Понятие покорности в Исламе

Понятие о покорности является из числа важных и основных понятий во всех обществах. Все человечество соглашается с необходимостью подчинения, и с тем, что потребность в нем испытывает любое общество.

Ни одно общество не может обойтись без какого-либо подчинения. Но несмотря на это единогласие людей, их взгляды на подчинение – являются различными. Причиной различия этих взглядов, является различие у них идеологического фундамента, который определяет основное понятие подчинения.

Как возник вопрос подчинения?

Идея подчинения не возникла из пустоты. На протяжении веков она основывалась на понятии рабства. Дело в том, что ощущение человеком своего несовершенства, бессилия, нуждаемости и ограниченности, привело его к поклонению тому объекту, о котором он думал или утверждал, что этот объект является вечно сущим создателем, в котором нуждается все сущее в своем бытие и жизнеспособности.

Человек утверждал, что этот объект – несомненно, достоин поклонения, и следовательно, достоин подчинения. Возникновение вопроса поклонения естественно привело к появлению вопроса о подчинении. Равно как в любом обществе не отсутствовало поклонение, также в нем не отсутствовало и подчинение. Этим самым подчинение было принято идеей, образовавшейся из идеи рабства и того, что объект поклонения – достоин того, чтобы люди поклонялись и подчинялись ему. Это соединение вопроса подчинения с рабством, не ограничилось только теми обществами, которыми управляет религия, но оно охватило также и другие общества. Дело в том, что соблюдение установленных людьми законов – является поклонением авторам этих законов, будь они правителями или депутатами в парламенте.

Таким образом, эти светские общества не освободились от двойственности, подчинения и поклонения, равно как и ни одно человеческое общество не может освободиться от этой двойственности. Этот вопрос подобен вопросу освящения, ибо освящение не отсутствовало ни в одном обществе. Люди регрессивным образом изменили понятие освящения, отклонив его от освящения Аллаха к освящению созданных объектов и слов человека. Они также регрессивным образом изменили вопросы рабства и подчинения. Они отклонили их от поклонения Единому Аллаху и от того, чтобы определять подчинение Ему – общей основой и основным понятием для всякой покорности. Они направили поклонение в сторону людей, руководствуясь установленными человеком законами, и стали покорными людям, даже если эта покорность находится в противоречии с тем, что приказывает Создатель.

Понимание подчинения через шариатские тексты

Коран раскрыл понятие подчинения в такой форме, которая показывает, что это понятие – общий фундамент, из которого исходят или на который опираются, все другие виды подчинения. Равно как разумное рассмотрение привело к соединению подчинения с рабством, также и Коран говорит об этом вопросе, в этом же смысле, дабы подчинение постоянно было истинным и направленным к Аллаху, а также было сознательным, и затем было основой или общим фундаментом, под который попадают все виды покорности. Взгляд на Коран, заставляет нас полностью подчиниться этим общим рамкам по данному вопросу. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّآ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَى قَوْمِهِ أَنْ أَنْذِرْ قَوْمَكَ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَهُمْ عَذَبٌ أَلِيمٌ، قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُبِينٌ، أَنِ اعْبُدُوا اللهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِي

“Поистине, Мы послали Нуха к его народу: “Увещевай твой народ, прежде чем придет к ним наказание мучительное!” Он сказал: “О народ мой! Я для вас увещатель ясный: поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне”. [71:1-3]

وَلَمَّا جَآءَ عِيسَى بِالْبَيِّنَاتِ قَالَ قَدْ جِئْتُكُمْ بِالْحِكْمَةِ  وَلأُبَيِّنَ لَكُمْ بَعْضَ الَّذِي تَخْتَلِفُونَ فِيهِ فَاتَّقُوا اللهَ وَأَطِيعُونِي

“А когда Иса пришел с явными знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью и я разъясню вам кое-что из того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”. [43:63]

إِذْ قَالَ لَهُمْ أَخُوهُمْ نُوحٌ أَلاَ تَتَّقُونَ، إِنِّي لَكُمْ رَسُولٌ أَمِينٌ، فَاتَّقُوا اللهَ وَأَطِيعُونِي

“Вот сказал им брат их, Нух: “Разве вы не побоитесь Бога? Я - к вам верный посланник. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне”. [26:106-108]

Все призывы посланников связывали подчинение с богобоязненностью и рабством. В Коране особо акцентируется внимание на этих рамках, определяя поступки человека недействительными, если они совершаются вне рамок подчинения Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему). Всевышний Аллах говорит:

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَلاَ تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ

