять в жизнь Ислам. После того как Пророк образовал партию, он начал искать людей, для того чтобы они помогли ему прийти к власти и начать претворение Ислама в жизнь. Пророк обращался за этой помощью к сильным лидерам и неоднократно делал это, несмотря на весьма негативную реакцию в его адрес со стороны некоторых племен. Он упорно искал помощи, и эта его настойчивость ясно свидетельствует о том, что поиск помощи является фардом от Всевышнего Аллаха. Во время Пророка сила находилась в руках мощных племен и их лидеров, но сегодня в мусульманских странах эта сила обычно сосредоточена в военных силах».
«Бесспорно, что Хизб-ут-Тахрир не является мирным движением, хотя на данном этапе он не проводит насильственных действий, несмотря на свою экстремистскую речь, поскольку он отвергает примирение и диалог между мировоззрениями, считая это опасными понятиями. Знакомство с литературой Хизб-ут-Тахрир может вселять в человека ненависть к Западу, так как он постоянно предстает в литературе Хизба как поработитель исламского мира и устроитель заговоров против него».
«Хотя существует мало доказательств, указывающих на то, что руководство Хизб-ут-Тахрир может изменить свои методы по причине существующих условий, тем не менее, у отдельных его членов в Средней Азии может иссякнуть терпение, и они откажутся терпеть жесткие физические репрессии, которым они подвергаются у себя. Если это произойдет, то они, возможно, сформируют другие отколовшиеся группы, продолжая сохранять некоторые принципы и направления, которым учит Хизб-ут-Тахрир. Возможно, также и то, что некоторые эти отколовшиеся группы откажутся от ненасильственного метода и обратятся к деятельности, предполагающей использование более экстремистского метода. Действительно вызывает удивление то, как большое количество исламистов в мире показали высокую дисциплину в своих реакциях, несмотря на жестокое подавление и гонения, которым они подвергаются. Основной вопрос состоит в следующем: сколько понадобится подавлений, чтобы этот Хизб окончательно ослаб? Возможно, их будущее и действительно будет блистательным, хотя в то же время задаешься вопросом: станет ли их принципиальный образ действий причиной того, что они упустят некоторые важные шансы?»