Политическая мысль в Исламе

بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ

Мысль (фикр) – это решение (хукм) на какую-либо действительность. Мышление (тафкир) – это процесс работы мозга, благодаря которому происходит вынесение решения на ту или иную действительность, которая находится в пределах восприятия пяти органов чувств человека.

То, что не находится в пределах восприятия этих пяти органов чувств, не называется действительностью, а является воображением. Мысль, разум (акъл) и понимание (идрак) имеют одно значение. Слово “акъл” означает связывать, завязывать. Например, говорится: “акъалту-ль-баира”, т.е. я завязал верблюда. Это связывание в мозговом процессе, т.е. в мыслительном процессе является связыванием ощутимой действительности, переданной одним из пяти органов чувств человека в мозг, наряду с наличием у него предшествующей информации, в результате чего выносится решение на эту действительность, т.е. происходит ее понимание.

Правильность этого решения или его неправильность зависит от правильности или неправильности предшествующей информации. Согласно этому решению, исходящему из процесса работы мозга, т.е. от мышления или процесса связывания, происходит принятие какой-либо позиции и взгляда относительно действительности, которую ощутил человек, т.е. эта действительность попадает под разумное ощущение. Таким образом, разум имеет следующее определение: передача материальной действительности в мозг посредством органов чувств человека при наличии предшествующей информации, благодаря которой разъясняется эта действительность.

В этом исследовании мы не хотим рассматривать те высказывания о значении разума и его определении, которые принадлежат прежним и современным мыслителям и философам, и не будем разбирать – кто из них ошибся в этом, а кто сказал правильно. Обсуждение этого нуждается во множестве книг и записей, которыми переполнены общественные и частные библиотеки. Здесь мы хотим рассмотреть ту действительность, которая во все времена и повсюду была очень важна для человечества. Это – действительность политической мысли как таковой, и ее действительность у мусульман в особенности.

Политическое мышление является абсолютно наивысшим видом мышления из всех его разновидностей. Самой же высокой разновидностью политического мышления является мышление, касающееся управления делами человека, и рассматривающее это под определенным углом, т.е. с определенной точки зрения на жизнь. Прежде чем рассмотреть действительность политической мысли, необходимо знать действительность политики как таковой, несмотря на форму этой политики – является ли она исламской или неисламской. После этого можно будет познать политическую мысль и то, какой она должна быть. Политика – это управление делами, таково словарное значение этого слова. Оно означает управлять делом, охватывая его знанием со всех сторон так, чтобы оно стало правильным, непоколебимым, устойчивым, без разницы в том, относится ли это дело к внутренним или внешним делам государства.

Человек по своей природе является политиком. Он управляет своими делами и устраивает их. По своей природе человек создан таким в силу инстинкта самосохранения, который образован в нем Всевышним Аллахом. Изначально человек усматривает сохранение самого себя, потом своей семьи, потом своего рода, потом своего народа, а потом всего человечества. Когда расширяется его взгляд на жизнь и увеличиваются его дела, то расширяется и кругозор его мышления, и тогда его взгляд на жизнь распространяется на весь мир, не ограниченным одним народом, регионом или одной какой-то страной.

Управление человеком своих дел в силу наличия в нем инстинкта самосохранения, также нельзя отделить и от инстинкта продолжения рода и инстинкта поклонения, ибо все эти инстинкты являются жизненной энергией, которая побуждает к необходимости их удовлетворения. И это удовлетворение должно быть гармоничным и устроенным так, чтобы один инстинкт не удовлетворялся за счет другого, поскольку это приводит к беспокойству и беспорядку, результатом чего являются бедствия и несчастья человека. Что же касается упорядочения этого удовлетворения, то оно становится различным и противоречивым, если предоставить его на усмотрение самого человека. Разум различен у людей и противоречив в силу различных и противоречивых критериев той окружающей среды, в которой они живут.

Более того, различие и противоречие имеется даже в одном, отдельно взятом человеке. Например, человек сегодня может считать какую-либо вещь или действие хорошими, но уже завтра – плохими. С изменением времени и места, решения разума относительно жизненных событий у человека меняются и являются противоречивыми. Поэтому недопустимо предоставлять человеку право самому упорядочивать удовлетворение инстинктов и органических потребностей, ибо это приводит к противоречиям и беспорядку, которые приводят к бедствию человечества и его беспокойства. Бедственное положение сегодняшнего мира под властью систем, установленных людьми, является ни чем иным, как доказательством этому. Каждый день ты можешь слышать или читать о поправках, вносимых в законы или конституции во всех частях мира. Отсюда и исходит потребность людей в посланниках.