“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь Посланнику, и не делайте пустыми своих деяний”. [47:33]

Подчинение Аллаху и подчинение Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) – это и есть общие рамки, которые определяют все виды покорности. Всякое подчинение, которое находится в противоречии с этими общими рамками, является недействительным и порицаемым, и воздаянием за это, несомненно, будет несчастье в жизни земной и наказание в жизни Грядущей.  Всевышний Аллах говорит:

وَأَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُول فَإِنْ تَوَلَّيْتُمْ فَإِنَّمَا عَلَى رَسُولِنَا الْبَلاَغُ الْمُبِينُ

“И повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернетесь, то на Нашем посланнике только ясная передача”. [64:12]

В этом аяте имеются угрозы и предостережение, и это подтверждается тем что, Аллах определил недействительным  всякое подчинение, которое приводит к непокорности Создателю. Этот же смысл утверждают множество аятов и хадисов. Всевышний Аллах говорит:

وَإِنْ جَاهَدَاك عَلَى أَنْ تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلاَ تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ

“А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне сотоварищей из того, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им. Ко Мне ваше возвращение, и Я открою вам то, что вы делали!” [29:8]

В одном из хадисов Посланника, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, говорится: “Нет подчинения созданному, в неповиновении Создателю”. Это возвещает о том, что Коран определил покорность Аллаху и Его Посланнику, да благословит и приветствует Аллах его и его семью, общим фундаментом и общими рамками для всех видов покорностей, отвергая в то же время всякое подчинение, которое противоречит этим общим рамкам. И это не все. Коран изначально аннулировал другие виды подчинения, несмотря на общие рамки подчинения. Всевышний Аллах говорит:

فَلاَ تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُمْ بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا

“Не повинуйся же неверным и борись с ними великим джихадом!” [25:52]

يَآ أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللهَ وَلاَ تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ إِنَّ اللهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

“О Пророк, бойся Аллаха и не повинуйся неверным и лицемерам; поистине, Аллах сведущ и мудр”. [33:1]

وَلاَ تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ وَدَعْ أَذَاهُمْ وَتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ وَكَفَى بِاللهِ وَكِيلاً

“И не повинуйся неверным и лицемерам, и оставь обиды их, и положись на Аллаха! Довольно доверенным Аллаха”. [33:48]

فَلاَ تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ، وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُوا فَيُدْهِنُونَ، وَلاَ تُطِعْ كُلَّ حَلاَّفٍ مَهِينٍ

“Не повинуйся же обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы был ты льстив, и они были бы льстивы. Не повинуйся же всякому любителю клятв…” [68:8-10]

فَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ وَلاَ تُطِعْ مِنْهُمْ آثِمًاأَوْ كَفُورًا

“Проявляй же терпение в решении Господа твоего, и не повинуйся из них грешнику или неверному”. [76:24]

لْيَدْعُ نَادِيَهْ، سَنَدْعُ الزَّبَانِيَةَ، كَلاَّ لاَ تُطِعْهُ وَاسْجُدْ وَاقْتَرِبْ

“И пусть он зовет свое сборище. Мы позовем стражей. Так нет! Не подчиняйся ему, падай ниц и приближайся (к Аллаху)”. [96:17-19]

Если мы попытаемся понять, почему Коран делает усиление на том, чтобы не было подчинения этим категориям людей, невзирая на саму тему подчинения, т.е. соответствует ли это общим рамкам подчинения или противоречит им, то найдем, что сущность этих людей изначально противоречит общим рамкам подчинения. По этой причине, подчинение этим людям является подчинением страстям или ответом на решение разума, который попадает под влияние реальной действительности, и согласно этому, оценки и законы, исходящие от разума являются изменчивыми. В общем, подчинение этим людям ведет только лишь в ад. Поэтому шариат аннулировал и объявил недействительным подчинение этим людям, кем бы они ни были. Если мы постараемся понять это, то найдем, что истина и мудрость содержится в том, что приказал шариат. Всевышний Аллах говорит:

وَقَالَ الْمَلأُ مِنْ قَوْمِهِ الَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِلِقَآءِ الآخِرَةِ وَأَتْرَفْنَاهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا مَا هَذَا إِلاَّ بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يَأْكُلُ مِمَّا تَأْكُلُونَ مِنْهُ وَيَشْرَبُونَ مِمَّا تَشْرَبُونَ، وَلَئِنْ أَطَعْتُمْ بَشَرًا مِثْلَكُمْ إِنَّكُمْ إِذًا لَخَاسِرُونَ

