بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Которому принадлежит полное подчинение и послушание. Мир и благословение первому правителю мусульман, его семье и сподвижникам.
Особо остро вопрос подчинения вали аль-амру (правителю мусульман) встал после падения Исламского Государства, когда Запад захватил исламские земли и поставил во главе каждой мусульманской страны тиранов, наполнивших землю насилием. Колонизатор заложил основу тиранического правления в странах мусульман так, что Исламская Умма снова вернулась во времена джахилии.
Хуже всего то, что в этой трагической ситуации появляется группа мусульман, одетых в белые одеяния и присвоивших себе звания учёных, и кричит в адрес угнетённой Уммы и её защитников, а не в лицо угнетателей. Эти псевдоучёные говорят: «Терпите, подчиняйтесь и соглашайтесь с правлением куфра и гнётом до тех пор, пока вами правит вали аль-амр!». После долгих лет жестокости правителей Умма сталкивается с этой группой защитников тирании.
Течение «аль-джамия», основателем которого является Мухаммад Аман аль-Джами, движение «мадхализм», основателем и идеологом которого является Раби ибн Хади аль-Мадхали, течение «раслянизм» в Египте, основателем которого является Мухаммад Саид Раслян и т.д. — имена не важны, но важно то, как они искажают Сунну Посланника Аллаха ﷺ!
Призыв этой группы, которая прикрывается салафизмом, сводится к следующему:
1. Поддерживать (аль-валя) нынешних правителей, защищать и оправдывать их грехи, запрещать выступление против них или даже соперничество с ними, обвинять в хариджизме тех, кто выступает против правителей, называя их «псами из Ада», в более худшем случае — считать кровь нынешних «хариджитов» дозволенной, даже если это благочестивые учёные.
2. Утверждать законность этих правителей, даже если они захватили власть, лишив Умму этого права.
3. Подчиняться правителям, закрывая глаза на их тиранию, гнёт и распространение нечестия на земле, даже если они правят на основе куфра и проявляют верность врагам Ислама. Некоторые защитники даже говорят о необходимости подчиняться неверным.
Более умеренные из них дозволили выступать против нынешних правителей при наличии пяти условий:
— Необходимо своими глазами увидеть действие, противоречащее Шариату, а не судить по тем или иным «слухам», как это приходит в сахих хадисе Убады ибн Самита (р.а.), в котором передаются слова Пророка ﷺ:
إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ
«Только если он совершит явный куфр, на который у вас есть довод от Аллаха» (Бухари).
— Увиденное действие правителя должно быть куфром, а не грехом или ослушанием, которые не выводят из религии. Например, необходимо увидеть, как правитель поклоняется идолу или ругает Аллаха и Его Посланника ﷺ, или совершает другие действия, выводящие из Ислама.
— Куфр правителя должен быть «явным», как указывается в хадисе, т.е. когда нет нужды в пояснении. Имам Ахмад ибн Ханбаль был убеждён в неверии того, кто говорит о сотворённости Корана. Тем не менее, он не обвинил в куфре тогдашнего правителя Мамуна, который утверждал о сотворённости Корана, поскольку этот куфр нуждается в пояснении.
— Мусульмане должны обладать неопровержимым доказательством на очевидное неверие правителя.
— Выступление против правителя не должно приводить к ещё большему злу, чем если он останется у власти.
Защитники нынешних правителей вооружились обильным количеством текстов из Корана и Сунны, а также словами учёных и праведных предшественников. Они приводят свои доказательства тем, кто противоречит им, и это придаёт им смелость и твёрдость против мусульман. В то же время можно наблюдать их мягкость и лояльность к тиранам.
Чаще всего они приводят следующие доказательства:
• Слова Всевышнего Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا ٥٩
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием (вали аль-амр) среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59).
• Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
عَلَيْكَ بِالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِكَ وَمَكْرَهِكَ وَعُسْرِكَ وَيُسْرِكَ وَأَثَرَةٍ عَلَيْكَ
«Ты должен повиноваться, нравиться тебе это или нет, тяжело ли тебе или легко, даже если это не в твоих интересах», — достоверный хадис, приводится у Насаи и Ахмада.
• Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَطَاعَنِي فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَمَنْ أَطَاعَ أَمِيرِي فَقَدْ أَطَاعَنِي وَمَنْ عَصَى أَمِيرِي فَقَدْ عَصَانِي
«Кто подчинился мне, тот подчинился Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха. Кто повиновался амиру, тот повиновался мне, а кто ослушался амира, тот ослушался меня». В некоторых риваятах вместо слова «амир» используется слово «Имам». Хадис достоверный, приводится в сборниках Бухари и Муслима, а также его приводит Насаи, Ибн Маджа и Ахмад.
• Сообщается от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا يَكْرَهُهُ فَلْيَصْبِرْ عَلَيْهِ، فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ شِبْرًا فَمَاتَ إِلَّا مَاتَ مَيْتَةً جَاهِلِيَّةً
«Кто увидит от своего амира то, что ему не нравится, пусть проявляет терпение. Поистине, кто умрёт, оставив общину хотя бы на пядь, тот умрёт смертью джахилии», — достоверный хадис, приводят Бухари и Муслим. В версии Муслима говорится «кто выйдет из подчинения». Подобный риваят приводит Ахмад. Все они достоверны.
• Приводится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَكُونُ بَعْدِي أَئِمَّةٌ لَا يَهْتَدُونَ بِهُدَايَ، وَلَا يَسْتَنُّونَ بِسُنَّتِي، وَسَيَقُومُ فِيهِمْ رِجَالٌ قُلُوبُهُمْ قُلُوبُ الشَّيَاطِينِ فِي جُثْمَانِ إِنْسٍ! قَالَ: قُلْتُ: كَيْفَ أَصْنَعُ يَا رَسُولَ اللهِ إِنْ أَدْرَكْتُ ذَلِكَ؟ قَالَ: تَسْمَعُ وَتُطِيعُ لِلْأَمِيرِ، وَإِنْ ضَرَبَ ظَهْرَكَ وَأَخَذَ مَالَكَ، فَاسْمَعْ وَأَطِعْ
«Появятся после меня такие Имамы, которые не будут следовать моему пути и не будут жить в соответствии с моей Сунной. И появятся среди вас люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии». Я спросил: «И что нам делать, если мы это застанем?». Пророк ﷺ сказал: «Слушайся и повинуйся амиру, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твоё имущество!», — приводит Муслим. Также вывел Хаким от Абу Салямы.
Также они приводят следующие слова учёных:
• Ибн Таймия в книге «Манхадж ас-сунна» пишет: «Приверженцы Ахли Сунна считают, что не следует выступать против Имамов и сражаться против них, даже если они чинят тиранию. На это указывают сахих хадисы Пророка ﷺ. В сражении и смуте нечестия больше, чем в тирании, которая не сопровождается сражением и смутой. Возможно, в этом противостоянии с правителем будет больше нечестия, чем в том, что они намереваются исправить».
Таким образом, они погрязли в своём призыве и стали грубыми в прениях. В этом им помогает сегодняшний идейный упадок среди мусульман, отчуждение исламских концепций в целом, и связанных с шариатской политикой — в частности. Так что они в полной мере используют эту ситуацию, оказавшись в подходящей атмосфере.
Встречая их доказательства, многие мусульмане чувствуют смятение, потому что гнёт, чинимый этими тиранами, не исчезнет с молчанием и послушанием, а будет расширяться и увеличиваться. Более того, Ислам воспитал мусульман такими, что они отказываются подчиняться кому-либо помимо Аллаха и молчать при виде отступления от Шариата. Всё это мусульманин впитывает в себя, читая Сиру Посланника Аллаха ﷺ, который восстал против правителей лжи и отказался склониться перед ними. Мусульманин задаётся вопросом: как Ислам может приказывать нам подчиняться тем, кто объявил войну Аллаху и Его Посланнику ﷺ?!
