بسم الله الرحمن الرحيم
كُونوا أَنصَارَ اللَّهِ
«Будьте помощниками Аллаха»
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا كُونوا أَنصَارَ اللَّهِ كَمَا قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ لِلْحَوَارِيِّينَ مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ فَآَمَنَت طَّائِفَةٌ مِّن بَنِي إِسْرَائِيلَ وَكَفَرَت طَّائِفَةٌ فَأَيَّدْنَا الَّذِينَ آَمَنُوا عَلَى عَدُوِّهِمْ فَأَصْبَحُوا ظَاهِرِينَ
«О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал Иса, сын Марйам, апостолам: «Кто мне поможет в религии Аллаха?» Сказали апостолы: «Мы – помощники Аллаха». И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов, и они оказались победителями» (61:14)
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии к этому аяту пишет: «Всевышний Аллах, приказывая своим верующим рабам, говорит, чтобы они во всех своих положениях, словах, поступках, а также жертвуя своими жизнями и имуществом, были помощниками Аллаха и отвечали Аллаху и Его Посланнику, как ответили апостолы на зов Исы, когда он сказал:
مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ
«Кто мне поможет в религии Аллаха?»
то есть: кто мои помощники в призыве к Всевышнему Аллаху?
قَالَ الْحَوَارِيُّونَ
«Сказали апостолы».
Это последователи Исы (мир ему).
نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ
«Мы – помощники Аллаха»,
т.е. мы твои помощники в том, с чем послан ты. Поэтому он отправил их к людям проповедовать в землях Шама, к израильтянам и грекам. Также и Посланник Аллаха ﷺ говорил в дни хаджа: «Кто даст мне приют, чтобы я смог довести послание моего Господа? Курайшиты не дали мне сделать это». Он продолжал искать помощников, пока Аллах не направил к нему племена Авс и Хазрадж из числа жителей Медины. Они принесли ему присягу, поддержали его и договорились, что если он переселится к ним, то они будут защищать его от всех людей. Когда он вместе со своими сподвижниками переселился к ним, они выполнили то, в чем заключили договор с Аллахом. Поэтому Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ назвали их ансарами (мединские сподвижники Мухаммада) и это слово стало их именем собственным. Всевышний Аллах сказал:
فَآَمَنَت طَّائِفَةٌ مِّن بَنِي إِسْرَائِيلَ وَكَفَرَت طَّائِفَةٌ
«И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть»
т.е. когда Иса сын Марьям (мир и благословение ему) довел до своего народа послание своего Господа, и помогли ему те, кто помог, часть жителей Израиля стали руководствоваться тем, что он принес им. Другая часть осталась в заблуждении, отказалась от принесенного им послания и отвергла его пророческую миссию, выдвинув против него и его матери великие обвинения. Это были евреи, проклятие Аллаха на них до Судного дня. Часть тех, кто последовали за ним, проявили в отношении него чрезмерность и в итоге возвысили его выше его пророческой миссии, с которой Аллах послал его к ним. В результате они разделились на группы. Одни из них сказали: «Иса – сын Аллаха». Другие сказали: «Он – третий из трех: отец, сын и святой дух». Третьи сказали: «Он – Аллах». Все эти слова подробно изложены в суре «Женщины». Всевышний Аллах говорит:
فَأَيَّدْنَا الَّذِينَ آَمَنُوا عَلَى عَدُوِّهِمْ
«И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов»
т.е. Мы помогли им против тех, кто враждовал с ними из христианских групп.
فَأَصْبَحُوا ظَاهِرِينَ
«и они оказались победителями»
т.е. над ними. Это было с посланием Мухаммада ﷺ.
В своем тафсире Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Поучительным назиданием из этого указания и этого призыва служит возрождение усердия мусульман в помощи последней религии (Исламу), которые являются хранителями пути Аллаха на земле и наследниками божественного послания и акыды, избранные для этой великой миссии. Поучительное назидание в том, чтобы возродить их усердие и стремление к оказанию помощи Его религии, как сказал Иса сын Марьям: «Кто мои помощники в призыве к Аллаху?» «Мы помощники Аллаха» – ответили ему апостолы. И победа в итоге будет за верующими помощниками Аллаха»