“И сказала знать из его народа, которые не веровали и считали ложью встречу будущей жизни и которым Мы дали насладиться ближней жизнью: “Это - только человек, подобный вам, он ест то, что и вы едите, и пьет то, что и вы пьете. А ведь если вы покоритесь человеку, подобному вам, поистине, тогда вы будете в убытке”. [23:33]

فَاسْتَخَفَّ قَوْمَهُ فَأَطَاعُوهُ إِنَّهُمْ كَانُوا قَوْمًا فَاسِقِينَ

“Так побуждал он народ свой к легкомыслию, и послушались они его. Воистину, были они народом грешным”. [43:54]

В этом аяте Коран разъясняет свой призыв к тому, чтобы не быть покорными им.

وَلاَ تُطِيعُوا أَمْرَ الْمُسْرِفِينَ، الَّذِينَ يُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ وَلاَ يُصْلِحُونَ

“И не повинуйтесь приказам распутных, которые распространяют порчу на земле и не творят блага”. [26:151-152]

Такие люди изначально не имеют право на подчинение им, по причине того, что они сеют на земле нечестие и не творят благо. В следующем аяте мы видим усиление этого смысла:

وَقَالُوا رَبَّنَآ إِنَّآ أَطَعْنَا سَادَتَنَا وَكُبَرَآءَنَا وَأَضَلُّونَا السَّبِيلاَ

“И скажут они: “Господь наш, мы повиновались лидерам нашим и нашим старейшинам, и они сбили нас с пути”. [33:67]

Если мы сравним призыв Корана к непокорности упомянутым категориям людей, с реальным нынешним положением уммы, то найдем, что происходит противоположное вышесказанному. Правители выполняют приказы неверных, и подчиняются им во всех малых и больших делах. Их реальное положение таково, что они сами стали неверными, борясь против Аллаха и Его Посланника (благословение и мир Аллаха ему). Они выступают против истины, поощряют неверие и грехи, приказывают зло и запрещают добро. Люди же подчиняясь им, сбились с истинного пути, и отошли от шариата Аллаха. Разве правители не отвергают рабство Аллаху? Разве они не ведут войну против каждого, кто приказывает быть покорными Аллаху? Разве правители не претворяют неверие, и не приказывают его? Разве есть среди них такой, у кого не имеются в полной мере качества лицемера?

Не они ли являются распутниками, которые совершают на земле зло, и не творят на ней благо?! Они испортили людям понимание их религии, ввергли их в нищету и унижение, стали продажными и позволили себе губить людей. Не они ли лжецы, которые желают, чтобы мы льстили им, и тогда они тоже льстили бы нам? Нынешнее их реальное положение не отличается от реального положения Абу Джахля, Абу Суфьяна и Абу Лахаба в их борьбе против призыва, и в преследовании носителей этого призыва, разве к ним не применимы слова “всякий любитель клятв, презренный, клеветник, распространяющий хулу…”. Они стали обладателями всех тех качеств, из-за которых нельзя подчиняться им изначально, даже если покорность им не противоречит покорности Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему).

Поэтому, приказ Законодателя о том, чтобы не подчиняться им и тому, что они приказывают, является естественным приказом. Подчинение тем, кто вознамерился поставить себя на место Бога, может привести только в ад, ибо от них невозможно ожидать того, что они будут приказывать добро и запрещать зло. Например, в отношении лицемеров Всевышний Аллах сказал:

اَلْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ بَعْضُهُمْ مِنْ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمُنْكَرِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمَعْرُوفِ وَيَقْبِضُونَ أَيْدِيَهُمْ نَسُوا اللهَ فَنَسِيَهُمْ إِنَّ الْمُنَفاِقينَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

“Лицемеры, мужчины и женщины, все одинаковы. Призывают они к злу, воспрещают добро и удерживают руки свои. Забыли они Аллаха, и забыл Аллах про них. Поистине, лицемеры, они - распутники!” [9:67]

Поэтому самым благополучным делом для тех, кто страшится Аллаха, является то, чтобы они не подчинялись приказам лицемеров. В этом деле к лицемерам следует отнести и остальные категории людей, о которых упоминает Коран.

Какова степень значимости покорности Аллаху и Посланнику?

