بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ
Формула единобожия «Нет божества кроме Аллаха» — это основа Ислама и Шариата. Уверовать в то, что нет божества кроме Аллаха, должен каждый человек, а для мусульманина это — самая важная обязанность.
В арабском варианте выражение начинается с частицы «لَا», которая называется «частицей отрицания целого класса» (ля нафия ли-джинс/لا نافية لجنس). Она входит в именное предложение (джумля исмия) и означает абсолютное «нет», то есть если после неё идёт какое-то слово, то она отрицает наличие всего класса указанных объектов. Вышеупомянутая частица «ля» (لَا), которая является «частицей отрицания целого класса» (ля нафия ли-джинс/لا نافية لجنس), неизменно сопровождается своим собственным подлежащим (исм ля/اسم لا) и своим собственным сказуемым (хабар ля/خبر لا). Подлежащим (исм ля/اسم لا) тут является слово «илях», а сказуемое, которое должно проинформировать нас о том, какого рода иляхи (объекты поклонения) отрицаются частицей «ля» (لَا) опущено. Дело в том, что если из контекста ясно, что имеется в виду, то сказуемое, сопутствующее частице «ля» (لَا), не произносится, но подразумевается. Слово, которое подразумевается в данном словосочетании, понятно из контекста:
لَا إِلَٰهَ مَعْبُودٌ بِحَقٍّ إِلَّا اللهُ
«Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». В таком виде выражение несёт два значения:
- отрицание поклонения любому божеству помимо Аллаха,
- признание того, что только Аллах достоин поклонения.
Кроме этого, информация о том, что единственным Господом, достойным поклонения, является Аллах, требует решительного утверждения. Это относится к акъыде, поэтому отрицание этого утверждения приводит к неверию. Так же требуется решительное утверждение того, что любое божество помимо Аллаха является ложным. Это тоже относится к акъыде, а отрицание этого приводит к неверию. Таким образом, формула единобожия «Нет божества кроме Аллаха» явно указывает на два обязательства в акъыде:
- обязанность уверовать в Аллаха как единственного достойного поклонения,
- обязанность уверовать в то, что все божества кроме Аллаха являются ложными.
С другой стороны, формула единобожия налагает на человека две практические обязанности, которые неразрывно связаны с обязанностями в акъыде так, что утверждение двух истин в акъыде обязывает утверждать две истины в поступках. Т.е. необходимо исполнить две обязанности в акъыде и две обязанности в поступках, чтобы формула единобожия была полностью воплощена в жизнь. Признание Аллаха единственным достойным поклонения — это похвально, а признание любого иного божества не заслуживающим поклонения — это порицаемо. Согласно Исламу, если выражение содержит похвалу, тогда оно требует действовать подобным образом, а если содержит порицание, тогда требует воздерживаться от него. Учитывая вышесказанное, слово «божество» в формуле единобожия означает «объект поклонения».
Это также подтверждается тем, что в арабских словарях слово «إِلـٰه» имеет только одно значение — «объект поклонения», и это слово не имеет других шариатских значений, поэтому как лексическое, так и шариатское значение выражения «لا إِلـٰه» — «нет объекта поклонения». Такова милость Аллаха и так Он приводит свои доводы, ограничив значение слова «إِلـٰه», чтобы не было различных значений и пониманий, а смысл был однозначным. Иначе и быть не может, потому что формула единобожия — это суть основы религии.
Далее в выражении говорится «إلَّا اللهُ», что означает «кроме единственного Аллаха». Согласно вышесказанному, формула единобожия указывает не только на единственность Создателя, как полагают многие, но и означает следующее: «Нет достойного поклонения, кроме единственного Аллаха». Поэтому только Он заслуживает поклонения и освящения, и категорически запрещается поклоняться чему- или кому-либо иному помимо Аллаха.
Отсюда следует, что только признания существования Аллаха недостаточно; помимо этого, необходимо признать Его как единственного создателя и единственного достойного поклонения. Ведь выражение «Нет божества кроме Аллаха» означает «нет достойного поклонения, кроме единственного Аллаха». Поэтому свидетельство мусульманина о том, что «Нет божества кроме Аллаха» вменяет в обязанность поклонение только одному Аллаху, а единобожие означает освящение только одного Создателя.
