بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Учителя Абу Ханифы
Имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) сказал: «Я формировался в кузнице знаний и фикха, проводил время с приверженцами знаний и всегда был рядом с лучшим из факихов». Этим самым Имам Абу Ханифа даёт понять, что обязал себя придерживаться одного из своих шейхов. Данную привязку к шейху мы находим и у других Имамов. К примеру, Имам Малик был связан с Ибн Хурмузом, Имам аш-Шафии — с Маликом, а Имам Ахмад — с аш-Шафии, пока последний не покинул Ирак. Однако это не означало, что они избегали других шейхов и не слушали их учения и мнения. Но тот, кто, по их мнению, был наиболее сведущим и времяпровождение с которым было наиболее полезным, становился их непосредственным учителем и шейхом.
Итак, шейхом, с которым был тесно связан Имам Абу Ханифа, являлся Хаммад ибн Абу Сулейман. Его ан-Нуман ибн Сабит сопровождал в течение целых восемнадцати лет. Повествуя об этих годах, Абу Ханифа передал слова Хаммада, поражённого умению своего ученика запоминать и его преимуществу над своими товарищами: «Во время урока напротив меня осмеливается сидеть лишь Абу Ханифа».
Причина, по которой Абу Ханифа избрал Хаммада своим шейхом и учителем, очевидна. Куфа была поистине кладезю учёных и шейхов. Хаммад ибн Абу Сулейман являлся носителем знаний сподвижников Пророка ﷺ, от которых он перенял ильм в области акъыды и усуля. К числу этих сподвижников относятся: Умар ибн аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Масуд и Абдуллах ибн Аббас (пусть Аллах будет доволен ими всеми).
Если Абу Ханифа получил знания у Хаммада, то Хаммад, в свою очередь, получил знания у факиха Ирака и мухаддиса Куфы — Ибрахима ан-Нахаи, одного из величайших табиинов. Он отличался своей набожностью, богобоязненностью, аскетизмом и поклонением. Ибрахим ан-Нахаи умер в 96 году по хиджре в возрасте 50 лет. После его джаназа аш-Шаби сказал: «Вы похоронили лучшего человека». Кто-то спросил: «Он был лучше даже аль-Хасана (подразумевая аль-Хасана аль-Басри)?». Аш-Шаби ответил: «Он знал фикх лучше аль-Хасана и кого-либо другого из Басры, Куфы, Шама и Хиджаза». Ан-Нахаи вызывал почёт также и у Саида ибн Джубайра, который однажды сказал: «Вы просите у меня фатву, когда среди вас есть Ибрахим ан-Нахаи?». Ан-Нахаи был слишком скромным, чтобы говорить, пока его не спросят о чём-то. Отвечая на вопрос, он говорил: «Я заговорил, но будь у меня возможность, то предпочёл бы промолчать. Время, в которое я был факихом Куфы, является (для меня — ред.) худшим». У Ибрахима ан-Нахаи были свои мнения в фикхе, что приблизило его к тому, чтобы стать основателем мазхаба. Несмотря на свою набожность и то, что он видел только одним глазом, он пользовался особым почётом. Суфьян ибн Мугира сказал: «Мы почитали Ибрахима ан-Нахаи словно амира». Он вошёл в круг общения Аишы (р.а.) во время совершения хаджа, будучи ещё ребёнком.
Также Хаммад ибн Абу Сулейман (шейх Абу Ханифы) получил знания от Амира аш-Шаби, близкого друга Ибрахима ан-Нахаи и одного из имамов Куфы и её пределов. Он застал более пятисот Сподвижников Посланник Аллаха ﷺ, получил у них знания и передавал от них риваяты. Он имел огромную аудиторию на лекциях в Куфе. Мухаммад ибн Сирин рассказывал: «Однажды я приехал в Куфу и стал свидетелем того, что аш-Шаби на лекции окружало большое количество учеников при том, что многие сподвижники ещё были при жизни». Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Было время, когда (настоящих) учёных было четверо: Саид ибн аль-Мусаййиб в Медине, аш-Шаби — в Куфе, Хасан аль-Басри — в Басре и Макхул — в Шаме».