Понятие покорности является из числа основных понятий, которые выходят из исламской акъиды. Это понятие возникло напрямую из разумной акъиды мусульман. Эта акъида говорит о нужде человека, его слабости, его несовершенстве и ограниченности, по этой причине, покорность Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), охватывает все виды поступков человека. Таким образом, поступки и понятия о вещах не выходят за сферу халял и харам, и этот критерий является из числа величайших и наиважнейших критериев в жизни мусульман. С этой точки зрения данный вопрос является опасным и судьбоносным, потому что он  либо приводит человека к подчинению Аллаху, либо ввергает его в сферу поклонения людям и страстям, поскольку по сути, покорность – это подчинение приказу, равно как непокорность – это нарушение приказа. Для обоснования значимости этого вопроса естественным будет то, чтобы мы обратились к шариатским текстам.

Первое на что мы укажем – это то, что Коран связал покорность Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) с методом разумного размышления, т.е. приказал, чтобы изначально это подчинение было результатом того, что утверждает разумный метод, как мы говорили об этом ранее. Всевышний Аллах говорит:

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَرَسُولَهُ وَلاَ تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنْتُمْ تَسْمَعُونَ، وَلاَ تَكُونُ كَالَّذِينَ قَالُوا سَمِعْنَا وَهُمْ لاَ يَسْمَعُونَ، إِنَّ شَرَّ الدَّوَآبِّ عِنْدَ اللهِ الصُّمُّ الْبُكْمُ الَّذِينَ لاَ يَعْقِلُونَ، وَلَوْ عَلِمَ اللهُ فِيهِمْ اخَيْرًا لأَسْمَعَهُمْ وَلَوْ أَسْمَعَهُمْ لَتَوَلَّوْا وَهُمْ مُعْرِضُونَ، يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ غِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

“О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от Него, в то время как вы слышите. И не будьте как те, которые говорили: “Мы слышали”, а сами не слушают. Худшие из животных пред Аллахом - глухие, немые, которые не разумеют. Если бы Аллах знал что-нибудь доброе в них, Он дал бы им услышать, а если бы Он дал им услышать, они отвернулись бы от Него, отвратившись. О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем и что к Нему будете собраны вы”. [8:20-24]

Этот аят начинается разумным утверждением покорности Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) и завершается утверждением того, что жизнь должна проходить только в покорности Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), не давая место провождению такому образу жизни, который в своей основе не имеет подчинения Аллаху и Посланнику. Об этом Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и семью его и приветствует, сказал так: “Клянусь Аллахом! Воистину смерть в покорности лучше, чем жизнь в непокорности…”

Отсюда, принимая во внимание потребность людей в посланниках, является естественным, что к каждому народу был послан посланник, чтобы они подчинялись ему. Всевышний Аллах говорит:

وَمَآ أَرْسَلْنَا مِنْ رَسُولٍ إِلاَّ لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللهِ

“Каждого посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха”. [4:64]

В Коране имеется следующее утверждение:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

“Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью”. [4:65]

Этот аят отвергает веру (иман) или ее полноту, у каждого, кто не совершает свои поступки в соответствии с рамками халял и харам. И если мы обратим внимание на следующий аят из суры “Бакъара”, то убедимся, что покорность связана с верой, и что человек подчиняется приказам и запретам Аллаха в результате глубокого проникновения акъиды в его сердце. Всевышний Аллах говорит:

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَآ أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ وَقَالُوا سَمِعْنَآ وَأَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ

“Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. “Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников”. Они говорят: “Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе – возвращение”. [2:285]

В другом аяте, Коран определяет покорность Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), как результат любви к Аллаху, существование Которого утверждает разум и решительно объявляет о том, что лишь Он приказывает, запрещает  и является тем, кто достоин поклонения. Отказ же от этой покорности, Коран показывает как вид неверия, который заслуживает гнев Аллаха. Аллах говорит:

قُلْ أَطِيعُوا اللهَ وَالرَّسُولَ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللهَ لاَ يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

“Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику! А если отвернетесь, то ведь Аллах не любит неверных”. [3:32]

О законах шариата и необходимости их соблюдения, Всевышний Аллах говорит:

تِلْكَ حُدُودُ اللهِ وَمَنْ يُطِعِ اللهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَالِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ، وَمَنْ يَعْصِ اللهَ وَرَسُولَهُ وَيَتَعَدَّى حُدُودَهُ يُدْخِلْهُ نَارًا خَالِدًا فِيهَا وَلَهُ عَذَابٌ مُهِينٌ

“Таковы границы Аллаха. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывать они будут там. И это - великий успех! А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там, и для него - унижающее наказание”. [4:13-14]

Вышеприведенный аят определил два положения и другого положения кроме этих двух не существует. Первое положение – покорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), и вхождение в рай. Второе – непокорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), и попадание в ад. Следовательно, вопрос является очень значимым, поскольку связан с судьбой человека.

