بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ
Законы, имеющиеся у человека относительно действий и вещей, являются различными согласно его взгляду на жизнь, который связан с этими действиями и вещами, как с объектами выведения законов.
Например, мусульманин берёт свои законы от Всевышнего Аллаха, в которого он верит, как в Создателя, Властелина и Законодателя. А немусульманин, например капиталист, использует свои собственные законы, которые сам придумал для решении я проблем, делая разум основой для выведения этих законов.
Другие могут взять себе законы от какого-нибудь мыслителя, который имеет свою точку зрения на жизнь. В данном случае они используют его мысли основой и фундаментом для определения законов относительно поведения и вещей.
Таким образом, имеются разнообразные виды законов с различием их основ.
Так люди различаются в определении того, кто имеет право издавать законы, согласно различию законов, которые приемлемы для них. Из-за этого говорится это – хорошо, а это – плохо. Это по шариату – халял (разрешённое), а это – харам (запрещённое). Это по закону – разрешённое, а это – запрещённое.
Поэтому нужно познать виды законов, чтобы понять, кто, на самом деле, имеет право выводить законы, определяя этим самым реальную и необходимую позицию человека относительно действий и вещей: совершать ему какое-либо действие или нет, брать ему вещь или нет.
Очевидно, что человек способен дать оценку вещам в их реальности: какие из них хорошие, а какие плохие. Например, он говорит, что болезнь нечто плохое, а здоровье – хорошо. Или говорит, что богатство это хорошо, а нищета – плохо, или правдивость – хорошо, а ложь – плохо и т.д.
Вероятно, человек, а точнее разум, может оценить различную действительность со стороны пользы или вреда для него. Так, возможно, он даст оценку мёду, как чему то полезному, а яд определит как вредное или увидит, что спиртное или свинина вредно, а может и полезно. Опишет реальность воды, что она состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, или землю, что она – шарообразная, а солнце, что оно восходит с востока. Так же возможно, что он определит закон, предназначенный упорядочить действия, говоря: «Распределение ресурсов среди людей должно быть совершенно равным образом». Или скажет, что оно должно соответствовать приложенным усилиям. Или скажет, что процентная деятельность банков является необходимостью в экономической системе, из-за этого она – полезна, или, что она собирает деньги у меньшинства людей и из-за этого – вредна. И таким вот образом, разум определяет закон или решение, предназначенное для этих вещей и действий, согласно тому, что он видит подходящим. Эти законы могут быть правильными, а могут быть и неправильными, отличаться и противоречить друг другу время от времени, от места к месту и от человека к человеку.
Человек так же, может оценить вещи со стороны расположенности к ним, ненависти или их соответствия своим желаниям. Например, он говорит, что запах духов – приятный, а запах лука – наоборот. Что сладкое – хорошее, а горькое – плохое, что отдых лучше, чем работа или, что отстраниться от сражения лучше, чем участвовать в нём. Это так же показывает, что разум даёт оценки, соответствующие натурам людей, а их натуры в свою очередь различаются согласно образу их жизни.
То, что касается законов связанных с поощрением и порицанием, исходящих от Всевышнего Аллаха, то издавать эти законы, человек не имеет права, это право принадлежит только Аллаху. Это потому, что Аллах создал ад и рай, подобно тому, как Он создал человека, небеса и землю, и сделал достижение рая и ада связанным со следованием Его законам, придерживаться которых Он приказывает.
Рай и ад, вознаграждение и наказание от Всевышнего Аллаха, связаны с соблюдением законов Аллаха, владыки рая и ада, а не человека, который создан ограниченным. Он не может определить закон, предназначенный упорядочить какое-либо дело, что находится за пределами его разума и его возможностей. Он даже не способен вывести закон по поводу не ощутимого для него дела, говоря: «это – халял, и это вводит в рай, а это – харам, вводящий в ад», если только он не опирается в этом на закон Аллаха.
Всевышний Аллах порицает тех, кто описывает халял и харам согласно своим прихотям, потому что это – ложь и клевета на Аллаха. Всевышний говорит:
{ وَ لَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَ هَذَا حَرَامٌ... }
Да, описывать халял и харам не так, как это сделал Аллах – клевета на Него, и тот, кто претендует на это, как будто претендует на то, что он – Создатель или находится на Его месте, имея право определять халял и харам. Но Всевышний выше того, чтобы кто-нибудь разделял Его величие.
{ وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُواً أَحَدٌ }
Когда Удай сын Хатима Аттоий, принявший христианство до Ислама, пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), который читал слова Всевышнего:
{ اِتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَ رُهْبَانَهُمْ أَرْبَاباً مِنْ دُونِ اللهِ... }
«Они взяли своих книжников и монахов за господ себе…» (9: 31)
Удай сказал: «Они не поклонялись им». А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
بَلَى إِنَّهُمْ حَرَّمُوا عَلَيْهِمُ الْحَلَالَ، وَ أَحَلُّوا لَهُمُ الْحَرَامَ فَاتَّبَعُوهُمْ فَذَلِكَ عِبَادَتُهُمْ إِيَّاهُمْ
«Поклонялись. Они запрещали им разрешённое и разрешали запретное. Это и есть их поклонение».
Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил суть поклонения. Поэтому священники и монахи были богами для тех, кто за ними следовал. Всевышний Аллах описал их безобразными из-за того, что они последовали своим страстям вместо следования Аятам Аллаха и Его законам. Всевышний в своей книге говорит:
{ وَ اتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي ءَاتَيْنَاهُ ءَايَاتِنَا فَانْسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ • وَ لَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَ لَكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَ اتَّبَعَ هَوَاهُ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ... }
«Прочитай им весть о том, кому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них. И сделал его своим последователем сатана, и был он из заблудших. • А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его ими. Но он приник к земле и последовал за своей страстью и подобен он собаке…» (7: 175)
В этих Аятах, Аллах описывает тех, кто следует своим страстям, опускаясь до уровня животных. Это потому что они оставили законы Аллаха и последовали за своими прихотями, которые двигают ими, как животным – совершенно инстинктивно, как это происходит с собаками, которых Аллах создал без возможности разумно оценивать и понимать, что совсем противоположно с человеком, которого Аллах возвысил, наделив разумом и пониманием, соответственно приказав ему определённые дела и запретив определённые. И если человек повинуется этим законам, то он возрождается.
{ وَ لَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا... }
«А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его ими…» (7:176)
Однако он отпустился до уровня собаки из-за следования своим страстям.
Значит описание халяла и харама принадлежит только Аллаху, а не разуму, попадающему под влияние пользы или выгоды, измышленного добра или зла. Ибо если человек позволит произойти этому, то сделает свой разум и прихоти – божествами, а это порицаемо и запретно. Всевышний Аллах говорит:
{ أَفَرَءَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ وَ أَضَلَّهَ اللهُ عَلَى عِلْمٍ وَ خَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَ قَلْبِهِ وَ جَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً فَمَنْ يَهْدِيهِ مِنْ بَعْدِ اللهِ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ }
«Разве ты не видел того, кто взял своим богом свою страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу. Кто же его поведет после Аллаха? Разве вы не опомнитесь?» (45:23)
Возможно, кто-нибудь скажет: «Всевышний Аллах обращается к разуму человека во многих Коранических Аятах, так же требует от людей, чтобы они искали доказательства существования Создателя с помощью разума и размышляли о создании Аллаха». Какова же тогда роль разума?
Да, Всевышний требует от нас наблюдений и размышлений, чтобы достичь истины и найти своего Создателя, который вне пределов этой вселенной. А также порицает тех, кто берёт свою веру от предков, а не как решительное утверждение, соответствующее действительности, вместе с доводом к этому утверждению.