Эта потребность в посланниках была, и будет продолжать существовать до тех пор, пока Аллах не прекратит существование земли и тех, кто на ней. Человек – создание Всевышнего Аллаха, и Он Тот, Кто создал в человеке инстинкты и органические потребности. Все эти инстинкты и органические потребности являются жизненной энергией. Одна часть этой жизненной энергии требует непременного удовлетворения, как например органические потребности подобно голоду, жажде, исправлению нужды и так далее. Если человек не удовлетворяет их, то погибает. Другая часть этой энергии также требует своего удовлетворения. Если человек не удовлетворяет ее, то находится в волнении и беспокойном состоянии, испытывает боль и страдает.

К этой части жизненной энергии относятся такие инстинкты как инстинкт самосохранения, некоторыми проявлениями которого являются стремление к приобретению личной собственности, стремление к лидерству, самозащита и другие; инстинкт продолжения рода, из числа проявлений которого являются половое влечение, отцовство, материнство, братство, родственная связь, и инстинкт поклонения, проявлением которого является возвеличивание, исходящее от слабости, несовершенства и нужды человека в Создателе, управляющим всем сущим. Раз человек является созданием Всевышнего Аллаха, то, несомненно, существует отношение между созданным и Создателем, а также существует необходимость упорядочить это отношение. В силу того, что созданный человек не в состоянии познать сущность Создателя, и несмотря на истинное познание Его существования, он не в состоянии установить порядок, регулирующий его отношение со своим Создателем.

Естественно упорядочение этого отношения исходит от Создателя – Управителя, Который знает Свое создание, знает, что ведет его к счастью, а что приводит к несчастью. Естественно, Он Сам устанавливает ему систему, которая слаженно регулирует удовлетворение его инстинктов и органических потребностей, и ведет к счастью и спокойствию.

Для того, чтобы довести людям эту систему, Всевышний Аллах избрал из них посланников и пророков, которые доводили людям религию Аллаха и Его систему. Последним из них был лидер для всего человечества – Посланник Аллаха, Мухаммад, да благословит и приветствует Аллах его и его семью. Он был послан Аллахом с Исламом, истинной религией ко всему человечеству. Его послание явилось завершением всех пророческих миссий и посланий, и после него уже не будет ни одного пророка до Судного дня. Всевышний Аллах послал его с Исламом для упорядочения отношения человека со своим Создателем, а также с самим собой и с остальными людьми. Жизнь человека проходит в сфере этих трех отношений, помимо которых нет никаких других отношений.

Согласно этому, человек, как мы уже ранее говорили, является по своей природе политиком, который регулирует дела своей жизни и стремится управлять ими наилучшим образом. Те же, кто говорят, что для политики существуют свои люди, умеющие делать ее, ошибаются и фактически являются теми, кто вводит в заблуждение. Такое высказывание появилось и распространилось в мире вслед за появлением капиталистической акъиды в Европе, т.е. в период после длительной борьбы, которая проходила между мыслителями и философами с одной стороны, и церковью и ее сторонниками с другой. Эта акъида, которая сближает истину с ложью, свет с тьмой, и рай с адом – является акъидой компромисса, акъидой отделения религии от жизни и того, что исходит из этого, т.е. так называемого отделения религии от государства и политики, противореча тем самым природе человека, и не основываясь на разуме.

У них одинаково равны те, кто отрицают существование Аллаха и те, кто признают Его существование, стремясь таким образом сблизить истину с ложью. Они возникли на компромиссе, а не на разумной основе. И этим компромиссом они вступили в противоречие с природой человека, из которой проявляется слабость, несовершенство и нужда, т.е. вступили в противоречие с инстинктом поклонения, каковым является возвеличивание человеком своего Создателя во всех своих делах, когда он упорядочивает и удовлетворяет инстинкты и органические потребности согласно приказам и запретам своего Создателя. Они сказали, что Создатель в небесах, а не на земле, и что на этой земле ответственны мы, а Создатель не имеет отношения к упорядочению наших дел.

