Данное понятие является понятием неверия (куфра), а точнее основной идеей капитализма, т.е. это доктрина (акыда), на которой построена капиталистическая идеология. Возникновение этого понятия является достаточно общеизвестным, и поэтому нет необходимости говорить о его происхождении. Для мусульман, знающих свою религию не секрет, что отделение религии от политики, т.е. от государства, означает оставить религию в бездействии и положить ее «на полку», а также заменить ее демократией, означающей правление народа над народом и посредством народа, т.е. народ является источником трех властей, вдобавок к предоставлению полных свобод людям, как это происходит в капиталистических странах.
В книге «Демократия – система неверия» шейх Абд аль-Кадим Заллюм (да смилуется над ним Аллах) подробно написал об этом вопросе, и еще ранее до него шейх Такийюддин ан-Набхани (да смилуется над ним Аллах) разъяснил порочность этой доктрины (отделение религии от жизни) в своей книге «Система Ислама», а также и в других своих книгах. Тому, кто желает ознакомиться с подробными разъяснениями по этому вопросу следует обратиться к этим двум упомянутым книгам.
Что же касается данного текста, то здесь я хотел бы отметить то, что Посланник Аллаха ﷺ осведомил нас об этой смуте (фитне), при которой люди будут становиться вероотступниками и неверными, проявляя лицемерие в доктрине, а не в поступках, т.е. в вере, как об этом передал Ат-Термези от Хасана аль-Басри. аль-Бухари передает хадис от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), в котором Пророк ﷺ сказал: «Тот, в ком имеются определенные четыре качества, является явным лицемером. А тот, в ком имеется одно из этих качеств, тот обладает одним из качеств лицемерия, пока не оставит его. Если ему доверить чтото, он нарушает это. Если говорит, то обманывает. Если обещает, то нарушает, и если враждует с кемто, то поступает незаконно». Ат-Термези сказал: «Это хасан и сахих хадис и смысл его у ученых означает лицемерие в поступке, а при Пророке ﷺ могло означать лицемерие в вере. От Хасана аль-Басри переданы некоторые слова об этом, где он сказал: «Лицемерие бывает двух видов: лицемерие в поступке и лицемерие в вере».
Положение, в котором мы пребываем с тех пор, как нас постигла смута «Духайма» – это лицемерие в вере, и о ней известил нас Посланник Аллаха ﷺ. Таким образом, кто призывает к отделению религии от политики или от государства, или от жизни, веря в то, во что призывает, тот – лицемер в вере, у которого нет веры. Ахмад и Абу Дауд, а также Хаким в книге «аль-Мустадрак» вывели хадис, в котором Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Мы сидели возле Посланника Аллаха ﷺ, и он упомянул о смутах. Он много говорил о них и сказал о смуте «Ахлас». Один из сидящих спросил, о Посланник Аллаха, что значит смута «Ахлас»? Он сказал: «Это смута отступления и войны. Затем будет смута «Сарра», которую подымет один человек из моего рода. Он будет считать себя сторонником истины, но на самом деле не будет таковым. Поистине мои друзья – богобоязненные. Затем люди принимают одного человека, который с ними как «два сапога пара». После этого будет смута «Духайма», которая не обойдет стороной никого из этой уммы. И когда скажут, что она завершилась, она продлится еще. При этой смуте человек утром будет верующим, а уже вечером неверующим, и люди будут разделяться на два стана: стан верующих, у которых нет лицемерия, и стан лицемеров, у которых нет веры. Когда настанет эта смута, ожидайте Даджала со дня на день».
Слова Пророка ﷺ «стан лицемеров, у которых нет веры» служат доказательством тому, что упомянутое лицемерие – это лицемерие в вере, т.е. в доктрине (акыде), а не лицемерие в поступке. Таким образом, тот, кто исповедует доктрину социализма, коммунизма или капитализма, относится к стану лицемеров, у которых нет веры. Это значение подтверждается также и хадисом Абу Хурайры у Муслима, где Пророк ﷺ сказал: «Спешите опередить своими добрыми делами темные, словно ночь смуты. В то время утром человек будет верующим, а вечером неверующим или вечером будет становиться верующим, а утром неверующим, продавая свою религию за какуюто вещь в земной жизни». Данный хадис по своему содержанию ясно указывает на то, что некоторые мусульмане будут становиться неверными при этих смутах, которые постигли нас.
Стоит отметить, что в хадисе, когда Пророк ﷺ сказал о двух станах, не упоминается неверие (куфр), поскольку неверие имеет свой отдельный стан. Здесь в хадисе от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) этот стан неверия не упоминается. Речь идет о стане верующих и стане лицемеров. Я прошу Аллаха, чтобы Он расширил стан верующих и укрепил его столпы, ослабил стан лицемеров и разрушил его на виду его сторонников, после того как спасет того, кого пожелает из них, приведя его к стану верующих.
А.А.