Освящение является врождённым качеством человека, т.е. каждый человек поклоняется чему-либо. Поклонение — это одно из проявлений инстинкта поклонения, и при совершении поклонения человек чувствует спокойствие и умиротворение, поскольку удовлетворяет один из инстинктов. Однако нельзя оставлять на интуицию право выбирать для себя объект поклонения, а необходимо использовать разум наравне с интуицией, чтобы найти истинный объект поклонения, поскольку интуиция приводит к ошибкам и заблуждениям. Часто интуиция заставляет человека поклоняться тому, что должно быть разбито, и заставляет освящать то, что должно презираться. Если оставить на интуицию право выбрать объект поклонения, то это приведёт к заблуждениям так, что человек станет поклоняться чему-либо иному помимо Аллаха, или это приведёт к различным предрассудкам так, что человек будет искать сближения с Аллахом через то, что на самом деле отдаляет от Него.
Согласно этому, человек должен приступать к поклонению только использовав разум в выборе объекта, т.е. он не должен действовать, опираясь только на интуицию. Отсюда следует необходимость того, чтобы освящение строилось на размышлении наряду с интуицией, которая является проявлением инстинкта поклонения. В ином случае это приведёт к ошибкам и заблуждениям. Таким образом, человек должен поклоняться тому, на кого указал разум, чтобы поклонение было направлено на Создателя, в котором этот человек нуждается.
Разум требует, чтобы поклонение было направлено лишь к Создателю, Который извечен и един, Который создал человека, жизнь и Вселенную. Он — обладатель наивысших качеств и атрибутов. Вера человека в существование Создателя требует от него поклоняться лишь Ему одному. Разумное и врождённое утверждение о том, что Он — Создатель, требует от человека совершать обряды поклонения, потому что поклонение — это самое лучшее выражение благодарности Тому, Кто создал его. Так, природа человека требует поклонения и разум требует поклонения. Природа человека требует, чтобы поклонение было направлено в адрес единого Создателя, и разум требует того, чтобы поклонение происходило достойному этого, а также благодарности и восхваления. Поэтому некоторые, опираясь только на свою интуицию и не используя разум, попадают в заблуждение и поклоняются различным идолам, при этом признавая существование единого Творца. Они освящают Создателя и освящают других наряду с Ним. Они поклоняются Создателю и наряду с Ним — созданным, либо признавая их достойными поклонения, либо пытаясь таким образом приблизиться к Создателю.
Человек по своей природе склонен верить в существование Создателя, однако, когда возбуждается инстинкт поклонения, человек начинает освящать всё, что, по его мнению, заслуживает поклонения. Он поклоняется объекту, либо считая его создателем, либо желая добиться довольства Создателя освящая его, либо считая, что создатель воплощается в нём. Это приводит к многочисленности объектов поклонения, несмотря на то, что Создатель — один. Поэтому многобожие связано с многочисленностью объектов поклонения, а не многочисленностью создателей. Таким образом, отрицающий многобожие должен отрицать все объекты поклонения, кроме Извечного и Единственного Создателя.
Ислам разумным методом разъясняет всему человечеству, что поклонения заслуживает только Всевышний Аллах. В Коране Аллах спрашивает людей о тех, кто достоин поклонения, и они отвечают, что это — Аллах. Всевышний говорит:
قُل لِّمَنِ ٱلۡأَرۡضُ وَمَن فِيهَآ إِن كُنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ٨٤ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ ٨٥ قُلۡ مَن رَّبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ ٱلسَّبۡعِ وَرَبُّ ٱلۡعَرۡشِ ٱلۡعَظِيمِ ٨٦ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ أَفَلَا تَتَّقُونَ ٨٧ قُلۡ مَنۢ بِيَدِهِۦ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيۡءٖ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيۡهِ إِن كُنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ٨٨ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ فَأَنَّىٰ تُسۡحَرُونَ ٨٩ بَلۡ أَتَيۡنَٰهُم بِٱلۡحَقِّ وَإِنَّهُمۡ لَكَٰذِبُونَ ٩٠ مَا ٱتَّخَذَ ٱللَّهُ مِن وَلَدٖ وَمَا كَانَ مَعَهُۥ مِنۡ إِلَٰهٍۚ إِذٗا لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهِۢ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعۡضُهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖۚ سُبۡحَٰنَ ٱللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ ٩١ عَٰلِمِ ٱلۡغَيۡبِ وَٱلشَّهَٰدَةِ فَتَعَٰلَىٰ عَمَّا يُشۡرِكُونَ ٩٢
«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!». Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами. Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему! Ведающий сокровенное и явное! Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (23:84–92).
