Это правительственное правило я услышал от одного члена в совете правления Ирака, сформированного неверными оккупационными силами Америки. Это правило свидетельствует о том, что при отсутствии у мусульманина идейной исламской основы, из которой исходят законы, и на основе которой он должен строить свои мысли, он быстро начинает сворачивать с прямого пути. Разум или врожденные склонности непригодны быть критерием для определения хорошего и плохого, т.е. непригодны, для того чтобы выносить решение на поступки и вещи. Все правление принадлежит только лишь Всевышнему Аллаху «Ему принадлежат правление и власть». Каково же шариатское решение относительно этого правила?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что каждый солдат армии, будь то армия сильная или слабая, является из числа исламской уммы. Следовательно, он должен заботится о делах мусульман. Эта забота означает занятие полити-кой. Но здесь не подразумевается такое значение. Здесь имеется в виду то, что армия не имеет отношения к власти. Суть этого правила заключается в том, чтобы мы сохраняли свою армию в слабом состоянии, для того чтобы гарантировать ее невмешательство во власть, потому что власть принадлежит умме. Это абсолют-но ложное высказывание. Тот, кто так мыслит, не знает, в чем состоит задача армии. Он обеспокоен лишь тем, чтобы быть у власти, какой бы она ни была, и думает о сохранении своего кресла, даже если его действитель-ная поддержка исходит не от его уммы или его народа, а от неверных врагов уммы. Армия, которая ему нужна, это армия, вся забота которой обращена на защиту его власти от гнева уммы и установление препятствий де-ятельности, направленной на изменение существующего режи-ма.
Что касается той армии, формирование которой Аллах Всевышний требует от мусульман как их обязанности, то это армия, которая в состоянии обеспечить безопасность уммы и государства, как во внутренних делах, так и во внешних делах этого государства, т.е. способна защищать границы государства и нести призыв неверным народам, одновременно борясь с вероотступниками, мя-тежниками, организованной прес-тупностью, и защищая внутрен-нюю безопасность. Каким же образом слабая армия может выполнять эти задачи. Всевышний Аллах говорит:
وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدْوَّ اللّهِ وَعَدُوَّكُم
«И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага» (8:60)
Нам приказано вести джихад как наступательный, так и оборони-тельный. Доказательством этому служат Коран, Сунна и едино-душие сподвижников. Этот джихад под силу только лишь сильной армии. Поэтому форми-рование этой армии является обязательным (фард), согласно правилу: «то, без чего не выполняется обязательное, явля-ется обязательным».
Поэтому задача, которая стоит перед мощной исламской армией, заключается в сохранении внут-ренней и внешней безопасности. Если не должна армия располагать властью, то каким же образом она сможет гарантировать выполнение своей задачи? Неужели они хотят добиться этого посредством ослабления армии, чтобы она превратилась в подобие полиции, борющейся против своего народа? Если же армия не подчиняется обладателям власти, то они вызывают неверные вражеские силы, которые истребляют ее, топчут ее честь и вместе с ней честь уммы. Истиной является то, что умма должна иметь мощную армию. И для того чтобы армия не думала о взятии власти, нужно соблюдать следующее:
Первое: Халиф должен быть фактическим полководцем армии, а не верховным главно-командующим. Так обстояло дело во время Посланника Аллаха ﷺ и в эпоху праведного Халифата, устроенного по методу Пророка ﷺ. Пророк ﷺ сам возглавлял походы, отправлял отряды, назначал и снимал командиров, как например он сделал это во время открытия Мекки, когда снял с поста Саада и назначил вместо него его сына, а также назначил трех командиров в сражении Мута, назначил Али командующим войсками, кото-рому Аллах даровал победу против Хайбара, изгнал еврейское племя Кайнука и воспрепятст-вовал их участию в сражении Ухуд, отправил Хузайфу, чтобы тот разузнал о положении союзной армии многобожников в битве Ахзаб, предпринял незамедли-тельные меры, когда лицемеры создали проблему и отправлял разведывательные отряды.