Смятение прокрадывается в душу мусульманина, потому что он слышит достоверные хадисы, которые не могут быть опровергнуты или раскритикованы.
Таким образом, стремление к переменам ослабевает, и вообще изменение порочной реальности становится запретным. В итоге получается, как будто подчинение Аллаху лежит через подчинение врагам, и пропадает смысл слов героя Исламской Уммы Рубаи ибн Амира, который сказал полководцу персов: «Аллах послал нас, чтобы освободить кого Он пожелает из рабства других людей и привести их к рабству перед одним Аллахом».
Следует помнить, что мы — народ Корана и Сунны, поэтому не следует отвечать защитникам тиранов унижениями и попытками связать их с правителями, прежде чем найти и привести требуемые ответы из исламских источников. В большинстве случаев приверженцы нынешних правителей опираются на святость исламских текстов, даже если они противоречат желаниям. Поэтому неправильно вступать с ними в дискуссию, не изучив тексты и их значения, иначе вы потерпите неудачу, когда покажется, что он следует исламским текстам, а вы как будто предпочитаете разумные выводы шариатским доказательствам.
Если рассмотреть вопросы и тексты, из которых рождаются их предположения, то обнаружится, что они сосредоточены вокруг следующих:
1) Тексты, обязывающие подчиняться вали аль-амр
2) Хадисы, связанные с оспариванием власти:
Сообщается от Убады ибн Самита (р.а.): «Мы присягнули Посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого, полученными от Аллаха Всевышнего, и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались, не боясь ради Аллаха порицания порицающего», — вывели Бухари, Муслим, Ахмад, ат-Табарани и другие. Под «Проявлениями очевидного куфра» они понимают «очевидный куфр правителя».
3) Хадисы о сражении с вали аль-амр:
Приводится в «Сахих» Муслима от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خِيَارُ أَئِمَّتِكُمْ الَّذينَ تُحِبُّونهُم ويُحبُّونكُم، وتُصَلُّونَ علَيْهِم ويُصَلُّونَ علَيْكُمْ، وشِرَارُ أَئمَّتِكُم الَّذينَ تُبْغِضُونَهُم ويُبْغِضُونَكُمْ، وتَلْعَنُونَهُمْ وَيَلْعَنُونَكُمْ، قِيلَ: يَا رسُول اللَّهِ، أَفَلا نُنابِذُهُمْ؟ قالَ: لا، مَا أَقَامُوا فِيكُمُ الصَّلاةَ، وَإِذَا رَأَيْتُمْ مِنْ وُلَاتِكُمْ شَيْئًا تَكْرَهُونَهُ: فَاكْرَهُوا عَمَلَهُ، وَلَا تَنْزِعُوا يَدًا مِنْ طَاعَةٍ
«Лучшие из Имамов — те, которых вы любите и которые любят вас. Вы благословляете их, и они благословляют вас. А худшие из Имамов — те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас. Вы проклинаете их, и они проклинают вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам сражаться с ними с мечом в руках?». Он ответил: «Нет, пока они совершают вместе с вами намаз. Если же вы увидите в своём правителе нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к этому неприязнь, но не отказываться от повиновения». «Совершают вместе с вами намаз» — они понимают как «пока правитель позволяет совершать намаз».
4) Вопрос подчинения правителю, захватившему власть.
Проследив их метод взаимодействия с текстами, а также учитывая все стороны вопроса в попытке найти возможные ошибки, мы пришли к выводу, что они допустили три ошибки в процессе своего иджтихада:
ошибка в понимании реальности, т.е. в тахкик аль-манат (понимании объекта закона);
ошибка в приведении и изучении текстов, будучи убеждёнными в отсутствии противоречий между ними, что привело к игнорированию шариатского метода сопоставления текстов (тавиль);
ошибка в применении законов на реальность.