Признавая Аллаха как единственного создателя и обладателя власти, они обязались поклоняться Ему одному, поскольку признали Его единственным достойным поклонения. В другом аяте Аллах поясняет, что те, которые не в состоянии вернуть то, что Он отнимет, недостойны поклонения:
قُلۡ أَرَءَيۡتُمۡ إِنۡ أَخَذَ ٱللَّهُ سَمۡعَكُمۡ وَأَبۡصَٰرَكُمۡ وَخَتَمَ عَلَىٰ قُلُوبِكُم مَّنۡ إِلَٰهٌ غَيۡرُ ٱللَّهِ يَأۡتِيكُم بِهِۗ
«Скажи: «Скажите мне, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернёт вам всё это?» (6:46).
В другом аяте Аллах говорит:
أَمۡ لَهُمۡ إِلَٰهٌ غَيۡرُ ٱللَّهِۚ
«Или же у них есть другой бог наряду с Аллахом?» (52:43).
Так же Аллах во многих аятах указал на единственного, достойного поклонения:
وَإِلَٰهُكُمۡ إِلَٰهٞ وَٰحِدٞۖ لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ
«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества кроме Него» (2:163),
وَهُوَ ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۖ
«Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества» (28:70),
وَمَا مِنۡ إِلَٰهٍ إِلَّا ٱللَّهُ ٱلۡوَٰحِدُ ٱلۡقَهَّارُ
«Нет божества, кроме Единственного и Всемогущего Аллаха» (38:65).
Другими словами, нет достойного поклонения, кроме единого Аллаха. Также Всевышний говорит:
وَمَا مِنۡ إِلَٰهٍ إِلَّآ إِلَٰهٞ وَٰحِدٞۚ
«Нет божества кроме Единственного Бога» (5:73).
Ислам пришёл, разъясняя то, что достойный поклонения — только Аллах, как на то указывает природа и разум человека. Аяты Корана открыто отрицают многобожие:
لَوۡ كَانَ فِيهِمَآ ءَالِهَةٌ إِلَّا ٱللَّهُ لَفَسَدَتَاۚ
«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» (21:22).
Другими словами, аяты отрицают существование других божеств, ограничивая поклонение Аллахом.
Многие люди, особенно на Западе, верят в Аллаха, однако их вера заключается в том, что Аллах — это идея, а не факт. Они считают, что вера в существование Бога — это вера в существование идеи о Боге. Они уважают и почитают верующих людей, потому что когда человек принимает идею о существовании Бога, то отдаляется от зла и приближается к добру, поскольку внутренний фактор сильнее внешнего. Поэтому они считают, что вера в Бога необходима, и побуждают людей к этому, чтобы они были склонны к добру, и это они называют «религиозным стимулом».
Но так они побуждают людей к атеизму, поскольку те отказываются от своей веры сразу же после того, как разум пытается познать существование этой «идеи». Когда разум не может почувствовать существование Бога и не видит Его следов, тогда он начинает отрицать Его существование. Помимо этого, то, что вера в Бога у них является идеей, делает добро так же идеей, и человек совершает добро по мере своего представления о добре и отдаляется от него по мере своего представления о зле.
Именно неиспользование разума привело их к такому виду веры. Они не нашли правильное разумное решение основной проблемы человека, порождённой естественными вопросами о Вселенной, жизни и человеке, об их связи с теми, что было, и с тем, что будет. Они приняли такое решение, которое выгодно некоторым, став мусульманами без осознания существования того, в кого они верят. Некоторые из них попытались использовать разум, но получили ответ, что религия выше разума, и были вынуждены замолчать.
Истина заключается в том, что Аллах — это факт, а не идея. Его существование ощутимо, даже если Его сущность непостижима. Человек чувствует всё созданное своими органами чувств и разумом, и через них он осознаёт существование Творца. Поэтому Запад и все принявшие Бога за превосходную идею, приносящую пользу человеку, а не за истину, существование Которого постигается, строят свою веру на слабой основе, которая в скором времени разрушится.