Всевышний Аллах сказал:

وَهُوَ فِي لأَرْضِ إِلَهٌ وَفِي السَّمَآءِ إِلَهٌ

“Он - Тот, Кто в небесах Бог и на земле Бог”. [43:84]

Этим самым они отошли от своей врожденной природы, и совершили в отношении Аллаха ширк и, кроме того, совершили величайшее преступление в отношении всего человечества, распространив в обществах мира свою алчную индивидуалистскую философию: “Эту лепешку съем я, но не ты”. Они ввергли людей в постоянную погоню за индивидуальными корыстными и эгоистическими интересами, и определили критерием поступков – материальную выгоду, что образовало алчность, злобу и ненависть среди людей.

Мы сказали, что мысль (фикр) – это вынесение решения на какую-либо действительность, и что мышление (тафкир) – это процесс работы мозга, благодаря которому происходит вынесение решения на действительность после того, как эта действительность переносится в мозг посредством чувств и разъясняется предшествующей информацией, хранящейся в мозге. Мы говорили, что правильность или ошибочность этого решения зависит от правильности или ошибочности предшествующей информации, а также от правильности или ошибочности ощущения действительности. Согласно этому, разум (акъл), мысль (фикр) или идрак (понимание) получили следующее определение: перенесение материальной действительности в мозг, и наличие предшествующей информации, благодаря которой разъясняется эта действительность.

Значит наличие разума невозможно без материальной действительности и без ощущения этой действительности, а также без мозга и без предшествующей информации. Таким образом, для того чтобы имели место мысль, разум или понимание – необходимо наличие в полной мере этих четырех условий. Это определение разума является обязательным для принятия его всеми людьми, ибо оно соответствует реальности, и не находится с ней в противоречии, т.е. оно соответствует реальности разума, мысли или понимания как таковых. Следует обязательно принимать это определение, за исключением того случая, если кто-либо сможет опровергнуть его, что не представляется возможным.

Таким же образом и остальные мыслительные определения также являются обязательными для принятия людьми, если они соответствуют своей действительности. Например, определение культуры (хазара) – это совокупность понятий о жизни, т.е. это определенный образ жизни, исходящий из определенного мировоззрения. Или определение цивилизации (маданийят) как материальные формы ощущаемых вещей, которые используются в жизненных делах. Цивилизация бывает частной, если подвержена определенному мировоззрению, как например изображение картин, портретов, музыка, создание скульптур, стиль построения домов, одежда и другое. Определение государства – это как исполнительный орган совокупности критериев, убеждений и понятий, которые приняты совокупностью людей. Или определение политической партии, как сплочения, основывающегося на идеологии (мабде), в которую уверовали индивиды этого сплочения, желающие образовать ее в обществе, т.е. сделать ее главенствующей в общественных и личных отношениях, и это сплочение становится политической партией, когда основывается на идее (фикрат) этой идеологии  в подробной форме.

Термин политика определяется – как управление внешними и внутренними делами людей, которое в практической форме осуществляется со стороны государства – путем претворения совокупности критериев, убеждений и понятий, принятых этими людьми, а также со стороны уммы – путем требования отчета с государства за это управление, и его исправления, если в нем наблюдается отклонение от претворения системы, которую приняла умма, и с которой она согласилась как с решениями проблем своей жизни. Поэтому политика в Исламе – это забота обо всех делах людей, ибо Всевышний Аллах говорит:

لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيدًا عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَآءَ عَلَ النَّاسِ

“…чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас”. [2:143]

Забота о делах людей является долгом (фарзом) для всех мусульман согласно указанию вышеприведенного аята и следующим хадисам Посланника Аллаха, да благословит и приветствует Аллах его и его семью: “Кто не проявляет заботу о делах мусульман, тот не из них”, “Каждый мусульманин стоит на границе Ислама, и пусть он не пропускает никого, кто хочет навредить Исламу”, “Каждый из вас – руководитель и каждый руководитель – ответственен за своих подчиненных”.