Рассмотрим первую ошибку — понимание реальности, т.е. тахкик аль-манат (понимание объекта закона): пожалуй, это самая грубая ошибка, и её уже достаточно для полного опровержения их мнения.
Кто такой «вали аль-амр», которому необходимо подчиняться? Шариатское значение «вали аль-амр»: управляющий делами Уммы, который, согласно Шариату, обладает браздами правления и руководством над мусульманами. Этот термин встречается в некоторых шариатских текстах, как в словах Посланника Аллаха ﷺ:
ثَلَاثُ خِصَالٍ لَا يَغِلُّ عَلَيْهِنَّ قَلْبُ مُسْلِمٍ أَبَدًا: إِخْلَاصُ الْعَمَلِ للهِ، وَمُنَاصَحَةُ وُلَّاةِ الْأَمْرِ، وَلُزُومُ الْجَمَاعَةِ
«Три качества, которые не может ненавидеть сердце мусульманина: искреннее деяние ради Аллаха, искренний совет обладателям власти (вали аль-амр) и приверженность общине» (Ахмад).
Ясно показано, кто такой вали аль-амр в рассказе о том, как Посланник Аллаха ﷺ предложил себя в качестве вали аль-амр над Бану Амир. Приводится в «Сире» Ибн Хишама, что Байхара ибн Фирас из Бану Амир ибн Саъсаъа сказал Пророку ﷺ: «Если мы присягнём тебе относительно твоего дела, а потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует, достанется ли нам власть после тебя?». Пророк ﷺ ответил: «Это дело принадлежит Аллаху, и Он даёт его, кому пожелает». Тогда Байхара сказал ему: «Мы будем вместо тебя подставлять свои шеи под мечи арабов, и если Аллах даст тебе победу, то это дело не достанется нам?! Мы не нуждаемся в твоём деле», — и они отказались от него. Очевидно, что это дело касалось власти и правления, поскольку принятие ансарами этого дела привело к установлению этой власти в Медине.
Также об этом ясно говорится в следующем хадисе:
لَيَبْلُغَنَّ هَذَا الأَمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَلَا يَتْرُكُ اللَّهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلَا وَبَرٍ إِلَّا أَدْخَلَهُ اللَّهُ هَذَا الدِّينَ بِعِزِّ عَزِيزٍ أَوْ بِذُلِّ ذَلِيلٍ عِزًّا يُعِزُّ اللَّهُ بِهِ الْإِسْلَامَ وَذُلًّا يُذِلُّ اللَّهُ بِهِ الْكُفْرَ
«Это дело дойдёт до тех мест, куда доходит ночь и день. Аллах не оставит ни одного глиняного дома или дома из шкур, кроме как введёт туда эту религию и возвеличит посредством неё великих и унизит униженных. Посредством великих Он возвеличит Ислам, а посредством униженных унизит неверие», — вывели Ахмад, ат-Табарани, Байхакый, и подтвердили достоверность Хаким и Альбани.
Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).
Праведные предшественники, в том числе — Абу Хурайра и Ибн Аббас, пришли к выводу, что в этом аяте подразумеваются правители (амиры). Это же мнение предпочёл ат-Табари и Навави. А также этого мнения придерживалось большинство учёных.
Некоторые пришли к мнению, что под словами «вали аль-амр» имеются в виду учёные. Однако, после детального рассмотрения вопроса, выясняется, что учёному не подчиняются, а следуют. Другими словами, подчинение принадлежит не учёному, а правителю в тех законах, которые он принимает (табанни).