В Коране приказано подчиняться Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), определяя жизнь людей лишь в этих рамках покорности, и в естественном подчинении приказам и запретам Аллаха. За это Аллах в Коране определяет такое вознаграждение, что Он введет людей, подчинявшихся Ему в Сады, где текут реки, представляя это великим успехом. И наоборот Аллах определил суровое наказание каждому, кто проявляет непокорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), и преступает установленные Им границы. Коран сообщает, что такие люди будут находиться в вечном аду и пребывать в унизительной каре. Кроме того, Коран связал покорность Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) с надеждой мусульман на то, что они заслуживают милости. Всевышний Аллах сказал:

وَأَطِيعُوا اللهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

“И повинуйтесь Аллаху и посланнику, - может быть, вы будете помилованы!”. [3:132]

قُلْ إِنِّي أَخَافُ إِنْ عَصَيْتُ رَبِّي عَذَاب يَوْمٍ عَظِيمٍ

“Скажи: “Я страшусь, если ослушаюсь своего Господа, наказания дня великого”. [6:15]

Для дополнительного усиления этого существенного положения, мы посчитали нужным привести и другие примеры, чтобы это положение стало определенно понятным для каждого разумного человека, и чтобы данный вопрос стал ясным и это положение стало разумным убеждением, и находилось в соответствии с чувствами человека, заставляя каждого мусульманина не отходить от покорности Аллаху, и не забывать этот общий фундамент покорности.

Следующие слова Всевышнего Аллаха утверждают, что покорность Аллаху и Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) является одним из прочных качеств мусульманина:

﴿وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللهَ وَرَسُولَهُ أُلآئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللهُ إِنَّ اللهَ عَزِزٌ حَكِمٌ﴾

“А верующие мужчины и верующие женщины, - они - друзья одни другим: они приказывают добро и удерживают от зла, простаивают молитву и дают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Этих помилует Аллах. Воистину, Аллах - Велик, Мудр”. [9:71]

Следующие слова Всевышнего Аллаха, усиливают это положение:

قُلْ أَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا عَلَيْهِ مَا حَمَلَ وَعَلَيْكُمْ مَا حَمَلْتُمْ وَإِنْ تُطِيعُوهُ تَهْتَدُوا وَمَا عَلَى الرَّسُولِ إِلاَّ الْبَلاَغُ الْمُبِينُ

“Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернетесь, то на нем - то, что возложено на него, и на вас - то, что возложено на вас. И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге. На посланнике - только ясная передача”. [24:54]

Данный аят сообщается в предупредительной форме, и в нем также возлагается ответственность за отказ от покорности. Завершается аят важным разъяснением – это утверждение того, что хидаят кроется в покорности, с тем, чтобы четко было понятно, что в непокорностях нет хидаята. Следующий аят, устраняя всякую неясность, говорит по данному вопросу следующее:

وَمَنْ يُطِعِ اللهَ وَالرَّسُولَ فَأُلآئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللهُ عَلَيْهِمْ مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَآءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُلآئِكَ رَفِيقًا

“А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они - вместе с теми, кому Аллах оказал милость, из числа пророков, и правдивых, и шахидов, и праведных. И сколь прекрасны они как товарищи!” [4:69]

Каждый праведный мусульманин, желающий быть приверженцем этой избранной группы людей, должен знать, что путь к этому лежит только лишь через покорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему).

Виды подчинений, которые исходят из покорности Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему)

Покорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) – представляет собой общие рамки и общий фундамент, из которого разветвляются все виды покорностей, принимающих свою законность из этого общего фундамента. Очень важным подчинением из числа этих покорностей, является подчинение правителям. Правитель представляет собой практический метод реализации и исполнения законов шариата в обществе. Его существование востребовано правилом, которое гласит: То без чего не может выполниться обязательное, становится обязательным. Байат дается ему именно на этой основе. Подчинение ему опирается на все это, и на общие рамки покорности. Т.е. мы подчиняемся им до тех пор, пока они подчиняются Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему). Мы выходим против них и не подчиняемся им, если они нарушают границы, установленные для них Аллахом. В этой связи имеется множество аятов и хадисов. Приведем некоторые из них:

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَالرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً


“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу”. [4:59]

Общие рамки покорности определены Аллахом для каждого мусульманина, и правитель мусульман должен быть из их числа. Аллах говорит:

يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَالرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ

“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас”.