Исламская акъида, которую исповедуют мусульмане, является политической акъидой наряду с тем, что является также и духовной. لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله – “Нет божества кроме Аллаха” означает, что истинно нет на небесах и на земле того, кому следует поклоняться кроме Единого Аллаха; и только Ему – Великому принадлежит рабство, подчинение и покорность. مُحَمَّدْ رَسُولُ اللهِ – “Мухаммад Посланник Аллаха” означает, что в этой жизни ничего нельзя устанавливать в правлении кроме шариата Аллаха, который принесен последним из пророков и посланников, да благословит их всех Аллах и приветствует. Посланник, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, с первого дня получения великого исламского послания в виде откровения от Аллаха, осознавал, что его задача в этой жизни является общемировой, политической задачей, а не задачей местного масштаба, и не личной задачей какого-то одного народа.

Всевышний Аллах говорит:

وَمَآ أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ كَآفَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا

“А тебя послали Мы всего лишь носителем доброй вести и предостерегающим для всего человечества”. [34:28]

وَمَآ أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

“А тебя Мы послали в милость народам”. [21:107]

يَآ أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا

“Скажи: “О человечество, воистину, я – Посланник Аллаха ко всем вам”. [7:158]

Согласно этому, в мировой задаче Ислама он принял лишь одного рода меры. Это были меры жизни и смерти, будь то во времена его пребывания на территории неверия (дару-ль-куфр), когда он сказал: “Клянусь Аллахом, если они положат солнце мне в правую руку, а луну в левую, для того, чтобы я отказался от этого пути, я никогда не откажусь от него, пока Аллах не дарует победу или пока я не умру на этом пути”; или во времена его пребывания на территории Ислама (дару-ль-Ислам), сказав: “Клянусь Аллахом, я буду продолжать вести джихад на том пути, с которым мой Господь послал меня до тех пор, пока Он не дарует победу или пока эта шея не останется без головы (указывая при этом на свою шею)”. Это не говоря уже о других достоверных хадисах, переданных от Пророка, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, как, например его слова: “Мне приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “Ля иляха илляллах Мухаммад расулюллах”. Если они скажут это, то сохранят от меня свои жизни и имущество, кроме как по праву”.

Мировые политические задачи являются эпохальными задачами, и по отношению к ним принимаются именно такие меры, т.е. меры жизни и смерти. В свое время арабские племена поняли это когда Посланник, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, представился им, прося у них помощи, чтобы довести людям послание Аллаха. Так, к примеру, Яхья из племени Бану Амир ибн Саъсаъа после того, как спросив Посланника Аллаха, благословение и мир Аллаха ему, о том, перейдет ли в их руки правление после него, если они помогут ему и, получив от него ответ, что правление принадлежит Аллаху и что Он дает его тому, кому пожелает, сказал: “Наши головы будут мишенью для арабов ради тебя, а после тебя правление не будет в наших руках?! У нас нет никакой надобности в твоем деле”. Яхья понял, что данное дело представляется очень серьезным, и что задача является эпохальной, в которой жизнь и смерть, сражение и гибель.

Вот, например племя Бану Шайбан, которые говорили Посланнику, да благословит и приветствует Аллах его и его семью: “Мы будем защищать тебя на арабских землях. Но что касается персов, то с ними у нас существуют договора, и мы не можем их расторгнуть”. И на это Посланник Аллаха, благословение и мир Аллаха ему, ответил им, что те, кто хотят защитить это дело и помочь ему, должны охватить это дело со всех его сторон.

Также например и Аль-Барра ибн Маърур, да будет доволен им Аллах. Когда его народ, которые были ансарами из двух племен: аль-Аус и аль-Хазрадж, давали политический байат Посланнику, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, т.е. второй байат в Акъабе на то, что они будут защищать и оберегать его, от того, от чего они защищают и оберегают своих жен, свое имущество и своих детей, он, т.е. Аль-Барра ибн Маърур, да будет доволен им Аллах, обратившись к ним, сказал: “Знаете ли вы, на что даете байат этому человеку… воистину, вы даете ему байат на то, что будете сражаться против всех людей. Если вы думаете, что сможете оставить его без помощи, то оставьте его прямо сейчас. Клянусь Аллахом, это позор в жизни земной и жизни грядущей. Но если вы думаете, что будете защищать и оберегать его, то возьмите его, и клянусь Аллахом –  это добро для вас в жизни земной и жизни грядущей”.