Третьим учёным, который обучал Хаммада ибн Сулеймана, был Саид ибн Джубайр, убитый в пятидесятилетнем возрасте аль-Хаджджаджем в 95 году хиджры. Несмотря на количество учёных, казнённых аль-Хаджджаджем, убийство Саида ибн Джубайра сильно потрясло Исламскую Умму. Он был одним из факелов табиинов, учёным, чтецом Корана, факихом и имамом для мусульман в месяц Рамадан. В одну из ночей он читал по кыраату Абдуллаха ибн Масъуда, по кыраату Зайда ибн Сабита, а в другие ночи — по другим оставшимся кыраатам. Саид ибн Джубайр выделялся среди табиинов своими знаниями религии. Часто поговаривали, что среди табиинов лучше осведомлён в вопросах талака Саид ибн аль-Мусаййиб, в вопросах хаджа — Ата ибн Абу Рабах, в вопросах халяля и харама — Тавус, в тафсире — Муджахид ибн Джабр, а все они вместе — это Саид ибн Джубайр. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аль-Хаджджадж казнил Саида ибн Джубайра тогда, когда не было на земле такого человека, который не нуждался бы в его знаниях».
Хаммад ибн Сулейман получил знания у вышеперечисленных шейхов, и при этом он сам был наиважнейшим шейхом Абу Ханифы. Но также он был шейхом множества имамов и факихов, среди которых Суфьян ас-Саури и мухаддис, рави и поэт Шуъба ибн аль-Хаджджадж, о котором Имам аш-Шафи сказал: «Если бы не Шуъба, то хадисы не дошли бы до Ирака». В фикхе он придерживался таких сахабов, как Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд (р.а.).
К другим шейхам Абу Ханифы, жившим в Куфе, относятся:
Мухариб ибн Дисар;
Симак ибн Харб (застал около 80 сподвижников, перенял от большинства из них знания и передал от некоторых из них хадисы);
Абдуль-Карим Абу Умайя;
Атыйя ибн Саад (передатчик от нескольких сахабов).
Каждый из них отличался широкими познаниями в областях хадиса, фикха, поэзии, истории, судопроизводства и охарактеризовался надёжностью, честностью, аскетизмом, заслуживающим доверия и часто поклоняющимися, и даже успехами в верховой езде.
Среди шейхов Абу Ханифы за пределами Куфы есть такие имена, как:
Анас ибн Малик (последний из сподвижников в Басре);
Хишам ибн Урва ибн аз-Зубайр (табиин, племянник сахаба Абдуллаха ибн аз-Зубайра, виделся с сахабами Абдуллахом ибн Умаром и Анасом ибн Маликом);
Ата ибн Абу Рабах (табиин, муфтий и факих Мекки, получил знания у множества сахабов и утверждал, что виделся с двумя сотнями сподвижников);
Нафи мауля Ибн Умар (передатчик хадисов от множества сахабов, уполномоченный Умаром ибн Абдуль-Азизом обучать египтян Сунне). Мухаддисы говорили: «Риваят от аш-Шафии, ему — от Малика, ему — от Нафи — это Золотая цепочка».
В том числе среди учителей Абу Ханифы были шейхи из числа Ахль аль-Байт: Мухаммад аль-Бакир и Зайд — сыновья Зейна аль-Абидина Али ибн аль-Хусейна.
Что касается Мухаммада аль-Бакира, то он был великим учёным, обладающим нравственностью дома Пророка ﷺ, куда входят великодушие, мудрость и солидность. Прозвище «аль-Бакир» (владеющий широкими познаниями) он получил из-за своих достижений в знаниях. Он был потомком рода Пророка ﷺ по линии отца и матери. Входил в число учёных-табиинов. Он передавал хадисы от своего отца, от дедов — аль-Хасана и аль-Хусейна, от Абу Хурайры, Мухаммада ибн аль-Ханафия, Абдуллаха ибн Аббаса, Абдуллаха ибн Амра и других. От него же хадисы передавали такие благородные учёные, как его сын Джафар ас-Садик, Мухаммад ибн Шихаб аз-Зухри, Амр ибн Динар и другие. Имам Мухаммад аль-Бакир строго осуждал тех, кто дурно высказывался о праведных халифах.