{... قَالُوا حَسْبُنَا مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ ءَابَائَنَا أَوَلَوْ كَانَ ءَابَاؤُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ شَيْئاً وَ لَا يَهْتَدُونَ }
«…они говорят: "Довольно нам того, на чём мы нашли наших отцов!" Неужели даже если бы их отцы ничего не знали и не шли прямым путем?» (5:104)
Он обратился к беспристрастному разуму, говоря:
{ أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ • وَ إِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ • وَ إِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ }
«Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они водружены» (88:17-19)
Это есть доказательство существования Создателя. Он так же сказал:
{ أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ}
«Или они сотворены из ничего, или они сами - творцы?» (52:35)
{ أَفَرَأَيْتَ الْمَاءَ الَّذِي تَشْرَبُونَ • ءَأَنْتُمْ أَنْزَلْتُمُوهُ مِنَ الْمَزْنِ أَمْ نَحْنُ الْمُنْزِلُونَ }
«Видели ли вы воду, которую пьете? Разве вы ее низвели из облака, или Мы низводим?» (56:68-69)
{ مِنْ أَىِّ شَيْءٍ خَلَقَهُ • مِنْ نُطْفَةٍ خَلَقَهُ فَقَدَّرَهُ }
«Из чего Он его создал? - Из капли! Создал его и соразмерил» (80:19:20)
{ أَمِ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ ءَالِهَةً قُلْ هَاتُوا بِبُرْهَانِكُمْ... }
«Разве они взяли себе помимо Него других богов? Скажи: «Дайте ваши доказательства!...» (21:24)
Размышляющий над этими Аятами видит, что Аллах приказывает человеку использовать разум в своей вере, ища ответы на вопросы: Что за пределами вселенной? Кто Создатель, и кто имеет право на законодательство? Кто создал рай и ад? И кто определяет законы, ведущие в рай или ад? Значит основой такого рассуждения должно быть мышление. И единственный путь истинно познать Создателя – это мышление и правильное разумное рассмотрение тех фактов, которые указывают на существование Создателя.
Поэтому человеку нужно достичь этой разумной основы, используя свой разум, что и будет правильным мировоззрением, на котором строятся все законы жизни. Таким образом, человек принимает источник, из которого исходят законы достоверным, разумным образом. И не разрешается ему после подчинения Создателю, Правителю и Законодателю придавать Ему соучастников из Его творений.
Разум есть основа в исламской доктрине. С помощью разума утверждается существование Создателя, и что Он существует сам по себе, Вечный кроме Которого нет никакого божества, и нет Ему подобия и соучастника. Используя это, человек утверждает истинность послания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и что Коран – слова Аллаха, и верит во всё то, что основано на разуме, как рай и ад, воскрешение и суд.
Это и есть роль разума, и она велика. Однако он так же имеет ограниченные пределы, установленные Аллахом, в случае нарушения которых, человек впадёт в заблуждение. Он не может, например, издавать законы, которые могли бы учитывать вознаграждения и наказания судного дня. Возможно, человеческий разум увидит какое-нибудь дело хорошим, но у Аллаха это – плохо, а какое то полезным, но у Аллаха это грех и вред. То, что служит доводом этому, показывает слабость человека и ограниченность его разума, и таких доводов множество. Всевышний говорит:
{ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَ هُوَ كُرْهٌ لَكُمْ وَ عَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئاً وَ هُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَ عَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئاً وَ هُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَ اللهُ يَعْلَمُ وَ أَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ }
«Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, - поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (2:216)
Это сказано о джихаде, что ненавистно для человека, но великое добро у Аллаха. Также люди думали, что торговля подобна ростовщичеству, но Аллах известил их, что торговля – халял, а рост – харам и, что есть большая разница между ними.
{ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَ أَحَلَّ اللهُ الْبَيْعَ وَ حَرَّمَ الرِّبَا }
«…Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же , что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост…» (2:275)
Разум человека слаб и ограничен, чтобы решить, что выровнит его искривлённость и исправит его, не говоря уже об исправлении других. Человек может решить проблему определённым образом в определённое время, что будет противоречить решению, сделанному им не за долго до этого. А Создатель знает всё о своём творении и знает, что хорошо, а что плохо, что зло, а что добро. Он ниспослал в откровение Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) законы, которые упорядочивают все жизненные дела, приказав следовать им, чтобы преуспеть в этой жизни и в жизни последующей.