Те шаги, которые Посланник Аллаха, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, предпринимал, чтобы представлять себя племенам, после того, как общество Мекки стало твердым как камень, и не принимало новую идею, крепко держалась только за прогнившее старое и за то, с чем нашло своих отцов и дедов, были ни чем иным как великим политическим действием. Дело в том, что он желал перенести исламскую идею из изучаемой в халакъат среди четырех стен в политическую идею, главенствующую в обществе и отношениях, т.е. он желал перенести ее в центр силы, чтобы уже оттуда доводить людям религию Всевышнего Аллаха, которую Он пожелал для человечества.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что политическая задача Ислама на территории неверия (дару-ль-куфр) отличается в методе своего выполнения от метода выполнения на территории Ислама (дару-ль-Ислам). Первым и последним примером для нас в этом является Посланник Аллаха, да благословит и приветствует Аллах его и его семью. Он, распространял призыв к Исламу в Мекке определенным неизменным методом. Этим методом являются шариатские законы от Всевышнего Аллаха, которые обязательно следует соблюдать во все времена, и во всех местах. Этот метод не был способом, изобретенным людьми, и доказательством тому служат слова Посланника, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, сказанные им двум племенам: аль-Аус и аль-Хазрадж, когда те после второго байата попросили его, чтобы он приказал им выступить на следующий день с мечами в руках против жителей Мина. Он сказал им: “Возвращайтесь обратно, нам это не приказано”.

Таким образом, он распространял призыв к Исламу в Мекке только путем идеологической и политической борьбы. От Посланника, благословение и мир Аллаха ему, не передано ни одного повествования о том, что он предпринимал в Мекке какие-либо физические действия. В Мекке Пророк, благословение и мир Аллаха ему, не разбил ни одного идола, не устранил ни одну из сторон несправедливости, будь то политическая, экономическая или социальная несправедливость, и не покончил с нищетой. В Мекке он ограничивался лишь идеологической и политической борьбой путем ведения борьбы против лживых убеждений, ошибочных мыслей и представлений, а также путем атаки против личностей, имевших вес и влияние в мекканском обществе. Пророк, благословение и мир Аллаха ему, проходил мимо своих сподвижников, которых истязали неверные, и говорил им: “О семья Ясира, терпите, я ничем не обладаю для вас от Аллаха. Поистине вам обещан рай”. Но когда Посланник Аллаха, благословение и мир Аллаха ему, переселился в Лучезарную Медину после того, как получил помощь от племен аль-Аус и аль-Хазрадж, ансаров Аллаха и Его Посланника и перенес идею Ислама в центр силы путем установления исламского государства, он определил исламскую акъиду основой этого государства, основой общества и отдельного индивида так, чтобы в нем не было чего-либо, противоречащего этой акъиде.

Еще не были ниспосланы аяты о законодательстве и законы шариата, регулирующие отношения людей. Там в Медине, к идеологической борьбе присоединилась другая борьба. Это была вооруженная борьба.  В Медине, т.е. на территории Ислама (дару-ль-Ислам), эти два вида борьбы применялись бок о бок до тех пор, пока Аллах не проявил Свою религию, даровав победу Своему благородному Посланнику, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, и его благородным сподвижникам. В результате ему покорился арабский полуостров, который подчинился власти Ислама после завоевания Мекки и племени Хайбар. Люди приняли Ислам и большими группами обратились в эту религию. Посланник Аллаха, благословение и мир Аллаха ему, объединил весь арабский полуостров под знаменем Ислама и пояснил людям, что это дело будет оставаться таковым до Судного дня. Этим делом является доведение Ислама всему миру через государство и умму, согласно своему истинному методу, каковым является джихад на пути Аллаха.

Всевышний Аллах говорит:

يَآ أَيُّهَا النَّبِيُّ جَاهِدِ الْكُفَّارَ وَالْمُنَافِقِينَ وَاغْلُظْ عَلَيْهِمْ وَمَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

“О Пророк, борись с неверными и лицемерами, и будь жесток к ним. Их убежище - ад, и скверно это возвращение”. [9:73]

وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ فَإِنِ انْتَهَوْا فَإِنَّ اللهَ بِمَا يَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

“И сражайтесь с ними до тех пор, пока не будет фитны, и религия вся будет принадлежать Аллаху. Но если они удержатся, то воистину, Аллах видит то, что они делают”. [8:39]

Джихад, т.е. сражение с неверными, которым является вооруженная война и предшествующие этому политические действия, обращающие на себя внимание – это внешняя политика исламского государства, и согласно этому регулируются отношения исламской уммы и исламского государства с другими народами и государствами.