Его же брат Зайд ибн Али Зейн аль-Абидин так же имел обширные знания, знал много хадисов и обладал многими достойными качествами. Его племянник Джафар ас-Садик сказал: «Пусть Аллах смилостивится над моим дядей. Клянусь Аллахом, он был достойным потомком Пророка ﷺ. Клянусь Аллахом, подобная утрата не сравнится ни с чем, ни в этом мире, ни в том». Зайд является имамом мазхаба, который носит его имя. Имам Зайд получил знания фикха от Абана ибн Усмана, Ибн Шихаба аз-Зухри, Урвы ибн аз-Зубайра, Шуъбы ибн аль-Хаджджаджа и других. Фикх шиитов по цепочке упирается в Зейна аль-Абидина и в аль-Бакира, который был старше Зайда на десять с лишним лет. Учение имама Зайда признаёт правление Абу Бакра и Умара, но с превосходством Али над ними. Его мазхаб допускает правление менее достойного, несмотря на наличие более достойного на титул халифа. Зайд был учителем Абу Ханифы, пока последний пребывал в Хиджазе. Абу Ханифа, описывая Зайда, сказал: «Я виделся с Зайдом ибн Али, а также с его семьёй. В его время я не видел кого-либо более знающего в фикхе, более быстрого в ответах и более ясного в изъяснениях. Он был бесподобным человеком».
Ещё один шейх Абу Ханифы — Абдуллах ибн Хасан ибн Хасан ибн Али ибн Абу Талиб, который был почётным учёным и правдивым мухаддисом. Мусаб ибн Абдуллах сказал о нём: «Я не видел никого из учёных, к которым бы относились с таким же почтением, как к Абдуллаху ибн Хасану ибн Хасану». Он передавал хадисы и риваяты от своего отца, матери, двоюродного брата своего деда Абдуллаха ибн Джафара ибн Абу Талиба, аль-Араджа и Икримы. От него же передавали такие учёные, как Малик и Суфьян ас-Саури, которые имели значимость в глазах халифа Умара ибн Абдуль-Азиза.
Имам Джафар ас-Садик ибн Имам Мухаммад аль-Бакир был прозван ас-Садиком из-за своей искренности и благородства.
Большинство историков утверждает, что Абу Ханифа пятьдесят пять раз совершил обряд хаджа, не говоря уже о том, что он непрерывно пребывал в Мекке с 130 по 136 годы по хиджре.
Уроки и кружки Абу Ханифы
Абу Ханифа не осмеливался открывать свои уроки, пока был жив его учитель Хаммад ибн Абу Сулейман, вплоть до 120 г.х. (дата смерти Хаммада). Однажды он попытался покинуть кружок своего учителя и образовал свой. Но как только он вошёл в мечеть и увидел Хаммада, то почувствовал себя очень неловко и сел перед своим учителем, которому необходимо было отправиться в тот же день в свой родной город Басру, чтобы получить наследство. Во главе же своих уроков и в качестве лектора он назначил Абу Ханифу. Хаммад вернулся в Куфу после двух месяцев отсутствия. Абу Ханифа записал все ответы на вопросы, которые ему задавались. Хаммад сообщил ему, что на сорок вопросов он дал правильные ответы, на двадцать — неправильные. Тогда Абу Ханифа ни капли не огорчился и не разочаровался в себе, поскольку он стремился к тому, чтобы открыть свои кружки, когда достигнет идейной зрелости во всех областях.