Отсюда для правителя становится обязательной покорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему). А что касается правителей, то подчинение им зависит от их покорности Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), и обладанию ими качествами мусульман. Доказательством тому служит то, что Всевышний Аллах запретил подчинение неверным и лицемерам, и запретил подчинение лжецам, которые желают чтобы им льстили, на что они льстили бы в ответ, и которые сеют на земле зло и не творят благо. Также Аллах запретил подчинение грешнику неверному. Аллах сказал:

فَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبَِكَ وَلاَ تُطِعْ مِنْهُمْ آثِمًا أَوْ كَفُورًا

“Проявляй же терпение в решении Господа твоего и не повинуйся из них грешнику или неверному”. [76:24]

Этим самым подчинение правителю ограничивается только лишь правителем, являющимся мусульманином, который, используя свой разум, достиг истинной веры и который подчиняется тому, что приказал Аллах и Его Посланник (благословение и мир Аллаха ему).

Доказательством тому, что именно покорность Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему) ограничивает подчинение правителям, служит то, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) запретил подчинение созданному в непокорности Аллаху. Аль-Бухари передает от Абдуллы, да будет доволен им Аллах, что Пророк (благословение и мир Аллаха ему), сказал: “Послушание и подчинение обязательно для мусульманина в том, что он желает и в том, чего он не желает до тех пор, пока ему не приказывают непокорность. Если ему приказывают это, то нет послушания и нет подчинения”.

Сегодняшние правители дозволили харам и запретили халял, отвергли шариат Аллаха, направили поклонение к себе и к своим законам и, кроме того, сеют на земле зло и не творят добро. Они погубили все. Нарушили зимам (покровительство мусульманина над другими людьми), и бесчестят людей. Какое же может быть подчинение этим правителям со стороны мусульман, когда они объявили войну против Аллаха и Его Посланника (благословение и мир Аллаха ему), открыто провозглашают неверие, нечестие, грехи и карают тех, кто говорит: “Господь наш Аллах”, и затем строго соблюдает Его законы. Если рассмотрим присягу (байат), являющуюся договором, который заключается между правителем и уммой, то найдем, что она основывается на управлении мусульманами посредством Корана и Сунны. В результате же изучения нашего положения, становится очевидно, что подчинение нынешним правителям мусульман не допустимо, поскольку они завладели властью либо путем обмана, либо они установлены над уммой неверными. Они принесли нашей умме опасные проблемы, столкнули нас в пропасть упадка и сделали так, что народы бешено гонятся за нами как гонятся хищники за жертвой.

Истину сказал Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему), который осведомил нас об этих людях, сказав: “Если вы будете подчиняться им, они приведут вас к унижению (в другом риваяте: введут вас в заблуждение), а если будете непокорны им, убьют вас”. У пророка спросили: “О Посланник Аллаха! Что же делать в таком случае”. Он ответил: “Будьте как сподвижники Исы (мир ему). Их распиливали пилами… Клянусь Аллахом, воистину смерть в покорности Аллаху лучше, чем жизнь в непокорности Ему”. По сути, сегодняшняя жизнь мусульман во всех странах Ислама проходит в непокорности Аллаху. Ростовщичество стало основой всех экономических взаимоотношений.

Распространились прелюбодеяние и половые извращения. Сферу шариата стеснили так, что вывели его из последней сферы отношений, которую он регулировал, т.е. из так называемой сферы гражданских отношений. В результате Ислам стал представляться только в отношении человека со своим Создателем, и не больше. Всем мусульманам следует понять, что не может иметь место подчинение этим людям, которые лишились таких качеств, как мужество и собственное достоинство, сделали себя униженными рабами, подчиняющимися своим неверным хозяевам, даже если те приказывают им истреблять свои народы. На подчинение, как это определили шариатские тексты, имеет право тот правитель, который привержен Исламу, его акъиде и его системе, обязал себя к богобоязненности и тот, кого не охватывает гордость грехом, когда перед ним говорят истину, и требуют с него отчета за его действия.