Эти действия достаточны для под-тверждения того, что Пророк ﷺ был фактическим полко-водцем армии. Что касается Абу Бакра, то он начал свое правление с того, что назначил тех, на кого возлагалась охрана окраин Меди-ны. Ибн Масъуд был назначен руководителем патрульной части. Абу Бакр лично участвовал в боях против некоторых вероотступ-ников в окрестностях Медины, отправил отряд во главе с Усамой, назначил командиров для сраже-ния с вероотступниками. После этого отправил войска в тогдаш-ний Ирак и страны Шама (территория Ближнего Востока), назначал командующих войск, давал им наставления и провожал их в путь. Он не согласился сместить Халида (командующего вооруженными силами мусульман: амир джихада), невзирая на совет своего помощника Умара, когда тот сказал ему об этом. Таким же образом поступал и Умар, когда стал халифом мусульман. Он назначал и смещал командующих, отправлял на джихад мусульманс-кие войска, запрещал им выходить в море, используя морские судна, перемещал армии с одной местности в другую, лично изучал обстановку в рядах армии Шама и возглавлял армию мусульман во время завоевания Иерусалима.
Ставший после него халифом мусульман Усман ибн Аффан действовал аналогичным образом. Он разрешил использовать морс-кие суда и построить военно-морской флот в Шаме и Египте. В его время на вооружении мусуль-манского флота состояли парус-ные суда, оснащенные мачтами. Он не разрешил сражаться с хариджитами (восставшими про-тив Усмана мятежниками) и запретил мусульманам оборонять его. Что касается Али, то он лично возглавлял сражениями аль-Джамал, ан-Нахраван и Сиффайн. Во времена правления четырех праведных халифов армия не думала о взятии правления в свои руки и захвате власти уммы. Те же, кто выступили против Усмана, вовсе не думали о взятии правления в свои руки, они лишь дали присягу Али, а затем хариджиты убили Усмана.
Второе: Концентрированное просвещение армии в вопросах, которые ей непосредственно необходимы. И этот вопрос является одним из них. Известным и безусловным положением явля-ется то, что власть принадлежит умме, а не военной силе, и задача армии – это сражение, джихад, военные походы и завоевание.
Третье: Увеличение коли-чества армий и отрядов с соот-ветственным увеличением чис-ленности командующих, которые должны непосредственно быть связанными с халифом и получать от него приказы. Это необходимо проводить для наземных, воздуш-ных и морских вооруженных сил.
Четвертое: Командование пол-ководца (амира) одной армией не должно быть слишком продолжи-тельным. Периодически необходи-мо назначать его полководцем другой армии, чтобы он не смог воспользоваться армией в своих целях.
Пятое: Сосредоточенность по-нятия о победе и твердое убеждение в том, что она исходит только от Аллаха, и что Всевышний Аллах укрепляет своей помощью того, кого пожелает. Помощь может быть дарована одному человеку, если он один, как это произошло с Абдуллой ибн Унайсом аль-Джахний, когда Посланник Аллаха ﷺ отправил его к Халиду ибн Суфьяну ибн Набиху аль-Хазлий, который собирал в горах войска против него. Посланник ﷺ сказал ему: «Иди и убей его». Аллах помог ему, и он убил его в толпе многотысячного войска. С его победой победила умма и востор-жествовала религия.
Помощь может быть дарована армии, как это произошло в сражениях Ярмук, аль-Кадисия, Тастар и Хиттин. Такие армии одерживают победу благодаря своей вере и помощи религии Аллаха. Победа армии является победой уммы и религии. Все это касается положе-ния, когда существует Исламское государство, а если его нет, как обстоит сегодняшнее положение мусульман, то помощь должна прийти через помощников (ансаров), которые установят государство и окажут помощь религии. И если появятся те, кто обладают силой и способностью защищать, кто способны устано-вить и отстоять государство, помочь религии Аллаха и защи-тить слабых – это будет победа уммы и религии.
А. А.