1. Уроки в мечети Куфы
Как выразился Абу Ханифа, Куфа была кузницей знаний, а в мечети Куфы проводились уроки таких величайших шейхов, как Сулейман ибн Михран аль-Амаш, который был известен своим красноречием и зухдом, Мисар ибн Кидам, прозванный аль-Мусхафом из-за хорошей памяти, и Суфьян ас-Саури. Однако халка Имама Абу Ханифы были больше по количеству собиравшихся слушателей, тем более после того, как Мисар и Суфьян переехали в Мекку, а за ними переехали и их уроки. Кроме этого, халка в мечети Куфы не ограничивались фикхом и хадисами. Там проходили уроки по кыраатам, к примеру, кружки Хамзы ибн Хабиба, о котором Суфьян ас-Саури сказал, что при его чтении Корана каждая буква цепляет за душу. Также проходили уроки известного чтеца Корана Шуъбы ибн Айяша ибн Салима аль-Азди. Однако этим халка предшествовали халка Асима (имам известного и распространённого кыраата), шейха Абу Ханифы в кыраате. Наряду со всеми уроками в мечети Куфы, халка Абу Ханифы занимал особое место и был обильным источником ильма. Когда Абу Ханифа намеревался совершить хадж, а его он совершил пятьдесят пять раз, в Запретной Мечети в Мекке собирались халка за месяц до прибытия Абу Ханифы, опережая его славу. То же самое происходило во время его визита в Медину.
Там он встречался с Имамом Маликом, с которым они вели прения в вопросах религии и фикха, и зачастую приходили к единому мнению. Учёные считали, что Абу Ханифа владеет третьей четвертью знаний, что позволяло ему отвечать на поставленные ему вопросы. Учёный, имам, факих и захид Аль-Фудайль ибн Ийяд сказал: «Абу Ханифа был известен своими познаниями в фикхе, набожностью и благосостоянием». Также он сказал: «Абу Ханифа был терпелив в обучении учеников днём и ночью, проводил ночи с пользой, много молчал и мало говорил, ожидая, пока услышит вопрос в области халяля и харама. Он проявлял благородство, что указывало на его правдивость, и избегал денег правителей». Также современник Абу Ханифы Имам Абдуллах ибн аль-Мубарак, описывая халка, в котором присутствовал Мисар ибн Кидам, сказал: «Я видел, как Мисар сидел на халка Абу Ханифы напротив него и при этом задавал ему вопросы, получая от них пользу. Я не видел никого, кто говорил бы в области фикха лучше, чем Абу Ханифа». Мисар, описывая этот халка, сказал: «После утреннего намаза они разошлись по своим делам, затем собрались и сели возле Имама Абу Ханифы, затем кто-то задавал вопросы, а кто-то наблюдал».
Уроки Абу Ханифы представляли собой научно-исследовательский комплекс, где обсуждались различные вопросы. Порой обсуждение одного вопроса могло длиться несколько дней и ночей. Когда Абу Ханифа приходил к какому-либо решению, он говорил своему ученику Абу Юсуфу: «Отнеси этот ответ в такой-то раздел».
Имам Абу Ханифа был учёным-открывателем. Он не позволял записывать своё мнение, пока не был уверен в его правильности, поскольку на него оказала влияние личность Умара аль-Фарука (р.а.). Умар завещал Абу Мусе аль-Ашъари не следовать мнениям Умара в судебной системе, если выявится их ошибочность.
Абу Ханифа предостерегал тех, кто изучает ильм ради мирского, сказав: «Тот, кто получает знания ради мирских благ, лишён баракята и спокойствия в своём сердце. А тому, кто получает знания ради религии, — да благословит его Аллах в знаниях, даст спокойствия в сердце и увеличит в нём пользу для других». Абу Ханифа располагал немалым состоянием, он вёл прибыльную торговлю и щедро расходовал на своих учеников. Они получали ежемесячные выплаты, чтобы покрывать свои расходы. Данные выплаты напоминают нечто, именуемое сегодня «стипендией». Данный поступок Абу Ханифа унаследовал от своего учителя Хаммада, а Хаммад, в свою очередь, — от Ибрахима ан-Нахаи. Абу Юсуф сказал: «Абу Ханифа содержал меня и мою семью 20 лет. А когда я сказал, что не видел человека щедрее него, он ответил: «Если бы ты видел Хаммада! После смерти Хаммада я упоминаю его имя наряду с именами моих родителей в своих мольбах о прощении их грехов после каждого намаза. Я молюсь и за тех, кто обучал его, и за тех, кто обучался у него». Однажды, наставляя Абу Юсуфа, он сказал: «В отношениях с султаном веди себя как с огнём. Извлекай свою пользу, но держи дистанцию, не подходи близко, поскольку султан не видит ни в ком себе ровни».