Этим самым становится понятно, что общие политические рамки для мусульман, объединяющие правителей с подчиненными – это рамки, в которых главенство и превосходство принадлежат шариату. Это – рамки, где шариатские ахкамы являются законом и авторитетным источником для каждого отношения, каждой проблемы и разногласия. Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوه إِلَى اللهِ وَالرَّسُولِ

“Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику”. [4:59]

Политический договор, через который умма работает совместно и подчиняется правителям – это договор, который прочно укрепляет шариат Аллаха, и приводит к его практической реализации в жизни людей. Таким образом, подчинение правителям не является абсолютно безграничным или необусловленным определенной нормой…

Подчинение лидерам и руководителям

Что касается этого вопроса, то он решен Кораном в суре “Аль-Ахзаб (Союзники)”. Аль-Ахзаб – это неверные группы, которые объединились с целью искоренения исламского государства, чтобы уничтожить Ислам и его приверженцев. Аяты, которые мы приведем, повествуют об армиях, собранных предводителями язычества и неверия, сделав из них поборников лжи. Всевышний Аллах говорит:

يَوْمَ تُقَلَّبُ وُجُوهُهُمْ فِي النَّارِ يَقُولُونَ يَا لَيْتَنَآ أَطَعْنَا اللهَ وَأَطَعْنَا الرَّسُولَ

“В тот день, когда их лица будут повергнуты в огне, они скажут: “О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!” [33:66]

Оправдываясь, они говорили:

وَقَالُوا رَبَّنَآ إِنَّآ أَطَعْنَا سَادَتَنَا وَكُبَرَآءَنَا فَأَضَلُّونَا السَّبِيلَ

“И скажут они: “Господь наш, мы только повиновались лидерам нашим и нашим старейшинам, и они сбили нас с пути”. [33:67]

Лидерами и старейшинами здесь были предводители язычества.

Арабские саммиты министров внутренних дел, а также сотрудничество разведывательных служб евреев и христиан с разведывательными службами мусульманских правителей, ради борьбы с носителями исламского призыва, и воспрепятствования появлению государства Ислама, являются тем же самым. Какое же может быть подчинение этим правителем в этой их деятельности, которая может привести лишь в ад. Вскоре скажут те, кто последовал за правителями так же, как и сказали те, кто последовал за предводителями язычества и неверия. Они скажут: Ах, если бы мы подчинились Аллаху и Посланнику… Пусть же остерегаются мусульмане того, чтобы впасть в услужение лжи, в борьбу против истины и быть орудием, направленным на уничтожение каждой основательной деятельности по изменению положения уммы, и устранению от нее униженности, ликвидируя упадок и поднимая ее идейный уровень и ее образ жизни, воздвигая ее в ту степень, которую она должна занимать среди народов, а, также прочно укрепляя ее идеологию, которая должна руководить жизнью всего человечества.

Перейдем к другому виду подчинения, которым является подчинение жены своему мужу. Этот вопрос тоже является очень важным и несущим опасные последствия. Если мы обратим взгляд на жизнь современных мусульман, в которой критерии и ценности перевернулись верх дном, то находим, что западная культура  сосредоточила свое внимание на женщине с той целью, чтобы разрушить все социальные устои, противоречащие тому образу жизни и тем манерам поведения в жизни, которые провозглашает эта культура.

Именно идеи свободы личности, равенства, освобождения женщины и предоставления женщине права принимать участие в правлении, сделали некоторых женщин мусульманок непокорными и непослушными по отношению к своим мужьям, и выходящими против законов об ихтилате, уединения, табарруж и так далее. Эти женщины стали призывать к упразднению многоженства, к определению свидетельства одной женщины в общественной жизни наравне со свидетельством мужчины, и к приравниванию наследства, получаемого женщиной с наследством, которое получает мужчина. И даже над остальными обществами мира пронеслась эта бурная волна западных мыслей, и мусульманка оказалась в этом течении, которое унесло ее далеко от ее религии и семейных порядков. Равно как идея национализма и востоковедение – уничтожили исламское государство, также патриотические партии и женщины, которые отдали  себя в жертву этим вздорам, разрушили социальную жизнь мусульман, которые тем самым стали камнем преткновения перед возвращением Ислама к правлению.

Поэтому нам необходимо очень хорошо осознавать сложившееся положение, и нести ответственность в деле поднятия сознания женщины и ее просвещения, чтобы она освободилась от пут шайтана и не становилась жертвой культуры, которая околдовывает взоры чарующими лучами, но на самом деле все заключается не в чем ином как в обмане. Если женщина поймет, что культура Запада считает ее только лишь дешевым товаром потребления и предметом торговли, который можно сбывать точно также как и другие предметы торговли, то она, несомненно, ощутит, что использование ее произошло посредством привлекательных призывов, которые опровергаются реальностью. Реальность испорченности обществ и разрушение в них нормальных отношений, а также реальность судов и имеющихся в них заявлений о прелюбодеяниях, убийствах, покушениях на честь и достоинства людей и разводах, доказывают именно это.