Это соблюдение законов шариата не означает подавление разума, наоборот это применение разума там, где он компетентен. Аллах возвеличил человека разумом. Всевышний говорит:
{ وَ لَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي ءَادَمَ... }
«Мы почтили сынов Адама…» (17:70)
Он тот, кто создал в человеке разум и определил его границы:
{ وَ مَا أُوتِيتُمْ مِنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلاً... }
«…Даровано вам знания только немного» (17:85)
{ ...نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَنْ نَشَاءُ وَ فَوْقَ كُلِّ ذِي عِلْمٍ عَلِيمٌ }
«…Мы возвышаем степени того, кого пожелаем: ведь выше всякого обладателя знания есть знающий!» (12:76)
Так же Всевышний Аллах показал сферы использования разума, и сферы где нельзя его использовать, обращаясь к человеческому разуму мекканскими Аятами, чтобы показать, что путь познания Создателя проложен через мышление о сотворённом.
Кроме того, Аллах открыл широкую дверь к размышлению в отрасли освоения земли, как: научное исследование, индустриальное и военное развитие. Всё это находится в пределах дозволенного Всевышним Аллахом.
{ ...وَ امْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا... }
«…ходите же по её раменам…» (67:15)
{ ...كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاهُمْ... }
«…Ешьте и пейте из удела Аллаха!...» (2:57)
{ وَ أَعِدُّوا لَهُمْ مَا اسْتَطَعْتُمْ مِنْ قُوَّةٍ... }
«И приготовьте для них, сколько можете, силы…» (80:60)
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ وَ مُسْلِمَةٍ
«Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Также человек понимает законы Аллаха разумом, что и является причиной ответственности. Рассмотрение действительности и применение законов в отношении этой действительности – это роль разума. Иджтихад, являющийся делом, когда используются всё возможное для выведения законов Аллаха из доказательств шариата, осуществляется с помощью разума, чем доволен Аллах и к чему он побуждает.
{ ...قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَ الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ... }
«…Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?"…» (39:9)
{ ...فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ }
«…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!» (21:7)
{ ...يَرْفَعُ اللهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعَلْمَ دَرَجَاتٍ... }
«…Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени…» (58:11)
{ ...وَ مَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللهُ وَ الرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ ءَامَنَّا بِهِ... }
«…Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: "Мы уверовали в него;…» (3:7)
Из-за достижения этой согласованности и соответствия между истинной ролью разума и законом Всевышнего Аллаха, появились превосходные примеры среди людей в отношении между Создателем и созданием, когда сподвижники (да будет доволен ими Аллах) поняли роль разума и осознали суть следования религии - выше всего остального, и осуществилась милость, с которой был послан Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
В один из моментов жизни сподвижников, (да будет доволен ими Аллах) мы ясно видим эту идею. Так в большом сражении при Бадр, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился в месте отдалённом от воды, Альхаббаб сын Альмунзира спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха ты считаешь, что находится на этом месте приказано Аллахом, что изменить мы не можем, или это – мнение, тактика и хитрость?» Он ответил:
بَلْ هُوَ الرَّأْىُ وَ الْحَرْبُ وَ الْمَكِيدَةُ
«Это – мнение, тактика и хитрость».
Сподвижник сказал: «О, Посланник Аллаха, это не место. Отведи людей близко к воде, чтобы они заняли там позицию...» Так сподвижники (да будет доволен ими Аллах) понимали законы Аллаха. Если это было законом, где нет места мнению, то им ничего не оставалось, как подчиниться и придерживаться этого, а если это было в той сфере, где они имеют право использовать способность разума выносить решения, они размышляли и определяли наилучшее решение. Вышеупомянутым ответом Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) было то, что в данном деле мнение используется, и целью определения наилучшего мнения у сподвижников – было достижение довольства Всевышнего Аллаха, из-за чего они и победили.
И в завершении необходимо сказать, что клевета на Ислам, о том, что Ислам подавляет разум или Ислам не идёт в ногу с материальным усовершенствованием, которое достигло человечество, а также непонимание реальности Ислама, реальности созданного, по отношению к Создателю и реальности человеческого разума и его возможностей, всё это ведёт к заблуждению человечества. А Ислам – это послание истины от Всевышнего, чтобы созданное Им жило так, как желает Аллах, Который осветил им жизненный путь в этом мире и дарует награду мира следующего…
Халид Алий, Америка