Следовательно, вали аль-амр муслимин (управляющий делами мусульман), которому необходимо подчиняться — это тот, кто управляет делами мусульман на основе религии, поскольку у мусульман не может быть другой основы. Только благодаря религии мусульмане стали единой Уммой и обрели свою идентичность и культуру. Благодаря религии у них появилось политическое образование. Что касается тех, кто управляет на других основах, как демократия, светскость, либерализм, социализм или что-либо другое помимо исламской системы правления, которая ясно описана в Исламе, — тогда этот правитель не является вали аль-амр муслимин. О таких сказано в словах Всевышнего Аллаха:
وَمَن يُشَاقِقِ ٱلرَّسُولَ مِنۢ بَعۡدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ ٱلۡهُدَىٰ وَيَتَّبِعۡ غَيۡرَ سَبِيلِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ نُوَلِّهِۦ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصۡلِهِۦ جَهَنَّمَۖ وَسَآءَتۡ مَصِيرًا ١١٥
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).
Как он может считаться управляющим делами мусульман, если сам он в правлении обратился не к Исламу?!
Необходимо знать, что в словах Аллаха, Его Посланника ﷺ или известных учёных «вали аль-амр», «Имам», «халиф» или других используемых словах подразумевается шариатский правитель, который соответствует исламскому представлению. Непозволительно полагать, что Аллах и Его Посланник ﷺ под этими словами подразумевали правителей куфра, греха, беззакония и тирании. Исламское представление, которому должен соответствовать правитель, чтобы считаться амиром мусульман, строится на двух основах:
1. Шариатская законность правителя. Для этого он должен соответствовать условиям принятия власти, а именно: быть мусульманином, совершеннолетним, в здравом уме (не сумасшедшим), свободным (не рабом), справедливым и обладающим необходимыми способностями. Более того, правление должно перейти к нему посредством добровольной шариатской присяги. Если эти условия отсутствуют или он занял власть через систему куфра, или посредством демократических выборов, либо система была исламской, но он захватил власть силой без одобрения мусульман — тогда он не считается шариатским правителем, и его власть недействительна согласно Шариату.
2. Шариатская законность системы. Эта законность присутствует, если система является исламской, претворяющей Шариат в границах государства. Другими словами, в этой системе руководство и решение должно принадлежать Шариату. Также необходимо, чтобы власть в границах государства находилась в руках мусульман, что обеспечит величие Ислама и самих мусульман в международных отношениях. Т.е. Исламское Государство должно быть независимым и суверенным, и непозволительно, чтобы оно было оккупированным, покровительствуемым, мандатным или опекаемым со стороны неверных или их власти, что лишает суверенности. Говоря иными словами, государство должно быть Дар уль-Ислям (территорией Ислама), а не Дар аль-куфр (территорией неверия).
Если примерить все эти условия к нынешним правителям, то не остаётся сомнений в следующем:
они получили власть силой или через наследство, несмотря на негодование людей,
присяга (байат) или выборы, осуществлённые в некоторых странах, происходят в отношении выдуманных человеком законов,
они правят выдуманными законами, сделав Ислам одним из источников законодательства, а не единственным источником. Это и есть проявление явного куфра. Более того, они обращаются к законам международного сообщества, которое питает вражду к Исламу и мусульманам, а их структуры, вроде ООН или СБ, противоречат Шариату Аллаха.
Все нынешние правители утратили справедливость из-за своего нечестия или неверия, и изначально они не получили шариатскую присягу. Поэтому, прежде чем применять тексты о подчинении вали аль-амру, необходимо сначала выяснить, заслуживают ли наши правители этого места?
Исходя из вышеприведённых доказательств выясняется, что на земле на данный час не существует ни одного легитимного по Шариату правителя, а имеются лишь тираны, которые оставили Шариат и приняли другие законы. Применять законы, касающиеся вали аль-амр, на нынешних правителей — то же самое, что применять законы супружества в отношении прелюбодеев!
Призыв к подчинению нынешним правителям — это призыв к ослушанию Аллаха, оказание помощи куфру, поддержка правителей в нечестии и грехе. Более того, этот призыв считается игрой законами Шариата, предательством в отношении Уммы и приписыванием Аллаху того, чего Он не приказывал.
Следовательно, лишь рассмотрения тахкик аль-манат (понимания объекта закона) уже достаточно для опровержения мнения защитников нынешних правителей, а также для разъяснения степени их отклонения от Шариата.