Пусть вспомнит женщина мусульманка о своей разумной акъиде, которая говорит о потребности человека в мыслях и системах, и о том, что бессильный и нуждающийся человек, не может удовлетворить потребность в мыслях и системах жизни, поскольку он сам нуждается в том, кто обеспечит его ими. Естественно тот, кто не имеет какую-либо вещь, не в состоянии предоставить ее. Пусть она помнит, что Создатель, существование которого утвердил ее разум – Он Тот, Кому она обязана поклоняться и подчиняться. Он приказал ей слушаться своего мужа, и от этого зависит войдет ли она в рай. Ей следует помнить, что поклоняться необходимо именно Ему.

Пусть она помнит, что западные мысли исходят из порочного взгляда на человека и общество. Если женщина находится одинаково наравне с мужчиной в своей человеческой природе, то это – истина. Все законы Ислама, которые касаются человека как такового, являются общими как для женщины, так и для мужчины. Но каким же образом женщина может стоять одинаково наряду с мужчиной в тех законах, которые касаются определенного пола? Разве мы станем определять для мужчины ахкамы хайз (постановления шариата о менструациях), нифас (послеродовое очищение), кормления грудью и так далее, т.е. те шариатские законы, которые касаются положений женщины.

Женщине приказано подчиняться Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему). Аллах и Его Посланник (благословение и мир Аллаха ему) приказали женщине слушаться своего мужа в добре, являясь покорной ему. Если она совершает пятикратный намаз, сохраняет себя от прелюбодеяния, соблюдает пост в месяц Рамадан и слушается своего мужа, то ей обещан рай. Многие шариатские поручения, такие как джихад, поиск ризкъа, содержание и другие, не возложены на нее напрямую, как они возложены на мужчину. Какое же уважение может быть для нее больше этого. Женщины мусульман должны страшиться Аллаха и не быть орудием разрушения общества, семьи и верных порядков.

Тема покорности является важнейшей темой для мусульман. Мусульманин, который страшится Аллаха, должен постоянно стремиться к достижению довольства Аллаха. Довольство же Аллаха достигается только путем покорности Ему, а также путем соблюдения Его законов, их применения, согласия с ними и полного принятия их на разумной основе. Мусульманин, желающий достичь довольства Аллаха, не должен пренебрегать подчинением законам Аллаха и тем, чтобы они управляли его поступками, его словами и всей его жизнью. Если он познал закон Аллаха, то он не должен отказываться от него, а наоборот должен подчиниться ему и принять его. Самое лучшее, чем мы хотели бы завершить эту тему – это некоторые аяты из суры Ан-Нур (Свет). Всевышний Аллах говорит:

وَإِذَا دُعُوا إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مِنْهُمْ مُعْرِضُونَ، وَإِنْ يَكُنْ لَهُمُ الْحَقُّ يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَ، أَفِي قُلُبِهِمْ مَرَضٌ أَمِ ارْتَابُوا أَمْ يَخَافُونَ أَنْ يَحِيفَ اللهُ عَلَيْهِمْ وَرَسُولُهُ بَلْ أُولآئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ، إِنَّمَا كَانَ قَوْلُ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَنْ يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُولآئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ، وَمَنْ يُطِعِ اللهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللهَ وَيَتَّقِهِ فَأُولآئِكَ هُمُ الْفَآئِزُونَ

“И когда их призовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил между ними, - вот часть из них отвращается. А если бы у них была истина, то они пришли бы к Нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь, или они впали в сомнение, или боятся, что Аллах и Его посланник утеснят их? Нет! Они сами несправедливы! Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил их, - то, что они говорят: “Мы слышали и повинуемся!” Эти - счастливы. И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, эти - получившие успех”. [24:48-52]

Через этот минбар мы призываем мусульман к руководству шариатом Аллаха в своей жизни, и к его реализации. Путь достижения этой цели – байат, который следует дать праведному мусульманину в качестве халифа, который будет действовать среди нас согласно тому, что сообщается в Коране и Сунне, не будет пренебрегать подчинением Аллаху и Его Посланнику (благословение и мир Аллаха ему), будет предан своей религии и умме, будет действовать для того, чтобы развить ее и привести ее к наивысшим степеням. Вспомним хадис Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему), в котором он говорит: “Вся моя умма войдет в рай кроме тех, кто откажется”. Пророка спросили: “О Посланник Аллаха! А кто же откажется?”. Он ответил: “Тот, кто подчинился мне, тот войдет в рай, а тот, кто не подчинился, тот отказался” (аль-Бухари).


Мухаммад Абдуль-Къадир